Конспект лекций по возрастной психологии часть 5
Предварительный просмотр:
Конспект лекций по возрастной психологии. Часть 5
Эмоционально-волевая сфера личности.
«Чистые» основные эмоции:
- Радость
- Гнев
- Печаль
- Страх
Эти 4 вида создают комбинации остальных эмоций и чувств, которые человек может переживать ежедневно.
Радость – умиротворение, восторг, гордость, нежность, благодарность, восхищение, безмятежность, азарт, воодушевление, симпатия, предвкушение и др.
Гнев – раздражение, возмущение, недовольство, отвращение, презрение, бешенство, обида, злость, досада, зависть, негодование, злорадство, неприязнь, ревность и др.
Печаль – грусть, разочарование, тоска, сочувствие, отчаяние, скорбь, сожаление, огорчение, жалость, горе и др.
Страх – беспокойство, тревога, ужас, паника, испуг, волнение, настороженность, боязнь, опасение, трепет и др.
Интеллектуальные эмоции – стыд (вина, смущение, неловкость)
Три группы эмоций:
- Положительные
- Отрицательные
- Нейтральные
Новообразование эмоциональной сферы.
- Открытие ребенком мира собственных переживаний, чувств и эмоций с 5ти лет
- Потребность во взаимопонимании и сопереживании
- Развитие нравственных чувств, сопереживания и эмпатии
- Желание помочь взрослым
С 5ти до 9ти лет – сензитивный период для установлений эмоционального контакта с родителями
С 5ти лет дети уже способны сами решать конфликты.
Произвольность поведения
- это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу.
Параметры уровня произвольности 7 лет:
- Умение детей сознательно подчинять свои действия правилам
- Умение ориентироваться на заданную систему требований
- Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания предлагаемые в устной форме
- Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Основные элементы волевого действия с 5ти лет:
Ребенок способен
- поставить цель
- Принять решение
- Наметить план действий
- Исполнить его, проявляя определенные усилия в случае преодоления препятствия
- Оценить результат своего действия
Познавательная сфера личности.
Характеристика восприятия детей старшего дошкольного возраста:
- Знание основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины
- Умение сравнивать эталоны
- Умение сравнивать предметы окружающей действительности с эталонами
Внимание
Память
Характеристика памяти детей старшего дошкольного возраста:
- Возникновение произвольной памяти, но преобладание непроизвольной
- Несформированность эффективных мнемоприемов
- Преобладание механической памяти
Доступные способы запоминания для дошкольной орагнизации:
Мнемотехники, с помощью ассоциаций
Мышление
Характеристика мышления детей старшего дошкольного возраста:
- Сформированы три основные формы мышления
- Сформированы мыслительные операции: обобщение, классификация, сравнение, анализ
- Сформирована знаково-символическая функция сознания
Воображение
- это психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей на основе прошлого опыта личности.
Особенности воображения:
- Главная особенность – его преобразующий характер. Воображать – это значит преображать, создавать новое
- Ярко выраженная эмоциональность как процесса, так и его продукта
- Целостность образа воображения. Оно связано с умением человека видеть целое раньше частей
Функции воображения:
- Представлять действительность в образах
- Регулирование эмоциональных состояний
- Планирование и програмирование деятетельности
Виды воображения:
- Непроизвольное (пассивное) – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей
- Произвольное (активное) – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное создание образов в связи с поставленной задачей
- Воссоздающее воображение – на основе прочитанного или услышанного, т.е. создание образа по описанию
- Творческое воображение
- Мечта
Приемы воображения:
- Гиперболизация – изменение величины, размеров предмета или его частей
- Агглютинация – соединение различных несоединимых в повседневной жизни качеств или частей в одном предмете
- Схематизация – заострение, усиление каких-либо отдельных признаков или качеств
- Типизация – это создание нового образа в результате обобщения черт наблюдавшихся у многих объектов
- Замещение – перенос функций, свойств одного предмета на другой