Рабочие программы по профориентации для 8-9 класса
Данные программы должны реализоваться в комплексе. считаем целесообразным сначала изучить психологические особенности, профессиональные интересы и склонности каждого ребенка, а затем погрузиться в изучение мира профессий, соотносить требования к каждой из них с личностными особенностями ребенка. Результатом такого глубокого изучения будет сознательный выбор профессионального направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_moya_professiya_-_moy_vybor.docx | 39.39 КБ |
9_klass_ya_v_professii.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 3»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом директора
Методическим советом МОУ «ССОШ №3» №________ от ______________
протокол №______ от______________________
Рабочая учебная программа элективного курса
«Моя профессия – мой выбор!»
8 класс
Составитель:
Кодачигова А.А.
педагог – психолог
г. Сланцы
2015-2016г
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………….
- Тематическое планирование …………………………………………
- Условия реализации программы……………………………………..
- Контроль и оценка результатов освоения программы……………...
Пояснительная записка к программе элективного курса
«Моя профессия – мой выбор!».
Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. В настоящее время в мире существует огромное количество профессий. Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание профессионального труда, вызванные активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни. Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.
Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Именно это выдвинуло новые задачи перед системой общего образования. Для обучающихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения после 9-го класса. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает обучающихся к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь.
Программа элективного курса «Моя профессия – мой выбор!» призвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста. Данная программа предназначена для профориентации обучающихся 8х классов. Составлена на основе программы предпрофильной подготовки «Психология и выбор профессии» Резапкиной Г.Н., а так же профориентационных материалов, полученных в рамках КПК «Психолого-педагогические условия сопровождения предпрофильной подготовки учащихся в контексте требований ФГОС», дополнена заданиями и материалами из популярных профориентационных источников.
Цели курса:
- познакомить обучающихся с миром профессий в условиях современного рынка труда;
- помочь обучающимся сформировать представление о своих индивидуально-психологических особенностях;
- развивать коммуникативные навыки и навыки самопрезентации;
- способствовать личностному развитию обучающихся.
Задачи курса:
- показать обучающимся многообразие мира профессий с учетом престижности и востребованности их в обществе и современным рынком труда;
- исследовать индивидуально-психологические особенности обучающихся, важные для выбора профиля обучения и профессии в будущем;
- сформировать у обучающихся представление об основных психических процессах (память, внимание, мышление, эмоции) и их значении в профессиональной деятельности;
- определить интересы, склонности и способности обучающихся в области профессиональной деятельности;
- сформировать у обучающихся навыки самопрезентации;
- развивать у обучающихся коммуникативные навыки
- создать условия для формирования успешной личности с адекватной самооценкой в притязаниях, морально-нравственными ценностями;
- сформировать у обучающихся целостное восприятие образа себя на основе исследования индивидуально-психологических особенностей.
Обучающиеся в результате освоения программы профориентационного элективного курса должны:
- Уметь опираться на свой личный опыт в выборе в рамках предложенной стратегии, анализировать внешние возможности и препятствия, личные сильные и слабые стороны, планировать и ставить цели.
- Иметь практический опыт в классификации профессий согласно типологии Климова Е.Н., работе с «Матрицей профессий», в умении правильно строить коммуникацию и выбирать тактику для самопрезентации.
- Знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии, личностные склонности, способности, профессиональный тип личности.
В программе курса используются:
- лекционные занятия;
- практические занятия;
- групповая работа, игровая деятельность;
- тренинговые занятия;
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебного времени в течение года.
По завершению курса обучающиеся готовят урок-конференцию на тему «Моя профессия – мой выбор!», которая посвящена обобщению полученных знаний себе и о мире профессий.
Тематическое планирование элективного курса
«Моя профессия - мой выбор!»
П/п | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
1 | Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию». | 1 | Тренинговое |
2 | Перспектива успеха. | 1 | Практическое |
3 | Современный рынок труда | 1 | Лекционное |
4 | Мир профессий. Классификация Типов профессий Климова. | 1 | Лекционное Практическое |
5 | Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального выбора | 1 | Лекционное Практическое |
6 | Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление | 1 | Лекционное. Практическое |
7 | Определение типа мышления | 1 | Диагностика |
8 | Темперамент и характер. | 1 | Лекционное Диагностика |
9 | Самооценка и уровень притязаний. | 1 | Лекционное Практическое |
10 | Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения. | 1 | Практическое |
11 | Ценностные качества профессионала. | 1 | Лекционное |
12 | Чувства и эмоции. Управление эмоциями | 1 | Практика, тест |
13 | Профессиональные интересы и склонности. | 1 | Практика, тест |
14 | Методика «Карта интересов». | 1 | Тест |
15 | Тест Холланда. | 1 | Тест |
16 | Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности | 1 | Лекционное Практическое |
17 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 | Лекционное Практическое |
18 | Способность к профессиям социального типа | 1 | Лекционное. Практическое |
19 | Способности к офисным видам деятельности | 1 | Лекционное. Практическое |
20 | Способности к предпринимательской деятельности. Эстетические способности | 1 | Лекционное. Практическое |
21 | Факторы, влияющие на выбор профессии. | 1 | Тренинговое |
22 | Стратегии выбора профессии. | 1 | Практическое |
23 | Профессиональные качества личности. | 1 | Тренинговое |
24 | Лидер. Профессиональные роли. | 1 | Игровой урок |
25 | Коммуникативно-организаторские способности | 1 | Практическое |
26 | Навыки самопрезентации | 1 | Практическое |
27 | Развитие коммуникативных навыков | 1 | Практическое |
28 | Выбор и ответственность. | 1 | Лекционное |
29 | Ошибки в выборе профессии. Игра «Советчик» | 1 | Лекционное Игровое |
30 | Стресс и профессия. | 1 | Урок-дебаты |
31 | Здоровье и карьера. | 1 | Лекционное |
32 | Востребованные профессии. Престижные профессии. Профессии, потерявшие престиж | 1 | Лекционное |
33 | Деловая игра «Мировое кафе» | 1 | Практическое, игровое |
34 | Урок-конференция «Моя профессия – мой выбор!» | 1 | Практическое, игровое |
Итого: | 34 часа |
Ключевые понятия каждой темы занятия:
1 Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию».
Цель: вызвать интерес у обучающихся к миру профессий
2 Перспектива успеха
Развитие личности, взросление, права, ответственность, успех
3 Современный рынок труда
Спрос и предложение, экономические отношения, трудовые отношения,
квалификация труда
4 Мир профессий. Классификация типов профессий Климова.
Типы профессий. Устаревшие профессии, новые профессии по Атласу профессий.
ДДО Климова
5 Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального
выбора.
Профессия, профессиональное самоопределение, должность, специальность. Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.
6 Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление.
Память, Внимание, Мышление. Их виды
7 Определение типа мышления
Мышление, операции мышления, продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество
8 Темперамент и характер
Тип темперамента, свойства нервной системы, характер, акцентуации
9 Самооценка и уровень притязаний.
Самооценка, притязания, формула успеха
10 Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.
Личностные конструкты, нормы морали
11 Ценностные качества профессионала.
Ценность, профессионализм, личность, нормы общества
12 Чувства и эмоции. Управление эмоциями.
Эмоции, чувства, мимика, тест эмоций, агрессия. Тест внутренней свободы
13 Профессиональные интересы и склонности.
Склонности, интересы, потребности, надпрофессиональные навыки и умения
14 Методика «Карта интересов».
15 Тест Холланда.
16 Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности
Способности, пригодность, призвание. Определение технических способностей
17 Способности к интеллектуальным видам деятельности
Тест умственного развития, Аналогии, Классификация, Обобщение,
Закономерности
18 Способности к профессиям социального типа
Ролевая игра «Конфликт», тест на особенности поведения в конфликте
19 Способности к офисным видам деятельности
Тест «IQ-лабильность», «Атрибуты», «Клавиатура»
20 Способности к предпринимательским видам деятельности. Эстетические способности
«Я – руководитель», «Акулы и дельфины», «Мыслитель или художник»
21 Факторы, влияющие на выбор профессии.
Самостоятельный выбор, влияние среды, ответственность.
22 Стратегии выбора профессии.
Способности, желания, потребности, рынок труда.
23 Профессиональные качества личности.
Индивид, индивидуальность, личность, качества личности.
24 Лидер. Профессиональные роли.
Авторитет, статус, роль, позиция лидера.
25 Коммуникативно-организаторские способности
Диагностика КОС
26 Навыки самопрезентации
Презентация, имидж, успешная личность.
27 Развитие коммуникативных навыков
28 Выбор и ответственность.
Свобода, выбор, ответственность.
29 Ошибки в выборе профессии. Игра «Советчик»
Ответственность, успех, профессиональное определение, типичные ошибки
30 Стресс и профессия.
Стресс, стрессовые ситуации, реагирование, снятие стресса.
31 Здоровье и карьера.
Медицинские противопоказания, профессиональные заболевания.
32 Востребованные профессии. Престижные профессии. Профессии, потерявшие престиж
Спрос и предложения, востребованность. Мода, престиж.
33 Деловая игра «Мировое кафе»
Рассмотрение составляющих профессии, факторов, оказывающих влияние на
выбор профессии и т.д.
34 Урок-конференция «Моя профессия – мой выбор!»
Обобщение полученных знаний о себе и о мире профессий
Условия реализации программы элективного курса
Требования к минимально – техническому обеспечению.
Для реализации программы необходим учебный кабинет.
Оборудование кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место учителя;
- учебная доска для записей.
- проектор для просмотра видеофрагментов
-актовый зал для тренингов
Общие требования к реализации учебного процесса.
Курс рассчитан на обучающихся 8-х классов, проводится один раз в неделю по одному часу. Всего часов 34, в течение которых проводятся занятия практикоориентированные, тренинговые занятия, психологическое тестирование, письменные работы, а так же двигательные упражнения с тренинговой основой. Индивидуальная консультация предполагается во внеурочное время.
Контроль и оценка освоения программой.
Контроль осуществляется в виде предложения различных практических заданий, взаимодополняющих друг друга, вопросов на понимание темы, понятий, выяснение представлений.
Оценка освоения программы предполагается в виде практической работы: написание мини-сочинения в рамках подготовки к конференции на тему «Моя профессия – мой выбор!». Как критерии освоения программы используются: сопоставление результатов диагностики своих индивидуально-психологических особенностей и выбора профессии или профессионального направления; планирование получения образования с учетом требований рынка труда; альтернативные варианты получения образования.
По итогам курса для обучающихся и их родителей подготавливается информация об индивидуально-психологических особенностях и рекомендациях по выбору профессионального направления.
Список использованных источников и литературы:
- Баева М.Н. «Планирование жизненного пути и карьеры: сценарий семинара-тренинга».
- Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под науч.ред.проф.Л.И.Вассермана – СПб.: Речь, 2010. – 192с.
- Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655с.
- Даниличева Н.А., Балакирева Л. А. Психология профессионального успеха С-Пб, ООО«СЛП» -144 с.
- Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов/ НИ Калугин, АД. Сазонов, В.Д. Симоненко. - М: Просвещение, 1983. - 191 с.
- Пряжников НС. «Профессиональное и личностное самоопределение» Москва-Воронеж, 1996 г.
- Пряжников НС. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 4. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -64с.
- Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы)/авт.-сост.Е.Д.Шваб. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 167с.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. - М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. -400 с: ил.
- Резапкина Г.Н. «Выбор профессии» // «Школьный психолог» №13, 2006
- Савенков С.В. «Профориентация в школе: тренинги», 2008
- Семочкина Е.Н «Профессиональное самоопределение» (9-11 классы)
- Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. «Азбука профориентации». С-Пб., 1995 г.
- Филлимонова О. Модификация карты интересов //«Школьный психолог»№ 2,2007
- Шеховцова Л.Ф., Тютюник Е.И. Рабочая книга профориентатора и профконсультанта Психограммы 269 профессий. Методическое пособие С-Пб, 1997
- http://metodkabi.net.ru/ Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»
Предварительный просмотр:
МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа № 3»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом директора
Методическим советом МОУ «ССОШ №3» №________ от ______________
протокол №______ от______________________
Рабочая учебная программа элективного курса
«Я в профессии»
9 класс
Составитель:
Кодачигова А.А.
педагог-психолог
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Первая серьезная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. В настоящее время в мире существует огромное количество профессий. Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание профессионального труда, вызванные активным внедрением современной техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни. Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит стихийно. Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг.
Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального выбора призвана профориентация. Именно это выдвинуло новые задачи перед системой общего образования. Для обучающихся 9-х классов основными вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и направления продолжения обучения после 9-го класса. Разрешение этих вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и информационной работе побуждает девятиклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь.
Программа элективного курса «Я в профессии» призвана помочь обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию профессионального и личностного самоопределения подростков и старшеклассников. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Цели программы: оказать профессиональную поддержку обучающимся 9-х классов в процессе выбора профиля обучения, направления продолжения обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, помочь им определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи программы:
- развитие сознательного отношения обучающихся к профессиональному самоопределению в соответствии со своими возможностями, способностями и требованиями рынка труда;
- выявление склонностей и возможностей обучающихся в самоопределении, развитие их профессиональных интересов;
- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
- формирование у слушателей курса целостного представления о мире профессий, соотносимых с профилями обучения, ознакомление с понятиями, характеризующими профессиональную деятельность человека по различным профилям;
- осуществление поддержки мотивации к будущему профилю обучения, формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
- развитие навыков и умений обучающихся по целеполаганию и планированию, самопрезентации, эффективному межличностному взаимодействию.
Программа курса «Твоя профессиональная карьера» разработана на основе программы Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», а также программы учебного курса Смирновой Е.Е. «На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. «Выбор профессии») и направлена на повышение уровня профессиональной зрелости обучающихся 9-х классов, то есть способности сделать осознанный профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Программа рассчитана на 34 учебных часа. Каждая тема включает в себя и практическое и теоретическое занятие. Методы ведения занятий выбираются исходя из их выраженной практической направленности. Приоритетными формами обучения являются: проектная и исследовательская деятельность, тренинги, игровые технологии, групповые дискуссии, ролевое проигрывание.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, брошюры, раздаточный материал.
Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Большинство участников занятий по окончанию курса делают первоначальный профессиональный выбор. Для его закрепления психологу необходимо оказывать участникам следующую поддержку:
- расширить информационное пространство, то есть ознакомить со списком литературы, где можно найти материал о той или иной сфере трудовой деятельности, информацию об условиях поступления и обучения и требованиях к поступающим в образовательные учреждения;
- дать общие рекомендации по формированию элементарных профессиональных умений;
- при необходимости организовать тренинговую группу на добровольной основе и работать в малых группах с целью повышения психологической готовности к выбору профессионального направления.
Если некоторые участники по окончании курса не имеют четко выраженной профессиональной направленности (сомневаются в выборе или профессиональные интересы отсутствуют), то с ними необходимо проводить индивидуальную работу. Необходимо выявить причины отсутствия интереса к профессиональному выбору и проводить коррекционную работу с подростками.
В результате освоения данной программы обучающиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности: темперамент, память, внимание, мышление, эмоции:
- уровни самоопределения (профессиональное, личностное, жизненное);
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- профессия, должность, карьера, горизонтальный и вертикальный рост;
- профессиональная мобильность;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- требования профессий к определенным качествам личности;
- личный профессиональный план;
- виды обучения: «универсальное обучение», «профильное обучение»;
- рынок труда;
- способы сохранения (профилактики) психоэмоционального здоровья в профессиональной деятельности.
На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план и резюме;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: составление портфолио и написание резюме. Критерии и результаты оценивания заносятся в портфолио ученика (при его наличии) в разделы: проекты, творческие работы и социальная практика.
Балльная оценка знаний обучающихся не производится.
Тематическое планирование элективного курса
«Твоя профессиональная карьера»
П/п | Тема занятия | Количество часов | Форма проведения |
1 | Вводное занятие. Методика «Я в профессии» | 1 | Практическое |
2 | Основы профессионального самоопределения. Типичные ошибки при выборе профессии | 1 | Практическое |
3 | Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. | 1 | Лекционное. Практическое |
4 | Познавательные способности при выборе профессии: диагностика интеллектуальной сферы. | 1 | Лекционное. Практическое |
5 | Интересы и выбор профессии. Мотивы и потребности | 1 | Диагностика |
6 | Способности и профессиональная пригодность. | 1 | Лекционное. Практическое |
7 | Чувства и эмоции. Эмоционально-волевые качества личности | 1 | Диагностика |
8 | Классификация профессий. Матрица профессионального выбора | 1 | Лекционное Диагностика |
9 | Составление формулы профессии, анализ профессии | 1 | Лекционное Практическое |
10 | Профессия и здоровье: требования и ограничения | 1 | Практика, тест |
11-12 | Пути получения профессионального образования (экскурсия в Сланцевский индустриальный техникум) | 2 | Лекционное |
13 | Формы получения профессионального образования | 1 | Практическое |
14 | Профильное обучение, классификация профилей. Профили школы. | 1 | Практика, тест |
15 | Тайм-менеджмент для жизни и профессии. | 1 | Игровое |
16-17 | Документальный фильм «Секрет» | 2 | |
18 | «Лестница карьеры». Деловая игра «Перспективы успеха» | 1 | Игровое |
19 | Проблемы общения в трудовом коллективе. Способы реагирования в конфликте. | 1 | Лекционное |
20 | Изменения личности в профессии | 1 | Лекционное. Практическое |
21 | Профессионально-важные качества | 1 | Тренинговое |
22 | Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе | 1 | Лекционное |
23 | Специфические профессиональные качества. Личный профессиональный план | 1 | Тренинговое |
24 | Психологические особенности публичного выступления | 1 | Лекционное |
25 | Тренинг развития коммуникативных навыков | 1 | Лекционное |
26 | Современный рынок труда и его требования. Уловки мошенников | 1 | Игровой урок |
27 | Ярмарка профессий (встреча с представителями центра занятости) | 1 | Практическое |
28 | Портфолио. Резюме. | ||
29 | Практическая работа: составление резюме. | 1 | Тренинговое |
30 | Навыки самопрезентации. Приемы расположения к себе. | 1 | Практическое |
31 | Тренинг личностного роста | 1 | Лекционное |
32 | Профориентационная игра «Работодатель». | 1 | Лекционное |
33 | Деловая игра «Свой бизнес» | 1 | Практическое |
34 | Обобщающий урок. Составление портфолио, резюме (на выбор) | 1 | Практическое, игровое |
Итого: | 34 часа |
Ключевые понятия каждой темы занятия:
1 Вводное занятие. Методика «Я в профессии»
2 Основы профессионального самоопределения. Типичные ошибки при выборе
профессии
Сбор информации об интересующей профессии; профориентационная работа в школе. Типичные ошибки выбора: незнание мира профессий, незнание самого себя, незнание правил выбора профессии. Профориентационные игры: «Кто есть кто?» «Подарок», «День из жизни», «Теремок», «Федорино горе».
3 Темперамент и выбор профессии. Свойства нервной системы в профессиональной
деятельности.
Типы темперамента. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов.
Профессиональное направление
4 Познавательные способности при выборе профессии: диагностика интеллектуальной
сферы.
5 Интересы и выбор профессии. Мотивы и потребности
Интересы, склонности, мотивы, потребности, методика Ясюковой «Мотивация
выбора профессии»
6 Способности и профессиональная пригодность.
Общие, специальные способности, способности к различным видам деятельности
7 Чувства и эмоции. Эмоционально-волевые качества личности
8 Классификация профессий. Матрица профессионального выбора
Что такое профессия? Что такое специальность? Категории и характеристики профессии. Профессиограмма. Виды классификаций профессии, по уровню квалификации. Типы профессий по предмету труду.
9 Составление формулы профессии, анализ профессии.
Составляющие формулы профессий, по различным параметрам: предмету труда, характеру труда, условиям труда и др.
10 Профессия и здоровье: требования и ограничения
11-12 Пути получения профессионального образования
Экскурсия в Сланцевский индустриальный техникум,
13 Формы получения профессионального образования
ВУЗы, колледжи, техникумы, очная/заочная формы обучения, бюджетная/платная
основа
14 Профильное обучение, классификация профилей. Профили школы.
Рассмотрение структуры профильного обучения (базовые, профильные, элективные
курсы), профили школ Сланцевского района
15 Тайм-менеджмент для жизни и профессии.
Планирование, управление временем
16-17 Документальный фильм «Секрет»
Визуализация своих планов, желаний
18 «Лестница карьеры». Деловая игра «Перспективы успеха»
Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и расширение информации о мире профессий.
ЦЕЛЬ: Активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
19 Проблемы общения в трудовом коллективе. Способы реагирования в конфликте.
Трудовой коллектив и проблемы вхождения в него, аффилиация, ее составляющие: стремление к принятию и страх отвержения. Диагностика степени и вида аффилиации. Психологическая атмосфера в трудовом коллективе. Конфликт, его виды способы реагирования в конфликте: избегание, сотрудничество, компромисс, соперничество, игнорирование.
20 Изменения личности в профессии
Формирование жизненной позиции в профессиональной деятельности, профессиональные особенности личности: профессиональное самосознание, самооценка в проф.деятельности, ответственность, мобильность, обучаемость
21 Профессионально-важные качества.
Профессионально-важные качества: специфические, неспецифические, их роль для разных типов профессий. Диагностика профессионально-важных качеств
22 Специфические профессиональные качества. Личный профессиональный план
Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умения прогнозировать правильности выбора будущей профессии.
23 Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе
Групповые нормы. Конформизм. Факторы, влияющие на уровень конформности ( значимость, авторитетность, возраст и пол человека, негативизм).
24 Психологические особенности публичного выступления
Неречевые компоненты публичного выступления; начало; язык выступающего; контроль эмоций.
25 Тренинг развития коммуникативных навыков
26 Современный рынок труда и его требования. Уловки мошенников
Системы управления на современном рынке труда, резюме и требования к его построению и составлению, правила поведения на собеседовании.Уловки мошенников
27 Ярмарка профессий
Встреча с представителями центра занятости
28 Портфолио. Резюме.
29 Практическая работа «Составление резюме»
30 Навыки самопрезентации. Приемы расположения к себе.
Самопрезентация: фактор превосходства, самоподача привлекательности и демонстрация отношения. Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка.
31 Тренинг личностного роста
32 Профориентационная игра «Работодатель».
34 Деловая игра « Свой бизнес».
Деловое общение. Функции деловой беседы; фазы беседы (подготовительная, контактная, ориентировочная, аргументации, завершение, анализ).
34 Обобщающий урок. Составление портфолио, резюме (на выбор)
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам обучающихся
- дать обучающемуся знания о самом себе и научить его получать эти знания
- познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием
- совершенствовать коммуникативные навыки и умения
- познакомить с основами выбора профессии
Список использованных источников и литературы:
- Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под науч.ред.проф. Л.И.Вассермана – СПб.: Речь, 2010. – 192с.
- Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. – СПб.: Речь, 2003. – 655с.
- Дик Н.Ф. Профильные классные часы в 10 - 11 классах. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2007 г.
- Зуева Ф.А. Предпрофильная подготовка (учебное пособие д ля учащихся 9 классов). Челябинск: издательство «Взгляд», 2004 г.
- Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать свое время: Учебно-методическое пособие. Педагогический университет «Первое сентября» 2011. – 40с.
- Пономаренко Л.Н., Р.В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. М., Генезис,2004г.
- Предпрофильная подготовка и профильное обучение как факторы обеспечения качественного доступного образования (методические материалы) / Под научной ред. Н.Н. Сабельниковой-Бегашвили, к.б.н.. − Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 176 с.
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Москва: «Просвещение», 1991г.
- Рогов Е.И.. Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2003г.
- Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). Москва: издательство «Вако», 2005 г.
- Смирнова Е.Е.. На пути к выбору профессии, С-П. « КАРО» 2003г.
- Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2005 г.
- Фадеева Е.И.. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,ЦГЛ,2004.
- Шмидт В.Р.. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.,ТЦ «Сфера», 2005
- http://metodkabi.net.ru/ Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»