Памятка для педагогов "Профилактика жестокого обращения с детьми"
Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком, право родителей на уважение их частной жизни заканчивается. В этом случае обязанность каждого человека – вмешаться доступными ему средствами, чтобы защитить ребенка от насилия.
Жестокое обращение - такая форма взаимоотношений между ребёнком и взрослым, когда старшая сторона действием или бездействием причиняет младшей стороне физическую или моральную боль. Жестокое обращение подразделяется на физическое и психологическое насилие.
Физическое насилие - есть неслучайное причинение вреда здоровью ребёнка путём применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений родителем или лицом, осуществляющим опеку или уход.
Психологическое насилие - есть понуждение ребёнка к действию или бездействию в интересах побуждающего лица путём угроз, уговоров, давления, а также унижение, оскорбление, издевательство, высмеивание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov_profilaktika_zhest._obr._s_detmi.doc | 274.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВ
РЕБЁНКА
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)
Семейный кодекс РФ гарантирует:
право ребѐнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
право ребѐнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребѐнка (ст.56)
лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
немедленное отобрание ребѐнка при непо-средственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Подготовила: педагог-психолог
Платонова Юлия Владимировна
E-mail: yuplat@mail.ru
http://iulyaplatonowa.narod.ru
Действия сотрудников образовательных организаций:
- В течение 1-го часа с момента выявления признаков жестокого обращения с несовершеннолетним педагогический работник сообщает руководителю образовательного учреждения о выявленном случае.
- В течение 1-го часа с момента получения информации о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком руководитель организует проведение медицинской оценки состояния ребенка, подвергшегося жестокому обращению, зафиксировав данные в медицинской справке.
- В течение 1-го часа с момента фиксирования факта жестокого обращения руководитель ДОУ сообщает по телефону (затем в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы внутренних дел, органы опеки и попечительства, муниципальную КДНиЗП.
- В течение 1-го дня со дня выявления факта жестокого обращения педагог-психолог и воспитатель, при необходимости совместно с органами опеки и попечительства и ОВД, проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.
МАДОУ «Детский сад 75»
Памятка для педагогов
«Профилактика жестокого обращения с детьми»
Когда речь идет о жестоком обращении с ребенком, право родителей на уважение их частной жизни заканчивается. В этом случае обязанность каждого человека – вмешаться доступными ему средствами, чтобы защитить ребенка от насилия.
Жестокое обращение - такая форма взаимоотношений между ребёнком и взрослым, когда старшая сторона действием или бездействием причиняет младшей стороне физическую или моральную боль. Жестокое обращение подразделяется на физическое и психологическое насилие.
Физическое насилие - есть неслучайное причинение вреда здоровью ребёнка путём применения физической силы с нанесением значимых для здоровья повреждений родителем или лицом, осуществляющим опеку или уход.
Психологическое насилие - есть понуждение ребёнка к действию или бездействию в интересах побуждающего лица путём угроз, уговоров, давления, а также унижение, оскорбление, издевательство, вы- смеивание.
Поведенческие и эмоциональные признаки:
- Отставание в развитии.
- Брошенные дети: замедленная реакция, апатичность, отсутствие любопытства, интереса к окружающему.
- Могут выглядеть голодными и постоянно усталыми.
- Сложности самоконтроля, тревожно-мнительное состояние,
КАК РАСПОЗНАТЬ ФАКТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ?
Признаки поведения детей, подвергшихся домашнему насилию, могут быть следующими:
Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).
Основные типы травм:
- На теле - синяки, ссадины, раны, следы от прижигания предметами, горячими жидкостями, сигаретами или ударов ремнем, повреждения внутренних органов или костей травматического характера.
- На голове - кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
- Частые жалобы на боль при отсутствии явных повреждений.
- Буйное и агрессивное поведение или, напротив, замкнутость, боязливость, страх перед взрослыми.
Признаки физической и психической запущенности:
- постоянный голод, неопрятный вид, эмоциональные расстройства, трудности в обучении, пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, признаки отсутствия медицинской помощи, постоянная усталость и сонливость.
- нежелание идти домой, отсутствие поиска защиты у родителей в критические для себя моменты.
- Длительно сохраняющееся подавленное состояние, высокий уровень тревожности.
- Склонность к уединению, проблемы социализации и т.д.
Помочь распознать жертву насилия может психолог.
Среди признаков поведения родителей, свидетельствующих о жестоком обраще-нии с детьми, выделяют:
- Несоответствие состояния ребенка его описанию родителем.
- Необъяснимая отсрочка в обращении родителей за помощью в лечебное учрежде-ние.
- Попытка обвинения ребенка в нанесении себе ущерба.
- Отказ от посещения ребенка в стационаре.
- Неадекватная реакция родителей на те-лесные повреждения у ребенка и т.д.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?
Прежде всего, следует наедине тактично поговорить с ребенком. Поскольку обидчик может являться членом его семьи, не стоит ожидать, что ребенок сразу расскажет о факте насилия. Нужно заслужить его доверие
и продемонстрировать, что ребенок может найти у Вас защиту.
Если ребенок говорит об этом в присутствии сверстников, покажите, что Вы приняли это к сведению, («Это очень серьезно. Давай мы поговорим об этом позже») и смените тему. Затем организуйте разговор с ним наедине.