Конспект лекций по возрастной психологии часть 3
Предварительный просмотр:
Конспект лекций по возрастной психологии часть3
Мотивационная сфера личности.
Познавательная активность – основа развития мотивационной сферы.
Познавательная сфера личности
Познавательные процессы:
- Ощущение
- Восприятие
- Внимание
- Память
- Мышление
- Воображение
Ощущение – это первая форма познания окружающей действительности. С него начинается развитие человека.
Виды ощущений:
- Тактильные
- Вкусовые (в 1 месяц появляются)
- Зрительные (в 2 месяца)
- Слуховые (в 4 месяца)
- Обоняние
Характеристика восприятия детей раннего возраста.
Освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины (осн. Цвета – красный, синий, желтый, доп. – зеленый), (форма – круг, треугольник, квадрат). В настоящее время очень хорошо развито у современных детей.
Свойства внимания:
- Концентрация – это степень сосредоточенности сознания на одном и том же предмете, объекте деятельности
- Устойчивость – характеристика внимания во времени, определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте (в раннем возрасте – 5 минут).
- Переключение – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой –хорошее у холерика и сангвиника, слабое – у флегматика и меланхолика.
- Объем – сосредоточенность сознания на нескольких объектах одновременно.
- Распределение – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения одновременно нескольких действий – не сформировано в раннем возрасте.
Темперамент
Холерик (возбуждения – сильный +, торможения – слабый -)
Сангвиник (возб. +, тормож. +)
Флегматик (возб. -, тормож. +)
Меланхолик (возб. -, тормож. -)
Виды мышления:
- Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками))
- Наглядно-образное (познание с помощью представления предмета, явления)
- Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
Эмоционально-волевая сфера личности.
Характеристика:
- Дети раннего возраста очень эмоциональны
- Эмоции детей неустойчивы
- Детей легко отвлечь и переключить
- Испытывает различные эмоции но не осознает их
Начало формирования черт характера самостоятельности и ответственности происходит через предметную деятельность.
Общение со взрослыми –непременное условие развития ребенка.
Семейное воспитание является оптимальным для развития. Индивидуальное общение – необходимое условие для нормального развития и эмоционального благополучия.
Основные правила воспитания:
- Вред длительных ожиданий
- Своевременное формирование навыков самостоятельности
- Поведение взрослого – образец для подражания (ведущий стиль воспитания до 10ти лет)
Кризис 3х лет
- Ребенку необходимо расширение области самостоятельности
- Отстранение от взрослого «я сам!».