План психодиагностики воспитанников
Настоящий план включает перечень психодиагностических методик рекомендованных Минобр. РФ, ПМПк учреждения, а также отечественными учеными-практиками в области психодиагностики (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.Н. Веракса, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, Е.В. Доценко и др.). В приложении представлены рекомендации о временных затратах проведения психодиагностического обследования, список рекомендуемой литературы и другие дополнительные материалы, позволяющие провести качественную диагностику психического развития воспитанников всех возрастов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_psihodiagnostiki_2015-2016_uch.gg_.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное образовательное учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
«Сосновоборский детский дом»
Центр психолого-педагогического сопровождения
учреждений КГКОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
центральной территории Красноярского края
План
психодиагностики воспитанников
на 2015-2016 учебный год
Составители:
педагог-психолог
КГКОУ «Сосновоборский детский дом»
Прасолова Т.С.
Красноярский край, г. Сосновоборск, 2015г.
Содержание
III. Список использованной литературы
Пояснительная записка
Социальная ситуация развития ребенка утратившего связь с семьей, превращается в «ситуацию невозможности». Психотравмирующие события, с которыми столкнулись дети, оставшиеся без попечения родителей, навсегда изменяют их систему отношений с миром.
Классический психологический портрет ребенка, перенесшего комплекс различных депривационных воздействий (сенсорного, когнитивного, эмоционального, социальной идентичности), включает множество симптомов и симптомокомплексов: депрессия, ангедония, страхи и фобии, нарушение мышления и внимания, личностная неэффективность и неадекватная самооценка, психосоматические заболевания. [6, с. 24]
Кроме того, у таких ребят наблюдается нарушение социального взаимодействия, отсутствие тенденции к сотрудничеству, недостаточное развитие самостоятельности и ответственности, низкая мотивация к достижению успеха, личностная неготовность к решению жизненных задач. Их поведение, характеризуется раздражительностью, вспышками гнева и агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью и провоцированием конфликтов. [1, с.125]
Таким образом, существует необходимость в проведении психодиагностики с целью определения уровня психического развития и актуальных психологических проблем ребенка. Полученные данные используются для создания психолого–педагогических условий способствующих успешной[1] социализации воспитанников и в целях определения дальнейшего образовательного маршрута.
Период проведения психодиагностики определяется планом деятельности ПМПк учреждения, также данная процедура проводится по запросу педагогов и специалистов; при проведении психокоррекционной работы с детьми.
Настоящий план включает перечень психодиагностических методик рекомендованных Минобр. РФ [1, с. 140-159], ПМПк учреждения [4], а также отечественными учеными-практиками в области психодиагностики (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.Н. Веракса, И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, Е.В. Доценко и др.) [3, 5, 7, 9, 10, 11]. В приложении представлены рекомендации о временных затратах проведения психодиагностического обследования [9, с. 160], список рекомендуемой литературы и другие дополнительные материалы, позволяющие провести качественную диагностику психического развития воспитанников всех возрастов. [8, с. 520-527].
I. Тематический план
Тематический план представлен в приложении [1, с. 140-159], [2, с. 13-16; с. 37-41; 65-72]
II. Календарный план
Вид психодиагностики[2] | Месяц | |||||||||
09 | 10 | 11 | 12 | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | |
вводная | + | + | ||||||||
динамическое обследование | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
итоговая | + | + | ||||||||
скрининг | Проводится по запросам и результатам проведения предыдущих видов психодиагностики. | |||||||||
углубленное обследование |
III. Список использованной литературы
- Рекомендации Письма Минобр. РФ «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 10.02.2015г. № ВК – 268/07.
- Афонькина, Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО (соответствует ФГОС). [Текст] / Ю.А. Афонькина. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2015. – 170 с.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5-7 лет (соответствует ФГОС). [Текст] / А.Н Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2014.-144 с.
- Диагностический инструментарий специалистов ПМПк. КГКОУ «Сосновоборский детский дом».
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / под научной редакцией [Текст] / И.Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2013.-152с.
- Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. [Текст] / В.Н. Ослон. М.: Генезис, 2006. -368 с. – (Ребенок-сирота: жизнеустройство и социализация).
- Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) [Текст] / авт.-сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013.-297 с.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. [Текст] / Под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 528 с. – (Коррекционная педагогика).
- Рабочий журнал педагога-психолога. [Текст] / М.М. Семаго (Авт.-сост.). М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.
- Семаго М. М., Семаго Н. Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. [Текст] / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. М.: Айрис-пресс, 2004. – 228 с. – (Библиотека психолога образования).
- Тесты и методики для профессионального отбора (описание методик, бланки, нормативы) [Текст] / Н.В. Малько (составитель). – Красноярск, Агенство труда и занятости населения Красноярского края. Красноярский центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
[1] Отмечается положительная динамика психического развития.
[2] Описание видов психодиагностического обследования представлено в приложении.