Введение в психологию
Предварительный просмотр:
Урок 4 Тема: Сознание как высшая ступень развития психики.
Цель: - дать научное понятие сознания;
- определить его функции и свойства;
- выявить факторы формирования сознания;
- раскрыть понятие самосознания
Вид занятия: комбинированный урок
Оборудование: Учебное пособие по общей психологии с 11
Ход урока:
- Орг. момент
- Повторение ранее изученного(проверочная работа по вариантам)
- Изучение нового материала:
Вопросы для рассмотрения:
А) Понятие сознания , егофункции и свойства
Б) Факторы , определяющие сознание, этапы развития сознания,
Структура сознания.
В) Самосознание , его значение
- Закрепление
Вопросы: - в чем проявляется наше сознание? Каковы его функции?
- каковы факторы влияющие на формирование сознание?
- как происходило развитие сознания?
- что представляет собой самосознание , егокомпоненты?
5. Домашнее задание
Подготовиться к проверочной работе по1разделу
Тема: Бессознательное в психике
Цель: - дать понятие бессознательного в психике;
- раскрыть основные положения теории З Фрейда
Вид занятия: комбинированный урок
Оборудование: доклад « Явление бессознательного»
Учебн Столяренко Основы психологии ( с 64)
Ход урока:
- Орг. момент
- Повторение ранее изученного (письменная проверочная работа по первому разделу)
- Изучение нового материала
Вопросы для рассмотрения:
А) Понятие бессознательного
Б) Структура личности по Фрейду (табл)
В) Формы проявления бессознательного
- Закрепление:
- Что лежит в основе бессознательного?
- Как это проявляется в жизни каждого из нас?
- Находила ли подтверждение в вашей жизни теория З Фрейда?
- Домашнее задание
Основные понятия по теме
Урок 5 Тема : Методы психологии
Цель: - раскрыть понятие метода в психологии, их значение;
- рассмотреть основные пути и приемы научного познания
психических явлений
Вид занятия: изучение нового материала
Оборудование: учебное пособие по психологии;
Примеры тестов и анкет
Ход урока:
- Орг момент
- Изучение нового материала:
А) Понятие «метода» в психологии
Б) Требования к методам психологии
в) Классификация методов психологии (основные и вспомогательные)
г) Проведение анкетирования «Моя семья»
- Закрепление :
- Что мы называем методами психологии?
- Перечислите основные методы психологии
- вспомогательные методы?
- назовите требования к методам психологии?
- Итог, дом задание
Основные понятия по теме
Урок 6 Тема: Методы психологии
Цель: - закрепить понятие основного и вспомогательного метода ;
- составить анкету как один из методов психологии
Вид занятия: закрепление знаний (практическая работа №1)
Оборудование: учебное пособие с.3 (практикум), варианты открытых и закрытых анкет
Ход урока:
- Орг момент.
- Повторение ранее изученного (теоретическая часть)
- Что называем методами психологии?
- Требования к методам психологии
- Особенности проведения наблюдения и эксперимента
- Отличие анкеты от теста
- Практическая часть
Практическая работа №1 Составление анкеты двух видов :
открытая и закрытая
- Анализ результатов. Подведение итогов
- Дом задание
Выводы, результаты проделанной работы
Урок 7 Тема: Внимание
Цель:- изучить основные характеристики внимания;
- рассмотреть способы развития внимания
Вид занятия: Изучение нового материала
Оборудование: Учебное пособие по психологии (теор часть), Фильм,
Мини- табл «Внимание», Тестовые задание на развитие
внимания
Ход урока:
- Орг момент
- Изучение нового материала
А) Понятие внимания, его значение
Б) Физиологические основы внимания
В) Виды внимания, свойства
Г) способы развития внимания
- Закрепление:
- Что мы называем вниманием?
- Каково значение внимания в нашей жизни?
- Перечислите осн виды внимания?(примеры)
- Что способствует развитию внимания у школьников?
4 Итог, дом задание
Основные понятия по теме
Урок 8 Тема: Изучение основных свойств внимания
Цель: - исследовать основные свойства внимания;
- выявить возможные трудности на каждом этапе работы;
- оценить полученные результаты
Вид занятия: урок закрепления знаний
Оборудование: учебное пособие по общей и прикладной психологии (практикум), упражнения, таблицы
Ход урока:
- Орг момент
- Повторение ранее изученного (теор часть)
- Значение внимания в нашей жизни?
- значение внимания у учащихся на уроках в школе
-основные виды и свойства внимания
- способы развития
- Выполнение практической части
(Последовательность заданий в учебном пособии с. )
4 Анализ результатов . Выводы
5 Дом задание
Сделать выводы о проделанной работе
Урок 9
Тема: Ощущения
Цель: - раскрыть понятие ощущений , их значение;
- показать физиологические основы ощущений;
- Рассмотреть основные виды ощущений
Вид занятия: Изучение нового материала
Оборудование: учебник Столяренко, Основы психологии
Учебное пособие по психологии(теория)
Ход урока:
- Орг момент
- Изучение нового материала
А) Понятие ощущений , их знечение
Б) Физиологические основы ощущений ( деятельность анализатора)
В) Виды ощущений
- Закрепление:
- Что понимаем под ощущениями ?
- Возможна ли наша жизнь без них?
- Что такое анализатор ? (примеры )
- Приведите примеры ощущений
4. Итог, дом задание
Осн понятия
Урок 10
Тема: Восприятие
Цель: - дать понятие восприятия;
- Выявить отличие восприятия от ощущений
- рассмотреть свойства и виды восприятия
Вид занятия: Комбинированный урок
Оборудование: учебное пособие по психологии (теория)
Мини-табл «Восприятие»
Ход урока:
1.Орг момент
2. Повторение ранее изученного:
- Что понимаем под ощущениями , их значение, примеры
- Виды ощущений,свойства
3.Изучение нового материала
А) Понятие восприятия, отличие от ощущений, значение
Б) физиологические основы восприятия
В) виды восприятия
Г) свойства восприятия
- Закрепление
- Чем отличаются восприятие от ощущений?
- От чего зависит вид восприятия?
- Перечислите осн свойства восприятия
- Итог, дом задание (осн понятия)
Урок 11
Тема: Изучение особенностей восприятия (практическая работа №3)
Цель: - закрепить знания о свойствах и законах восприятия
Вид занятия: Закрепление знаний
Оборудование: Учебн пособие (практикум), линейка, карандаш, картонные
Фигуры
Ход урока:
- Орг момент
- Повторение ранее изученного ( теории)
- - Чем отличаются восприятие от ощущений?
- От чего зависит вид восприятия?
- Перечислите осн свойства восприятия
- Практическая часть (практикум по общ и пркл психологии стр. )
- Анализ результатов, выводы
- Итог, дом задание
Урок 12
Тема : Память
Цель: - раскрыть понятие памяти, ее значен ;
- Рассмотреть физиологические механизмы памяти;
- изучить процессы и виды памяти;
- Наметить способы развития
Вид занятия: Изучение нового материала
Оборудование: Учебное пособие (теория), фильм
Упражнения на развитие памяти, карточки с заданиями
Ход урока:
- Орг момент
- Изучение нового материала
А) Понятие памяти , ее значение, физиологические основы
Б) Процессы памяти
В) Виды памяти
Г) Способы развития памяти
- Закрепление
- Что такое память , ее значение (примеры)
- Что лежит в основе памяти ?
- Из каких процессов состоит «работа» памяти?
- Как развивать память (значимость )
- Итог, дом задание
Схема- конспект «Память»
Урок 13
Тема Изучение памяти ( Практическая работа №4)
Цель: - выявить особенности протекания различных видов памяти;
- Закрепить теоретические знания
Вид занятия: закрепление знаний
Оборудование: Учебное пособие (практикум) , Упражнения на развитие памяти
Ход урока:
- Орг момент
- Повторение ранее изученного
- Что такое память , ее значение (примеры)
- Что лежит в основе памяти ?
- Из каких процессов состоит «работа» памяти?
- Как развивать память (значимость )
- Практическая часть ( практикум по психол стр )
- Анализ результатов, выводы
- Итог, дом задание
Урок 14
Тема : Мышление и речь
Цель: - Раскрыть понятие мышления,
- рассмотреть основные операции мышления;
- Изучить виды мышления
- - Доказать тесную связь мышления с речью ;
- отметить важное значение слова как единицы мышления
Вид занятия: Изучение нового материала
Оборудование: Учебник Столяренко, Учебн пособие (теория)
видеоматериал
Ход урока:
- Орг момент
- Изучение нового материала
А) Понятие мышления, его значение.
Б) Мышление и речь
Значение слова как единицы мышления и речи
В) Операции мышления ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
Г) Виды мышления
- Закрепление
- Что понимается под мышлением?
- Осн виды мышления
- Чем отличается анализ от синтеза?
- Каково значение мышления?
Решение мыслительных задач (Столяренко стр )
- Итог, Дом задание
Схема – конспект «Мышление»
Урок 15
Тема Исследование особенностей мышления ( Практическая работа №5)
Цель : - Закрепить теоретические знания по теме;
- Определить уровень развития мышления
Вид занятия: Закрепление знаний
Оборудование: Учебное пособие (практикум), Тексты задач
Ход урока:
- Орг момент
- Повторение ранее изученного
- Что понимается под мышлением?
- Осн виды мышления
- Чем отличается анализ от синтеза?
- Каково значение мышления?
- Практическая часть
- Анализ результатов, выводы
- ИТОГ, дом работа ( Сделать выводы по всей работе)
Урок 16
Тема Воображение
Цель: - Раскрыть особенности воображения как познавательного процесса;
- Рассмотреть виды воображения;
- исследовать особенности воображения
Вид занятия: изучение нового материала
Оборудование: Учебное пособие по психологии (2 части)
Фигуры Роршаха , Практикум Столяренко
Ход урока:
- Орг момент
- Изучение нового материала
А) Понятие воображения , его значение
Б) Виды воображения
В) Особенности воображения
- Закрепление
( определение видов воображения в разл примерах)
- Анализ результатов, выводы
- Итог, дом задание ( сочинение по картинке)
Урок 17
Тема Исследование особенностей воображения
Цель: - закрепить теоретические знания по теме
- Исследовать особенности воображения
Вид занятия: Закрепление знаний
Оборудование: Учебное пособие (практ часть)
Ход урока:
1 Орг момент
2 Повторение ранее изученного
- Что понимаем под воображением?
- Отличие воссоздающего воображения от творческого?
( Рассмотреть на примерах)
- Практическая часть (учебное пособие 2 часть)
- Анализ результатов, выводы
- ИТОГ, дом работа ( Сделать выводы по всей работе)
Урок 18
Тема Личность , ее структура
Цель: - раскрыть понятия: человек, индивид, личность , индивидуальность;
- Показать их соотношение;
- Выявить структуру личности;
- Наметить факторы формирования личности,
- доказать соц сущность личности
Вид занятия: Изучение нового материала
Оборудование: Учебное пособие (теория)., Схема «структура личности»
Ход урока:
- Орг момент
- Изучение нового материала
А) Понятия: Человек , индивид, личность, их соотношение
Б) Факторы формирования личности
В) Структура личности (Схема)
- Закрепление
- Кого мы называем личностью?
- кого назовем индивидом?
- Что подразумеваем под индивидуальностью?
- В чем заключается соц сущность личности
4. Итог , дом задание (схема –конспект по теме Личность)
Урок 19
Тема Направленность личности
Цель: - раскрыть понятие направленности личности;
- Выявить источники активности личности ;
- рассмотреть формы проявления направленности;
- рассмотреть мотивацию поведения личности
Вид занятия: комбинированный урок
Оборудование: Учебное пособие (теория ) тест для проверки знаний
Основы психологии Столяренко
Ход урока
1.Орг момент
2. Повторение ранее изученного (тестирование)
3.Изучение нового материала
А) Понятие направленности, ее значение
Б) виды направленности
в) Формы проявления направленности
Г) Активность личности , ее источники, мотивация
4.. Закрепление
- . Итог, дом задание ( основные понятия)
Мини – сочинение « моя направленность»
Урок 20
Тема Социализация личности
Цель: - раскрыть понятие социализации как двустороннего процесса;
- выявить источники социализации;
- показать осн институты социализации
Вид занятия: комбинированный урок
Оборудование: схема "Социализация личности", Соц психология Андреевой
Ход урока:
1 Орг момент
2. Повторение ранее изученного (тестирование)
3.Изучение нового материала
А) Понятие социализации, ее значение, источники
Б) Этапы социализации
в) Институты социализации
Г) Адаптация, ее типы
4.. Закрепление
5. Итог, дом задание ( основные понятия)
Схема- конспект "Социализация личности"
Урок 21
Тема Понятие группы . Межличностные отношения в группе.
Цель: - раскрыть понятие группы
- рассмотреть виды групп;
- факторы эффективной деятельности группы
- показать межличностные отношения в группе
Вид занятия: комбинированный урок
Оборудование: Учеб пособие (теория) , Столяренко Основы психологии
Ход урока:
- Орг момент
- Повторение ранее изученного (тестовые задания)
- Изучение нового материала
А) Понятие группы, классификация
Б) Виды групп
В) Условия эффективности деятельности в группе
Г) Возможные межличностные отношения
- Закрепление
- что мы называем группой ?
- отличие малых групп от больших?
- Отличие условноц группы от реальной?
- Что такое диффузная группа?
- Что понимаем под композицией группы?
- На что она влияет?
5 Итог, дом задание (осн понятия)
Самост «уровень притязаний и самооценка личности»
Урок 21
Тема Составление анкет и тестов для изучения личности (практическая работа №7)
Цель: - научить подбирать тесты , составлять анкеты для изучения личности - - определить с помощью методик уровень притязаний и самооценку
Вид занятия: Закрепление знаний
Оборудование: методики на определение самооценки и уровня притязаний
(Учебное пособие 2ч)
Ход урока
1.Орг момент
2. Повторение теоретического материала
-- что называем самооценкой , ее виды
- факторы формирования
- что определяет уровень притязаний?
- связь с самооценкой
3. Практическая часть
Тест «Самооценка»
Тест « Уровень притязаний»
4 Анализ результатов, выводы
- Итог, дом задание
Урок №22
Тема Темперамент, его характеристика
Цель: - дать понятие темперамента
- Раскрыть теорию Гиппократа,
- Раскрыть учение Павлова типах
- Показать особенности людей разного типа темперамента
Вид занятия: Изучение нового материала
Оборудование: видеоматериал, Учебное пособие (1,2часть)
Тесты
Ход работы:
- орг момент
- Изучение нового материала
А) Понятие темперамента , теория Гиппократа
Б) Физиологические основы темперамента
В) типы темперамента
- Закрепление
Тест « Исследование Темперамента» (по Айзенку)
- Анализ результатов, выводы
- Итог, дом задание
Урок 23
Тема Определение темперамента
Цель – закрепить теоретические знания по теме;
- определить тип темперамента ;
Вид занятия: закрепление знаний (пр работа №8)
Оборудование: методика Айзенка по исследованию типов темперамента
Ход урока:
1 Орг момент
2 Актуализация знаний по теме ( в форме беседы)
3 Практическая часть ( учебное пособие практикум)
4 Анализ результатов
5 Выводы , дом задание
Урок 24
Тема Понятие характера, его структура
Цель - дать понятие характера, отличие от темперамента
- Раскрыть структуру характера;
- выявить основные типы характера
Вид занятия: урок изучения нового материала
Оборудование Схема " Структура характера"
Ход урока:
1 Орг момент
2 Изучение нового материала
А) Понятие характера, отличие от темперамента
Б) структура характера, факторы формированияв
В) типы характера, особенности проявления
Г) Акцентуации характера
3 Закрепление нов материала
- Отличие темперамента от характера?
- Что входит в структуру характера
- Особенности формирования характера
- Что понимаем под акцентуациями
4 Итог , домашнее задание
Урок 25
Тема Исследование акцентуаций характера
Цель – закрепить полученные знания по теме
- Исследовать акцентуированные стороны характера
Вид занятия Урок закрепления знаний
Оборудование Методика исследования акцентуаций характера
Ход урока:
1 Орг момент
2 Актуализация знаний
-
- Особенности формирования характера
- Что понимаем под акцентуациями
3 Практическая часть
4 анализ результатов , выводы
5 Дом задание
Урок 24
Тема