Памятка для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Платонова Юлия Владимировна

Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком, право родителей на уважение их частной жизни заканчивается. В этом случае обязанность каждого человека – вмешаться доступными ему средствами, чтобы защитить ребенка от насилия.

 

Жестокое обращение - такая форма взаимоотношений между ребёнком и взрослым, когда старшая сторона действием или бездействием причиняет младшей стороне физическую или моральную боль. Жестокое обращение подразделяется на физическое и психологическое насилие.

 

 Физическое насилие - есть неслучайное причинение вреда здоровью ребёнка путём применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений родителем или лицом, осуществляющим опеку или уход.

Психологическое насилие - есть понуждение ребёнка к действию или бездействию в интересах побуждающего лица путём угроз, уговоров, давления, а также унижение, оскорбление, издевательство, высмеивание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_pedagogov_profilaktika_zhest._obr._s_detmi.doc274.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ

РЕБЁНКА

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:

за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:

право ребѐнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

право ребѐнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребѐнка (ст.56)

лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

немедленное отобрание ребѐнка при непо-средственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).

Подготовила: педагог-психолог

Платонова Юлия Владимировна

E-mail: yuplat@mail.ru

http://iulyaplatonowa.narod.ru

Действия сотрудников образовательных организаций:

  • В течение 1-го часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю образовательного учреждения о выявленном случае.
  • В течение 1-го часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком руководитель организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
  • В течение 1-го часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель ДОУ сообщает по телефону (затем в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы внутренних дел, органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП.
  • В течение 1-го дня со дня выявления факта жестокого обращения педагог-психолог и воспитатель, при необходимости совместно с органами опеки и попечительства и ОВД, проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

МАДОУ «Детский сад 75»

  Памятка для педагогов

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком, право родителей на уважение их частной жизни заканчивается. В этом случае обязанность каждого человека – вмешаться доступными ему средствами, чтобы защитить ребенка от насилия.

Жестокое обращение - такая форма взаимоотношений между ребёнком и взрослым, когда старшая сторона действием или бездействием причиняет младшей стороне физическую или моральную боль. Жестокое обращение подразделяется на физическое и психологическое насилие.

 Физическое насилие - есть неслучайное причинение вреда здоровью ребёнка путём применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений родителем или лицом, осуществляющим опеку или уход.

Психологическое насилие - есть понуждение ребёнка к действию или бездействию в интересах побуждающего лица путём угроз, уговоров, давления, а также унижение, оскорбление, издевательство, вы- смеивание.

Поведенческие и эмоциональные признаки:

- Отставание в развитии.

- Брошенные дети: замедленная реакция, апатичность, отсутствие любопытства, интереса к окружающему.

 - Могут выглядеть голодными и постоянно усталыми.

- Сложности самоконтроля, тревожно-мнительное состояние,

КАК РАСПОЗНАТЬ ФАКТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ?

Признаки поведения детей, подвергшихся домашнему насилию, могут быть следующими:

Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).

Основные типы травм:

  • На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или ударов ремнем, повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
  • На голове - кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
  • Частые жалобы на боль при отсутствии явных повреждений.
  • Буйное и агрессивное поведение или, напротив, замкнутость, боязливость, страх перед взрослыми.

       Признаки физической и психической запущенности:

  • постоянный голод, неопрятный вид, эмоциональные расстройства, трудности в обучении, пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, признаки отсутствия медицинской помощи, постоянная усталость и сонливость.
  • нежелание идти домой, отсутствие поиска защиты у родителей в критические для себя моменты.
  • Длительно сохраняющееся подавленное состояние, высокий уровень тревожности.
  • Склонность к уединению, проблемы социализации и т.д.

Помочь распознать жертву насилия может психолог.

Среди признаков поведения родителей, свидетельствующих о жестоком обраще-нии с детьми, выделяют:

  • Несоответствие состояния ребенка его описанию родителем.
  • Необъяснимая отсрочка в обращении родителей за помощью в лечебное учрежде-ние.
  • Попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба.
  • Отказ от посещения ребенка в стационаре.
  • Неадекватная реакция родителей на те-лесные повреждения у ребенка и т.д.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?

Прежде всего, следует наедине тактично поговорить с ребенком. Поскольку обидчик может являться членом его семьи, не стоит ожидать, что ребенок сразу расскажет о факте насилия. Нужно заслужить его доверие

и продемонстрировать, что ребенок может найти у Вас защиту.

Если ребенок говорит об этом в присутствии сверстников, покажите, что Вы приняли это к сведению, («Это очень серьезно. Давай мы поговорим об этом позже») и смените тему. Затем организуйте разговор с ним наедине.