методическая разработка на тему: Психологическое насилие
материаллы к родительскому собранию на тему: Безопасная среда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_nasilie.ppt | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: В настоящее время проблема семейного насилия только начинает становиться в России предметом общественной и государственной политики, начинает обсуждаться и исследоваться. Препятствием для решения проблем семейного насилия является ее слабая идентифицированность населением. Актуальным является формирование адекватного понимания в обществе серьезных последствий семейного насилия. Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему - только первый шаг, направленный на ее разрешение.
Психологическое насилие наиболее распространено, присутствует практически во всех семьях. Результатом данного вида насилия могут стать обострение хронических заболеваний, посттравматический стресс, депрессия, постоянное чувство страха, попытки самоубийства.
Задачи тренинга: Ознакомить педагогов с понятием и видами психологического насилия; «Отравляющая педагогика» и последствия ее проявления; Решение ситуативных задач с признаками психологического насилия.
В социальной жизни современного общества психологическое насилие все чаще применяется как способ самоутверждения, компенсации неуверенности, реализации потребности во власти и достижения личных и профессиональных целей.
Формы психологического насилия:
Отвержение — вербальные и невербальные действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство: враждебное отношение к ребенку, умаление его ценности, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя, печали и т. п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес, частые наказания и т. п.
Терроризирование — угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: помещение ребенка в непредсказуемые или хаотичные обстоятельства; оставление его в опасной ситуации; нереалистичные ожидания от ребенка, постановка перед ним сверхсложных задач с угрозой наказать за невыполнение; угроза совершения насилия над самим ребенком; угроза совершения насилия над тем, кого ребенок любит (включая домашних животных).
Изоляция — последовательные действия, направленные на лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его: необоснованное ограничение свободного передвижения ребенка; необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками или взрослыми в его среде.
Эксплуатация/развращение — такие действия по отношению к ребенку, которые являются причиной развития у него дезадаптивного поведения (саморазрушающего, антисоциального, криминального, девиантного и др.): побуждение к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим; формирование поведения, не соответствующего уровню развития ребенка (инфантилизм, вынужденное принятие на себя роли родителя); воспрепятствование естественному развитию ребенка; разлучение ребенка с близкими: лишение ребенка права иметь свои взгляды, чувства, желания.
Игнорирование — отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных способностей. К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.
Английский психолог Алиса Миллер в 1980 г. в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала так называемую «отравляющую педагогику» – комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности: Родители – хозяева (не слуги) зависимого от них ребенка. Они определяют, что хорошо и что плохо. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он. Родители всегда должны быть защищены. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю. Ребенка надо сломить, и чем раньше – тем лучше. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.
Основываясь на этих «правилах», «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы: • любовь – это обязанность; • родители заслуживают уважения по определению – просто потому, что они родители; • дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети; • высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами; • нежность (сильная любовь) вредна; • удовлетворять детские желания неправильно. Суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка к жизни; • лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность; • то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь; • родители не переживут, если их обидят; • родители не могут говорить глупости или быть виноватыми; • родители всегда правы, они не могут ошибаться.
Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется опять, но уже в новом поколении.
А. Миллер среди родительских мотивов выделяет следующие: – бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому они сами когда-то подвергались; – потребность дать выход подавленным чувствам; – потребность обладать живым объектом для манипулирования, иметь его в собственном распоряжении; – самозащита, в том числе потребность идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка; – страх проявлений, которые у них самих когда-то были подавлены, проявлений, которые они видят в собственных детях, тех, что должны быть уничтожены в самом зародыше; – желание взять реванш за боль, которую родитель когда-то пережил.
Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий, т. е. зависимости от педагогических принципов.