Специфика проблемной лекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kartunova.pptx | 80.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемная лекция – это рассмотрение в поисковом плане одной или нескольких научных проблем на основе анализирующего рассуждения, описания истории открытий, разбора и анализа какой-либо точки зрения и т.д. Первичные логические звенья проблемной лекции – это 1) создание проблемной ситуации; 2) анализ проблемы; 3) выдвижение гипотезы.
Проблемная ситуация – это психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения учебного задания, стимулируя к поиску новых знаний и способов деятельности; это психологическое состояние интеллектуально затруднения . Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме.
Типы проблемных лекций : 1 ) объяснительно-иллюстративные с элементами проблемного изложения; 2 ) проблемного изложения знаний; 3 ) проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов; 4 ) проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов с элементами эвристической беседы.
Приемы построения проблемной лекции : - ознакомление с историей научной проблемы и той научной борьбой, которая велась в связи с поиском путей ее разрешения ; - ознакомление с методами науки ; - показ борьбы идей, теорий и концепций в современной науке ; - предоставление студентам возможности занять свои собственные позиции при наличии спорных или разноречивых концепций и суждений, спорного определения понятий ; - обращение к студентам с вопросом об их отношении к рассматриваемым явлениям и фактам ;
- обращение к аудитории с вопросом об опыте столкновения с тем или иным явлением ; - привлечение студентов к участию в исследовании, которое ведется лектором или кафедрой; - привлечение их к исследованию недостаточно изученных реальных научных проблем ; - привлечение к изучению нового опыта ; - освещение в лекции особенно интересного для студентов материала не в полном объеме и предоставление им возможности глубже изучить этот вопрос самостоятельно;
- привлечение студентов к высказыванию прогнозов (или аргументированных суждений) о развитии того или иного явления, связанного с их профессиональной деятельностью ; - постановка проблемных вопросов в начале лекции ; - постановка проблемно-риторических вопросов по ходу лекции ; - создание в самом начале лекции проблемной ситуации ; - заострение реально существующих противоречий, столкновение несовместимых на первый взгляд явлений; - постановка вопросов (или приведение ситуаций), имеющих несколько вариантов ответов или путей решения.
Проблемный вопрос – это учебный вопрос, входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопросы, стимулирующие мышление, начинаются с таких вопросительных слов и словосочетаний, как «почему», «отчего», «как (чем) это объяснить», «как это понимать», «как доказать (обосновать)», «что из этого следует (какой вывод)» и т.п. Вопросительные слова «кто», «что», «когда», «где», «сколько», «какой» всегда требуют ответа на основе памяти, поэтому проблемными не являются.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: 1 . усвоение студентами теоретических знаний; 2 . развитие теоретического мышления; 3 . формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста .
Лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности . При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий: 1 . реализация принципа проблемности при отборе и дидактической обработке содержания учебного курса до лекции; 2 . реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.