Коррекционно-развивающая программа «Живем дружно»
В территориальном отделении «Зеленоградское» состоялся семинар: «Коррекция агрессивных тенденций в поведении у детей младшего школьника, как один из способов профилактики школьной дезадаптации".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_zhd.pptx | 1.9 МБ |
programma.docx | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию. Школьная дезадаптация-
Когнитивный; Эмоционально-личностный; Поведенческий. Компоненты школьной дезадаптации:
э то мотивированное, деструктивное поведение , противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.). ( П сихологический словарь,1997г.) Агрессия -
Источники агрессии : 1 . Семья 2. Сверстники 3. СМИ Факторы, влияющие на появление агрессивных тенденций в поведении: Ограничение; Индивидуальные особенности, темперамент; Подражание реакциям взрослых; Эмоции: гнев, злость, раздражение; Стиль воспитания в семье .
Диагностические критерии агрессивности: Часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается со взрослыми. Часто отказывается выполнять правила. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. Часто завистлив, мстителен. Чувствителен , очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают ег о. !!! Д етей можно назвать агрессивными только в том случае, если в течении 6-ти и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись не менее 4-х выше описанных критериев.
Цель программы: Снятие агрессивных тенденций в поведении у детей младшего школьного возраста
отреагирование гнева; обучение детей навыкам контроля и управления собственным гневом; формирование позитивных навыков общения и конструктивных элементов поведения разбор сказок; релаксационные упражнения. Структура основной части занятия :
Уважаемые, коллеги!!! Направление на участие в программе осуществляется на основе первичной консультации в ГБУ ГППЦ ДОгМ ТО «Зеленоградское». Наш адрес: Зеленоградский АО г . Москвы, корп . 222 А. тел. для записи на консультацию: (499 ) 738-50-20 консультант: Байдык Олеся Алексеевна Будем рады сотрудничеству с Вами и Вашими детьми!!!
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающих занятий «Живем дружно» создана для работы с детьми младшего школьного возраста с агрессивными тенденциями в поведении. Она призвана создать благоприятные условия для отработки у детей конструктивных форм поведения и основ коммуникации через развитие способности адекватного восприятия себя и других людей, а также для формирования навыков позитивного влияния на других с целью регуляции социальных отношений.
Актуальность, новизна и практическая значимость программы
Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А Берковитц, А. Бандура, Реан и др.), но, при этом, нет достаточного количества коррекционных программ, позволяющих детям научиться конструктивным формам поведения [2] ,[3] ,[4] ,[13,с. 5].
Проблема агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста весьма актуальна в наши дни, так как к таким детям очень тяжело найти подход. Педагоги и родители отмечают, что с агрессивными детьми очень тяжело работать и выстраивать взаимоотношения, ведь таким очень тяжело контролировать свое поведение, они импульсивны, вспыльчивы. Порой педагоги и родители просто опускают руки, и единственное воздействие - это наказание. Но подобного плана воздействия носят лишь временный характер.
Анализ современной школьной практики свидетельствует о том, что детей фактически никто не обучает умению настраиваться на эмоциональные контакты с другими людьми, корректировать свои эмоциональные реакции на внешние и внутренние влияния [5, с. 55].
Таким образом, возникла необходимость в создании специальной программы, направленной на работу с детьми младшего школьного возраста с агрессивными тенденциями в поведении.
За теоретико-методологическую основу программы «Живем дружно» взяты:
- положения отечественной и зарубежной психологии о возрастном развитии психики детей;
- исследования С.Ф. Сироткина, В. Элисеос, Д. Фонтана о половых различиях степени агрессивности [10], [16];
- исследования о причинах агрессивного поведения Г. Степановой, В.А. Рахматшаевой, В. Элисеоса, Н.А.Дубинко, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, А Берковитца, А. Бандуры, Реана и др. [2], [13], [6], [3], [10];
- исследования о направлениях работы с агрессивными детьми Т.П. Смирновой [3].
Вид и направленность программы
Программа «Живем дружно» является по своей сути коррекционно-развивающей программой, направленной на снижение агрессивных тенденций в поведении у детей младшего школьного возраста.
Основные принципы программы:
- Принцип целесообразности;
- Принцип системного подхода;
- Принцип структурированности;
- Принцип простоты и удобства в применении;
- Принцип целостного охвата всех имеющихся проблем у указанной группы детей;
- Принцип единства диагностической и развивающей работы;
- Принцип учета сенситивных периодов развития, формирования основных новообразований возраста;
- Принцип создания гуманистических и демократических отношений между педагогом-психологом и родителями, между родителями и детьми.
9. В то же время программа не перегружена, поскольку при ее разработке и построении был соблюден еще один очень важный принцип - необходимости и достаточности:
- в формировании комплекта диагностических методик;
- в определении информационной, дидактической и практической нагрузки на детей;
- в подборе игр и упражнений;
- в объеме предъявляемых требований к детям и их родителям;
- в определении количества занятий, необходимых для коррекции агрессивных тенденций в поведении младших школьников.
Цель и задачи программы.
Целью программы является снижение агрессивных тенденций в поведении детей младшего школьного возраста.
Программа предполагает реализацию следующих задач:
- Обучающие задачи:
- обучение детей конструктивным формам поведения;
- формирование навыков позитивного влияния на других с целью регуляции социальных отношений детей;
- отработка негативных эмоций;
- обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
- Воспитательные:
- отработка эффективных форм взаимодействия со сверстниками и педагогами;
- освоение норм социального поведения;
- Развивающие задачи:
- развитие навыков самоконтроля.
- Диагностические задачи:
- выявление склонности к агрессивному поведению у младших школьников;
- поиск наиболее эффективных форм взаимодействия с детьми, склонными к агрессивному поведению.
Основные возрастные, психофизиологические и иные особенности обучающихся, которым адресована программа.
Программа «Живем дружно» ориентирована на детей 7-10 лет с агрессивными тенденциями в поведении.
Количество обучающихся в группе и количество групп.
Занятия в группах рекомендуется проводить дифференцированно, в соответствии с возрастом (7-8 и 9-10 лет).
В одной группе может заниматься от 4 до 6 человек, что обусловлено особенностями детей со сложной структурой дефекта.
По своему типу группы должны быть постоянными и закрытыми, что способствует получению наибольшей эффективности от занятий.
Сроки реализации. Режим занятий.
Продолжительность программы «Живем дружно» – 2 месяца.
Программа рассчитана на 36 часов (36 занятий).
Занятия проводятся 4 раза в неделю.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
Основным результатом успешного прохождения программы является умение детей использовать конструктивные формы поведения (умение себя контролировать и сдерживать негативные эмоции в ситуации, провоцирующей агрессию).
Положительной динамикой по окончании занятий считается наличие у детей реальных изменений в их эмоциональной сфере, отмеченных в ходе заключительной диагностики.
К концу занятий дети должны знать:
- способы отреагирования негативных эмоций;
- правила социального поведения,
… уметь:
- контролировать негативные эмоции, в ситуациях провоцирующих агрессию.
Эффективность программы оценивается по степени приближения к её основной цели. Но в большей степени эффективность данной программы зависит от умения детей встраивать полученные навыки в повседневную жизнь, от их самостоятельного применения в быту, в игровой и учебной деятельности.
Программа отвечает запросу, сформулированному в государственной программе всесторонней поддержки детей с особенностями в развитии, реализуемой по инициативе президента Российской Федерации, и соответствует требованиям, предъявляемым к формированию универсальных учебных действий (УУД) в ФГОС.
Программа соответствует Примерным требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей от 11.12.2006 г. (Приложение к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей").
В данную программу, по мере необходимости, могут быть внесены изменения, дополнения и уточнения, которые должны быть согласованы с автором.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Грецов À. Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции. / Учебно-методическое пособие. Под общей редакцией проф. Евсеева С. П. — СПб., СПбНИИфизической культуры, 2006., — 44 с.
- Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-е изд. – М.: Генезис, 2011.
2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
3. Смирнова Т.П. С50 Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с.
4. Терапевтические сказки «Лабиринты души» Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.-2005 г.
Дополнительная литература
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н. М. Платоновой. –СПб.: Речь,2006.
2. БандураА., УолтеР. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс, 1999.
3. Берковиц Леонард. «Секреты причин насилия». Агрессия – причины, последствия и контроль. Подписано в печать 19.07.2001г Санкт-Петербург.
4. БэронР.,РичардсонД.Агрессия. СПб: Питер, 1997.
5. Дубинко Н.А. Влияние когнетивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте// вопросы психологии. – 2000.- №1
6. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1983.
7. Рахматшаева В.А. Психология взаимоотношений: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1996.
8. РеанА.Агрессия и агрессивность личности. СПб, 1996
9. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001.
10. Сироткин С.Ф. Агрессивность детей как объект педагогической диагностической оценки: Автореф. дисс. .... канд. пед. наук.– Ижевск, 1996.
11. Степанова Г. Эмоциональные состояния ребенка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада. //Дошкольное воспитание– 1998. – № 5. – С. 39 – 53.
12. Тупичкина Е.А., Семенака С.И. «Роль игры в коррекции агрессивного поведения детей» - 2008 г.
13. Фонтана Д. Ваш ребенок растет. – В 2–х книгах. Пер. с англ. Н. Гладышевой и С. Мурина. – М.: Издательство “Новости”, 1994.
14. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн., 1996.
15. Эти разные эмоции (волшебный сундучок) – Мария Лебедева