Анализ двухмесячника по профориентации в 2015-2016 учебном году

Валигура Евгения Николаевна

Анатиз мероприятий , проводимых в рамках профориентационной работы освещены в данном документе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_dvuhmesyachnika_po_proforientatsii.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное образование                                                        

«ТАЙШЕТСКИЙ РАЙОН»                                                                                

Управление образования

Администрации Тайшетского района

665000 г. Тайшет, ул. Суворова, 10

Тел.: 2-17-03, 5-03-12, 5-47-67

E-mail: raiono@irmail.ru

16.09.2015_№_2556_

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная

школа № 14 г. Тайшета

 665001 г. Тайшет,

ул. Транспортная - 20

Тел.: 8(39563)5-06-40

Анализ

проведения двухмесячника

по профориентационной работе

в МКОУ СОШ № 14.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека.

Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм,  выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути се реализации.

 Цели профориентационной работы:

-      Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

-     Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда,

Задачи:

-     Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельностя;

-     Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

-     Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднении при выборе профессии.

Направлениями ПО являлись: профинформировапие, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсульгирование.

Инструменты работы: анкетирование, мониторинговая деятельность, анализ спроса на услуги, планирование дальнейшей деятельности.

В 2015-2016 учебном году профориентационная работа в 11 классе представлена элективным курсом «Мой выбор», где работа проводится по всем направлениям в течение учебного года. Работа по данному элективному курсу проводится с 2014 года, пользуется неподдельным интересом у детей.

Цель курса: формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.

Курс рассчитан на 34 занятия  по 1 часу в неделю. Занятия по форме напоминают  тренинговую структуру, включая в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций,

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств таких, как;

  • междисциплинарная    интеграция,     содействующая    становлению    целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  •    обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные  задачи курса. Для  реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.

При проведении профориентации с подростками важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой программы были определены следующие принципы:

  • доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
  •   научность и достоверность информации;
  • доступность предлагаемой информации:
  • адресность;
  • индивидуальный подход;
  • современность и актуальность материалов;
  • сотрудничество с другими специалистами

Профориентационная работа проводится в МКОУ СОШ №14 в период всего учебного года, а не только в течение двух месяцев по приказу УО.  Проведен районный фестиваль  уроков и мероприятий по профориентационной работе 4 декабря 2015 года, на котором педагоги делились опытом  работы по данной теме.   В программе районного фестиваля можно пронаблюдать разнообразные формы работы с обучающимися, которые  способствуют расширить представление учащихся о современном мире профессий.

Районный фестиваль уроков и мероприятий по профориентационной работе (04.12.2015г.)

Цель: распространение опыта работы школы по организации профориентационной деятельности учащихся

Программа фестиваля 

Время

Мероприятия

Ответственные

08.30-09.00

Регистрация

Денисова О.В., заместитель директора по УВР (фойе)

09.00-09.05

Приветствие участников семинара. Знакомство с программой

Яйцова И.Л., заместитель директора по УВР (каб.№6)

09.05-09.15

Введение в тему. Доклад заместителя директора по УВР «Основные направления профориентационной деятельности в школе»

Яйцова И.Л., заместитель директора по УВР (каб.№6)

09.15-09.30

Анализ работы по профориентации за 2014-2015 учебный год

Валигура Е.Н., педагог-психолог (каб.№6)

09.40-10.25

1 серия уроков и мероприятий:

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе («Когда я стану взрослым»)

Стрижнева И.А. (каб.№19)

Классный час в 6 классе («Ярмарка профессий»)

Кочнева Е.С. (каб.№3)

Урок развития речи в 5 классе (Подготовка к сочинению-рассуждению «Чем пахнут ремесла?»)

Сергиенко Н.А. (каб.№7)

Круглый стол в 9 классе («Профессии, которые мы выбираем»)

Борзых Н.В. (каб.№16)

10.25-10.35

Анализ и самоанализ

Романенко М.В.

Кочнева Е.С.

Сергиенко Н.А.

Борзых Н.В., присутствующие гости

10.35-11.20

2 серия уроков и мероприятий:

Занятие кружка «Хочу все знать» в 1 классе («Поговорим о снеге»)

Романенко М.В. (каб.№19)

Внеурочное занятие в 5 классе (Презентация семейных проектов «Профессии моей семьи»)

Кандалинцева Н.В. (каб.№3)

Занятие творческого объединения «Волшебный карандаш» в 4 классе («В кукольной мастерской»)

Карпова О.Е. (каб.№17)

Занятие элективного курса «Мой выбор» в 11 классе («Свойства нервной системы в профессиональной деятельности»)

Валигура Е.Н. (каб.№7)

11.20-11.30

Анализ и самоанализ

Стрижнева И.А.

Кандалинцева Н.В.

Карпова О.Е.

Валигура Е.Н., присутствующие гости

11.30-12.10

Социальное партнерство как одно из условий реализации профориентационного направления (выступление представителей ОГБУ СПО «Тайшетский медицинский техникум» и ГБПОУ «Тайшетский промышленно-технологический техникум»)

Яйцова И.Л., заместитель директора по УВР (каб.№6)

12.10-12.30

Рефлексия. Подведение итогов фестиваля

Яйцова И.Л., заместитель директора по УВР, Валигура Е.Н., педагог-психолог (каб.№6)

12.30-13.00

Обед

Жолобова Н.А., социальный педагог (столовая)

Профинформировапие, профагитация и профпросвещение реализуется через проведение следующих мероприятий:

  • Профоориентационные экскурсии или  агитации со стороны  профессиональных заведений.
  • Стенды. В коридорах школы оформлены стенды «Куда пойти учиться?», «Профориентация» Информация на стендах обновляется в течение учебного года.
  • Выставка рисунков «Моя будущая профессия» 8-11 классы.
  •  В начальной школе тоже была организована выставка рисунков по данной тематике.
  • Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.  Активное участие дети нашей школы принимали в различных конкурсах.
  • Работа с родителями  10-11 классов была организованна в форме  круглого стола на тему  «Выбираем свой путь». В  9-х классах прошло родительское собрание «Все работы хороши».
  • Важным аспектом для реализации в профессиональной деятельности являются хорошо развитые коммуникативные навыки. Для  развития коммуникации педагог-психолог проводит с обучающимися тренинговые занятия.
  • Педагогом- психологом  обучающиеся 9-11 классов вовлекаются в содействие с младшими школьниками, что способствует приобретению опыта общения с людьми разного возраста. С удовольствием принимают участие в занятиях с младшими школьниками.
  • Свои способности, которые могут пригодиться в профессии, ребята проявляют, организовывая игры на переменах и флешмобы.
  • В реализации посталенных задач способствуют проведенные мероприятия: психологический час «Секреты выбора профессии»; лекция «Понятие о профессиональной карьере»; классный час «Угадай профессию» и другие.

Профконсультирование  реализовывалось через групповые и индивидуальные консультации обучающихся и родителей по темам: «Состояние рынка труда образовательных услуг», «Я в мире профессий», «Как помирить хочу, могу и надо», «Как построить  свой профессиональный план» и др.

Профдиагностика состояла из мероприятий, направленных на психологическое изучение индивидуальных особенной, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации.

Результаты  диагностической работы представлены в таблицах.

  • Методика «Профиль»

Цель: определить интерес к соответствующему предмету или виду деятельности

Предметная область

Класс

Всего

11

физика и математика

4

8

2

14

химия и биология

2

2

5

9

радиотехника и электроника

0

1

5

6

механика и конструирование

0

0

4

4

география и геология

1

2

3

6

литература и искусство

2

3

8

13

 история и политика        

7

10

6

23

педагогика и медицина

3

5

4

12

предпринимательство и домоводство

9

4

9

22

спорт и военное дело

6

9

11

26

  • Методика «Карта интересов»

Цель: Определение выраженности интересов к учебным предметам (сферам знаний)

Сфера знаний

Класс

Всего

11

  1. Физика

6

4

1

11

  1. Математика

0

2

6

8

  1. Химия

3

3

2

8

  1. Астрономия

0

0

5

5

  1. Биология

2

0

1

3

  1. Медицина

1

3

4

8

  1. Сельское хозяйство

2

5

1

8

  1. Лесное хозяйство

0

1

2

3

  1. Филология

0

0

1

1

  1. Журналистика

7

9

10

26

  1. История

4

13

10

27

  1. Искусство

2

0

5

7

  1. Геология

1

0

0

1

  1. География

1

6

1

8

  1. Общественная работа

0

0

0

0

  1. Право

5

11

6

22

  1. Транспорт

3

9

2

14

  1. Педагогика

0

4

7

11

  1. Рабочие специальности

12

16

3

31

  1. Сфера обслуживания

5

7

7

19

  1. Строительство

2

1

0

3

  1. Лёгкая промышленность

7

10

3

20

  1. Техника

3

5

3

11

  1. Электротехника

8

13

5

26

  • Методика «Оценка способностей школьников» В.С.Сонина предусматривает  выявление у обучающихся одного или более направлений в развитии способностей личности из предложенных 9-ти:

Способности

Класс

Всего

11

Физическое

9

13

12

34

Организационные

3

2

8

13

Математические

2

1

1

4

Конструкторско-технические

1

4

5

10

Эмоционально- изобразительные (артистически)

1

0

1

2

Коммуникативные

6

3

7

16

Музыкальные

5

7

2

14

Художественно-изобразительные

1

3

9

13

Филологические

2

5

1

8

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова

Цель: определить предпочтительных сфер труда по группам профессий.

Сферы труда

Класс

Всего

11

Человек- художественный образ

6

9

8

23

Человек-человек

5

14

3

22

Человек-техника

1

4

4

9

Человек-знаковая система

2

1

2

5

Человек-природа

2

5

1

8

Организация работы  факультативных занятий, элективных курсов и занятий в ДО способствует проявлению ребят в сфере труда по группам профессий.

Активное участие  дети принимают в различных конкурсах  по профориентационной работе. В данной таблице представлены работы отправленные на конкурсы. Результаты ещё ожидаются.

Ф.И.

Класс

Название конкурса

Название конкурсной работы

Мяделец Елизавета

10

Районный конкурс: эссе «Моя будущая профессия»

Эссе «Моя будущая профессия»

Валигура Мария

11

Районный конкурс: эссе «Моя будущая профессия»

Эссе «Моя будущая профессия»

Ткач Данил

11

Районный конкурс: стихов «Самая интересная профессия»

Стихотворение  «Самая интересная профессия»

Матюхина Дарья

11

Районный конкурс: рисунков «Профессия  в моих руках»

рисунки «Профессия  в моих руках»

Павлова Оксана

9

Кудимова Анастасия

10

Павлова Оксана

9

 Всероссийский конкурс «Талантоха-26». Номинация: профессиональная ориентация школьников. 

Стихотворение

Астафьева Маргарита

11

Всероссийский конкурс «Талантоха-26». Номинация: профессиональная ориентация школьников. 

Сценарий психологического занятия с педагогами.

Валигура Мария

11

Всероссийский конкурс «Талантоха-26». Номинация: профессиональная ориентация школьников. 

Эссе «Моя будущая профессия»

Ткач Данил

11

Всероссийский конкурс «Талантоха-26». Номинация: профессиональная ориентация школьников. 

Конкурс стихов «Самая интересная профессия»

Результатом профориентационной работы  является успешное трудоустройство выпускников школы.

Организации

2012-2013 уч.год

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

класс

класс

класс

9

11

9

11

9

11

ВПО

0

22

0

10

0

4

СПО

9

3

15

7

5

12

НПО

10

0

5

4

20

0

Служба в армии

0

0

0

0

0

4

Подводя  итоги  профориентационной  работы  в учреждении,    можно  сделать  выводы:

Выводы:

  • В МКОУ СОШ №14 ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом  запроса экономики современного общества
  • План профориентационной  работы реализован на достаточном уровне
  • В организации  профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные  педагогические технологии.

Директор МКОУ СОШ №14____________________/Краснобаева Л.Н./

Педагог-психолог__________________/Валигура Е.Н./