Детские страхи
Материал для родительского собрания на тему: Когда ребёнку страшно?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sluchay_iz_praktiki_strah_kak_sposob_udovletvoreniya_potrebnostey.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Задавая детям вопрос: «Как ты думаешь, страх – хорошо или плохо?», обычно, я получала однозначный ответ: «Конечно, плохо». Но, однажды, мне пришлось столкнуться с совсем другими словами…
Ко мне на консультацию пришла женщина (назовем ее Виктория*) и, волнуясь, рассказала, что у ее дочери серьезная проблема. Девочка шести лет (в дальнейшем Алина) очень тревожна, всего боится, дрожит и плачет, если Виктория уходит даже в соседнюю комнату… о том, чтобы оставить девочку одну дома и речи быть не может.
Когда мама пытается узнать, чего именно боится Алина, девочка говорит, что ее пугают «чудовища и черти».
Виктория, рассказывая об этом, искренне недоумевала, с чем может быть связана тревога, откуда она появилась. Я, глядя на нее, понимала, что женщина действительно серьезно взволнована. Мама Алины утверждала, что ребенка никогда физически не наказывали и не пугали страшными рассказами. Никаких стрессовых ситуаций, которые могли бы спровоцировать данную тревогу, вспомнить она не смогла. Соответственно, Виктория хотела понять, что стоит за страхами дочери и как от них освободиться.
На той же встрече, я выяснила некоторые подробности из жизни семьи, которые пролили свет на ситуацию. Семья у Алины полная, однако, папа участвует в воспитании ребенка довольно мало, по долгу службы он должен часто уезжать в командировки. Каких-либо затяжных конфликтов и бурных ссор в отношениях родителей нет, дома обычно спокойная обстановка.
Следует отметить некоторые детали из детства самой Виктории. Ее отец также часто уезжал в командировки, и девочкой занималась, в основном, мама. По воспоминаниям Виктории, воспитание было директивным, мама проявляла излишнюю строгость. Вследствие чего, у Виктории появилось убеждение, в том, что ребенок должен получать максимальное количество тепла, любви и заботы. Еще в ранней юности она решила, что со своими детьми будет обращаться иначе.
Когда родилась Алина, Виктория была несказанно рада, девочка стала долгожданным и любимым ребенком. В младенческом возрасте Алина часто болела, Виктории приходилось много ухаживать за ней. Она укладывала девочку спать вместе с собой и папой, так как волновалась, что ночью может что-то случиться… ребенок проснется, испугается и т.п. В детский сад Алина никогда не ходила, мама считала, что ребенок еще не готов ходить в садик, в частности, из-за повышенной тревожности. Из разговора с мамой у меня постепенно складывалось впечатление о девочке.
В день, когда я познакомилась с Алиной, я обнаружила некое противоречие между тем, что рассказывала мне мама о зажатости и неуверенности девочки и тем, что увидела я у себя в кабинете. Алина освоилась довольно быстро и уже через 5-7 минут рассказывала, во что она хочет со мной играть…от боязни и замкнутости не осталось и следа.
Позднее это подтвердила и диагностика. Беседа с мамой, где звучали следующие слова: «Алина – свет в окне, с тех пор, как она родилась, у меня появился смысл в жизни» и данные объективных методик позволили сделать вывод, что мама предъявляет к девочке минимум требований и многое делает за ребенка. Вследствие этого, Алина практически не может самостоятельно справляться с задачами, с которыми дети ее возраста обычно справляются (самой есть, мыться и выйти из ванной, самой одеваться, оставаться одной в комнате и т.п.). В поведении Алины четко прослеживается тенденция к манипуляции мамой, причем манипулирует девочка, в основном, вызывая жалость к себе, поскольку знает, что если ей удастся вызвать у мамы сочувствие, то все ее желания будут выполнены.
* - все имена вымышлены
Я предположила, что многочисленные страхи, вернее заявления о том, что что-то пугает, необходимы ребенку для того, чтобы обеспечить себе, как ни странно, спокойствие и безопасность. Девочке не хватает внутренних ресурсов для того, чтобы справляться с напряжением, которое возникает, когда мама удаляется из поля зрения Алины. Она слишком привыкла к постоянному присутствию Виктории рядом и возможности передать ей ответственность за все происходящее вокруг, мама, руководствуясь своей любовью и желанием всегда поддерживать и помогать, просто не давала возможности ребенку проявлять самостоятельность. Постепенно у Алины закрепилось внутреннее ощущение беспомощности и девочка в любой ситуации, которая требовала самостоятельных действий, начала привлекать к помощи маму. Дети всегда чувствуют родителей, Алина чувствовала и с детства привыкла, что мама не может спокойно смотреть на ее переживания. Алина начала это бессознательно использовать… закрепилось, по сути, следующее представление: «если мама видит, что я боюсь или что мне тяжело и я плачу, то она обязательно сделает все, что мне нужно». Эта схема прекрасно работала, стоило девочке показать, что она беспомощна, мама тут же решала все за нее… и даже в тех ситуациях, когда Алина объективно могла справиться сама. Ну, какой ребенок в 6 лет, не может сам «вылезти из ванны»?
Параллельно с беспомощностью формировался эгоцентризм, ощущение себя «центром вселенной», закреплялось желание контролировать ситуацию и действия других людей, подчинять всех и вся только своим потребностям, не принимая в расчет, что есть и другие люди с собственными желаниями. Подобные особенности уже входили в структуру личности ребенка, но у Алины не было возможности реализовывать себя в этом, так как ощущение беспомощности также уже закрепилось, отсюда появился внутренний дискомфорт, который выливался в противоречивых желаниях девочки одновременно быть главной и независимой, руководить взрослыми и всегда получать помощь от мамы.
В одной из наших бесед девочка действительно призналась, что в страхе есть что-то хорошее, что-то, что приносит ей пользу. По словам Алины, польза непосредственно заключалась в том, что мама тогда «точно обратит внимание и никуда не уйдет». Для мамы это стало поворотным моментом в ходе консультирования, «признание» Алины позволило ей осознать механизм появления «страхов» у дочери.
Были выработаны рекомендации, позволяющие разрешить основную проблему взаимодействия в этой паре, а именно, чрезмерную опеку, которая провоцирует девочку использовать «страхи» для того, чтобы не лишиться внешней поддержки от мамы за неимением возможности самой справляться с различными обстоятельствами.
Звучали рекомендации следующим образом:
- перестать потакать всем возникающим желаниям Алины;
- определить круг обязанностей и требований, которые в норме должны выполняться в этом возрасте (спать одной, самой одеваться, выходить из ванной и т.п.);
- помогать, но не делать за;
- хвалить за любые проявления самостоятельности;
- акцентировать внимание Алины на своих чувствах и чувствах мамы для формирования способности сопереживать и «входить в чужое положение».
Завершился этот случай вполне успешно. Мама перестала чрезмерно опекать девочку. У Алины появилась возможность научиться самостоятельно справляться с повседневными делами, девочка даже начала гордиться своими достижениями. «Страхи» потеряли свою актуальность и исчезли.
Этот случай четко показывает, как страхи стали использоваться ребенком для удовлетворения своих потребностей, и, соответственно, приобрели положительный окрас.
И все же, самая главная мысль данного повествования в том, что важно видеть корень проблемы… эта семья смогла увидеть и справиться со своими сложностями.
Я искренне уверена, что при желании так может каждый.