Технологическая карта урока по психологии для 4 класса
Урок по психологии для 4 класса с использованием современных образовательных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по психологии для 4 класса | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к разработке урока по психологии для 4 класса
с использованием современных образовательных технологий.
Направление: начальная школа
Предмет: психология
Тип урока: психологическое просвещение
Тема урока: в мире эмоций
Планируемый результат урока:
Образовательные: формирование у подростка преставления о собственном эмоциональном мире.
Развивающие: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций.
Воспитательные: воспитывать культуру общения.
Актуальность темы:
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.
В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях приобретает особую актуальность. Данное направление психопросветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладания с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.
Целевая группа: несовершеннолетние младшего подросткового возраста (9-11 лет), обучающиеся в 4 классах общеобразовательных школ.
Форма проведения: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга; участники и ведущий располагаются по кругу.
Необходимые материалы: интерактивная доска. Продолжительность занятия 40-45 минут.
Технологическая карта урока
Тема урока:
«В мире эмоций».
Цель занятия: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций. | |||||
Задачи: Образовательные: формирование у подростка преставления о собственном эмоциональном мире. Развивающие: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания и проявления эмоций. Воспитательные: воспитывать культуру общения. | |||||
Тип урока: комбинированный | Форма урока: комбинированный | ||||
Опорные понятия, термины: эмоции, мимика, стенические и астенические, положительные и отрицательные, смешанные эмоции. | Новые понятия: эмоции, мимика. | ||||
Формы контроля: опрос, анкетирование, тест «Понимаете ли вы язык мимики?», упражнение «Десять комнат». | Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком (подобрать наиболее интересные, трудночитаемые эмоции). | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Организационный момент | Создание положительного настроя на работу. Ритуал приветствия. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Подготовка класса к работе. | Показать условным сигналом свою готовность к работе. Сообщение темы и задач работы на уроке. | Выражать положительное отношение к процессу познания. | Готовность работать, понимание необходимости изучения данной темы в контексте личностного роста и развития социальной компетентности. |
Основная часть | Упражнение «Моё актуальное состояние» Опрос Вспомните, какое настроение чаще всего было у вас в течение всей недели? Всегда ли вы были спокойны и веселы? Всегда ли вы были внимательны и сосредоточены? Были ли вспышки гнева? Было ли вам неудобно за какое- то свое поведение? Мини-лекция Эмоции — это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе, это реакции на конкретные ситуации. Американский психолог Кэррол Изард выделил несколько «чистых», «фундаментальных» эмоций, понятных большинству людей: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, а все остальные эмоции — это их различные сочетания. Все эмоции могут выполнять как важные функции, так и быть помехой для человека, например, если эмоции возникают в неподходящих ситуациях или становятся слишком сильными. Из преобладающих эмоций складывается настроение — наше душевное самочувствие. Когда у человека хорошее настроение, ему самому приятно и уютно в таком состоянии, и окружающим людям тоже приятно находится рядом с человеком, у которого хорошее настроение. А вот рядом с человеком, у которого настроение плохое, окружающим находится некомфортно, поэтому такой человек часто бывает одинок. Настроение зависит не столько от происходящих вокруг тебя событий, сколько от того, как ты их воспринимаешь. Для каждой эмоции характерно специфическое внешнее выражение, интуитивно понятное большинству людей: разозлился — сжал кулаки, обиделся — сделал насупленную физиономию. О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторики и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Эмоция проявляется: - в форме выразительных движений; - в форме эмоциональных действий; - в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях; - в форме определенного отношения к окружающему. Вроде бы очевидно, что сначала возникает переживание, а потом его внешнее выражение, однако и внешняя реакция ведет к возникновению внутреннего переживания. Будешь лежать с тоскливым видом на диване и ничего не делать, — через день впадешь в апатию. Поэтому, если хочешь, чтобы твое настроение улучшилось, веди себя так, как будто оно у тебя уже стало хорошим. И настроение тогда действительно будет улучшаться. Виды эмоций. По характеру переживания (удовольствие или неудовольствие) эмоции бывают положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. У каждого из «отрицательных» переживаний есть очень важные положительные функции, жизненно необходимые для человека. Так, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Тоска — реакция, позволяющая легче приспособиться к тяжелым утратам. Зависть — побудительная сила, стимулирующая движение к достижениям. Мудрый человек относится к плохому настроению как к надежному жизненному советчику, принимает то полезное, что есть в каждом из этих состояний, однако не позволяет им отравлять свою жизнь. | Осознание своего эмоционального состояния здесь и сейчас, анализ своего эмоционального состояния за неделю. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. | Упражнение «Моё актуальное состояние» Опрос Мини-лекция. Вопросы для обсуждения. | Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). | Знать: понятие «эмоции», «мимика», типы эмоций. Уметь: различать типы эмоций. |
Основная часть | Тест «Понимаете ли вы язык мимики?». Предлагаю проверить себя. На плакате двенадцать выражений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные ответы. Ключ: 1) Безразличие; 2) Враждебность; 3) Веселье; 4) Грусть; 5) Сильная злость; 6) Застенчивая радость; 7) Злость; 8) Плохое самочувствие; 9) Бурная радость; 10) Глубокая печаль; 11) Скепсис; 12) Скорбь. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Тест «Понимаете ли вы язык мимики?». | Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Уметь: определять эмоции и эмоциональные состояния по мимике, обозначать их словесно. |
Основная часть | Обсуждение способов совладания с негативными эмоциями | Рефлексия собственных чувств и эмоций. | Мозговой штурм: совместное рассуждение о том, как можно преодолеть негативные эмоции, раскрытие собственного опыта участников | Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства. | Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции |
Основная часть | Упражнение «Десять комнат». Представьте, что мы живём в доме, в котором есть десять комнат. Восемь из них имеют названия «Радость», «Страх», «Гнев», «Агрессия», «Надежда», «Одиночество», «Удивление», «Печаль», а две комнаты не имеют названия. Придумайте символ или рисунок для каждой двери, подумайте, с чем ассоциируются у вас эти эмоции и чувства, что вызывает эти эмоции и чувства? Какой могла бы быть вывеска на двери? Придумайте названия и рисунки для двух оставшихся комнат, это могут быть чувства и эмоции, которые имеют для вас значение. Ответьте на вопросы: В какую комнату вы чаще открываете дверь? А где наоборот бываете редким гостем? В каких комнатах теряете силы? А где набираетесь сил, чувствуете себя увереннее? В каких комнатах вам приятно находиться? В какие комнаты вы не любите заглядывать? Почему? Что почувствовали, работая над этим упражнениям? О чём задумались? | Рефлексия собственных чувств и эмоций. | Упражнение «Десять комнат». | Анализировать и характеризовать собственные эмоциональные состояния и чувства. | Осознание собственных чувств и эмоций. |
Заключительная часть | Рефлексия (подведение итогов занятия). Упражнение «Моё актуальное состояние» Ваши впечатления? Чему научились? Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Ритуал завершения. | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Упражнение «Моё актуальное состояние» Домашнее задание: сделать подборку фотографий с изображением эмоций, выражаемых человеком (подобрать наиболее интересные, трудночитаемые эмоции). | Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Самооценка собственной деятельности. |
Заключение
В результате урока по психологии «В мире эмоций» у подростков улучшилось понимание своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов его коррекции, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.
Цели и задачи урока были достигнуты.
Список использованной литературы:
- Анн Л. В. Психологический тренинг с подростками. – СПБ.: Питер, 2008 г.
- Изард К. Э. Психология эмоций/Перевод с англ. – СПб.: Питер, 2000 г.
- Маклаков А.Г. Общая психология. - Спб. 2009.
- Богатырева Т.Л. Практическому психологу – цикл занятий с подростками 10-12 лет – М., 2007