План психодиагностики воспитанников

Настоящий план включает перечень психодиагностических методик рекомендованных Минобр. РФ, ПМПк учреждения, а также отечественными учеными-практиками в области психодиагностики (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.Н. Веракса, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, Е.В. Доценко и др.). В приложении представлены рекомендации о временных затратах проведения психодиагностического обследования, список рекомендуемой литературы и другие дополнительные материалы, позволяющие провести качественную диагностику психического развития воспитанников всех возрастов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_psihodiagnostiki_2015-2016_uch.gg_.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей

«Сосновоборский детский дом»

Центр психолого-педагогического сопровождения

учреждений КГКОУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

центральной территории Красноярского края

План

психодиагностики воспитанников

на 2015-2016 учебный год

Составители:

педагог-психолог

КГКОУ «Сосновоборский детский дом»

Прасолова Т.С.

Красноярский край, г. Сосновоборск, 2015г.

Содержание

Пояснительная записка        

I. Тематический план        

II. Календарный план        

III. Список использованной литературы        


Пояснительная записка

Социальная ситуация развития ребенка утратившего связь с семьей, превращается в «ситуацию невозможности». Психотравмирующие события, с которыми столкнулись дети, оставшиеся без попечения родителей, навсегда изменяют их систему отношений с миром. 

Классический психологический портрет ребенка, перенесшего комплекс различных депривационных воздействий (сенсорного, когнитивного, эмоционального, социальной идентичности), включает множество симптомов и симптомокомплексов: депрессия, ангедония, страхи и фобии, нарушение мышления и внимания, личностная неэффективность и неадекватная самооценка, психосоматические заболевания. [6, с. 24]

Кроме того, у таких ребят наблюдается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, личностная неготовность к решению жизненных задач. Их поведение, характеризуется раздражительностью, вспышками гнева и агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью и провоцированием конфликтов. [1, с.125]

Таким образом, существует необходимость в проведении психодиагностики с целью определения уровня психического развития и актуальных психологических проблем ребенка. Полученные данные используются для создания психолого–педагогических условий способствующих успешной[1] социализации воспитанников и в целях определения дальнейшего образовательного маршрута.

Период проведения психодиагностики определяется планом деятельности ПМПк учреждения, также данная процедура проводится по запросу педагогов и специалистов; при проведении психокоррекционной работы с детьми.

Настоящий план включает перечень психодиагностических методик рекомендованных Минобр. РФ [1, с. 140-159], ПМПк учреждения [4], а также отечественными учеными-практиками в области психодиагностики (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.Н. Веракса, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, Е.В. Доценко и др.) [3, 5, 7, 9, 10, 11]. В приложении представлены рекомендации о временных затратах проведения психодиагностического обследования [9, с. 160], список рекомендуемой литературы и другие дополнительные материалы, позволяющие провести качественную диагностику психического развития воспитанников всех возрастов. [8, с. 520-527].


I. Тематический план

 Тематический план представлен в приложении [1, с. 140-159], [2, с. 13-16; с. 37-41; 65-72]

II. Календарный план

Вид

психодиагностики[2]

Месяц

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

вводная

+

+

динамическое обследование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

итоговая

+

+

скрининг

Проводится по запросам и результатам проведения предыдущих видов психодиагностики.

углубленное обследование


III. Список использованной литературы

  1. Рекомендации Письма Минобр. РФ «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015г. № ВК – 268/07.
  2. Афонькина, Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО (соответствует ФГОС). [Текст] / Ю.А. Афонькина. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2015. – 170 с.
  3. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет (соответствует ФГОС). [Текст] / А.Н Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2014.-144 с.
  4. Диагностический инструментарий специалистов ПМПк. КГКОУ «Сосновоборский детский дом».
  5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / под научной редакцией [Текст] / И.Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2013.-152с.
  6. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. [Текст] / В.Н. Ослон. М.: Генезис, 2006. -368 с. – (Ребенок-сирота: жизнеустройство и социализация).
  7. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] / авт.-сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.-297 с.
  8. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. [Текст] / Под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 528 с. – (Коррекционная педагогика).
  9. Рабочий журнал педагога-психолога. [Текст] / М.М. Семаго (Авт.-сост.). М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
  10. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. [Текст] / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2004. – 228 с. – (Библиотека психолога образования).
  11. Тесты и методики для профессионального отбора (описание методик, бланки, нормативы) [Текст] / Н.В. Малько (составитель). – Красноярск, Агенство труда и занятости населения Красноярского края. Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.


[1] Отмечается положительная динамика психического развития.

[2] Описание видов психодиагностического обследования представлено в приложении.