Близнецы:особенности личночтного развития
материалы для работы с родителями и педагогами воспитывающими близнецов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnoe_razvitie_bliznetsov_.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Pedagogika
- 2003-10-31PDG-No. 008
- Pages:23-25.
Научные сообщения. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ БЛИЗНЕЦОВ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
Автор: Т. Б. МОРОЗОВА
"Ничто не кажется мне столь привлекательным, как сходство и различие близнецов", - писал Чарльз Дарвин. Действительно, близнецы - клад для науки. Близнецовый метод (используется в генетике для анализа взаимодействия наследственности и внешней среды), честь открытия которого принадлежит Ф. Гольтону, насчитывает более 100 лет. Мы теперь знаем, что рождение близнецов не является сверхъестественным событием, однако до сих пор многое в этом феномене остается недостаточно изученным, а следовательно, и не совсем понятным.
"Если науку о близнецах вынести за пределы ее традиционной схемы, построенной на биологизаторских концепциях, и поставить на серьезную теоретическую основу, то она, безусловно, даст много нового для научного познания человека и условий его развития", - считал Ф. Вальтер [1]. И прежде всего требуют объяснения особенности внутрипарных взаимоотношений близнецов, влияющие на их контакты с внешним миром начиная с раннего детства и кончая преклонным возрастом.
Согласно словарю русского языка, близнецы - это дети, одновременно рожденные одной матерью. Сложный механизм их взаимодействия между собой и с внешней социальной средой связан с природой возникновения близнецовых пар.
Монозиготные (МЗ) близнецы (от греч. "моно" - один) развиваются из одного оплодотворенного яйца, причем зародыш расщепляется на две симметричные, генетически идентичные половины, которые развиваются в два самостоятельных индивида. Поэтому МЗ-близнецы имеют совершенно одинаковый набор генов. Они всегда одного пола, у них полностью совпадают факторы сыворотки и группы крови, признаки физического строения и функции организма, они очень похожи внешне.
Дизиготные (ДЗ) близнецы (от греч. "ди" - два) появляются из двух одновременно оплодотворенных яйцеклеток. Генетически они неоднородны, могут быть как одного пола, так и разных; часто похожи друг на друга не больше, чем обычные братья и сестры, а в некоторых случаях могут быть и вовсе не похожи. И от матери, и от отца они получают в наследство разные наборы генов. В обыденной жизни ДЗ-близнецов называют "двойняшками".
Чтобы установить, относится ли данная пара к монозиготным или дизиготным близнецам, требуется специальный анализ. Такая процедура называется диагностикой зиготности, без ее проведения трудно понять закономерности развития детей. Поэтому необходимо, чтобы у родителей были документально подтвержденные сведения на этот счет.
Принято думать, что близнецы рождаются нечасто. На самом деле, например, в нашей стране это случается примерно один раз на 80 - 100 родов. В мире их насчитывается почти 100 млн. человек.
В 1970 г. в Риме был впервые проведен Всемирный конгресс ученых, занимающихся изучением проблем близнецов. С тех пор каждые три года на такой форум съезжаются исследователи со всего мира. На Европейском фестивале близнецов, состоявшемся в 2000 г. в Польше, подчеркивалось, что родителям нужно стремиться к тому, чтобы подход к воспитанию каждого из детей был индивидуальным. Близнецов не следует одинаково одевать, желательно, чтобы они обучались в разных школах, ведь присущая им психологическая общность значительно усиливается в условиях совместного воспитания, что затрудняет их интеграцию в социум. Одним словом, необходимо изменить традицию, согласно которой в повседневной жизни всегда подчеркивалось сходство близнецов. Каждый из них должен как можно больше развивать свою индивидуальность.
Принципы и подходы к развитию личности в близнецовой паре в контексте
стр. 23
социальной ситуации включают определенные требования к организации ее деятельности и общения. Это вызвано необходимостью учитывать противоречия, которые возникают между стремлением детей к неразлучности и соперничеству, к единообразию и распределению социальных ролей, а также их потребностями в индивидуальном самовыражении и общении в коллективе, в расширении контактов.
Проблема общения близнецов стоит достаточно остро перед немалым числом родителей и учителей. Педагогическая практика показывает, что ее решение по большей части не опирается на специальные научные исследования и что взрослые действуют скорее на интуитивном уровне, исходя из соображений здравого смысла и своего индивидуального опыта. "Близнецовая ситуация", будучи особой разновидностью малой группы, мешает ее членам расширять контакты со сверстниками, а следовательно, препятствует нормальному формированию личности каждого из них. Они оказываются недостаточно восприимчивыми к общению с другими людьми, т.е. к овладению тем опытом, который передается в процессе взаимодействия с социальной средой.
Существенным препятствием для становления личности близнецов является процесс идентификации себя с партнером. Так, они начинают употреблять местоимение "я" позже, чем одиночные дети, и в самых различных ситуациях предпочитают говорить "мы". Трудности в узнавании себя в зеркале и на фотографии, затруднения в различении своего имени (в дошкольном возрасте они часто откликаются на имя своего соблизнеца) связаны с тем, что образ Я в сознании близнецов предстает как бы несколько размытым и нечетко отличается от образа брата/сестры. Родители, общаясь с ними как с "парой", окружающие, подчеркивая их сходство, тем самым еще больше закрепляют этот психологический стереотип. Психологи называют это "эффектом пары", который препятствует осознанию человеком отдельности себя. Такого же рода явлением оказывается и смешение имен близнецов. Обычно ребенок приучается откликаться на свое имя очень рано, а употреблять его начинает с двухлетнего возраста. У большинства МЗ-близнецов четкая и выраженная реакция на свое имя может не появляться до двух лет, а его правильное и отчетливое употребление наступает не раньше трех-, а то и пятилетнего возраста. Поэтому близнецам особенно трудно разграничить собственную личность и личность своего партнера. Это приводит к тому, что некоторые черты, присущие одному, могут не развиваться в достаточной мере у другого. При этом второй близнец не ощущает своего недостатка: он привыкает к тому, что черты личности другого всегда находятся в его распоряжении, хотя сам он фактически ими не обладает [2].
Согласно основным положениям отечественной психологии, для раскрытия особых механизмов развития близнецов прежде всего необходимо анализировать не среду "вообще", в широкой совокупности ее формальных характеристик, а те ее конкретные элементы, с которыми близнецы-партнеры активно взаимодействуют, т.е. актуальные условия становления их индивидуальности. Такими условиями являются прежде всего их специфические взаимоотношения с родителями, а также связь между партнерами в близнецовой паре.
Общение большинства детей начинается в семье, и на протяжении многих лет семейная среда остается одним из главных факторов их личностного становления. К сожалению, родители не всегда учитывают специфику "близнецовой ситуации" и нередко допускают грубые педагогические ошибки. Очень важно, чтобы близнецы как можно раньше начинали общение со своими сверстниками. Чем шире круг их общения с самого раннего возраста, тем меньше вероятность отставания в развитии речи, тем легче преодолевается опасность возникновения "близнецового языка" в паре. Кроме того, замкнутость детей друг на друге в дошкольный период осложняет их социальную адаптацию в младшем школьном возрасте. Об этом свидетельствует большой процент близнецов 6 - 10-летнего возраста, вынужденных проходить курс психолого-педагогической коррекции поведения в начальной школе: они должны приобрести психологическую и физическую автономию не только по отношению к родителям, и особен-
стр. 24
но к матери, но и по отношению к брату или сестре.
Воспитывая близнецов, родители должны исходить из того, что каждый из них в равной мере нуждается в ласке, внимании, любви. Неодинаковое отношение к ним может повлечь за собой неблагоприятные последствия: например, становится основой распределения между ними ролей по типу "лидер-ведомый". Опыт показывает, что именно взрослые навязывают одному роль лидера (обычно это "старший" близнец), другому - роль ведомого, требуя, чтобы второй беспрекословно подчинялся первому. Р. Заззо обнаружил подобное распределение ролей в 454 из 574 обследованных пар [3, р. 115]. Как правило, лидер, определяющий поведение пары в семье, в дальнейшем переносит эту свою функцию на отношения в любом другом коллективе, принимая наиболее ответственные решения в различных ситуациях. Его соблизнец, даже не соглашаясь с ним, всегда прислушивается к его мнению и чаще поступает так, как от него требуют, подавляя свои личностные проявления.
Личность ребенка складывается под влиянием всего уклада жизни семьи. Поэтому важно, чтобы близнецы-дошкольники как можно раньше становились участниками общих семейных дел, однако желательно, чтобы у них не происходило "разделения труда", при котором каждый выполняет только какие-то определенные функции. Такая ситуация сильно связывает близнецов, делает невозможной для них жизнь друг без друга.
Школьные годы близнецов приносят немало волнений и родителям, и педагогам. Если их помещают в один класс, не исключена ситуация, когда они могут самоизолироваться от одноклассников и педагогов. В этом случае лучше разделить их, но проявлять при этом максимум такта, терпения, выдержки, чтобы помочь детям освоиться в необычных для них условиях и способствовать стабилизации их нового положения. В то же время очень часто тесная близость и похожесть близнецов привлекает внимание сверстников, поэтому они легко заводят новые знакомства и быстро "вписываются" в любой коллектив. Быстрому установлению контактов во многом способствует и развитое у них с ранних лет чувство сопереживания, которое они переносят на отношения со своими друзьями.
Из числа опрошенных нами родителей 25% настаивают на том, что близнецам следует учиться в одном классе, но посадить их лучше за разные парты. Учителю надо на первых порах снисходительно относиться к тому, что близнецы часто "подменяют" друг друга: со временем эта забава потеряет для них интерес. Осознание того, что они могут действовать независимо друг от друга, станет приносить им гордость и удовлетворение. У каждого появятся свои друзья, новые интересы и увлечения, индивидуальная форма досуга. Отношения между близнецами выйдут на качественно иной уровень: есть повод поделиться личными впечатлениями, посоветоваться, обменяться друг с другом новостями и т.п.
Часто большой проблемой в развитии близнецов становится их стремление к соревнованию друг с другом. За внимание к себе они борются от рождения, и при неправильном поведении взрослых это может привести к крайнему соперничеству. При разумном же регулировании подобное стремление "перегнать" партнера может способствовать более быстрому и успешному развитию обоих детей.
Близнецам свойственны все коллизии подросткового возраста. Стремление отличаться друг от друга, приобретающее крайние формы, иногда выражается в некотором охлаждении и отчуждении в их отношениях. С возрастом это проходит, и к 18 - 20 годам пары вновь стремятся к своеобразному единению. Литература
1. Вальтер Ф. Близнецы. М., 1985.
2. Морозова Т. Б. Я - это Ты. СПб., 1991.
3. Zazo R. Jumeaux: Le couple et personne. Paris, 1960. Vol. 1.
стр. 25