Программа Школы Будущего Первоклассника
Предлагаемая программа содержит серию упражнений, заданий, направленных на развитие, коррекцию психических процессов, формирование произвольности, развитие логического мышления, воображения, творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shbp.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Школа будущего первоклассника»
Пояснительная записка
Приходя в школу, бывшие дошкольники испытывают серьезные проблемы адаптации к новым условиям. Новый режим, новый круг общения, новые требования, усложнившийся учебный материал приводят к возрастающим нагрузкам на все психические процессы - восприятие, внимание, память, мышление. Результат - стресс и нередко отказ от выполнения учебных заданий, нежелание учиться, посещать школу.
В дошкольный возрастной период ведущей деятельностью ребенка была игра. В процессе игры ему не требовалась произвольность психических процессов. А при переходе в школу ведущим видом деятельности ребенка становится учеба, что требует произвольности психических процессов. К основным психическим новообразованиям младшего школьного возраста относят именно произвольность, рефлексию, внутренний план деятельности.
Плавный переход от непроизвольности психических процессов к произвольности, развитие и тренировка произвольности еще в дошкольном возрасте поможет ребенку эффективней справиться с проблемой школьной адаптации.
Как помочь ребенку справиться с проблемой школьной адаптации? Именно это и является главным в работе педагогов.
Предлагаемая программа содержит серию упражнений, заданий, направленных на развитие, коррекцию психических процессов, формирование произвольности, развитие логического мышления, воображения, творчества.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей и личностного развития детей.
Задачи:
- развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия;
- развитие и тренировка произвольного внимания;
- развитие зрительной, слуховой, кинестетической памяти, развитие и
тренировка опосредованного запоминания;
- развитие логического мышления, формирование и развитие умений
находить одинаковые и отличительные признаки предметов;
- развитие воображения, творчества, произвольности этих процессов;
- развитие речи;
- развитие умений подчинять свою деятельность определенным правилам
и требованиям;
- развитие произвольности психологических процессов.
Возраст детей: дошкольники 6-7 лет.
Количество детей, занимающихся в группе: 15-20 человек.
Количество занятий по программе: 27 часов.
Продолжительность одного занятия: 30 минут.
Форма проведения: в кругу (в виде тренинга)
По окончании курса дети должны знать и уметь:
- Различать оттенки основных цветов,
- Объеденять предметы в группы и разделять по внешним признакам,
- Запоминать как можно больше предметов за определенный промежуток времени,
- Подбирать эпитеты, аммонимы, антонимы, синонимы,
- Находить признаки схожести и отличия предметов,
- Запоминать и воспроизводить предложенные движения, повторять синхронно движения,
- Давать характеристику предмету и уметь описать его,
- Запоминать предложенный рассказ и пересказать,
- Придумывать небылицы,
- Знать основные параметры предметов и называть их по отношению к предмету( длина, ширина, высота, ширина…)
- Уметь выделять существенные признаки предмета.
- Уметь рассказать о себе, своих интересах, своей семье.
Программа занятий
Занятие № 1
Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения, работа по сплочению группы
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте».Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Знакомство»
Ребятам предлагается представиться (громко назвать свое имя), передавая игрушку по кругу.
Психолог объясняет как будут проходить занятия, чем ребята будут заниматься, знакомит с основными правилами проведения занятия.
Упражнение «Прогони страх»
Психолог говорит детям, что сегодня ему немного страшно вести занятие, так как он впервые видит детей. Может быть еще кто-то так же чувствует себя. Затем детям предлагается прогнать страх следующим образом: встать по кругу, взяться за руки, сделать глубокий вдох и одновременно поднять руки вверх, затем опустить руки и одновременно резко выдохнуть, сопровождая выдох коротким криком. Повторить несколько раз.
Упражнение «Встаньте и поменяйтесь местами»
Психолог предлагает ребятам вставать и меняться местами, если то, о чем он говорит, относится к ним
- Встаньте и поменяйтесь местами те, кто умеет читать.
- Встаньте и поменяйтесь местами те, кто сегодня утром чистил зубы и т.п.
Упражнение «Слепой паровозик»
Психолог предлагает поиграть детям в паровозик не простой, а слепой. В этом паровозике у вагончиков (детей) будут закрыты глаза. С открытыми глазами будет лишь машинист (психолог). Машинист повезет паровозик далеко, далеко. А «слепые» вагончики должны следовать за машинистом. Ребятам разрешается подглядывать, если им будет страшно.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 2
Цель: развитие спонтанности речи, целостности восприятия, обобщения и конкретизации мышления, внимания
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте».Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка добра»
Передавая игрушку, ребята говорят друг другу добрые слова. Цепочку нельзя прерывать, поэтому говорят все.
Упражнение «Угадай предмет»
Психолог предлагает ребятам закрыть глаза и положить руки на колени ладошками вверх. Глаза нельзя открывать до тех пор, пока не разрешит психолог. Психолог дает ребенку пощупать предмет. Ребенок должен догадаться, что это за предмет. Но вслух говорить об этом нельзя. Когда все пощупают предмет, психолог просит детей открыть глаза.
Теперь ребятам необходимо внимательно смотреть на психолога, который будет кому-нибудь из ребят моргать. Тот, кому моргнут, должен подойти и сказать на ушко психологу что это был за предмет.
Упражнение «Найди свою группу»
Психолог на ушко говорит каждому ребенку слово, которое относится к какой-либо группе предметов и явлений. Ребята должны запомнить свои слова. Когда психолог называет группу предметов и явлений, дети, чьи слова относятся к этой группе, встают вокруг психолога. Осуществляется проверка.
Группы:
Животные: слон, собака, кошка, и т.д.
Цветы: роза, тюльпан и т.д.
Деревья: тополь, береза и т.д.
Мебель: стул, стол, шкаф и т.д.
Одежда: юбка, рубашка и т.д.
Живое
Не живое
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 3
Цель: развитие спонтанности речи, аудиального восприятия, механической памяти, логического и аналитико-синтетического мышления, внимания
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка веселья»
Передавая игрушку, ребята говорят друг другу веселые слова. Цепочку нельзя прерывать, поэтому говорят все.
Упражнение «Испорченный телефон»
Психолог «передает» с помощью ребят по кругу 3 слова, которые нужно запомнить до конца занятия. После каждой «передачи» осуществляется проверка.
Упражнение «Да- нет»
Психолог задумывает предмет, который находится в классе. Ребятам нужно отгадать, какой предмет задумал психолог. Для этого они могут задавать психологу вопросы, но отвечать на них он может, используя лишь два слова: да и нет. Поэтому ребятам нужно правильно задавать вопросы. Вначале необходимо выяснить все свойства предмета и только затем отгадывать.
Упражнение «Запретное движение»
Психолог показывает движения. Ребята повторяют за психологом все его движения кроме одного, запретного. (Договориться какое движение будет запретным). Ребята должны быть очень внимательны.
Проверка механической памяти (См. упражнение «Испорченный телефон»)
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 4
Цель: развитие спонтанности речи, аудиального восприятия, механической памяти, логического и аналитико-синтетического мышления,
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Я люблю…, а ты?»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят что они любят: «Я люблю…» и обращаются к соседу: «А ты?»
Упражнение «Испорченный телефон»
Психолог «передает» с помощью ребят по кругу 4 слова, которые нужно запомнить. После каждой «передачи» осуществляется проверка.
Упражнение «Четвертый лишний»
Психолог говорит, что три слова из услышанных имеют что-то общее, а одно не имеет. Ребятам нужно догадаться какое слово лишнее и объяснить почему они так думают: «Лишнее слово…, потому что…»
Упражнение «Кто что делает»
Психолог называет слова и задает вопросы, что делает этот предмет. Ребята показывают ответы на них. Если он летает, то ребята машут руками, как будто летят, если плавает, то плывут и т.д. Если не летает, не плавает, то отрицательно машут головой.
Дверь ходит или не ходит?
А плавает или не плавает?
Ворона плавает или не плавает?
А летает или не летает?
Облако ходит или не ходит?
А летает или не летает?
Рыба ездит или не ездит?
А плавает или не плавает?
Самолет плавает или не плавает?
А ходит или не ходит?
Машина летает или не летает?
А ездит или не ездит?
Тачка ездит или не ездит?
Волк открывается или не открывается?
А бегает или не бегает?
Бабочка летает или не летает?
Упражнение «Да- нет»
Психолог задумывает предмет, который находится в классе. Ребятам нужно отгадать, какой предмет задумал психолог. Для этого они могут задавать психологу вопросы, но отвечать на них он может, используя лишь два слова: да и нет. Поэтому ребятам нужно правильно задавать вопросы. Вначале необходимо выяснить все свойства предмета и только затем отгадывать.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 5
Цель: развитие спонтанности речи, творческого воображения, мышления, восприятия, внимания.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Мучные изделия».
Упражнение «Сказка о Карлсоне»
Психолог предлагает детям придумать историю о Карлсоне. История придумывается по предложениям. Предложение первого человека должно быть продолжено предложением другого. Главное, чтоб история не прерывалась, была интересной.
Упражнение «Угадай предмет»
Психолог предлагает ребятам закрыть глаза и положить руки на колени ладошками вверх. Глаза нельзя открывать до тех пор, пока не разрешит психолог. Психолог дает ребенку пощупать предмет. Ребенок должен догадаться, что это за предмет. Но вслух говорить об этом нельзя. Когда все пощупают предмет, психолог просит детей открыть глаза.
Теперь ребятам необходимо внимательно смотреть на психолога, который будет кому-нибудь из ребят моргать. Тот, кому моргнут, должен подойти и сказать на ушко психологу что это был за предмет.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 6
Цель: развитие ассоциативной памяти, обобщение мышления, концентрации внимания.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят «Я живу вместе с… А ты?»
Упражнение «Предметы-помощники»I часть
Психолог предлагает запомнить слова. Для лучшего запоминания предлагается найти в комнате предметы- помощники, которые напомнят эти слова.
Упражнение «Испорченный телефон»
Психолог «передает» с помощью ребят по кругу 4 слова (красный, зеленый, синий, зеленка), которые нужно запомнить. После каждой «передачи» осуществляется проверка.
Упражнение «Четвертый лишний»
Психолог говорит, что три слова из услышанных имеют что-то общее, а одно не имеет. Ребятам нужно догадаться какое слово лишнее и объяснить почему они так думают: «Лишнее слово…, потому что…»
Упражнение с мячами
Упражнение «Предметы-помощники»II часть
Психолог предлагает вспомнить слова, которые запоминали вначале занятия. Для этого психолог показывает предметы- помощники, которые обозначили дети, а дети должны назвать слова.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 7
Цель: развитие ассоциативной памяти, обобщение мышления, концентрации внимания.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят «Что бывает высоким?»
Упражнение «Отгадай предмет по описанию».
Я вам буду называть части предметов, а вы должны узнать что это за предметы. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т.п.
- Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед. (медведь)
- Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом. (лиса)
- Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.(бабочка)
- Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом. (самолет)
- Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ. (свекла)
- Сладкая, маленькая, в красивой бумажке. (конфета)
Упражнение Упражнение с мячами
Упражнение «Что изменилось»
Психолог предлагает детям запомнить кто где сидит. Ведущий выходит за дверь. Остальных детей пересаживает психолог. Когда ведущий возвращается, он рассаживает ребят по местам.
Игра повторяется несколько раз. Каждый раз выбирается новый ведущий.
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 8
Цель: развитие ассоциативной памяти, мышления, концентрации внимания, речи.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят «Что бывает острым?»
Упражнение «Предметы-помощники»I часть
Психолог предлагает запомнить слова. Для лучшего запоминания предлагается найти в комнате предметы- помощники, которые напомнят эти слова.
Упражнение «Угадай предмет»
Психолог предлагает ребятам закрыть глаза и положить руки на колени ладошками вверх. Глаза нельзя открывать до тех пор, пока не разрешит психолог. Психолог дает ребенку пощупать предмет. Ребенок должен догадаться, что это за предмет. Но вслух говорить об этом нельзя. Когда все пощупают предмет, психолог просит детей открыть глаза.
Теперь ребятам необходимо внимательно смотреть на психолога, который будет кому-нибудь из ребят моргать. Тот, кому моргнут, должен подойти и сказать на ушко психологу что это был за предмет.
Упражнение «Испорченный телефон»
Психолог «передает» с помощью ребят по кругу 4 слова (сосна, береза, тополь, яблоня), которые нужно запомнить. После каждой «передачи» осуществляется проверка.
Упражнение «Четвертый лишний»
Психолог говорит, что три слова из услышанных имеют что-то общее, а одно не имеет. Ребятам нужно догадаться какое слово лишнее и объяснить почему они так думают: «Лишнее слово…, потому что…»
Упражнение «Предметы-помощники»II часть
Психолог предлагает вспомнить слова, которые запоминали вначале занятия. Для этого психолог показывает предметы- помощники, которые обозначили дети, а дети должны назвать слова.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 7А
Цель: развитие зрительной памяти, мышления, концентрации внимания, речи.
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят «Что бывает длинным?»
Упражнение «Да- нет»
Психолог задумывает предмет, который находится в классе. Ребятам нужно отгадать, какой предмет задумал психолог. Для этого они могут задавать психологу вопросы, но отвечать на них он может, используя лишь два слова: да и нет. Поэтому ребятам нужно правильно задавать вопросы. Вначале необходимо выяснить все свойства предмета и только затем отгадывать.
Игра «Импульс»
Упражнение на мышление
Субтест 1. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение:
А) у сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
Б) в теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);
В) в году... (24, 3, 12, 4, 7) месяцев;
Г) месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март);
Д) самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова);
Е) розы это... (фрукты, овощи, цветы, дерево);
Ж) сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером);
З) вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная);
И) у дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень);
К) город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
Упражнение «Что изменилось»
Психолог предлагает детям запомнить кто где сидит. Ведущий выходит за дверь. Остальных детей пересаживает психолог. Когда ведущий возвращается, он рассаживает ребят по местам.
Игра повторяется несколько раз. Каждый раз выбирается новый ведущий.
Подведение итогов занятия.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 9
Цель: развитие зрительной памяти, мышления, концентрации, распределения внимания, речи
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте».Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что может быть мокрым».
Упражнение «Да- нет»
Психолог задумывает предмет, который находится в классе. Ребятам нужно отгадать, какой предмет задумал психолог. Для этого они могут задавать психологу вопросы, но отвечать на них он может, используя лишь два слова: да и нет. Поэтому ребятам нужно правильно задавать вопросы. Вначале необходимо выяснить все свойства предмета и только затем отгадывать.
Упражнение с мячами
Упражнение «Что изменилось»
Психолог предлагает детям запомнить кто где сидит. Ведущий выходит за дверь. Остальных детей пересаживает психолог. Когда ведущий возвращается, он рассаживает ребят по местам.
Игра повторяется несколько раз. Каждый раз выбирается новый ведущий.
Подведение итогов занятия.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 10
Цель: развитие ассоциативной памяти, ассоциативного мышления; мышления; концентрации внимания, речи
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что(кто) может быть грустным».
Упражнение «Пиктограммы» I часть
Психолог предлагает запомнить слова, которые нужно будет вспомнить в конце занятия. Для лучшего запоминания предлагается нарисовать рисунок, который поможет вспомнить слово.
Сейчас мы с вами будем рисовать пиктограммы. Пиктограмма – это такая короткая шифровка слова в виде рисунка. С помощью пиктограммы можно изобразить несколько слов, а иногда и целого предложения. Например, я могу вам сказать: «Ты должен мыть руки перед едой, так как на твоих руках могут быть микробы?». Но это очень долго и скучно, правда? А если я нарисую вместо слов «грязные ручки» такую картинку – кляксу, то все станет ясно.(рисунок- образец)
Слова для запоминания:
Болезнь, дружба, трус, злая старуха, наказание.
Игра «Импульс»
Упражнение «Пиктограммы» II часть
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 11
Цель: развитие памяти, ассоциативного мышления; мыслительных операций(обобщения); логического мышления, концентрации внимания, речи
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что(кто) может быть маленьким».
Игра «Назови одним словом»
Попробуем назвать, одним словом следующие предметы. Слушайте внимательно, и поднимайте руки
- Автобус, велосипед, мотоцикл. Что все это? (транспорт)
- Стол, стул, шкаф, диван… (мебель)
- - чашка, ложка, тарелка, вилка…(посуда)
- - яблоко, груша, лимон, банан… (фрукты)
- - голубь, павлин, утка, цапля… (птицы)
- - собака, корова, свинья, баран… (животные)
- - зима, весна, лето, осень… (время года)
- – треугольник, квадрат, круг … (фигура)
- – кроссовки, туфли, ботинки… (обувь)
Игра «Бабушка собирала чемодан…»
Ребятам предлагается помочь собрать бабушке чемодан, складывая в него по одной вещи, которые можно туда класть. Но каждый должен повторять фразу «Бабушка собирала чемодан и положила туда…» плюс слово(вещь), которое назвал предыдущий человек. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.
Игра «Корректурная проба»
Детям предлагается по команде «Начали» просматривая фигуру за фигурой, ряд за рядом, зачеркивать одной линией треугольник. Задание прекращается по команде «Стоп»
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 12
Цель: развитие целостности восприятия, мышления, воссоздающего воображения, концентрации внимания.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что подарил на Новый год Дед Мороз?».
Упражнение «Угадай предмет»
Психолог предлагает ребятам закрыть глаза и положить руки на колени ладошками вверх. Глаза нельзя открывать до тех пор, пока не разрешит психолог. Психолог дает ребенку пощупать предмет. Ребенок должен догадаться, что это за предмет. Но вслух говорить об этом нельзя. Когда все пощупают предмет, психолог просит детей открыть глаза.
Теперь ребятам необходимо внимательно смотреть на психолога, который будет кому-нибудь из ребят моргать. Тот, кому моргнут, должен подойти и сказать на ушко психологу что это был за предмет.
Игра «Построй домик»
Детям предлагается нарисовать столько треугольников, сколько раз хлопнет ведущий; столько квадратов, сколько топнет ведущий и т. д. Из нарисованных фигур нужно «сложить» (нарисовать) домик
Игра «Кто(что) кем(чем) будет?»
Я вам буду называть предметы, и бросать мяч, а вам необходимо ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут через некоторое время. Кем (чем) будет:
яйцо, цыпленок, гусеница, икринка, мука, кирпичи, ткань, день, больной, слабый, лето, снег, мокрый, ягненок, фарш, заварка…
Резерв.
Упражнение «Что изменилось»
Психолог предлагает детям запомнить кто где сидит. Ведущий выходит за дверь. Остальных детей пересаживает психолог. Когда ведущий возвращается, он рассаживает ребят по местам.
Игра повторяется несколько раз. Каждый раз выбирается новый ведущий.
Подведение итогов занятия.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 13
Цель: развитие мышления, концентрации, распределения внимания, восприятия пространства
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что бывает сладким?».
Упражнение «Да- нет»
Психолог задумывает предмет, который находится в классе. Ребятам нужно отгадать, какой предмет задумал психолог. Для этого они могут задавать психологу вопросы, но отвечать на них он может, используя лишь два слова: да и нет. Поэтому ребятам нужно правильно задавать вопросы. Вначале необходимо выяснить все свойства предмета и только затем отгадывать.
Упражнение «Графический диктант»
Психолог предлагает путешествовать по клеточкам от точки, которая обозначена в тетради. Для путешествия необходимо вспомнить где право, где лево, счет, что такое вверх, что такое вниз. Чтоб не заблудиться, ребятам необходимо строго выполнять задания психолога.
Упражнение с мячами
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 14
Цель: развитие обобщения, слуховой и зрительной памяти, речи.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что бывает соленым?».
Игра «Слова наоборот»
Я буду говорить слово и бросать вам мяч, а вам необходимо тоже говорить слова, только наоборот, например: большой – маленький, и бросать мне мяч обратно. Всем понятно задание? Тогда начнем!
Веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый – гладкий, старт-финиш, ночь-день, холодный теплый, острый - тупой, мокрый - сухой, небо - земля, лето – зима.
Упражнение «Запомни фигуры»
Психолог предлагает посмотреть и запомнить фигуры в том порядке, в каком они представлены на картинке. Время просмотра 30 секунд. Затем детям предлагается зарисовать все в тетрадь. Проверка.
Упражнение «Испорченный телефон»
Психолог «передает» с помощью ребят по кругу 4 слова (носки, ботинки, туфли, тапочки), которые нужно запомнить. После каждой «передачи» осуществляется проверка.
Упражнение «Четвертый лишний»
Психолог говорит, что три слова из услышанных имеют что-то общее, а одно не имеет. Ребятам нужно догадаться какое слово лишнее и объяснить почему они так думают: «Лишнее слово…, потому что…»
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 15
Цель: развитие мышления, механической памяти, восприятия пространства, речи.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Упражнение «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что бывает красным?».
Игра «Бабушка пошла в магазин и купила…»
Ребятам предлагается помочь бабушке купить продукты в магазине, складывая в корзину по одному продукту, которые в магазине продаются. Но каждый должен повторять фразу «Бабушка пошла в магазин и купила …» плюс слово, которое назвал предыдущий человек. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.
Упражнение «Графический диктант»
Психолог предлагает путешествовать по клеточкам от точки, которая обозначена в тетради. Для путешествия необходимо вспомнить где право, где лево, счет, что такое вверх, что такое вниз. Чтоб не заблудиться, ребятам необходимо строго выполнять задания психолога.
Игра «Путаница»
Ребята становятся в круг, берутся за руки и запутываются. Водящий должен распутать.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 16
Цель: развитие логического мышления, речи, ассоциативной памяти.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что бывает зеленым?».
Игра «Путаница»
Ребята становятся в круг, берутся за руки и запутываются. Водящий должен распутать.
Игра «Ассоциации»
Ребятам предлагается запомнить слова. Чтобы легче было запомнить в тетради можно нарисовать предмет, похожий (ассоциацию) на слово, которое нужно запомнить. Например: Стул-стол. Слова для запоминания: ложка, ваза, кошелек, яблоко, ручка.
Упражнение «Да- нет»
Психолог задумывает предмет, который находится в классе. Ребятам нужно отгадать, какой предмет задумал психолог. Для этого они могут задавать психологу вопросы, но отвечать на них он может, используя лишь два слова: да и нет. Поэтому ребятам нужно правильно задавать вопросы. Вначале необходимо выяснить все свойства предмета и только затем отгадывать.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 17
Цель: развитие восприятия, мышления, речи, внимания, зрительной памяти.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что бывает тихим?».
Упражнение «Угадай предмет»
Психолог предлагает ребятам закрыть глаза и положить руки на колени ладошками вверх. Глаза нельзя открывать до тех пор, пока не разрешит психолог. Психолог дает ребенку пощупать предмет. Ребенок должен догадаться, что это за предмет. Но вслух говорить об этом нельзя. Когда все пощупают предмет, психолог просит детей открыть глаза.
Теперь ребятам необходимо внимательно смотреть на психолога, который будет кому-нибудь из ребят моргать. Тот, кому моргнут, должен подойти и сказать на ушко психологу что это был за предмет.
Игра «Корректурная проба»
Детям предлагается по команде «Начали» просматривая фигуру за фигурой, ряд за рядом, зачеркивать одной линией треугольник. Задание прекращается по команде «Стоп»
Игра «Что изменилось»
Психолог предлагает детям запомнить кто где сидит. Ведущий выходит за дверь. Остальных детей пересаживает психолог. Когда ведущий возвращается, он рассаживает ребят по местам. Игра повторяется несколько раз. Каждый раз выбирается новый ведущий.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 18
Цель: развитие внимания и наблюдательности, развитие зрительной памяти, творческого воображения, мышления и речи.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что может быть золотым?».
Упражнение «Найди отличия»
Игра «Запомни фигуры»
Психолог предлагает посмотреть и запомнить фигуры в том порядке, в каком они представлены на картинке. Время просмотра 30 секунд. Затем детям предлагается зарисовать все в тетрадь. Проверка.
Упражнение «Сказка о Карлсоне»
Психолог предлагает детям придумать историю о Карлсоне. История придумывается по предложениям. Предложение первого человека должно быть продолжено предложением другого. Главное, чтоб история не прерывалась, была интересной.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 19
Цель: развитие слухового восприятия, обобщения, распределения внимания, смысловой памяти.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что бывает деревянным?».
Упражнение «Испорченный телефон»
Психолог «передает» с помощью ребят по кругу 4 слова, которые нужно запомнить. После каждой «передачи» осуществляется проверка.
Упражнение «Четвертый лишний»
Психолог говорит, что три слова из услышанных имеют что-то общее, а одно не имеет. Ребятам нужно догадаться какое слово лишнее и объяснить почему они так думают: «Лишнее слово…, потому что…»
Упражнение «Пиктограммы» I часть
Психолог предлагает запомнить слова, которые нужно будет вспомнить в конце занятия. Для лучшего запоминания предлагается нарисовать рисунок, который поможет вспомнить слово.
Сейчас мы с вами будем рисовать пиктограммы. Пиктограмма – это такая короткая шифровка слова в виде рисунка. С помощью пиктограммы можно изобразить несколько слов, а иногда и целого предложения. Например, я могу вам сказать: «Ты должен мыть руки перед едой, так как на твоих руках могут быть микробы?». Но это очень долго и скучно, правда? А если я нарисую вместо слов «грязные ручки» такую картинку – кляксу, то все станет ясно.(рисунок- образец)
Слова для запоминания:
Ночь, умный мальчик, интересная игра, Африка, ссора.
Упражнение с мячами
Упражнение «Пиктограммы» II часть
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 20
Цель: развитие мышления, внимания, ассоциативной памяти, пространственного восприятия.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что(кто) может быть добрым?».
Упражнение «Предметы-помощники»I часть
Психолог предлагает запомнить слова. Для лучшего запоминания предлагается найти в комнате предметы- помощники, которые напомнят эти слова.
Упражнение «Графический диктант»
Психолог предлагает путешествовать по клеточкам от точки, которая обозначена в тетради. Для путешествия необходимо вспомнить где право, где лево, счет, что такое вверх, что такое вниз. Чтоб не заблудиться, ребятам необходимо строго выполнять задания психолога.
Игра «Путаница»
Ребята становятся в круг, берутся за руки и запутываются. Водящий должен распутать.
Упражнение «Предметы-помощники»II часть
Психолог предлагает вспомнить слова, которые запоминали вначале занятия. Для этого психолог показывает предметы- помощники, которые обозначили дети, а дети должны назвать слова.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 21
Цель: развитие механической памяти, творческого воображения, логического мышления, сосредоточенности.
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что(кто) может быть ?».
Игра «Бабушка собирала чемодан…»
Ребятам предлагается помочь собрать бабушке чемодан, складывая в него по одной вещи, которые можно туда класть. Но каждый должен повторять фразу «Бабушка собирала чемодан и положила туда…» плюс слово (вещь), которое назвал предыдущий человек. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.
Игра «Построй домик»
Из представленных фигур на доске нужно «построить» (нарисовать) домик (квадрат, треугольник, трапеция, круг, прямоугольник, зонт, валенок, пуговица)
Игра «Кто(что) кем(чем) будет?»
Я вам буду называть предметы, и бросать мяч, а вам необходимо ответить на вопрос, как эти предметы изменятся, кем будут через некоторое время. Кем (чем) будет:
гусеница, тесто, кирпичи, ткань, больной, слабый, снег, мокрый, фарш, заварка, ручей, ребенок, глина.
Игра «Жук».
Ребята, представьте, что квадрат, который висит на доске, это поле, по которому передвигается жук. Жук может передвигаться вверх, вниз, вправо или влево на одну клеточку. Но за поле жук не должен выходить. Когда он выходит за поле игра останавливается. Например: Жук передвигается на 1 клеточку вправо или влево, вверх или вниз. Сейчас я поле закрою, а вы его мысленно представите его. Каждый, по очереди будет передвигать жука по воображаемому полю, проговаривая вслух ход.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 22
Цель: развитие зрительной памяти, логического мышления, сосредоточенности внимания, восприятия пространства, речи
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что может быть из мяса (мясным)?».
Упражнение «Да- нет»
Психолог задумывает предмет, который находится в классе. Ребятам нужно отгадать, какой предмет задумал психолог. Для этого они могут задавать психологу вопросы, но отвечать на них он может, используя лишь два слова: да и нет. Поэтому ребятам нужно правильно задавать вопросы. Вначале необходимо выяснить все свойства предмета и только затем отгадывать.
Упражнение «Графический диктант»
Психолог предлагает путешествовать по клеточкам от точки, которая обозначена в тетради. Для путешествия необходимо вспомнить где право, где лево, счет, что такое вверх, что такое вниз. Чтоб не заблудиться, ребятам необходимо строго выполнять задания психолога.
Игра «Жук».
Ребята, представьте, что квадрат, который висит на доске, это поле, по которому передвигается жук. Жук может передвигаться вверх, вниз, вправо или влево на одну клеточку. Но за поле жук не должен выходить. Когда он выходит за поле игра останавливается. Например: Жук передвигается на 1 клеточку вправо или влево, вверх или вниз. Сейчас я поле закрою, а вы его мысленно представите его. Каждый, по очереди будет передвигать жука по воображаемому полю, проговаривая вслух ход.
Игра «Что изменилось»
Психолог предлагает детям запомнить кто где сидит. Ведущий выходит за дверь. Остальных детей пересаживает психолог. Когда ведущий возвращается, он рассаживает ребят по местам. Игра повторяется несколько раз. Каждый раз выбирается новый ведущий.
Упражнение «Сказка о Карлсоне»
Психолог предлагает детям придумать историю о Карлсоне. История придумывается по предложениям. Предложение первого человека должно быть продолжено предложением другого. Главное, чтоб история не прерывалась, была интересной.
Упражнение «Мое настроение»
Психолог предлагает детям передавать игрушку по кругу и рассказывать о своем настроении, используя вербальную модель «Мне … (хорошо, весело, грустно и т.д.)».
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 23
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что может быть горячим».
Упражнение «Испорченный телефон»
Психолог «передает» с помощью ребят по кругу 4 слова, которые нужно запомнить. После каждой «передачи» осуществляется проверка.
ШУБА, КНИГА, РОЗА, ЯБЛОКО
Упражнение «Четвертый лишний»
Психолог говорит, что три слова из услышанных имеют что-то общее, а одно не имеет. Ребятам нужно догадаться какое слово лишнее и объяснить почему они так думают: «Лишнее слово…, потому что…»
Упражнение «Графический диктант»
Психолог предлагает путешествовать по клеточкам от точки, которая обозначена в тетради. Для путешествия необходимо вспомнить где право, где лево, счет, что такое вверх, что такое вниз. Чтоб не заблудиться, ребятам необходимо строго выполнять задания психолога.
Игра «Муха».
Ребята, представьте, что квадрат, который висит на доске, это поле, по которому передвигается муха. Муха может передвигаться вверх, вниз, вправо или влево на одну клеточку. Но за поле муха не должен выходить. Когда он выходит за поле игра останавливается. Например: муха передвигается на 1 клеточку вправо или влево, вверх или вниз. Сейчас я поле закрою, а вы мысленно представите его. Каждый, по очереди будет передвигать муху по воображаемому полю, проговаривая вслух ход.
.
Подведение итогов занятия.
Прощание
Ребята берутся за руки, поднимают руки вверх на счет раз, два, три и громко говорят «До свидания»
Занятие № 24
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что может быть мясным (из мяса)».
Упражнение «Пиктограммы» I часть
Психолог предлагает запомнить слова, которые нужно будет вспомнить в конце занятия. Для лучшего запоминания предлагается нарисовать рисунок, который поможет вспомнить слово.
Сейчас мы с вами будем рисовать пиктограммы. Пиктограмма – это такая короткая шифровка слова в виде рисунка. С помощью пиктограммы можно изобразить несколько слов, а иногда и целого предложения. Например, я могу вам сказать: «Ты должен мыть руки перед едой, так как на твоих руках могут быть микробы?». Но это очень долго и скучно, правда? А если я нарисую вместо слов «грязные ручки» такую картинку – кляксу, то все станет ясно.(рисунок- образец)
Слова для запоминания:
Летняя ночь, Африка, счастье.
Упражнение «Заверши предложение»
Сейчас мы будем составлять предложения. Я буду начинать предложение, а вы будете его завершать. Я предложу 4 слова. Из них вы должны выбрать то, которое подходит для того, чтобы правильно предложение завершить.
- розы это... (фрукты, овощи, цветы, дерево);
- у сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
- вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная);
- у дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень);
Игра «Муха».
Ребята, представьте, что квадрат, который висит на доске, это поле, по которому передвигается муха. Муха может передвигаться вверх, вниз, вправо или влево на одну клеточку. Но за поле муха не должен выходить. Когда он выходит за поле игра останавливается. Например: муха передвигается на 1 клеточку вправо или влево, вверх или вниз. Сейчас я поле закрою, а вы мысленно представите его. Каждый, по очереди будет передвигать муху по воображаемому полю, проговаривая вслух ход.
Упражнение «Пиктограммы» II часть
Подведение итогов занятия.
Прощание
Занятие № 25
Ход занятия:
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что может быть прамоугольным».
Упражнение «Да- нет»
Психолог задумывает предмет, который находится в классе. Ребятам нужно отгадать, какой предмет задумал психолог. Для этого они могут задавать психологу вопросы, но отвечать на них он может, используя лишь два слова: да и нет. Поэтому ребятам нужно правильно задавать вопросы. Вначале необходимо выяснить все свойства предмета и только затем отгадывать.
Игра «Корректурная проба»
Детям предлагается по команде «Начали» просматривая фигуру за фигурой, ряд за рядом, зачеркивать одной линией треугольник. Задание прекращается по команде «Стоп»
Упражнение «Что изменилось»
Психолог предлагает детям запомнить кто где сидит. Ведущий выходит за дверь. Остальных детей пересаживает психолог. Когда ведущий возвращается, он рассаживает ребят по местам.
Игра повторяется несколько раз. Каждый раз выбирается новый ведущий.
Подведение итогов занятия.
Подведение итогов занятия.
Прощание
Занятие № 26
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что может быть круглым».
Игра «Кто(что) кем(чем) будет?»
Я вам буду называть предметы, и бросать мяч, а вам необходимо ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут через некоторое время. Кем (чем) будет:
яйцо, цыпленок, гусеница, икринка, мука, кирпичи, ткань, день, больной, слабый, лето, снег, мокрый, ягненок, фарш, заварка…
Игра «Назови одним словом»
Попробуем назвать, одним словом следующие предметы. Слушайте внимательно, и поднимайте руки
- Автобус, велосипед, мотоцикл. Что все это? (транспорт)
- Стол, стул, шкаф, диван… (мебель)
- - чашка, ложка, тарелка, вилка…(посуда)
- - яблоко, груша, лимон, банан… (фрукты)
- - голубь, павлин, утка, цапля… (птицы)
- - собака, корова, свинья, баран… (животные)
- - зима, весна, лето, осень… (время года)
- – треугольник, квадрат, круг … (фигура)
- – кроссовки, туфли, ботинки… (обувь)
Игра «Бабушка собирала чемодан…»
Ребятам предлагается помочь собрать бабушке чемодан, складывая в него по одной вещи, которые можно туда класть. Но каждый должен повторять фразу «Бабушка собирала чемодан и положила туда…» плюс слово(вещь), которое назвал предыдущий человек. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.
Игра «Муха».
Ребята, представьте, что квадрат, который висит на доске, это поле, по которому передвигается муха. Муха может передвигаться вверх, вниз, вправо или влево на одну клеточку. Но за поле муха не должен выходить. Когда он выходит за поле игра останавливается. Например: муха передвигается на 1 клеточку вправо или влево, вверх или вниз. Сейчас я поле закрою, а вы мысленно представите его. Каждый, по очереди будет передвигать муху по воображаемому полю, проговаривая вслух ход.
Занятие № 27
Приветствие
Психолог приседает в центре круга, разведя в стороны руки, и говорит «здравствуйте». Дети подходят к психологу, здороваются, хлопая психолога по руке, и садятся на свое место.
Игра «Цепочка слов»
Передавая игрушку, ребята по очереди говорят похожие слова, при этом повторять слова уже нельзя. Тема «Что может быть разноцветным».
Упражнение «Заверши предложение»
Сейчас мы будем составлять предложения. Я буду начинать предложение, а вы будете его завершать. Я предложу 4 слова. Из них вы должны выбрать то, которое подходит для того, чтобы правильно предложение завершить.
- розы это... (фрукты, овощи, цветы, дерево);
- у сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);
- вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная);
- у дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень);
Игра «Назови одним словом»
Попробуем назвать, одним словом следующие предметы. Слушайте внимательно, и поднимайте руки
- Автобус, велосипед, мотоцикл. Что все это? (транспорт)
- Стол, стул, шкаф, диван… (мебель)
- - чашка, ложка, тарелка, вилка…(посуда)
- - яблоко, груша, лимон, банан… (фрукты)
- - голубь, павлин, утка, цапля… (птицы)
- - собака, корова, свинья, баран… (животные)
- - зима, весна, лето, осень… (время года)
- – треугольник, квадрат, круг … (фигура)
- – кроссовки, туфли, ботинки… (обувь)
Упражнение «Графический диктант»
Психолог предлагает путешествовать по клеточкам от точки, которая обозначена в тетради. Для путешествия необходимо вспомнить где право, где лево, счет, что такое вверх, что такое вниз. Чтоб не заблудиться, ребятам необходимо строго выполнять задания психолога.
Упражнение «Что изменилось»
Психолог предлагает детям запомнить кто где сидит. Ведущий выходит за дверь. Остальных детей пересаживает психолог. Когда ведущий возвращается, он рассаживает ребят по местам.
Игра повторяется несколько раз. Каждый раз выбирается новый ведущий.
Подведение итогов занятия.