Создание безопасной психологической среды для обучения детей мирантов

Кодачигова Анна Александровна

Представляем опыт работы нашей школы по созданию психологически безопасной среды для обучения детей мигрантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kodachigovaa.a.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:


Тема "Создание психолого-педагогических условий в школе для социальной адаптации и психологической безопасности детей мигрантов"

1. СИТУАЦИЯ В ШКОЛЕ

Почему же важно сегодня говорить о создании данных условий?

В связи с происходящими по всему миру политическими и социальными изменениями процессы миграции населения усиливаются.  Если мы посмотрим на статистику о прибывших в нашу школу детях-мигрантах за последние 3 года, то можем увидеть положительную динамику. Ниже представлена таблица, в которой Вы можете увидеть как динамику прибывших к нам детей-мигрантов, так и страны, из которых они прибыли.

Таблица 1. Динамика прибывших детей-мигрантов

Страна

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год

Украина

2

3

4

Молдова

1

2

3

Армения

3

1

1

Казахстан

1

1

1

Кыргызстан

0

1

1

Всего:

7

8

10

2. ЗАДАЧИ

Детей-мигрантов становится все больше. Попадая в этнически новое жизненное пространство, дети попадают в ситуацию так называемого «культурного шока», поэтому для создания условий для социальной и психологической безопасности  необходимо оказать помощь в адаптации всем участникам образовательных отношений (т.е. не только детям, но и родителям и педагогам, работающим с детьми-мигрантами).  

Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Обеспечение сохранности психического здоровья ребенка;
  2. Полноценное включение обучающихся мигрантов в социокультурную среду класса, школы, города;
  3. Формирование толерантного отношения к обществу, в котором происходит социализация, адаптация социокультурной среды образовательного учреждения к мигрантам (обеспечение ее инклюзивности);
  4. Создание условий для позитивного межкультурного общения в образовательном учреждении;
  5. Содействие проявлению позитивного влияния учащихся мигрантов на развитие образовательного учреждения.

Важно отметить, что для максимально качественного решения данных задач необходимо тесное сотрудничество всех структур: педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, учителей-предметников и администрации школы.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в нашей школе включает в себя три аспекта:

1) Социально-психологическая адаптация

2) Учебная адаптация, в первую очередь преодоление языкового барьера.

3) Социокультурная адаптация.

3. АЛГОРИТМ РАБОТЫ

Общая структура психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов строится следующим образом:

1.      идентификация детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социально-психологической адаптации;

2.      дифференциальная диагностика и оценка природы имеющихся трудностей;

3.      проведение психолого-медико-педагогического консилиума по проблемам интеграции детей-мигрантов и выработка единой стратегии психолого-педагогического сопровождения этих детей и их семей;

4.      реализация решений консилиума.

4. КОНКРЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Для решения выше указанных задач в рамках сопровождения нами проводятся следующие мероприятия:

1. Проведение диагностики личностной сферы детей мигрантов (особенности психических процессов, характера, темперамента, эмоц. особенностей)

2. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов

3. Выявление интересов и склонностей ребёнка, вовлечение во внеурочную деятельность, в секции, контроль их посещения (Карта интересов, опросник проф.склонностей, методика профиль, КОС, диагностика лидерских способностей Жарикова и Крушельницкого)

4. Индивидуально-групповые занятия с детьми мигрантов по русскому языку.

5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении, общении.

6. Занятия – тренинги, направленные на сплочение коллектива

7. Занятия – тренинги, направленные на коррекцию межличностных отношений

8. Проведение недели толерантности.

9. Привлечение детей мигрантов к участию в классных и школьных мероприятиях.

Так как дети-мигранты обучаются в разных параллелях, для каждого возрастного периода мы используем разные методы и формы работы: в прошлом году:  в нач.школе – 2 человека, 8 чел-к в среднем и старшем звене. 7 класс КРО – 1 (Армения) – оказался не готов к обучению в обычном классе

Примеры мероприятий, способствующих адаптации детей-мигрантов в среду:

1) для обучающихся нач.школы и 5-6 классов:

-  занятия по этике, этикету и русскому языку

- выстраиваем доверительное отношение: уроки доброты, обмениваемся интересами, рассказы о малой Родине

- сплоченность: упражнения «Паровозик», «Хоровод», «Путаница», используем элементы сказкотерапии: вместе создаем общий продукт (пишем сказки, рассказы, делаем поделки).

- социометрия «Приглашение на День Рождения»  

- просмотр мультфильмов тематических: 1.Андерсен Г.Х. Гадкий утенок (к вопросу об инакости и изгойстве), 2.        Муур Л. Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду (о взаимовлиянии принимающего общества и переселенцев) для погружения в конкретную ситуацию и вызова эмоционального ряда. Это значительно облегчает понимание и интерпретацию .

2) для обучающихся 7-9 классов –

- налаживание навыков межкультурного взаимодействия: обмен культурными ценностями – проект «Моя малая Родина»; групповая работа (дебаты, конференции, деловые игры), просмотры и обсуждение фильмов по теме «толерантность», «буллинг в школе», а также, литературных произведений, например:        Приставкин А. Джафар. (к вопросу о чувствах переселенцев вдали от родины и об отношении принимающего общества к ним), Толстой Л. После бала (к вопросу о том, как может формироваться мнение человека о другом человеке), Файзи Р. Его величество человек (о ценности человека)

привлечение обучающихся 5-11 классов к подготовке недели толерантности и недели психологии в школе, клуб «Брейнсторм» - разновозрастное сотрудничество, моделируем игровые ситуации и рассуждаем о вариантах и последствиях действий.

для обучающихся 10-11 классов – тренинги и встречи по сплочению коллектива, по снятию психоэмоционального напряжения, привлечение к разновозрастному сотрудничеству, организации недели толерантности и недели психологии в школе.

5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

При оценке качества работы по адаптации детей мигрантов можно отметить такие критерии, как:

- успешность в обучении: показатели по окончанию прошлого учебного года: 50% детей-мигрантов обучаются на 4 и 5, из них 1 медалист и 1 отличник.

- активная социализация (участие в конкурсах, олимпиадах)

В числе достоинств можно отметить стремление учиться, послушание, уважение к школе.

Нами было проведено исследование отношения учеников к школе, образованию: для этого им были предложены десять высказываний (например: «Учеба в школе – это напрасная трата времени»; «Можно достичь успеха в жизни, даже если плохо учишься», «Я готов ездить в школу далеко от дома, лишь бы она была хорошая» и т.д.). Как оказалось, уровень «антишкольной культуры» у мигрантов ниже, чем у многих одноклассников, а мотивация к учебе, напротив, выше.

Была отдельно проанализирована успеваемость детей-мигрантов: мы не получили статистически значимых различий в успеваемости между мигрантами и этническим большинством. Заметная разница наблюдается только в оценках по русскому языку, что еще раз подтверждает гипотезу: школьники, приехавшие из других стран, не отличаются от родившихся здесь по своим способностям, они точно также могу преуспеть в учебе, главной проблемой для них становится недостаточное знание русского языка:

Что касается планов на получение высшего образования, то они совершенно не отличаются у детей-мигрантов: все они планируют получить высшее образование.

Как положительный результат работы с детьми-мигрантами и их включения в соц.среду  необходимо отметить отсутствие межнациональных конфликтов в школе

Теперь хотелось бы сказать о трудностях, с которыми мы столкнулись в работе:

-языковая адаптация (проблема заключается в том, что дома говорят на родном языке)

-письменная речь

-подростки, переехавшие в возрасте старше 7 лет, демонстрируют более низкую успеваемость, чем сверстники. Наиболее вероятно, что причины этого в недостаточном владении русским языком, а также в стрессе, связанном с недавним переездом.

В целом, работа по психологическому обеспечению детей-мигрантов должна быть одним из приоритетных направлений деятельности психолога образования и находить отражение в планах работы и аналитических отчетах.