Статья синдром эмоционального выгорания- опасно ли это?
Предварительный просмотр:
Синдром эмоционального выгорания: опасно ли это?
Попова Е.П.- преподаватель психологии
Давно доказано, что работа с людьми требует больших эмоциональных затрат. Особенно в условиях неблагоприятного психологического климата или когда выполняемая деятельность приносит разочарование. Эмоциональные ресурсы могут постепенно истощаться и тогда организм (психика) начинает самосохраняться, вырабатывая различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» - один из таких механизмов. С одной стороны, он помогает педагогу сохранить свой эмоциональный ресурс, а с другой - отрицательно сказывается на взаимодействии с коллегами и студентами. Что же такое «СЭВ»? Как он проявляется и каковы его последствия? Ответы на эти вопросы попытаемся раскрыть.
Понятие «Эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно, лет 20 тому назад. Он чаще используется в лексиконе психиатров, медицинских и социальных психологов. Однако, наша профессия требует постоянного общения, внутренней отдачи, поэтому каждый педагог подвержен симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения.
В чем же суть этого явления?
Бойко В.В. дает следующее определение: «Эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Иными словами, эмоциональное выгорание в жизнедеятельности представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения, чаще всего профессионального поведения.
Какова же его функция?
«Выгорание» позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.
В тоже время наблюдается негативные последствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с коллегами.
Таким образом, эмоциональное выгорание одна из форм профессиональной деформации личности.
Что же служит причиной того, что педагог «включает» данный стереотип эмоционального поведения?
Внешние факторы:
Хронически напряженная психоэмоциональная деятельность. Обычно она связана с интенсивным общением, когда необходимо подкреплять эмоциями разные аспекты: внимательно воспринимать, воздействовать на других, быстро принимать решения.
Дестабилизирующая организация деятельности. Ее признаки: нечеткая
организация и планирование труда, недостаток оборудования, контингент учащихся и т.д.
Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Любой педагог, честно относящийся к своим обязанностям, испытывает высокую нравственную и юридическую ответственность за исполняемые им функции. К этому обязывают жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя, законы рынка и конкуренции, лицензирование и даже безработица. Часто за это плата высока – нервное перенапряжение.
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Здесь может быть конфликтность по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», по – горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побудит одних растачивать свои эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов. Таким образом, рассудительный человек будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.
Психологически трудный контингент. Аномалии характера, психического развития, безответственность, нарушение дисциплины и т.д.
Внутренние факторы:
Склонность к эмоциональной ригидности, т.е. эмоциональное выгорание как механизм психологической защиты возникает быстрее у тех, кто эмоционально сдержан, устойчив и, наоборот, если человек неуравновешен, импульсивен, то это может блокировать данный механизм защиты и не позволять ему развиваться.
Интенсивная интериоризация (переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Часто это встречается у молодых специалистов. Первое время они воспринимают все слишком эмоционально, отдаются делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе, мучительные переживания. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, поэтому, чтобы их восстановить включится та или иная психологическая защита. Так, многие специалисты меняют профиль работы, и даже профессию (особенно в первые 5 лет трудового стажа).
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь профессионал либо не считает нужным сопереживать субъекту деятельности, проявляя безразличие и черствость, либо материальные или позиционные достижения являются для него более важным, чем эмоциональная отдача. Естественно, «выгорать» ему просто и легко.
Нравственные дефекты и дезориентация личности, т.е. отсутствие совести, добропорядочности, честности, уважения прав других и т.д.
А теперь перейдем к поведенческим проявлениям эмоционального выгорания. Каковы они и как их определить?
Эмоциональное выгорание (как и стресс) – динамический процесс, возникает поэтапно:
I фаза: Нервное напряжение
II фаза: Резистенция (сопротивление)
III фаза: Истощение
Фаза «Нервное напряжение»
Является пусковым механизмом в формировании эмоционального выгорания. Вызывается психотравмирующими факторами.
Симптомы данной фазы:
- симптом переживаний,
- симптом «неудовлетворенности собой»,
- симптом «загнанности в клетку»,
- симптом «тревоги».
Фаза «Резистенция»
Сопротивление негативным взаимодействиям может проявляться следующим образом:
- симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» (действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание, будет настроение – откликнусь).
При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен;
- симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», когда эмоции не пробуждают нравственное чувство. Это маскируется в суждениях: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения» и т.п.;
- симптом «отравление людьми» случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что дома после работы вам не хочется общаться с близкими, или, хуже того, готовы послать всех подальше, а то и просто «рычите» на супруга и детей. Вы перенасыщены человеческими контактами;
- симптом «редукции профессиональных обязанностей». Редукция т.е. упрощение, облегчение обязанностей, через обделение вниманием субъектов деятельности.
Фаза «Истощение»
Общее падение энергетического тонуса. Эмоциональное выгорание становится неотъемлемым атрибутом личности.
- симптом «эмоционального дефицита», т.е. невозможность поддержать другого. Все чаще проявляются отрицательные эмоции (резкость, грубость, раздражительность).
- симптом «эмоциональной отстраненности», полное исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания».
- симптом «личностной отстраненности» утрата интереса к человеку как личности, восприятие его как неодушевленного предмета (он тяготит своим присутствием, проблемами и т.д.).
В тяжелых случаях «выгорание» наблюдается психопатическое состояния (ненависть, презрение, желание убить и т.п.), таким людям педагогическая деятельность противопоказана.
- симптом «психоматических и психовегетативных нарушений» наше психическое самочувствие на прямую связано с физическим. Негативные отношения с субъектами профессиональной деятельности могут вызывать не только отрицательные эмоции, но и бессонницу, сосудистые реакции, обострения заболеваний и т.п.
Проявление данного симптома свидетельствует о том, что «эмоциональное выгорание» как защита самостоятельно уже не справляется с нагрузками и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами. Так организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.
В качестве заключения хотелось бы отличить, что данные фазы полностью совпадают с фазами развития стресса (Г. Селье). Если на первых двух фазах организм мобилизирует все внутренние силы, сопротивляется неблагоприятным воздействиям, то на фазе «истощения» энергетика на столько снижена, что «эмоциональное выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.
Для выявления степени сформированности (т.е. в какой фазе вы находитесь) психологической защиты в форме эмоционального выгорания существует специальный опросник В. Бойко. Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» и определяет степень сформированности той или иной фазы.
Подводя итоги выше сказанного, отметим, что данная проблема достаточно актуальна в последнее время. Мы к ней обязательно вернемся в конце учебного года и путем практических исследований увидим конкретный наглядный результат. Отчетливо прояснится профессиональная обстановка и ее влияние на каждого из нас. Это позволит выявить определенное направление работы, тем самым снизить нервное напряжение, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба нашей профессиональной деятельности.