Конспект лекций по возрастной психологии часть 2
Предварительный просмотр:
Курс лекций по возрастной психологии часть2
1. Психомоторика:
• Моторика крупных мышц
• Мелкая моторика руку
Характеристика психомоторики крупных мышц:
• Возникновение прямохождения
• Освоение бега, прыжков, лазания
• Высокая двигательная активность
Ведущая деятельность в этом возрасте – предметная
Ведущая потребность – двигательная
В каждом возрасте необходимо удовлетворить ведущую потребность, иначе получается патологическая деятельность!!
Рекомендации родителям:
• Не ограничивать двигательная активность, а стимулировать ее.
• Активный ребенок лучше спит, ест, у него более устойчивая нервная система.
• Двигательная активность важна для интеллектуального развития, познания окружающего мира.
• Двигательная активность- основа познавательной активности.
Неудовлетворение потребностей – это раздражение и капризы!!!
2. Предметная деятельность
- это мелкая моторика руки
Характеристика предметной деятельности:
- Знакомство с разнообразными предметами
- Овладение способами их использования
- Овладение навыками самообслуживания (самостоятельно есть и одеваться)
Виды деятельности, способствующей развитию мышц кисти пальцев рук:
- Рисование, лепка, аппликация.
- Собирание пазлов, лего, пирамидок, кубиков.
- Завязывание шнурков, узелков
- Застегивание пуговиц
- Собирание и сортировка различных круп
- Игра с мячом
- Пальчиковые игры
3. Речь
Активная - говорит
Пассивная – понимает
Регулятивная – внутренняя
Формирование активной речи:
- Ранний возраст – сензитивный период для развития речи
- Речь начинает интенсивно развиваться в предметной деятельности
- Сначала осваивается название предметов (существительные), затем название действий (глаголы).
В середине 2го года жизни происходит «речевой взрыв» - резкое нарастание словаря.
В 2 года начинают употреблять двухсловные предложения. С 2х до 3х происходит интенсивное освоение грамматических структур языка.
В 1,5 года – от 40 до 100 слов
В 2 года – около 300 слов
В 3 года – от 1200 до 1500 слов
В настоящее время есть сильное отставание от норм из-за ограничения предметной активности и из-за отсутствия стимула.
Формирование пассивной речи:
- В 1,5 года хорошо понимают все слова и простые фразы
- В 2 года начинает прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой
- Нравится слушать рассказы, сказки, стихи
- Это является основой формирования любви к чтению
В раннем возрасте преобладает цикличность мышления.
Формирование регулятивной речи:
- Формируется на основе речевого инструкций взрослого
- Является первой формой произвольного поведения
При любом новом виде деятельности обязательно давать ребенку четкие «разжеванные» инструкции!!