Конспект лекций по возрастной психологии часть 5

Конспект лекций по возрастной психологии часть 5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект лекций по возрастной психологии. Часть 5

Эмоционально-волевая сфера личности.

«Чистые» основные эмоции:

  • Радость
  • Гнев
  • Печаль
  • Страх

Эти 4 вида создают комбинации остальных эмоций и чувств, которые человек может переживать ежедневно.

Радость – умиротворение, восторг, гордость, нежность, благодарность, восхищение, безмятежность, азарт, воодушевление, симпатия, предвкушение и др.

Гнев – раздражение, возмущение, недовольство, отвращение, презрение, бешенство, обида, злость, досада, зависть, негодование, злорадство, неприязнь, ревность и др.

Печаль – грусть, разочарование, тоска, сочувствие, отчаяние, скорбь, сожаление, огорчение, жалость, горе и др.

Страх – беспокойство, тревога, ужас, паника, испуг, волнение, настороженность, боязнь, опасение, трепет и др.

Интеллектуальные эмоции – стыд (вина, смущение, неловкость)

Три группы эмоций:

  • Положительные
  • Отрицательные
  • Нейтральные

Новообразование эмоциональной сферы.

  • Открытие ребенком мира собственных переживаний, чувств и эмоций с 5ти лет
  • Потребность во взаимопонимании и сопереживании
  • Развитие нравственных чувств, сопереживания и эмпатии
  • Желание помочь взрослым

С 5ти до 9ти лет – сензитивный период для установлений эмоционального контакта с родителями

С 5ти лет дети уже способны сами решать конфликты.

Произвольность поведения

- это умение ребенка управлять своим поведением, организовывать свою работу.

 

Параметры уровня произвольности 7 лет:

  • Умение детей сознательно подчинять свои действия правилам
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания предлагаемые в устной форме
  • Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Основные элементы волевого действия с 5ти лет:

Ребенок способен

  • поставить цель
  • Принять решение
  • Наметить план действий
  • Исполнить его, проявляя определенные усилия в случае преодоления препятствия
  • Оценить результат своего действия

Познавательная сфера личности.

Характеристика восприятия детей старшего дошкольного возраста:

  • Знание основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины
  • Умение сравнивать эталоны
  • Умение сравнивать предметы окружающей действительности с эталонами

Внимание

Память

Характеристика памяти детей старшего дошкольного возраста:

  • Возникновение произвольной памяти, но преобладание непроизвольной
  • Несформированность эффективных мнемоприемов
  • Преобладание механической памяти

Доступные способы запоминания для дошкольной орагнизации:

Мнемотехники, с помощью ассоциаций

Мышление

Характеристика мышления детей старшего дошкольного возраста:

  • Сформированы три основные формы мышления
  • Сформированы мыслительные операции: обобщение, классификация, сравнение, анализ
  • Сформирована знаково-символическая функция сознания

Воображение

- это психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей на основе прошлого опыта личности.

Особенности воображения:

  • Главная особенность – его преобразующий характер. Воображать – это значит преображать, создавать новое
  • Ярко выраженная эмоциональность как процесса, так и его продукта
  • Целостность образа воображения. Оно связано с умением человека видеть целое раньше частей

Функции воображения:

  • Представлять действительность в образах
  • Регулирование эмоциональных состояний
  • Планирование и програмирование деятетельности

Виды воображения:

  • Непроизвольное (пассивное) – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей
  • Произвольное (активное) – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное создание образов в связи с поставленной задачей
  • Воссоздающее воображение – на основе прочитанного или услышанного, т.е. создание образа по описанию
  • Творческое воображение
  • Мечта

Приемы воображения:

  1. Гиперболизация – изменение величины, размеров предмета или его частей
  2. Агглютинация – соединение различных несоединимых в повседневной жизни качеств или частей в одном предмете
  3. Схематизация – заострение, усиление каких-либо отдельных признаков или качеств
  4. Типизация – это создание нового образа в результате обобщения черт наблюдавшихся у многих объектов
  5. Замещение – перенос функций, свойств одного предмета на другой