Анализ двухмесячника по профориентации в 2015-2016 учебном году
Анатиз мероприятий , проводимых в рамках профориентационной работы освещены в данном документе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_dvuhmesyachnika_po_proforientatsii.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация Иркутская область Муниципальное образование «ТАЙШЕТСКИЙ РАЙОН» Управление образования Администрации Тайшетского района 665000 г. Тайшет, ул. Суворова, 10 Тел.: 2-17-03, 5-03-12, 5-47-67 E-mail: raiono@irmail.ru 16.09.2015_№_2556_ | Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 г. Тайшета 665001 г. Тайшет, ул. Транспортная - 20 Тел.: 8(39563)5-06-40 |
Анализ
проведения двухмесячника
по профориентационной работе
в МКОУ СОШ № 14.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека.
Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути се реализации.
Цели профориентационной работы:
- Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда,
Задачи:
- Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельностя;
- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
- Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднении при выборе профессии.
Направлениями ПО являлись: профинформировапие, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсульгирование.
Инструменты работы: анкетирование, мониторинговая деятельность, анализ спроса на услуги, планирование дальнейшей деятельности.
В 2015-2016 учебном году профориентационная работа в 11 классе представлена элективным курсом «Мой выбор», где работа проводится по всем направлениям в течение учебного года. Работа по данному элективному курсу проводится с 2014 года, пользуется неподдельным интересом у детей.
Цель курса: формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся.
Курс рассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включая в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций,
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств таких, как;
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
- обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.
При проведении профориентации с подростками важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому в рамках разрабатываемой программы были определены следующие принципы:
- доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
- научность и достоверность информации;
- доступность предлагаемой информации:
- адресность;
- индивидуальный подход;
- современность и актуальность материалов;
- сотрудничество с другими специалистами
Профориентационная работа проводится в МКОУ СОШ №14 в период всего учебного года, а не только в течение двух месяцев по приказу УО. Проведен районный фестиваль уроков и мероприятий по профориентационной работе 4 декабря 2015 года, на котором педагоги делились опытом работы по данной теме. В программе районного фестиваля можно пронаблюдать разнообразные формы работы с обучающимися, которые способствуют расширить представление учащихся о современном мире профессий.
Районный фестиваль уроков и мероприятий по профориентационной работе (04.12.2015г.)
Цель: распространение опыта работы школы по организации профориентационной деятельности учащихся
Программа фестиваля
Время | Мероприятия | Ответственные |
08.30-09.00 | Регистрация | Денисова О.В., заместитель директора по УВР (фойе) |
09.00-09.05 | Приветствие участников семинара. Знакомство с программой | Яйцова И.Л., заместитель директора по УВР (каб.№6) |
09.05-09.15 | Введение в тему. Доклад заместителя директора по УВР «Основные направления профориентационной деятельности в школе» | Яйцова И.Л., заместитель директора по УВР (каб.№6) |
09.15-09.30 | Анализ работы по профориентации за 2014-2015 учебный год | Валигура Е.Н., педагог-психолог (каб.№6) |
09.40-10.25 | 1 серия уроков и мероприятий: Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе («Когда я стану взрослым») | Стрижнева И.А. (каб.№19) |
Классный час в 6 классе («Ярмарка профессий») | Кочнева Е.С. (каб.№3) | |
Урок развития речи в 5 классе (Подготовка к сочинению-рассуждению «Чем пахнут ремесла?») | Сергиенко Н.А. (каб.№7) | |
Круглый стол в 9 классе («Профессии, которые мы выбираем») | Борзых Н.В. (каб.№16) | |
10.25-10.35 | Анализ и самоанализ | Романенко М.В. Кочнева Е.С. Сергиенко Н.А. Борзых Н.В., присутствующие гости |
10.35-11.20 | 2 серия уроков и мероприятий: Занятие кружка «Хочу все знать» в 1 классе («Поговорим о снеге») | Романенко М.В. (каб.№19) |
Внеурочное занятие в 5 классе (Презентация семейных проектов «Профессии моей семьи») | Кандалинцева Н.В. (каб.№3) | |
Занятие творческого объединения «Волшебный карандаш» в 4 классе («В кукольной мастерской») | Карпова О.Е. (каб.№17) | |
Занятие элективного курса «Мой выбор» в 11 классе («Свойства нервной системы в профессиональной деятельности») | Валигура Е.Н. (каб.№7) | |
11.20-11.30 | Анализ и самоанализ | Стрижнева И.А. Кандалинцева Н.В. Карпова О.Е. Валигура Е.Н., присутствующие гости |
11.30-12.10 | Социальное партнерство как одно из условий реализации профориентационного направления (выступление представителей ОГБУ СПО «Тайшетский медицинский техникум» и ГБПОУ «Тайшетский промышленно-технологический техникум») | Яйцова И.Л., заместитель директора по УВР (каб.№6) |
12.10-12.30 | Рефлексия. Подведение итогов фестиваля | Яйцова И.Л., заместитель директора по УВР, Валигура Е.Н., педагог-психолог (каб.№6) |
12.30-13.00 | Обед | Жолобова Н.А., социальный педагог (столовая) |
Профинформировапие, профагитация и профпросвещение реализуется через проведение следующих мероприятий:
- Профоориентационные экскурсии или агитации со стороны профессиональных заведений.
- Стенды. В коридорах школы оформлены стенды «Куда пойти учиться?», «Профориентация» Информация на стендах обновляется в течение учебного года.
- Выставка рисунков «Моя будущая профессия» 8-11 классы.
- В начальной школе тоже была организована выставка рисунков по данной тематике.
- Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. Активное участие дети нашей школы принимали в различных конкурсах.
- Работа с родителями 10-11 классов была организованна в форме круглого стола на тему «Выбираем свой путь». В 9-х классах прошло родительское собрание «Все работы хороши».
- Важным аспектом для реализации в профессиональной деятельности являются хорошо развитые коммуникативные навыки. Для развития коммуникации педагог-психолог проводит с обучающимися тренинговые занятия.
- Педагогом- психологом обучающиеся 9-11 классов вовлекаются в содействие с младшими школьниками, что способствует приобретению опыта общения с людьми разного возраста. С удовольствием принимают участие в занятиях с младшими школьниками.
- Свои способности, которые могут пригодиться в профессии, ребята проявляют, организовывая игры на переменах и флешмобы.
- В реализации посталенных задач способствуют проведенные мероприятия: психологический час «Секреты выбора профессии»; лекция «Понятие о профессиональной карьере»; классный час «Угадай профессию» и другие.
Профконсультирование реализовывалось через групповые и индивидуальные консультации обучающихся и родителей по темам: «Состояние рынка труда образовательных услуг», «Я в мире профессий», «Как помирить хочу, могу и надо», «Как построить свой профессиональный план» и др.
Профдиагностика состояла из мероприятий, направленных на психологическое изучение индивидуальных особенной, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации.
Результаты диагностической работы представлены в таблицах.
- Методика «Профиль»
Цель: определить интерес к соответствующему предмету или виду деятельности
Предметная область | Класс | Всего | ||
9а | 9б | 11 | ||
физика и математика | 4 | 8 | 2 | 14 |
химия и биология | 2 | 2 | 5 | 9 |
радиотехника и электроника | 0 | 1 | 5 | 6 |
механика и конструирование | 0 | 0 | 4 | 4 |
география и геология | 1 | 2 | 3 | 6 |
литература и искусство | 2 | 3 | 8 | 13 |
история и политика | 7 | 10 | 6 | 23 |
педагогика и медицина | 3 | 5 | 4 | 12 |
предпринимательство и домоводство | 9 | 4 | 9 | 22 |
спорт и военное дело | 6 | 9 | 11 | 26 |
- Методика «Карта интересов»
Цель: Определение выраженности интересов к учебным предметам (сферам знаний)
Сфера знаний | Класс | Всего | ||
9а | 9б | 11 | ||
| 6 | 4 | 1 | 11 |
| 0 | 2 | 6 | 8 |
| 3 | 3 | 2 | 8 |
| 0 | 0 | 5 | 5 |
| 2 | 0 | 1 | 3 |
| 1 | 3 | 4 | 8 |
| 2 | 5 | 1 | 8 |
| 0 | 1 | 2 | 3 |
| 0 | 0 | 1 | 1 |
| 7 | 9 | 10 | 26 |
| 4 | 13 | 10 | 27 |
| 2 | 0 | 5 | 7 |
| 1 | 0 | 0 | 1 |
| 1 | 6 | 1 | 8 |
| 0 | 0 | 0 | 0 |
| 5 | 11 | 6 | 22 |
| 3 | 9 | 2 | 14 |
| 0 | 4 | 7 | 11 |
| 12 | 16 | 3 | 31 |
| 5 | 7 | 7 | 19 |
| 2 | 1 | 0 | 3 |
| 7 | 10 | 3 | 20 |
| 3 | 5 | 3 | 11 |
| 8 | 13 | 5 | 26 |
- Методика «Оценка способностей школьников» В.С.Сонина предусматривает выявление у обучающихся одного или более направлений в развитии способностей личности из предложенных 9-ти:
Способности | Класс | Всего | ||
9а | 9б | 11 | ||
Физическое | 9 | 13 | 12 | 34 |
Организационные | 3 | 2 | 8 | 13 |
Математические | 2 | 1 | 1 | 4 |
Конструкторско-технические | 1 | 4 | 5 | 10 |
Эмоционально- изобразительные (артистически) | 1 | 0 | 1 | 2 |
Коммуникативные | 6 | 3 | 7 | 16 |
Музыкальные | 5 | 7 | 2 | 14 |
Художественно-изобразительные | 1 | 3 | 9 | 13 |
Филологические | 2 | 5 | 1 | 8 |
Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова
Цель: определить предпочтительных сфер труда по группам профессий.
Сферы труда | Класс | Всего | ||
9а | 9б | 11 | ||
Человек- художественный образ | 6 | 9 | 8 | 23 |
Человек-человек | 5 | 14 | 3 | 22 |
Человек-техника | 1 | 4 | 4 | 9 |
Человек-знаковая система | 2 | 1 | 2 | 5 |
Человек-природа | 2 | 5 | 1 | 8 |
Организация работы факультативных занятий, элективных курсов и занятий в ДО способствует проявлению ребят в сфере труда по группам профессий.
Активное участие дети принимают в различных конкурсах по профориентационной работе. В данной таблице представлены работы отправленные на конкурсы. Результаты ещё ожидаются.
Ф.И. | Класс | Название конкурса | Название конкурсной работы |
Мяделец Елизавета | 10 | Районный конкурс: эссе «Моя будущая профессия» | Эссе «Моя будущая профессия» |
Валигура Мария | 11 | Районный конкурс: эссе «Моя будущая профессия» | Эссе «Моя будущая профессия» |
Ткач Данил | 11 | Районный конкурс: стихов «Самая интересная профессия» | Стихотворение «Самая интересная профессия» |
Матюхина Дарья | 11 | Районный конкурс: рисунков «Профессия в моих руках» | рисунки «Профессия в моих руках» |
Павлова Оксана | 9 | ||
Кудимова Анастасия | 10 | ||
Павлова Оксана | 9 | Всероссийский конкурс «Талантоха-26». Номинация: профессиональная ориентация школьников. | Стихотворение |
Астафьева Маргарита | 11 | Всероссийский конкурс «Талантоха-26». Номинация: профессиональная ориентация школьников. | Сценарий психологического занятия с педагогами. |
Валигура Мария | 11 | Всероссийский конкурс «Талантоха-26». Номинация: профессиональная ориентация школьников. | Эссе «Моя будущая профессия» |
Ткач Данил | 11 | Всероссийский конкурс «Талантоха-26». Номинация: профессиональная ориентация школьников. | Конкурс стихов «Самая интересная профессия» |
Результатом профориентационной работы является успешное трудоустройство выпускников школы.
Организации | 2012-2013 уч.год | 2013-2014 уч. год | 2014-2015 уч. год | |||
класс | класс | класс | ||||
9 | 11 | 9 | 11 | 9 | 11 | |
ВПО | 0 | 22 | 0 | 10 | 0 | 4 |
СПО | 9 | 3 | 15 | 7 | 5 | 12 |
НПО | 10 | 0 | 5 | 4 | 20 | 0 |
Служба в армии | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 |
Подводя итоги профориентационной работы в учреждении, можно сделать выводы:
Выводы:
- В МКОУ СОШ №14 ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества
- План профориентационной работы реализован на достаточном уровне
- В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.
Директор МКОУ СОШ №14____________________/Краснобаева Л.Н./
Педагог-психолог__________________/Валигура Е.Н./