Создание безопасной психологической среды для обучения детей мирантов
Представляем опыт работы нашей школы по созданию психологически безопасной среды для обучения детей мигрантов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kodachigovaa.a.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Создание психолого-педагогических условий в школе для социальной адаптации и психологической безопасности детей мигрантов"
1. СИТУАЦИЯ В ШКОЛЕ
Почему же важно сегодня говорить о создании данных условий?
В связи с происходящими по всему миру политическими и социальными изменениями процессы миграции населения усиливаются. Если мы посмотрим на статистику о прибывших в нашу школу детях-мигрантах за последние 3 года, то можем увидеть положительную динамику. Ниже представлена таблица, в которой Вы можете увидеть как динамику прибывших к нам детей-мигрантов, так и страны, из которых они прибыли.
Таблица 1. Динамика прибывших детей-мигрантов
Страна | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год | 2015-2016 уч.год |
Украина | 2 | 3 | 4 |
Молдова | 1 | 2 | 3 |
Армения | 3 | 1 | 1 |
Казахстан | 1 | 1 | 1 |
Кыргызстан | 0 | 1 | 1 |
Всего: | 7 | 8 | 10 |
2. ЗАДАЧИ
Детей-мигрантов становится все больше. Попадая в этнически новое жизненное пространство, дети попадают в ситуацию так называемого «культурного шока», поэтому для создания условий для социальной и психологической безопасности необходимо оказать помощь в адаптации всем участникам образовательных отношений (т.е. не только детям, но и родителям и педагогам, работающим с детьми-мигрантами).
Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
- Обеспечение сохранности психического здоровья ребенка;
- Полноценное включение обучающихся мигрантов в социокультурную среду класса, школы, города;
- Формирование толерантного отношения к обществу, в котором происходит социализация, адаптация социокультурной среды образовательного учреждения к мигрантам (обеспечение ее инклюзивности);
- Создание условий для позитивного межкультурного общения в образовательном учреждении;
- Содействие проявлению позитивного влияния учащихся мигрантов на развитие образовательного учреждения.
Важно отметить, что для максимально качественного решения данных задач необходимо тесное сотрудничество всех структур: педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников и администрации школы.
Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в нашей школе включает в себя три аспекта:
1) Социально-психологическая адаптация
2) Учебная адаптация, в первую очередь преодоление языкового барьера.
3) Социокультурная адаптация.
3. АЛГОРИТМ РАБОТЫ
Общая структура психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов строится следующим образом:
1. идентификация детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации;
2. дифференциальная диагностика и оценка природы имеющихся трудностей;
3. проведение психолого-медико-педагогического консилиума по проблемам интеграции детей-мигрантов и выработка единой стратегии психолого-педагогического сопровождения этих детей и их семей;
4. реализация решений консилиума.
4. КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для решения выше указанных задач в рамках сопровождения нами проводятся следующие мероприятия:
1. Проведение диагностики личностной сферы детей мигрантов (особенности психических процессов, характера, темперамента, эмоц. особенностей)
2. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов
3. Выявление интересов и склонностей ребёнка, вовлечение во внеурочную деятельность, в секции, контроль их посещения (Карта интересов, опросник проф.склонностей, методика профиль, КОС, диагностика лидерских способностей Жарикова и Крушельницкого)
4. Индивидуально-групповые занятия с детьми мигрантов по русскому языку.
5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении, общении.
6. Занятия – тренинги, направленные на сплочение коллектива
7. Занятия – тренинги, направленные на коррекцию межличностных отношений
8. Проведение недели толерантности.
9. Привлечение детей мигрантов к участию в классных и школьных мероприятиях.
Так как дети-мигранты обучаются в разных параллелях, для каждого возрастного периода мы используем разные методы и формы работы: в прошлом году: в нач.школе – 2 человека, 8 чел-к в среднем и старшем звене. 7 класс КРО – 1 (Армения) – оказался не готов к обучению в обычном классе
Примеры мероприятий, способствующих адаптации детей-мигрантов в среду:
1) для обучающихся нач.школы и 5-6 классов:
- занятия по этике, этикету и русскому языку
- выстраиваем доверительное отношение: уроки доброты, обмениваемся интересами, рассказы о малой Родине
- сплоченность: упражнения «Паровозик», «Хоровод», «Путаница», используем элементы сказкотерапии: вместе создаем общий продукт (пишем сказки, рассказы, делаем поделки).
- социометрия «Приглашение на День Рождения»
- просмотр мультфильмов тематических: 1.Андерсен Г.Х. Гадкий утенок (к вопросу об инакости и изгойстве), 2. Муур Л. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду (о взаимовлиянии принимающего общества и переселенцев) для погружения в конкретную ситуацию и вызова эмоционального ряда. Это значительно облегчает понимание и интерпретацию .
2) для обучающихся 7-9 классов –
- налаживание навыков межкультурного взаимодействия: обмен культурными ценностями – проект «Моя малая Родина»; групповая работа (дебаты, конференции, деловые игры), просмотры и обсуждение фильмов по теме «толерантность», «буллинг в школе», а также, литературных произведений, например: Приставкин А. Джафар. (к вопросу о чувствах переселенцев вдали от родины и об отношении принимающего общества к ним), Толстой Л. После бала (к вопросу о том, как может формироваться мнение человека о другом человеке), Файзи Р. Его величество человек (о ценности человека)
привлечение обучающихся 5-11 классов к подготовке недели толерантности и недели психологии в школе, клуб «Брейнсторм» - разновозрастное сотрудничество, моделируем игровые ситуации и рассуждаем о вариантах и последствиях действий.
для обучающихся 10-11 классов – тренинги и встречи по сплочению коллектива, по снятию психоэмоционального напряжения, привлечение к разновозрастному сотрудничеству, организации недели толерантности и недели психологии в школе.
5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
При оценке качества работы по адаптации детей мигрантов можно отметить такие критерии, как:
- успешность в обучении: показатели по окончанию прошлого учебного года: 50% детей-мигрантов обучаются на 4 и 5, из них 1 медалист и 1 отличник.
- активная социализация (участие в конкурсах, олимпиадах)
В числе достоинств можно отметить стремление учиться, послушание, уважение к школе.
Нами было проведено исследование отношения учеников к школе, образованию: для этого им были предложены десять высказываний (например: «Учеба в школе – это напрасная трата времени»; «Можно достичь успеха в жизни, даже если плохо учишься», «Я готов ездить в школу далеко от дома, лишь бы она была хорошая» и т.д.). Как оказалось, уровень «антишкольной культуры» у мигрантов ниже, чем у многих одноклассников, а мотивация к учебе, напротив, выше.
Была отдельно проанализирована успеваемость детей-мигрантов: мы не получили статистически значимых различий в успеваемости между мигрантами и этническим большинством. Заметная разница наблюдается только в оценках по русскому языку, что еще раз подтверждает гипотезу: школьники, приехавшие из других стран, не отличаются от родившихся здесь по своим способностям, они точно также могу преуспеть в учебе, главной проблемой для них становится недостаточное знание русского языка:
Что касается планов на получение высшего образования, то они совершенно не отличаются у детей-мигрантов: все они планируют получить высшее образование.
Как положительный результат работы с детьми-мигрантами и их включения в соц.среду необходимо отметить отсутствие межнациональных конфликтов в школе
Теперь хотелось бы сказать о трудностях, с которыми мы столкнулись в работе:
-языковая адаптация (проблема заключается в том, что дома говорят на родном языке)
-письменная речь
-подростки, переехавшие в возрасте старше 7 лет, демонстрируют более низкую успеваемость, чем сверстники. Наиболее вероятно, что причины этого в недостаточном владении русским языком, а также в стрессе, связанном с недавним переездом.
В целом, работа по психологическому обеспечению детей-мигрантов должна быть одним из приоритетных направлений деятельности психолога образования и находить отражение в планах работы и аналитических отчетах.