Конспект лекций по возрастной психологии часть 3

Конспект лекций по возрастной психологии часть 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект лекций по возрастной психологии часть3

Мотивационная сфера личности.

Познавательная активность – основа развития мотивационной сферы.

Познавательная сфера личности

Познавательные процессы:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Внимание
  • Память
  • Мышление
  • Воображение

Ощущение – это первая форма познания окружающей действительности. С него начинается развитие человека.

Виды ощущений:

  • Тактильные
  • Вкусовые (в 1 месяц появляются)
  • Зрительные (в 2 месяца)
  • Слуховые (в 4 месяца)
  • Обоняние

Характеристика восприятия детей раннего возраста.

Освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины (осн. Цвета – красный, синий, желтый, доп. – зеленый), (форма – круг, треугольник, квадрат). В настоящее время очень хорошо развито у современных детей.

Свойства внимания:

  • Концентрация – это степень сосредоточенности сознания на одном и том же предмете, объекте деятельности
  • Устойчивость – характеристика внимания во времени, определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте (в раннем возрасте – 5 минут).
  • Переключение – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой –хорошее у холерика и сангвиника, слабое – у флегматика и меланхолика.
  • Объем – сосредоточенность сознания на нескольких объектах одновременно.
  • Распределение – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения одновременно нескольких действий – не сформировано в раннем возрасте.

Темперамент

Холерик (возбуждения – сильный +, торможения – слабый -)

Сангвиник (возб. +, тормож. +)

Флегматик (возб. -, тормож. +)

Меланхолик (возб. -, тормож. -)

Виды мышления:

  • Наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками))
  • Наглядно-образное (познание с помощью представления предмета, явления)
  • Словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)

Эмоционально-волевая сфера личности.

Характеристика:

  • Дети раннего возраста очень эмоциональны
  • Эмоции детей неустойчивы
  • Детей легко отвлечь и переключить
  • Испытывает различные эмоции но не осознает их

Начало формирования черт характера самостоятельности и ответственности происходит через предметную деятельность.

Общение со взрослыми –непременное условие развития ребенка.

Семейное воспитание является оптимальным для развития. Индивидуальное общение – необходимое условие для нормального развития и эмоционального благополучия.

Основные правила воспитания:

  • Вред длительных ожиданий
  • Своевременное формирование навыков самостоятельности
  • Поведение взрослого – образец для подражания (ведущий стиль воспитания до 10ти лет)

Кризис 3х лет

  • Ребенку необходимо расширение области самостоятельности
  • Отстранение от взрослого «я сам!».