План психокоррекционных занятий_2015-2016 уч.гг
Настоящий план включает материал для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками. Материал содержит перечень программ и методик, систематизированных по направлениям развития психики, отмечена периодичность проведения занятий. В приложении представлены рекомендации о временных затратах проведения индивидуальных занятий и консультаций с детьми, список рекомендуемой литературы по психокоррекции и структура психических явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_psihokrrektsionnyh_zanyatiy_2015-2016_uch.gg_.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
«Сосновоборский детский дом»
Центр психолого-педагогического сопровождения
учреждений КГКОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
центральной территории Красноярского края
План
индивидуальных коррекционно-развивающих
занятий с воспитанниками
на 2015-2016 учебный год
Составители:
педагог-психолог Центра ППС
учреждений внесемейного воспитания
центральной территории Красноярского края
Плащинская Н.С.
педагог-психолог
КГКОУ «Сосновоборский детский дом»
Прасолова Т.С.
Красноярский край, г. Сосновоборск, 2015г.
Содержание
V. Список использованной литературы
Пояснительная записка
Социальная ситуация развития ребенка утратившего связь с семьей, превращается в «ситуацию невозможности». Психотравмирующие события, с которыми столкнулись дети, оставшиеся без попечения родителей, навсегда изменяют их систему отношений с миром.
Классический психологический портрет ребенка, перенесшего комплекс различных депривационных воздействий (сенсорного, когнитивного, эмоционального, социальной идентичности), включает множество симптомов и симптомокомплексов: депрессия, ангедония, страхи и фобии, нарушение мышления и внимания, личностная неэффективность и неадекватная самооценка, психосоматические заболевания. [3, с. 24]
Кроме того, у таких ребят наблюдается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, личностная неготовность к решению жизненных задач. Их поведение, характеризуется раздражительностью, вспышками гнева и агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью и провоцированием конфликтов. [1, с.125]
Таким образом, существует необходимость в индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками всех возрастов. Содержание занятий определяется индивидуальным образовательным планом воспитанника, программами развития различных сфер психики (методическая копилка КГКОУ «Сосновоборский детский дом»), программами, рекомендованными к использованию Минобр. и науки РФ.
Настоящий план включает материал для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками. Материал содержит перечень программ и методик, систематизированных по направлениям развития психики, отмечена периодичность проведения занятий. В приложении представлены рекомендации о временных затратах проведения индивидуальных занятий и консультаций с детьми [5, с. 160], список рекомендуемой литературы по психокоррекции [4, с. 520-527] и структура психических явлений. [ 2. С. 9-12]
I. Тематический план
№ п/п | Наименование направления | Рекомендованные к использованию методики и программы[1]∗ | Периодичность проведения |
1 | 2 | 4 | 5 |
1 | Психодиагностика | См. план психодиагностики | Вводная, итоговая диагностика, скрининг, динамическое обследование по требованию ПМПк учреждения. |
2 | Коррекция и развитие сенсорных эталонов | Дошкольный и младший школьный возраст:
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Коррекция и развитие сенсорных эталонов |
Средний и старший школьный возраст:
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Коррекция и развитие сенсорных эталонов |
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
3 | Коррекция и развитие познавательной сферы | Дошкольный и младший школьный возраст:
| 1-2 раз в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Коррекция и развитие познавательной сферы | Изд-во г. Череповец, 2003г.)
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Коррекция и развитие познавательной сферы | ККИПК РО, Красноярск, 2014г, кабинет Центра ППС)
Упражнения по развитию мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников (И. Артюхова, 2008г.) | 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
3 | Коррекция и развитие познавательной сферы | Средний и старший школьный возраст:
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Коррекция и развитие познавательной сферы | сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (Рек. Письма Минобр. РФ «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015г. № ВК – 268/07., с. 111-115) | 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
4 | Коррекция и развитие эмоционально-личностной и волевой сфер | Дошкольный и младший школьный возраст:
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Коррекция и развитие эмоционально-личностной и волевой сфер | (Г.Т. Базарова, 2009г).
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Коррекция и развитие эмоционально-личностной и волевой сфер | ККИПК РО, Красноярск, 2014г, кабинет Центра ППС)
Средний и старший школьный возраст:
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Коррекция и развитие эмоционально-личностной и волевой сфер |
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
5 | Коррекция и развитие коммуникативной сферы | Дошкольный и младший школьный возраст:
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Коррекция и развитие коммуникативной сферы | пресс, 2004г.)
Средний и старший школьный возраст:
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Коррекция и развитие коммуникативной сферы | коррекционной педагогики и специальной психологии http://childrens-needs.com/.
| 1-2 раза в неделю в течение учебного года |
IV. Календарный план
Период проведения модуля | Возраст | |||||||
Дошкольный возраст | Младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старший школьный возраст | |||||
Дети, состоящие на учете ПМПк | «Условно здоровые дети» | Дети, состоящие на учете ПМПк | «Условно здоровые дети» | Дети, состоящие на учете ПМПк | «Условно здоровые дети» | Дети, состоящие на учете ПМПк | «Условно здоровые дети» | |
Вводная психодиагностика | ||||||||
сентябрь-октябрь | И.З. | И.З. | И.З. | И.З. | ||||
Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | |||||
Модуль 1. «Кто я такой?»[2]∗ | ||||||||
октябрь-ноябрь | И.З. | И.З. | И.З. | И.З. | ||||
Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | |||||
Модуль 2. «Я и другие» | ||||||||
декабрь-январь | И.З. | И.З. | И.З. | И.З. | ||||
Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | |||||
Модуль 3. «Я и мой внутренний мир» | ||||||||
февраль-март | И.З. | И.З. | И.З. | И.З. | ||||
Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | |||||
Модуль 4. «Я знаю, я могу» | ||||||||
апрель-май | И.З. | И.З. | И.З. | И.З. | ||||
Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | |||||
Итоговая психодиагностика | ||||||||
март-апрель | И.З. | И.З. | И.З. | И.З. | ||||
Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. | Гр.З. |
Примечание: И.З. – индивидуальное занятие; Гр.З. – групповое занятие.
V. Список использованной литературы
- Рекомендации Письма Минобр. РФ «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015г. № ВК – 268/07.
- Общая и социальная психология. Еникеев М.И. М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. [Текст] / В.Н. Ослон/ Монография. М.: Генезис, 2006. – 368 с. – (Ребенок-сирота: семейное жизнеустройство и социализация).
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. [Текст] / Под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 528 с. – (Коррекционная педагогика).
- Рабочий журнал педагога-психолога. [Текст] / Авт.-сост. М.М. Семаго. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
[1]* Материалы рекомендованы Минобр. РФ, находятся в многолетнем опыте использования специалистами учреждения и хранятся в библиотеке Центра ППС, методическом кабинете учреждения и кабинете педагога-психолога.
[2]∗ Название модулей взято из программы «Развитие рефлексивного сознания и навыков волевой регуляции воспитанников» (КГКОУ «Сосновоборский детский дом», 2009г.)