Практикум для педагогов «Умение решать конфликтные ситуации»

Малютина Юлия Владимировна

Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.3 КБ
Файл seminar.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов «Умение решать конфликтные ситуации»

Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

Задачи:

1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;

3. Отработать стратегии решения повседневных конфликтов

 Оборудование: листы бумаги, ручки, музыка расслабляющая, карточки с ситуациями, памятки, карточки с стилями выхода из конфликта, шарф, вата, пояс.

                                                 Ход занятия

Приветствие. Добрый день уважаемые педагоги!

1.Упражнение «Яблоко и червячок»

 Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на ветке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня мы поговорим о конфликтах, конфликтных ситуациях и умения выходить из них.

Конфликт – это столкновение интересов, противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.

 Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. При своей негативной окраске (большие эмоциональные затраты, ухудшение здоровья, снижение работоспособности), конфликты выполняют и позитивную функцию (способствует получению новой информации, разрядке напряжённости, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения).

Распространены мнения, что конфликты – это нечто опасное, что следует любой ценой их избегать. К сожалению, в результате приходится платить немалую цену за избежание попыток справиться с конфликтами – неразрешенные проблемы суммируются и откладываются в нашем индивидуальном опыте. Даже если удается избежать внешних проявлений конфликта, постепенно возрастает груз обид,  разочарований, претензий, что затрудняет взаимоотношения.

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Избежать их невозможно, можно только решить их. Иначе наступает застой в развитии.

Искусство выхода из конфликтных ситуаций как один из факторов здорового образа жизни педагогического коллектива.

2. Сейчас вам надо разделиться на 4-е группы. Каждая группа получает описание конфликта. Вам надо найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы всех сторон. (Как лучше решать конфликты? Что должны учитывать участники конфликта?)

 Через 5 минут участники представляют свой вариант решения конфликта.

 - Легко ли вам было найти пути выхода из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?

 Вывод: Большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства. Компромисс возможен если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путём, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, ссоре.

 Добиваясь своей цели, мы должны через компромисс и доброжелательное отношение к другим учиться сотрудничать.

3. Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу «Не я против тебя, а мы против проблем»

Игра «Сказка о тройке»

 Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение: А или В или С.

 Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

 А – слепой, но слышит и говорит

 В – глухой, но может видеть и двигаться

 С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться

 Участникам надо завязать глаза, заткнуть уши, привязать к стулу

Вопросы:

1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего решения?

2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

3. Какие чувства испытывали?

4. Способы выхода из конфликтной ситуации.

 Мы с вами познакомились с двумя способами выхода из конфликта.

 Это компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны

Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон.

 Есть ещё три способа выхода из конфликта.

 Это Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

 Наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

 А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проанализируйте свои ответы из упражнения «Яблоко и червячок». Какая вами применялась стратегия в этом упражнении.

5. Упражнение: «Яблоко и червячок».

6. Упражнение «Стили выхода из конфликта»

 Разделиться на пять групп, каждой группе я раздам карточки со стилями выхода из конфликта.

 Вам надо написать письмо Незнайке от Знайки с отказом ему в полете на Луну, в том стиле поведения в конфликте, который вам попался. Другие должны угадать, какой это стиль.

7. Притча «Лабиринт»

 Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта, они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.

 - Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь отыскать путь, ведущий из лабиринта?

 - Это несложно! Нужно только внимательно присмотреться – ответил ученик.

 Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт, ни разу не заплутав.

 Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, встретив ученика, сказал учитель.

Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Какие выводы можно сделать после проведения практикума:

1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.

2. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.

3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта.

Выполнение антистрессового упражнения.

Для поддержания стабильного психологического состояния , а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств, важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы      проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого, закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате  выполнения антистрессовых упражнений, восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Приложение 1.

 а) Сын или дочь хочет, чтобы родители отпустили его в многодневный поход

 б) Подчинённый просит у начальника отпустить его с работы на 2 часа раньше

 в) Покупатель хочет, чтобы продавец вернул ему деньги за неисправный прибор

 г) Двое заблудились в лесу и считают, что им нужно идти в противоположные стороны

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны

Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон

Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера

Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

Приложение 2.

Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Конкуренция

Стремление добитьсясвоего, в ущерб другому

Заинтересованность в победе.Обладание определенной властью.Необходимость срочного разрешения конфликта.

Испытание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.Большая вероятность испортить отношения

Избегание

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен. Отсутствие власти

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму 

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты

Нерешенность конфликта

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть.Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта.Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника.

Желание обеих сторон сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. 



Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов «Умение решать конфликтные ситуации»

Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

Задачи:

1. Развить представление о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;

2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения проблем межличностного взаимодействия;

3. Отработать стратегии решения повседневных конфликтов

 Оборудование: листы бумаги, ручки, музыка расслабляющая, карточки с ситуациями, памятки, карточки с стилями выхода из конфликта, шарф, вата, пояс.

                                                 Ход занятия

Приветствие. Добрый день уважаемые педагоги!

1.Упражнение «Яблоко и червячок»

 Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное наливное яблоко, которое живописно висит на ветке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня мы поговорим о конфликтах, конфликтных ситуациях и умения выходить из них.

Конфликт – это столкновение интересов, противостояние, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.

 Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни. При своей негативной окраске (большие эмоциональные затраты, ухудшение здоровья, снижение работоспособности), конфликты выполняют и позитивную функцию (способствует получению новой информации, разрядке напряжённости, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения).

Распространены мнения, что конфликты – это нечто опасное, что следует любой ценой их избегать. К сожалению, в результате приходится платить немалую цену за избежание попыток справиться с конфликтами – неразрешенные проблемы суммируются и откладываются в нашем индивидуальном опыте. Даже если удается избежать внешних проявлений конфликта, постепенно возрастает груз обид,  разочарований, претензий, что затрудняет взаимоотношения.

Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Избежать их невозможно, можно только решить их. Иначе наступает застой в развитии.

Искусство выхода из конфликтных ситуаций как один из факторов здорового образа жизни педагогического коллектива.

2. Сейчас вам надо разделиться на 4-е группы. Каждая группа получает описание конфликта. Вам надо найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы всех сторон. (Как лучше решать конфликты? Что должны учитывать участники конфликта?)

 Через 5 минут участники представляют свой вариант решения конфликта.

 - Легко ли вам было найти пути выхода из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?

 Вывод: Большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идёт на частичные уступки для общего удобства. Компромисс возможен если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путём, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, ссоре.

 Добиваясь своей цели, мы должны через компромисс и доброжелательное отношение к другим учиться сотрудничать.

3. Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу «Не я против тебя, а мы против проблем»

Игра «Сказка о тройке»

 Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение: А или В или С.

 Затем ведущий сообщает задание: тройка должна вырабатывать общее решение – в какой цвет покрасить забор. Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

 А – слепой, но слышит и говорит

 В – глухой, но может видеть и двигаться

 С – паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться

 Участникам надо завязать глаза, заткнуть уши, привязать к стулу

Вопросы:

1. Сколько времени понадобилось тройкам на выработку общего решения?

2. Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

3. Какие чувства испытывали?

4. Способы выхода из конфликтной ситуации.

 Мы с вами познакомились с двумя способами выхода из конфликта.

 Это компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны

Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон.

 Есть ещё три способа выхода из конфликта.

 Это Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

 Наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако, любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

 А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проанализируйте свои ответы из упражнения «Яблоко и червячок». Какая вами применялась стратегия в этом упражнении.

5. Упражнение: «Яблоко и червячок».

6. Упражнение «Стили выхода из конфликта»

 Разделиться на пять групп, каждой группе я раздам карточки со стилями выхода из конфликта.

 Вам надо написать письмо Незнайке от Знайки с отказом ему в полете на Луну, в том стиле поведения в конфликте, который вам попался. Другие должны угадать, какой это стиль.

7. Притча «Лабиринт»

 Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним. Выйдя из лабиринта, они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.

 - Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь отыскать путь, ведущий из лабиринта?

 - Это несложно! Нужно только внимательно присмотреться – ответил ученик.

 Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт, ни разу не заплутав.

 Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни, встретив ученика, сказал учитель.

Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение.

Какие выводы можно сделать после проведения практикума:

1. Разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость.

2. Конфликты решаются мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.

3. Часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это единственный путь разрешения конфликта.

Выполнение антистрессового упражнения.

Для поддержания стабильного психологического состояния , а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств, важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Сейчас мы      проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого, закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

В результате  выполнения антистрессовых упражнений, восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Приложение 1.

 а) Сын или дочь хочет, чтобы родители отпустили его в многодневный поход

 б) Подчинённый просит у начальника отпустить его с работы на 2 часа раньше

 в) Покупатель хочет, чтобы продавец вернул ему деньги за неисправный прибор

 г) Двое заблудились в лесу и считают, что им нужно идти в противоположные стороны

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны

Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон

Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера

Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

Приложение 2.

Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Конкуренция

Стремление добитьсясвоего, в ущерб другому

Заинтересованность в победе.Обладание определенной властью.Необходимость срочного разрешения конфликта.

Испытание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.Большая вероятность испортить отношения

Избегание

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен. Отсутствие власти

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму 

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты

Нерешенность конфликта

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть.Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта

Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников.

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта.Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника.

Желание обеих сторон сохранить отношения

Временные и энергетические затраты.