Профессиональное здоровье спасателя
Понятие профессиональное здоровье. Профессиональное здоровье спасателя как процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_zdorove_spasatelya.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное здоровье спасателя
Роль профессии в жизни человека, влияние профессии на характер человека отражены во множестве поговорок, пословиц, фразеологических оборотов. На разных исторических этапах менялось доминирующее в обществе представление о «здоровом» или «идеальном» профессионале. Так, еще в XVIII веке европейский врач ввел представление о служении врача, как о горящей свече:
«Светя другим, сгораю сам».
Метафора, безусловно, красивая, и верная на первый взгляд. Схожее представление о «здоровом» профессионале бытовало довольно долгое время. Часто использовались военные метафоры по отношению к трудовой деятельности: штурм последнего года пятилетки, битва за урожай, отряд передовиков производства и т.п. А войн, как известно, без людских потерь не бывает.
В обществе закрепилось представление о профессионале как о человеке, целиком и полностью посвятившем себя своей работе. Достижения в работе, выполнение профессиональных задач оправдывали
- черствость и невнимательность к близким, которым отводилась роль обслуживающего персонала,
- непримиримость к менее фанатичным коллегам,
- несущественными считались потери собственного здоровья,
- а подчас и смерть.
Девизом такого профессионала может быть хорошо известная фраза:
«Цель (в данном случае — профессиональные достижения) оправдывает любые средства».
Со временем отношение к человеку как к производственной единице стало меняться. Появилась задача сохранения профессионального здоровья.
Профессиональное здоровье - дает возможность выполнять свою работу и строить карьеру, при сохранении жизненного баланса человека.
Профессиональное здоровье - это взаимодействие с трудовыми и нетрудовыми сферами нашей жизни.
Под профессиональным здоровьем понимается как «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни».
Профессиональное здоровье
Компоненты профессионального здоровья:
- Эмоциональное благополучие – приятное или неприятное возбуждение и удовольствие
- Компетентность – уровень успеха в разных сферах деятельности: межличностных отношениях, решении задач, оплате труда и т.д. Компетентный человек имеет психологические ресурсы, чтобы справляться с жизненными трудностями.
- Автономность – способность человека сопротивляться факторам среды и самостоятельно определять свое мнение и свои действия. Стремление к независимости и саморегуляции – фундаментальная характеристика психически здорового человека.
- Притязания – высокий уровень притязаний проявляется в высокой мотивации, готовности использовать новые возможности и преодолевать трудности.
- Интегрированное функционирование – Целостное функционирование имеет отношение к человеку как к единому целому. Психическиздоровые люди отличаются уравновешенностью, гармоничностью, внутренней согласованностью.
- Психологическая устойчивость - это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.
Основой, определяющей во многом дальнейшее развитие профессионала и профессиональное здоровье, является уровень профессиональной подготовки и индивидуально-психологические особенности (тип высшей нервной деятельности, наследственная предрасположенность к заболеваниям и т.д.).
Такие компоненты, как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки, формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Становление и развитие профессионала подчинено общей закономерности и носит название «профессиональное становление личности». Путь становления в профессии, который проходит каждый специалист, является динамичным и многоуровневым процессом.
Этапы и стадии профессионального становления личности:
1. Этап формирования профессиональных намерений (выбор профессии);
2. Этап профессионального обучения;
1) стадия адаптации специалиста в профессиональной среде;
2) стадия «вхождения в профессию»;
3. Этап частичной или полной реализации личности в профессиональном труде
1) стадия мастерства;
2) стадия авторитета;
3) стадия наставника.
Этап формирования профессиональных намерений завершается формированием представления о некоторой профессиональной общности, в которую будущий специалист хотел бы быть включенным, и на которую будет ориентироваться в своем развитии. На этом этапе формируется образ профессионала, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения, определяющие переход на следующий этап профессионального обучения.
Этап профессионального обучения в разных случаях приходится на различный возрастной период. Как правило, это возраст 17—24 года, когда осуществляется базовая профессиональная подготовка в учебном заведении.
Однако в современном мире стремительно развиваются технологии и меняются требования к квалификации специалиста. Поэтому на этапе первоначального освоения профессии профессиональное обучение не заканчивается.
Окончание этапа профессионального обучения завершается переходом к следующему этапу - этапу профессиональной адаптации.
2. Этап профессиональной адаптации.
Этот этап характеризуется двумя стадиями.
1) Первая — стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Не одно поколение молодых специалистов слышало от опытных коллег: «Забудь все, чему тебя учили в институте».
На этом этапе происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справиться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от 1 года до 3-х лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования нарушений профессионального здоровья.
Для молодого специалиста, на этом этапе, важным является наличие наставника.
2) Вторая стадия — «вхождение в профессию». На этой стадии профессионал стал уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии. На первый взгляд может показаться, что профессиональное становление завершено и дальше стремиться незачем и некуда. Однако практика показывает, что остановка профессионального развития на этой стадии оборачивается либо разочарованием в профессии, либо «закостенелостью», стереотипностью, а следовательно, и снижением надежности в профессиональной деятельности. Профессионал останавливается на этапе «ремесленника», со временем формируются деструктивные установки, позволяющие оправдывать такое положение.
3. Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профессиональном труде и представлено следующими стадиями:
1) Стадия мастера, мастерства - которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристиками. Профессионал на этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На том этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег. Спасатели получают квалификацию международного класса примерно в 35 –40 лет, со стажем работы от 10 лет и выше.
Итак, на этой стадии специалист смог достичь профессионального мастерства в высших его проявлениях. Практика показывает, что высот профессионализма можно достичь, обладая различными, порой противоположными личностными качествами. Высокого профессионализма можно достичь, компенсируя недостаточно развитые качества личности – более развитыми. Нередко оптимальный уровень развития личностных качеств и мотивационные особенности компенсируют недостаточно развитые психомоторные качества и недостатки профессиональных знаний. Так человек общительный, обаятельный, умеющий налаживать эффективные контакты в коллективе может достичь большего, чем одиночка-универсал.
2) В дальнейшем профессиональное становление продолжается стадией авторитета, которая, как и стадия мастерства, суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения. Необходимо отметить, что и на этой стадии может наступить период расцвета. Но на этой стадии это период расцвета не исполнителя, как было на предыдущей стадии, а расцвет организатора, управленца, руководителя. И на последующей стадии тоже возможно достижение расцвета, но уже в качестве учителя.
3) Стадия наставника, наставничества - в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Обучение молодых специалистов, наставничество в широком смысле этого слова способствуют компенсации усиливающихся неблагоприятных изменений, связанных с возрастом. Это то, что позволяет профессионалу, несмотря на приближающийся или наступивший пенсионный возраст, ощущать полноту профессиональной жизни и простраивать ее временную перспективу. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.
На этом этапе наиболее ярко проявляется такое явление как профессиональная интуиция. Когда специалист по известному ему одному признаку или «особому чувству» определяет качественные характеристики рабочей ситуации и мгновенно принимает единственное верное решение.
Профессиональное развитие – это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие – и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, может снижаться эффективность профессиональной деятельности, повышаться конфликтность.
Например, при кризисе перехода к мастерству, специалист начинает замечать неточности в работе более старших коллег, которые раньше казались безупречными профессионалами, их смешные или неприятные черты, вызывающие раздражение. Раздражение и недовольство ситуацией постепенно нарастает, возникают конфликты, у специалиста возникают сомнения в правильности выбранного им пути. Нервозность сказывается и на работе, и в семье, появляется неудовлетворенность собой, профессией, качеством жизни. Нарастает субъективная трудность ситуации, которая иногда может казаться безысходной. С ростом субъективной трудности ситуации эффективность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости, а не от профессионального мастерства.
Таким образом, такая характеристика личности, как психологическая устойчивость, наряду с профессиональным мастерством определяет эффективность деятельности специалиста в трудных ситуациях.
Психологическая устойчивость – это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую очередь таких как: тип нервной деятельности, опыт специалиста, уровень профессиональной подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие:
- эмоциональный,
- волевой,
- познавательный (интеллектуальный),
- мотивационный,
- психомоторный компоненты.
Психологические факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС.
На данном этапе занятия возможно обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:
- На Ваш взгляд, какие факторы, влияющие на личность и деятельность спасателя в ЧС и пожарного?
В психологической науке условия среды обитания и деятельности принято классифицировать следующим образом:
• Оптимальные;
• Параэкстремальные;
• Экстремальные;
• Паратерминальные.
Деятельность спасателей протекает преимущественно в параэкстремальных и экстремальных условиях.
В параэкстремальных условиях наблюдается небольшая мобилизация функциональных резервов организма, оптимальный уровень функционирования психофизиологических процессов, что способствует наилучшему использованию ресурсов организма в соответствии с требованиями ситуации и обеспечивает наиболее полное развитие состояния адекватной мобилизации. Это состояние характерно работе, где приходится преодолевать трудности волевым усилием.
Для экстремальных условий деятельности характерно воздействие на человека неблагоприятных факторов, выходящих за пределы физиологически оптимального диапазона. К ним относятся как внешние (экзогенные) факторы, (перегрузки, повышенная трудность задачи, воздействие средств массового поражения, агрессивных жидкостей, гипоксия и т.д.), так и внутренние, обусловленные состоянием человека, его психологическими установками, степенью адаптации к этим факторам. Для экстремальных условий характерно вначале общее снижение различных физиологических и психологических показателей, а затем их подъем, отражающий мобилизацию резервных возможностей. Паратерминальные условия характеризуются такой динамикой физиологических показателей, для которых свойственно выраженное падение, иногда с временной задержкой, остановкой, но без последующего подъема.
Итак, в процессе боевой работы:
- спасатели подвергаются значительным физическим нагрузкам, что связано с высокими темпами проведения эвакуации пострадавших, разборки конструкций и оборудования, прокладки рукавных линий, работы с пожарно-техническим вооружением, эвакуации материальных ценностей и т.д.
- связаны и с загрязнением атмосферы токсичными продуктами горения, качественные и количественные характеристики которых зависят от композиционного состава сгораемых материалов, температуры, содержания кислорода и т.д.
- тушение пожаров происходит, как правило, при высокой температуре окружающей среды и повышенной влажности воздуха. Напряженная физическая работа в этих условиях вызывает нарушение водно-солевого баланса, терморегуляции организма, ухудшение самочувствия, головные боли, нежелание двигаться, заторможенность реакции.
- при выполнении боевой работы спасатели подвергаются воздействию тепловых потоков большой мощности, открытого пламени, искр, в результате чего могут быть получены ожоги кожного покрова.
- недостаток кислорода в атмосфере вблизи очага пожара возникает из-за расходования окислителя в процессе горения и разбавления воздуха его продуктами
- отрицательный фактор, влияющий на спасателей, - это высокий уровень звукового давления, который колеблется от 76 до 130 дБ, Он угнетает психику, затрудняет ориентировку в пространстве, речевой обмен и способствует понижению остроты слуха.
- в последние годы серьезное внимание уделяется проблеме предупреждения заражения спасателей вирусами и различными инфекционными заболеваниями, особенно в процессе оказания помощи раненым на пожаре или аварии. Одним из опасных факторов пожара является вероятность заболевания лучевой болезнью в результате получения доз радиации, превышающих допустимый уровень. При этом в качестве одной из профилактических мер необходимо предусмотреть использование соответствующей защитной одежды.
- на пожарных-спасателей в боевой обстановке действуют и другие эмоциогенные факторы, вызывающие нервно-психическое напряжение. Наиболее серьезными из них являются:
- постоянная угроза жизни;
- ответственность за успешное решение боевой задачи;
- дефицит времени на принятие решения и выполнение действий;
-возникновение неожиданных препятствий, осложняющих боевую задачу.
Для спасателя характерна работа в режиме ожидания. Находясь постоянно в состоянии оперативного покоя, работник подразделений МЧС должен сохранять готовность к экстренным действиям. Такое состояние также приводит к нервно-психическому напряжению. По данным исследований А. П. Самонова, у некоторых пожарных волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может быть сильнее реакции, возникающей в период боевых действий. Переход от состояния оперативного покоя (монотонии) к деятельности в максимально быстром темпе по сигналу тревоги приводит к возникновению состояния эмоциональной напряженности, вызывающего изменения психовегетативных показателей.
Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде и не исчезающий после окончания работы, может стать причиной снижения у спасателей-пожарных объема оперативной памяти, устойчивости и переключения внимания, амнезии, логичности мышления, приводящих к нарушению последовательности действий. Более 70% пожарных-спасателей при получении сигнала тревоги испытывают эмоциональный дискомфорт.
Отрицательное влияние на организм спасателя оказывает сменный режим работы. Выборочные психофизиологические исследования пожарных России показали, что у 40% личного состава в процессе дежурства значительно снижается работоспособность, а у 25% обследованных отклонения кровяного давления выходят за пределы нормы, у многих отмечается неблагоприятная динамика сердечно-сосудистой деятельности, что является показателем выраженного утомления личного состава. У 85 % обследованных выявлена повышенная нервно-психическая напряженность, а у 20-25% после 2-3 и более непрерывных дежурств наблюдалось состояние психической дезадаптации, которое квалифицируется как пограничное состояние или состояние предзаболевания.
Кроме того, необходимо учитывать региональные особенности профессиональной деятельности, так как работа в суровых природных условиях Севера создает дополнительное стрессогенное воздействие на организм любою человека, в том числе и спасателя.
Итак, контингент спасателей, зачастую подвергающийся действию таких факторов экстремальных ситуаций (внезапность воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, неуправляемость и непредсказуемость ситуации, угроза жизни и здоровью, дефицит времени и т.д.) - должен формироваться из люден не просто прошедших определенную подготовку, но и обладающих безупречным физическим и психическим здоровьем. Немаловажным фактором в этом плане является наличие у них определенных профессионально значимых качеств характера.
Именно наличие определенных профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности профессионала в нестандартных ситуациях.
Профессиограмма (психологические особенности выполнения профессиональных задач) спасателя.
Характеристики
Виды труда: Обслуживание / Защита
Проф. Направленность: человек - человек / человек - техника
Сферы деятельности: Безопасность / Обслуживание
Сферы труда: Человек / Техника
Содержание труда
Дежурный экипаж спасателей всегда находится в состоянии полной боевой готовности и по тревоге может собраться и выехать всего за одну минуту. Выезжают к месту происшествия обычно на специально оборудованной машине, оснащенной всем необходимым для проведения спасательной операции в экстремальных условиях. Свободное от вызовов время спасатели проводят в тренировках, в спортзале, испытывают и ремонтируют оборудование. Но даже в периоды между дежурствами они должны быть постоянно доступны по мобильному телефону и, за исключением периода отпуска, не имеют права уезжать в такие места, откуда невозможно быстро вернуться. Ведь когда происходит крупная чрезвычайная ситуация, для ее ликвидации вызывают и тех спасателей, которые в данный момент не дежурят. Спасатель, непосредственно занимающийся оказанием помощи — профессия мужская; женщины могут найти себя в этой сфере на должностях, связанных со сбором информации и управлением. Спасателю необходимо помнить правила оказания первой медицинской помощи, представлять, как эвакуировать людей в различных условиях рельефа и климата, владеть техникой поиска пострадавших в различных условиях, уметь правильно извлекать пострадавших из разрушенных зданий, аварийного транспорта и т. д.
Должен знать
Следует уметь ориентироваться на местности, знать, как обращаться с профессиональным оборудованием, предназначенным для работы в зоне различных аварий и стихийных бедствий, знать радиодело, владеть основами альпинистской подготовки.
Профессионально важные качества
- отличная физическая подготовка;
- крепкое здоровье;
- устойчивая нервная система;
- твердый характер;
- силу воли;
- ответственность;
- аккуратность;
- четкую координацию движений;
- быстроту реакций.
Медицинские противопоказания
- нервные и психические заболевания;
- нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
- заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- устойчивые нарушения зрения и слуха;
- хронические инфекционные заболевания;
- вредные привычки.
Пути получения профессии
Можно получить в ВУЗах нашей страны. Например, Академия гражданской защиты - ВУЗ МЧС России.
Родственные профессии
Пожарный, сотрудник МЧС, альпинист.
Основной частью, ядром профессиограммы является психограмма в которой сконцентрированы психологические требования к конкретному специалисту (к спасателям), а также личностные, психофизиологические качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессией. В которой сформулированы требования к личности, т. е. перечень психических способностей, в котором особое внимание уделено психологическим противопоказаниям к занятиям определенной профессией.
Термин «психограмма» был введен в начале XX в. немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн предложил также составлять частичную психограмму, которая отражала не все стороны личности, а только важные для определенной практической задачи. Так сложилась психограмма личности успешного профессионала, отображающая профессионально важные качества.
На данном этапе занятия возможно обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:
- На Ваш взгляд, должен ли специалист экстремального профиля обладать определенными профессионально важными качествами?
- Если «да», то какими?
Профессионально важные качества – это свойства личности, совокупность которых является потенциальными или актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности определенной профессиональной деятельности.
К ведущим профессионально важным качествам относятся:
- работоспособность в условиях аварийных ситуаций,
- способность действовать нешаблонно,
- умение принимать решения в короткие сроки в изменяющейся обстановке,
- высокая эмоциональная устойчивость,
- способность сохранять самообладание и выдержку.
Важное значение также имеют качества, характеризующие
- физическую выносливость,
- ответственность за принятие решений,
- комплекс психофизиологических качеств, характеризующих
- концентрацию и переключаемость внимания,
- эмоционально волевые качества,
- двигательные и психомоторные способности,
- функции слухового и зрительного анализаторов.
Требования к профессиональной деятельности к психологическим особенностям:
- личностным характеристикам (эмоциональной устойчивости в экстремальных условиях, стилю взаимоотношений в отряде, готовности к риску, дисциплинированности, настойчивости и целеустремленности при ведении спасательных работ);
- статистическим и динамическим характеристикам психических процессов: зрительного и слухового восприятия, пространственного представления, пространственной ориентировки, внимания, памяти, мышления в экстремальных условиях функционирования;
- способностям к управлению собственным состоянием и работоспособностью, к мобилизации психических и физических резервов организма, к воздействию на других спасателей в критической обстановке, творческой организации деятельности в условиях неопределенности.
Научными подразделениями МЧС России проводились исследования по определению профессионально важных качеств спасателей, которые позволяют спасателям успешно выполнять свои профессиональные обязанности в различных условиях.
В результате проведенных исследований была определена структура профессионально важных качеств спасателей.
Данная структура состоит из следующих пяти групп:
- психологические качества;
- медицинские (физиологические) качества;
- эргономические качества;
- социально - психологические качества;
- инженерно - психологические качества.
Важную роль в формировании психологических качеств играют психические процессы и психические свойства. Так, например, внимание выступает одной из сторон сознания человека. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной.
К основным свойствам внимания относятся устойчивость (временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту), концентрация (степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами — тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность), распределение (это способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах), переключение (сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой), отвлекаемость (непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой) и объем внимания (количество однородных предметов, которые одновременно попадают в зону ясного и четкого восприятия).
Внимание позволяет спасателям осуществлять контроль над соблюдением порядка своей деятельности, над работой техники и инструмента, над изменениями обстановки в зоне ЧС.
Недостаточный уровень развития внимания у спасателей может привести к нарушению порядка выполнения работ, ошибкам, ослаблению контроля над своей деятельностью, которые в свою очередь могут повлечь за собой травматизм и выход из строя технических средств.
Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти глубокий след, который может сохраняться достаточно длительное время. И все это благодаря человеческой памяти.
Что представляет собой память?
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы формируются в деятельности и определяются ею.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. По характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную, в по продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, долговременную и оперативную.
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками, которые оказывают влияние на деятельность спасателей.
Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
При обучении спасателей и при их работе в экстремальных ситуациях все эти характеристики играют самую существенную роль и благодаря этому они приобретают профессиональные знания, умения и навыки.
Ощущения (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы) и восприятия (чувственное познание предметов окружающего мира) дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий.
Для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений, делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот многоступенчатый переход от единичного к общему и от общего опять к единичному осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению.
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Физиологической основой мышления являются мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для элементарных психических процессов, например ощущения.
Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности как одном из вариантов целенаправленной деятельности.
Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти и речи. Все высшие формы этих процессов в определенной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.
В практической деятельности спасателей большую роль играет прогнозирование событий, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения. Недостаточность мышления может привести к затруднениям в процессе адаптации к условиям ЧС и неспособности принимать самостоятельные решения.
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Делается это благодаря волевым процессам, присущим каждому индивиду. Что же такое воля человека?
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Воля человека характеризуется определенными качествами. Принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.
Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, и умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие.
Другой характеристикой воли является целеустремленность.
Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности.
Важной характеристикой воли являются инициативность, самостоятельность, решительность и последовательность. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.
Воля спасателя играет решающую роль в формировании эмоционально-волевой устойчивости, которая в свою очередь позволяет быстро адаптироваться к условиям чрезвычайной ситуации. Недостаточный уровень развития волевых характеристик может вызывать повышенную восприимчивость к воздействиям психотравмирующих условий ЧС, психические травмы и расстройства и даже полную неспособность действовать в выполнении аварийно-спасательных работ.
Комплекс воздействующих неблагоприятных физических, химических и биологических факторов окружающей среды в сочетании с такими сильными психогенными раздражителями, как переживание угрозы здоровью и жизни, вид погибших, обгоревших и травмированных на пожаре людей, дефицит информации и времени на обдумывание и принятие адекватного решения, высокая ответственность за выполнение боевой задачи, наличие неожиданных, внезапно возникающих препятствий и т.д., способны вызвать у спасателей, пожарных сильный стресс, приводящий к снижению, а иногда и к срыву выполнения боевой задачи, а подчас способствующий успешному ее выполнению.
- Мне нравится (1)