Семинар-практикум: «Повышение психологической компетенции и гармонизация эмоциональной сферы педагогов»
Цели:
1) Помочь увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег;
2) Выделить и проанализировать качества, необходимые для эффективной работы педагогических работников;
3) Продиагностировать этапы, факторы и последствия синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов;
4) Познакомить педагогов с эффективными путями гармонизации эмоциональной сферы педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 41.83 КБ |
prezentatsiya_psihologicheskiy_portret_uchitelya.pptx | 94.18 КБ |
ekspress-diagnostika_nalichiya_sindroma_emotsionalnogo_vygoraniya.pptx | 545.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат №1 ст. Елизаветинской
Семинар-практикум
По теме:
«Повышение психологической компетенции и гармонизация эмоциональной сферы педагогов»
24.03.16г.
Провела:
Кравчук Анастасия Геннадиевна
педагог-психолог
Цели:
- Помочь увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег;
- Выделить и проанализировать качества, необходимые для эффективной работы педагогических работников;
- Продиагностировать этапы, факторы и последствия синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов;
- Познакомить педагогов с эффективными путями гармонизации эмоциональной сферы педагогов.
Уважаемые коллеги, на сегодняшнем семинаре-тренинге мы с Вами попробуем решить очень важные вопросы, касающиеся Ваше психологического состояния! Начать я предлагаю с анкеты для педагогических работников, которая называется «Психологический портрет учителя». Теоретической основой методики являются учение А.А. Ухтомского о доминанте, труды В.А. Сухомлинского, духовно ориентированная психология Т.А. Флоренской, «Я-концепция» Р. Бернса, подходы У. Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, Т. Гордона.
В основу методики «Психологический портрет учителя» легли представления авторов о хорошем учителе подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями эффективности педагогической деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе.
Методика «Психологический портрет учителя» помогает увидеть психологические причины профессиональных затруднений педагога прежде, чем они станут очевидными для учеников и коллег, и принять решение – «меняться самому», «менять работу» или «оставить все как есть». Эта методика может стать началом работы учителя над собой. Продолжением может быть участие педагога в тренингах профессионального и личностного роста.
Методика не может быть использована в целях административного контроля – для оценки работы учителя, при аттестации, решении кадровых вопросов и т.д. Цель этой методики исключительно познакомить Вас с самим собой!
Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам получить характеристику своего стиля преподавания и обратить внимание на некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберете тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке.
1. В воспитании детей важней всего а) окружить ребенка теплотой и заботой; б) заложить уважительное отношение к старшим; в) выработать у ребенка определенные взгляды и умения. 2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок а) да; б) нет; в) в зависимости от ситуации или настроения. 3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю а) интерес; б) смущение; в) раздражение. 4. если класс не приведен в порядок, а) моя реакция зависит от ситуации; б) я не обращаю на это внимание; в) я не могу начать урок. 5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой а) часто; б) в зависимости от ситуации; в) редко. 6. Для меня важнее а) отношение с учениками; б) отношение с коллегами; в) затрудняюсь ответить. 7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть а) часто; б) иногда; в) никогда не вызывают. 8. Присутствие на уроке посторонних а) воодушевляет меня; б) никак не отражается на моей работе; в) выбивает меня из колеи. 9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте а) в зависимости от ситуации; б) нет; в) да. 10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей а) да; б) не всегда; в) нет. 11. Во время перемены я предпочитаю общаться а) с учениками; б) с коллегами; в) лучше побыть в одиночестве. 12 Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении а) да; б) не всегда в) да. 13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других а) да; б) нет в) не уверен 14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который а) предлагает простор для творчества б) не вмешивается в мою работу в) дает четкие указания 15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного а) чаще всего б) иногда в) я почти всегда сомневаюсь 16. Случайные встречи с учениками за пределами школы а) доставляют мне удовольствие б) вызывают у меня чувство неловкости в) не вызывают у меня особых эмоции 17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой или несчастной а) часто б) редко в) никогда 18. Замечаю со стороны коллег со стороны администрации а) меня мало волнуют б) иногда задевают меня в) часто задевают меня 19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана а) в зависимости от ситуации б) предпочитаю импровизацию в) всегда 20. Мои успехи обычно признаются другими людьми а) да б) не всегда в) редко 21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть а) я согласен б) не согласен в) что-то в этом есть 22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег а) да б) иногда в) нет 23. Мыслью о предстоящей встрече с учениками и коллегами а) доставляют мне удовольствие б) особых эмоций не вызывает в) мне в тягость 24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне а) предпочитаю выяснить отношение б) игнорирую этот факт в) я плачу ему той же монетой 25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит а) почти все б) кое-что в) ничего не зависит | 26. В работе для меня важнее всего а) привязанность учеников б) признание коллег в) чувство собственной необходимости 27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния а) часто б) иногда в) не зависит 28. В дружелюбном отношении со стороны коллег а) я не сомневаюсь б) уверенности нет в) затрудняюсь ответить 29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять а) я пытаюсь понять его точку зрения б) я перевожу разговор на другую тему в) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека а) да б) в зависимости от ситуации в) вряд ли 31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика а) я тут же заступаюсь за него б) один на один сделаю замечание коллеге в) сочту некорректным вмешиваться 32. Работа дается мне ценой большого напряжения а) обычно б) иногда в) редко 33. У меня нет сомнений в своем профессионализме а) безусловно б) есть сомнения в) не приходилось задумываться 34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего а) возможность работать творчески б) отсутствие конфликтов в) трудовая дисциплина 35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет» а) нет б) не всегда в) да 36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит» а) согласен полностью б) не согласен в) что-то в этом есть 37. Мысли о работе мешают мне уснуть а) часто б) редко в) никогда не мешают 38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам а) часто б) иногда в) предпочитаю слушать других 39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика а) нет, это недопустимо б) затрудняюсь ответить в) если ученик этого заслуживает 40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом а) да б) в некоторых случаях в) нет 41. Во время каникул я испытываю потребности в общении с учениками а) да б) нет в) иногда 42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями а) редко б) когда как получается в) всегда 43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных а) да б) иногда в) нет 44. Не предвиденные ситуации на уроках а) можно эффектно использовать б) лучше игнорировать в) только мешает учебному процессу 45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине а) да б) не всегда в) нет 46. В конфликте между коллегами – учителей и учеников я «в душе» встаю на сторону а) ученика б) учителя в) сохраняю нейтралитет 47. В начале или в конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем а) как правило б) иногда в) проблем со здоровьем нет 48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией а) да б) не все в) не знаю 49. Требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными а) нет б) когда как в) да 50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств а) чаще всего б) когда как в) не согласен
| |||||||||||||||||||
I | II | III | IV | V | ||||||||||||||||
№ | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | № | 1 | 2 | 3 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||||||||||||||||
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||||||||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | ||||||||||||||||
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||||||||||||||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | ||||||||||||||||
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | ||||||||||||||||
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | ||||||||||||||||
46 | 47 | 48 | 49 | 50 | ||||||||||||||||
Итого: | Итого: | Итого: | Итого: | Итого: |
Вопросы данной методики составлены таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает обработку и дает возможность каждому самостоятельно ознакомиться с результатами тестирования.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из пяти шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в разделе «Интерпретации и комментарии». Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять), это означает, что поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы. Другая возможная причина – разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой помогает оценить наличие различных моделей профессионального поведения и выбрать оптимальную для конкретной ситуации.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И КОМЕНТАРИИ
- Приоритетные ценности
Профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие ребят, даже если он знает свое предмет и владеет методикой преподавания.
- Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка. Школьники безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка создает атмосферу для плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и ученика.
- Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Такого учителя, как правило, мало интересует внутренний мир ребенка. В отношениях с ним ребята держат себя настороженно, напряженно, так как не видят в педагоге союзника. Отношения в лучшем случае не носят личной окраски, чаще всего они пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
- Преобладание третьего варианта говорит о концентрации учителя на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками у педагога преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личными особенностями, так и неблагоприятным психоэмоциональным состоянием. Возможно, круг интересов такого учителя не исчерпывается только профессиональными педагогическими вопросами, он реализует свои возможности не только в школьной педагогической практике.
- Психоэмоциональное состояние
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
- Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики.
- Преобладание второго варианта или присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие реакцию на возникающие обстоятельства.
- Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определят эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в коллективе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы и человек по каким-то причинам скрывает свое истинное состояние.
- Самооценка
Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяется его самооценкой.
3.1 Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая в контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям становится возможным личностное развитие школьников.
3.2 Преобладание второго варианта, присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей. Поэтому такой педагог стремиться повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутреннему равновесию учителя.
IV. Стиль преподавания
На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.
4.1. Преобладание первого варианта в ответах говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог дает возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты «попустительского» стиля деятельности педагога. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы, в сложных педагогических ситуациях он проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия – приказ, поучение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
V. Уровень субъективного контроля
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой собственного душевного спокойствия и личного времени.
- Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или препятствиями со стороны других людей и обстоятельств). Они не склонны подчиняться влиянию других людей, остро реагируют при посягательстве на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
- Наличие в примерно равной степени всех трех вариантов ответов или преобладание второго варианта говорит о средней степени сформированности субъективного контроля. Причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других – во внешних обстоятельствах.
- Преобладание третьего варианта в ответах говорит о низком уровне субъективного контроля. Люди с таким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни (как позитивные, так и негативные) другим людям, случаю, судьбе.
Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания».
Подведем итог данной анкеты. Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующее:
- Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
- Благополучно психоэмоциональное состояние, уравновешенность, уверенность.
- Позитивное самовосприятие.
- Личностно ориентированное обучение, гибкость, спонтанность поведения.
- Ответственность.
Продолжая наш семинар, обратимся к такому понятию как «синдром эмоционального выгорания». Вы не раз слышали это понятия, но ещё раз к нему вернемся. Итак, синдром эмоционального выгорания – это психологическая реакция человека на долгосрочное эмоциональное переутомление, проявляющееся в потере интереса к жизни. Такая реакция может «созревать» месяцами и даже годами. Американский психолог Херберт Фрюденбергер в 1974 г. дал определение СЭВ (по английски «burnout») как проблемы, «рожденной обществом и временем, в котором мы живем, постоянной борьбой за то, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом. Это состояние не проходит, если его игнорировать».
Вашему вниманию предлагается экспресс-диагностика наличия синдрома эмоционального выгорания. Будет приведен перечень утверждений, касающихся вашей возможной производственной ситуации. Свое согласие (несогласие) с тем или иным утверждением необходимо отметить в специально разграфленной таблице – бланке ответов. В предложенном бланке зачеркните крестиком те номера, под которыми приведены утверждения, касающиеся вашей производственной ситуации. Номера утверждений, которые не касаются вашей производственной ситуации, пропускайте нетронутыми.
Вопросы теста:
1.Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
2. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
3. Я ошиблась(ся) в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
4. Меня беспокоит то, что я стал(а) хуже работать (менее продуктивно, менее качественно, медленнее).
5. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы коллег (свернуть взаимодействие).
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие коллег.
7. Теплота взаимодействия с коллегами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого.
8. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
9. Я откровенно устал(а) от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
10. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
11. Моя работа притупляет эмоции.
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
13. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
14. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с коллегами.
15. Обстановка на работе мне кажется очень трудной и сложной.
16. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п.
17. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
18. Я осуждаю коллег, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
19. Если коллега мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
20. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
21. Иногда иду на работу с тяжелым чувством – как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
22. Порой я чувствую, что надо проявить к коллеге эмоциональную отзывчивость, но не могу.
23. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с коллегами автоматически, без души.
24. После общения с неприятными коллегами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
25. Контингент коллег, с которыми я работаю, очень трудный.
26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
27. Последнее время меня преследуют неудачи а работе.
28. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
29. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
30. Я отношу себя к людям, которые полностью посвящают себя работе, забывая о собственных интересах.
31. Некоторых из своих постоянных коллег я не хотел(а) бы видеть и слышать.
32. Я часто приношу домой отрицательные эмоции.
33. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным(ой), притупила эмоции.
34. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
35. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил(а) интерес, живое чувство.
36. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Результаты теста:
Как вы уже догадались, номера в бланке ответов сгруппированы таким образом, чтобы облегчить процесс обработки результатов методики. Чем больше крестиков «украшают» Ваш бланк, тем дело обстоит серьезнее. Присвойте себе за каждый поставленный крестик 1 балл.
В нижеприведенной таблице занесены все необходимые сведения.
1 этап эмоционального выгорания Напряжение | 2 этап эмоционального выгорания Резистенция (сопротивление) | 3 этап эмоционального выгорания Истощение | Проявленные последствия развития «Синдрома эмоционального выгорания» |
1,13,25 Переживание психотравмирующих обстоятельств | 5,17,29 Редукция (упрощение) профессиональных обязанностей | 9,21,33 Личная отстраненность (деперсонализация) | Сложности в профессиональном взаимодействии |
2,14,26 Неудовлетворённость собой | 6,18,30 Эмоционально-нравственная дезориентация | 10,22,34 Эмоциональный дефицит | Эмоциональные сложности с самопринятием и самопроявлением |
3,15,27 «Загнанность в клетку» | 7,19,31 Неадекватное избирательное реагирование | 11,23,35 Эмоциональная отстраненность | Неадекватность восприятия ситуации, активизация реакций психологической защиты |
4,16,28 Тревога и депрессия | 8,20,32 Расширение сферы экономии эмоций | 12,24,36 Психосоматические и психовегетативные нарушения | Нарушение психологического равновесия и проблемы со здоровьем |
Разберемся подробнее с полученными результатами. Заполненный бланк ответов – своеобразная карта-матрица, демонстрирующая и возможные стадии развития синдрома эмоционального выгорания, и выраженность тех или иных его факторов, и то, какие его последствия проявлены в вашем случае больше всего.
Результаты интерпретируем следующим образом:
- По различным факторам синдрома эмоционального выгорания (всего этих факторов 12)
1 балл – низкая степень выраженности данного фактора;
2 балла – средняя степень выраженности;
3 балла – высокая степень выраженности.
- По проявленным последствиям развития синдрома (4 горизонтальные строки)
0-3 балла – слабая выраженность данного аспекта синдрома, можно пока ограничиться чтением «умных» книг;
4-6 баллов – средняя проявленность, пора вплотную обратить внимание на «себя любимую» («себя хорошего»);
7-9 баллов – высокая степень проявленности, пора звать на помощь, а также срочно уходить в отпуск или записываться на консультацию к психологу.
- По этапам развития синдрома (3 этапа)
Однозначно трудно определить, в какой из стадий «эмоционального сгорания» - начальной, средней или завершающей – находится каждый из нас в той или иной жизненной ситуации. Периодически мы все «горим», периодически – восстанавливаемся. Посмотрите, которая из вертикальных колонок содержит больше всего крестиков – возможно, это будет подсказкой в решении вашей конкретной производственной ситуации.
Хоть любой процесс имеет начало своего развития и собственную динамику, но не всегда стоит пускать все на самотек. Именно так обстоит дело с развитием синдрома эмоционального выгорания. Если на начальных стадиях он может восприниматься как обычная производственная усталость, последствия его последних стадий не заметить сложно. Это и все возрастающие сложности производственного взаимодействия, и нарушение психологической гармонии взаимоотношений с собой и с другими людьми, и, как следствие, появление проблем со здоровьем. Медиками и психологами давно доказана прямая зависимость состояния здоровья и психологического состояния человека.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уважаемые коллеги, из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции.
1. В воспитании важнее всего 1. окружить ребенка теплотой и заботой; 2. воспитать уважительное отношение к старшим; 3. выработать у него определенные взгляды и умения. 2. Если кто-то в классе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести урок 1. да; 2. нет; 3. в зависимости от настроения. 3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю 1. интерес; 2. смущение; 3. раздражение. 4. Если класс не приведен в порядок 1. моя реакция зависит от ситуации; 2. я не обращаю на это внимания; 3. я не могу начать урок. 5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой 1. часто; 2. в зависимости от ситуации; 3. редко.
6. Для меня важнее 1. отношения с учениками; 2. с коллегами; 3. не знаю. 7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое бывает трудно скрыть 1. часто; 2. иногда; 3. никогда не вызывают. 8. Присутствие на уроке посторонних 1. воодушевляет меня; 2. никак не отражается на моей работе; 3. выбивает меня из колеи. 9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1. в зависимости от ситуации; 2. нет; 3. обычно. 10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей 1. да; 2. не всегда; 3. нет.
11. Во время перемены я предпочитаю общаться 1. с учениками; 2. с коллегами; 3. лучше побыть в одиночестве. 12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении 1. нет; 2. не всегда; 3. да. 13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других 1. да; 2. нет; 3. не уверен. 14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1. предлагает простор для творчества; 2. не вмешивается в мою работу; 3. дает четкие указания. 15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного 1. обычно; 2. иногда; 3. сомневаюсь.
16. Случайные встречи с учениками за пределами школы 1. доставляют мне удовольствие; 2. вызывают у меня чувство неловкости; 3. не вызывают у меня особых эмоций. 17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным 1. часто; 2. редко; 3. никогда. 18. Замечания со стороны коллег и администрации 1. меня мало волнуют; 2. иногда задевают меня; 3. часто задевают меня. 19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1. в зависимости от ситуации; 2. предпочитаю импровизацию; 3. всегда. 20. Мои успехи обычно признаются другими людьми. 1. да; 2. не всегда; 3. редко.
21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть 1. я согласен; 2. не согласен; 3. что-то в этом есть. 22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег 1. да; 2. иногда; 3. нет. 23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами 1. доставляет мне удовольствие; 2. особых эмоций не вызывает; 3. в тягость. 24. Когда я вижу, что ученик ведет со мной вызывающе 1. предпочитаю выяснить отношения; 2. игнорирую этот факт; 3. я плачу ему той же монетой. 25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит 1. почти все; 2. кое-что; 3. ничего не зависит.
26. В работе для меня важнее всего 1. привязанность учеников; 2. признание коллег; 3. чувство собственной необходимости. 27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния 1. часто; 2. иногда; 3. не зависит. 28. В дружелюбном отношении со стороны коллег 1. я не сомневаюсь; 2. уверенности нет; 3. затрудняюсь ответить. 29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1. пытаюсь понять его точку зрения; 2. перевожу разговор на другую тему; 3. я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку. 30. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого 1. да; 2. в зависимости от ситуации; 3. вряд ли.
31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика 1. я тут же заступлюсь за него; 2. один на один сделаю замечание коллеге; 3. сочту некорректным вмешиваться. 32. Работа дается мне ценой большого напряжения 1. обычно; 2. иногда; 3. редко. 33. У меня нет сомнений в своем профессионализме 1. конечно; 2. есть сомнения; 3. не приходилось задумываться. 34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего 1. возможность работать творчески; 2. отсутствие конфликтов; 3. трудовая дисциплина. 35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет». 1. не думаю; 2. не всегда; 3. да.
36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит» 1. согласен полностью; 2. не согласен; 3. что-то в этом есть. 37. Мысли о работе мешают мне уснуть 1. часто; 2. редко; 3. никогда не мешают. 38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам 1. часто; 2. иногда; 3. предпочитаю слушать других. 39. Взрослый может применить силу в отношении ребенка 1. нет, это недопустимо; 2. затрудняюсь ответить; 3. если он этого заслуживает. 40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя 1. да; 2. в некоторых случаях; 3. нет.
41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками 1. да; 2. нет; 3. иногда. 42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями 1. редко; 2. обычно; 3. всегда. 43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных 1. да; 2. не помню; 3. нет. 44. Непредвиденные ситуации на уроках 1. можно эффектно использовать; 2. лучше игнорировать; 3. только мешают учебному процессу. 45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине. 1. да; 2. не всегда; 3. нет.
46. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону 1. ученика; 2. учителя; 3. сохраняю нейтралитет. 47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем 1. как правило; 2. не обязательно; 3. проблем со здоровьем нет. 48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1. да; 2. не все; 3. не знаю. 49. Ученик обязан выполнять любые требования учителя 1. нет; 2. не знаю; 3. да. 50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств 1. чаще всего; 2. не уверен; 3. не согласен.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И КОМЕНТАРИИ 1. Приоритетные ценности а) Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности деятельности учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ребенка . б) Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение. в) Преобладание третьего варианта говорит о концентрации учителя на своих переживаниях и проблемах.
2. Психоэмоциональное состояние а) Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики. б) Преобладание второго варианта или присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие реакцию на возникающие обстоятельства. в) Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность.
3. Самооценка а) Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии , свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. б) Преобладание второго варианта, присутствие примерно в равной мере всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем . в) Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии . Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей. Поэтому такой педагог стремиться повысить свою самооценку, нередко за счет учеников.
4 . Стиль преподавания а) Преобладание первого варианта в ответах говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог дает возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. б) Преобладание второго варианта ответа указывает на черты «попустительского» стиля деятельности педагога. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям . в) Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией.
5. Уровень субъективного контроля а) Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощью или препятствиями со стороны других людей и обстоятельств). б) Наличие в примерно равной степени всех трех вариантов ответов или преобладание второго варианта говорит о средней степени сформированности субъективного контроля. Причины одних событий, которые происходят с ними, они видят в себе, других – во внешних обстоятельствах . в) Преобладание третьего варианта в ответах говорит о низком уровне субъективного контроля. Люди с таким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни (как позитивные, так и негативные) другим людям, случаю, судьбе.
Спасибо за участие!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ниже приведен перечень утверждений, касающихся вашей возможной производственной ситуации. Свое согласие (несогласие) с тем или иным утверждением необходимо отметить в специально разграфленной таблице – бланке ответов.
В предложенном бланке зачеркните крестиком те номера, под которыми приведены утверждения, касающиеся вашей производственной ситуации. Номера утверждений, которые не касаются вашей производственной ситуации, пропускайте нетронутыми.
1. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 2. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. 3. Я ошиблась( ся ) в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4. Меня беспокоит то, что я стал(а) хуже работать (менее продуктивно, менее качественно, медленнее). 5. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы коллег (свернуть взаимодействие). 6. От меня как профессионала мало зависит благополучие коллег. 7. Теплота взаимодействия с коллегами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. 8. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. 9. Я откровенно устал(а) от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
10. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. 11. Моя работа притупляет эмоции. 12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. 13. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. 14. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с коллегами. 15. Обстановка на работе мне кажется очень трудной и сложной. 16. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т.п. 17. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). 18. Я осуждаю коллег, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
19. Если коллега мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 20. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. 21. Иногда иду на работу с тяжелым чувством – как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. 22. Порой я чувствую, что надо проявить к коллеге эмоциональную отзывчивость, но не могу. 23. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с коллегами автоматически, без души. 24. После общения с неприятными коллегами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. 25. Контингент коллег, с которыми я работаю, очень трудный. 26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. 27. Последнее время меня преследуют неудачи а работе.
28. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. 29. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 30. Я отношу себя к людям, которые полностью посвящают себя работе, забывая о собственных интересах. 31. Некоторых из своих постоянных коллег я не хотел(а) бы видеть и слышать. 32. Я часто приношу домой отрицательные эмоции. 33. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным(ой), притупила эмоции. 34. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. 35. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил(а) интерес, живое чувство. 36. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Результаты теста : Как вы уже догадались, номера в бланке ответов сгруппированы таким образом, чтобы облегчить процесс обработки результатов методики. Чем больше крестиков «украшают» Ваш бланк, тем дело обстоит серьезнее. Присвойте себе за каждый поставленный крестик 1 балл . В нижеприведенной таблице занесены все необходимые сведения.
1 этап эмоционального выгорания Напряжение 2 этап эмоционального выгорания Резистенция (сопротивление) 3 этап эмоционального выгорания Истощение Проявленные последствия развития «Синдрома эмоционального выгорания» 1,13,25 Переживание психотравмирующих обстоятельств 5,17,29 Редукция (упрощение) профессиональных обязанностей 9,21,33 Личная отстраненность (деперсонализация) Сложности в профессиональном взаимодействии 2,14,26 Неудовлетворённость собой 6,18,30 Эмоционально-нравственная дезориентация 10,22,34 Эмоциональный дефицит ( ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЕДНОСТЬ ) Эмоциональные сложности с самопринятием и самопроявлением 3,15,27 «Загнанность в клетку» 7,19,31 Неадекватное избирательное реагирование 11,23,35 Эмоциональная отстраненность Неадекватность восприятия ситуации, активизация реакций психологической защиты 4,16,28 Тревога и депрессия 8,20,32 Расширение сферы экономии эмоций 12,24,36 Психосоматические и психовегетативные нарушения Нарушение психологического равновесия и проблемы со здоровьем
Заполненный бланк ответов – своеобразная карта-матрица, демонстрирующая и возможные стадии развития синдрома эмоционального выгорания, и выраженность тех или иных его факторов, и то, какие его последствия проявлены в вашем случае больше всего .
Результаты интерпретируем следующим образом: 1. По различным факторам синдрома эмоционального выгорания (всего этих факторов 12) 1 балл – низкая степень выраженности данного фактора; 2 балла – средняя степень выраженности; 3 балла – высокая степень выраженности .
2. По проявленным последствиям развития синдрома (4 горизонтальные строки) 0-3 балла – слабая выраженность данного аспекта синдрома, можно пока ограничиться чтением «умных» книг; 4-6 баллов – средняя проявленность , пора вплотную обратить внимание на «себя любимую» («себя хорошего»); 7-9 баллов – высокая степень проявленности , пора звать на помощь, а также срочно уходить в отпуск или записываться на консультацию к психологу .
3. По этапам развития синдрома (3 этапа) Однозначно трудно определить, в какой из стадий «эмоционального сгорания» - начальной, средней или завершающей – находится каждый из нас в той или иной жизненной ситуации. Периодически мы все «горим», периодически – восстанавливаемся. Посмотрите, которая из вертикальных колонок содержит больше всего крестиков – возможно, это будет подсказкой в решении вашей конкретной производственной ситуации .
Медиками и психологами давно доказана прямая зависимость состояния здоровья и психологического состояния человека .
Спасибо за внимание!