ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Львова Татьяна Александровна

 В статье рассмотрены особенности развития мышления  в подрастковом  возрасте. В статье раскрыты особенности типов мышления в юношеском возрасте, приводятся результаты экспериментального исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_t._lvova_2_0.docx41.05 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

ББК

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ В ПОДРАТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ЛЬВОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

79625940978@yandex.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мышление, типы мышления, юношеский возраст, экспериментальное исследование.

АННОТАЦИЯ: В статье рассмотрены особенности развития мышления  в юношеском возрасте. В статье раскрыты особенности типов мышления в юношеском возрасте, приводятся результаты экспериментального исследования.

TYPES OF THINKING IN ADOLESCENCE

LVOVA TATIANA ALEXANDROVNA

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

KEYWORDS: thinking, ways of thinking, adolescence, experimental research.

ABSTRACT: The article describes the features of the development of thinking in adolescence. The article reveals peculiarities of types of thinking in adolescence, presents the results of the pilot study.

Проблеме развития мышления в юношеском возрасте следует уделять пристальное внимание, так как мышление является основой интеллекта, а проблема развития последнего актуальна для того, чтобы определить продуктивный подход к интеллектуальному воспитанию юношей.

Мышление – это высший познавательный психический процесс, в результате которого порождается новое знание на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности [6, с. 5].

Изучению особенностей мышления юношей и девушек уделяется достаточно большое внимание, как в психологии, так и педагогике. Разработкой  данной  проблемы  занимались  такие психологи и педагоги, как П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, И. В. Дубровина, А. З. Зак, И. С. Кон, И. Ю. Кулагина, А. М. Матюшкин, В. С. Мухина, Ж. Пиаже, А. А. Реан, Э. А. Сокальский и многие другие.

Одни авторы изучали развитие мышления в юношеском возрасте, выделяя в нем одну сторону, одну ведущую тенденцию, определяющую развитие всех других сторон.

Изучая особенности юношеского возраста, Ж. Пиаже анализирует юность с точки зрения своеобразия и развития когнитивных процессов. Автор сосредотачивает свое внимание  в специфике и характеристиках мышления юношей и девушек. Ж. Пиаже отмечает в отмеченных познавательных процессах связь, последовательность между подростковым и юношеским возрастом. У подростка, переходящего в юношеский возраст, на первый план выходит категория возможности, что порождает интеллектуальное экспериментирование, своего рода игре в формулы и определения. Вследствие этому, расширяются творческие возможности. Как итог – эгоцентризм мышления юношества [8, с. 240].

В. П. Дзукаева отмечает, что с окончание подросткового периода развития и переходом в юношеский возраст отмечается нарастающее развитие теоретического мышления. Молодые люди уже думают логически и в состоянии работать с теоретическими рассуждениями и самоанализом. Юноши и девушки, по сравнению с подростками, с большей легкостью, могут рассуждать на нравственные, общественно-политические и иные проблемы. Они чаще чем подростки задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность наиболее функциональна и самостоятельна; юноши и девушки наиболее критично относятся как к педагогам, так и к содержанию получаемых знаний [1, с. 14].

В то же время, согласно Т. В. Малютиной, в юношеском возрасте не прекращается интеллектуализация других познавательных процессов. Начиная формироваться в подростковом возрасте, и продолжающееся в юношеском возрасте развитие абстрактно-логического мышления определяет возникновение не только лишь нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Довольно часто юноши и девушки стремятся заводить дискуссии об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Для большинства из них абстрактная возможность кажется увлекательнее и значительнее реальности, так как не имеется никаких ограничений, кроме логических [5, с. 130].

Т. А. Ратанова полагает, что с переходом в юношеский возраст развитие мышления считается наиболее значимым когнитивным процессом. Содержание мышления юношей и девушек состоит в создании нового знания на базе креативного отображения и преображения реальности. Отличительной чертой развития мышления юношеского возраста является возможность анализировать абстрактные идеи, находить ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях [9, с. 162].

Для юношей и девушек, по мнению Э. А. Сокальского, характерна способность выдвигать верное решение, а также закономерно аргументировать его. Юноши и девушки, по сравнению с подростками, умеют оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач. При этом, сталкиваясь с новой задачей, в основном молодые люди стараются  применять различные комбинации к ее решению, стремясь отыскать более продуктивный из них. Такие способности не появляются сами по себе, а создаются и развиваются в ходе обучения, при овладении знаковыми системами, общепринятыми в множестве современных наук [11, с. 99].

Другие авторы, изучая особенности развития мышления в юношеском возрасте, исследуют проблему многоаспектно.

Г. А. Молохина в диссертационном исследовании определяет следующие особенности мышления юношей и девушек:

  • преобладание теоретического мышления, либо мышления на уровне формальных операций;
  • развитие словесно-логического, либо абстрактного мышления, сконцентрированного на открытие законов, качеств предметов и объектов;
  • значительное развитие креативного мышления, выражающееся в формировании способности к решению нестандартных проблем и скорости ориентации при их разрешении;
  • освоение операциями и способами мыслительной деятельности и их перемещение с решаемых мыслительных задач в иные – проблемные;
  • увеличение уровня рефлексии совершаемых действий и способов мыслительной деятельности;
  • повышение уровня комплексности и активности применяемых познаний;
  • преобладание желания к нахождению причинно-следственных связей и иных регулярных связей среди явлениями окружающего мира, формирование критичности мышления, умения составлять план и предугадывать события;
  • увеличение метакогнитивных умений (самоконтроль и саморегуляция);
  • развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач;
  • более результативные  методы получения информации и сохранения ее в символической форме;
  • усовершенствование исполнительных функций более высокого порядка (метафункций), в том числе планирования и принятия решений, и увеличение гибкости при подборе методов из наиболее широкой базы сценариев [6, с. 8].

С приходом юношеского возраста, по мнению Л. Г. Петровой, происходят изменение особенностей мышления: возникает «конвертируемость» мышления, т. е. умение изменять направленность мысли, возвратившись к начальному состоянию того или иного объекта; возникает притяжение к общим теориям, формулам; стремление к теоретическому мышлению считается возрастной особенностью; формируются личные концепции политики, философии, формулы счастья и любви; мышление характеризуется большей сформированностью и постоянством, логичностью, глубиной и основательностью мысли; проявляется заинтересованность в причинному объяснению явлений; процедура мышления содержит в себе вынесение и самостоятельную проверку гипотез; в юношеском возрасте четко классифицируются персональные различия мышления, которые выражаются в предпочтениях определенных учебных предметов, результатах решения различных типов задач, в особенностях когнитивных целей [7, с. 56].

Мышление в юности, как отмечает Д. А. Донцов, приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется некоторая познавательная страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам (активно развиваются интеллектуальные чувства) [2, с. 36]. Как указывает Т. Н. Карпович, у лиц юношеского возраста мышление становится более систематическим и критическим. При этом мышление юношей и девушек весьма подвержено эмоциям и чувствам [4].

Сравнительные данные исследования выраженности и преобладания определенных видов мышления у юношей и девушек, обучающихся в 10 и 11 классах школы Т. А. Синельниковой, В. О. Снегиревой, свидетельствуют о том, что половые особенности влияют на преобладающий тип мышления: у девушек преобладает наглядно-образный и словесно-логический, у юношей – абстрактно-символический и словесно-логический [10, с. 108]. По мнению З. И. Калмыковой, в юношеском возрасте существуют половые различия в способах мышления: юноши более тяготеют к абстрактному мышлению, их заинтересовывают предметы математического цикла, девушки же лучше решают конкретные задачи, а их интересы обращены к художественно-гуманитарным предметам [3, с. 94].

Следовательно, юношеский возраст по своему психологическому содержанию является переломным в развитии мышления. В юношеском возрасте мышление становится более организованным и последовательным, для него характерны глубина и основательность мысли, отмечается нарастающее развитие теоретического мышления, продолжает развитие словесно-логическое, либо абстрактное, творческое мышление.

С целью изучение типов мышления в юношеском возрасте нами был проведен эксперимент на базе МБОУ «Ковылкинская СОШ № 2». Выборку испытуемых составили  20 учащихся 11 класса в возрасте 16–17 лет.

Для изучения ведущего типа мышления в юношеском возрасте нами была использована методика «Тип мышления» (в модификации Г. В. Резапкиной). По результатам ответов обучающихся юношеского возраста были получены следующие данные:

1. Предметно действенное мышление, т. е. мышление, связанное с практическими действиями над предметами,  свойственно 10 % обучающимся. Из них: с высоким уровнем – 5 % испытуемых,  со средним уровнем – также 5 %.

2. Абстрактно-символическим мышлением, т. е. мышление понятиями, обладают 65 % обучающихся. Из них обучающиеся: с высоким уровнем – 35 %,  со средним уровнем – 25 %, с низким уровнем – 5 %.

3. Словесно-логическое мышление, характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, отмечается также у 75 % обучающихся. Из них обучающиеся: с высоким уровнем – 50 %, со средним уровнем – 25 %.

4. Наглядно-образным мышлением, т. е. которое опирается на восприятие или представления, обладают 5 % испытуемых. Для них характерен средний уровень развития мышления данного типа.

5. Креативность мышления, способность создавать и находить новые оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления успешно решать стоящие задачи, свойственна 75 % обучающимся. Из них обучающиеся: с высоким уровнем – 50 %, со средним уровнем – 25 %.

6. Выявились обучающиеся у которых преобладает один тип мышления, их 10 %, есть обучающиеся у которых преобладает два типа мышления, таких – 90 %.

Результаты исследования свидетельствуют, что для юношеского возраста характерно преобладание словесно-логического, креативного, абстрактно-символического мышления.

Для изучения уровня логического, рационального мышления в юношеском возрасте нами была использована методика «Тест на логическое мышление» (М. Войнаровского).

По результатам ответов обучающихся юношеского возраста были получены следующие данные:

1. Высокий уровень развития логического мышления характерен для 50 % испытуемых от общего числа. Школьники всегда видят существенные признаки предмета, не испытывают трудности в их интерпретации, самостоятельно делать умозаключения. Делают ошибки в рассуждениях, в основном по случайности или от усталости.

2. Средний уровень развития логического мышления характерен 35 % испытуемых от общего числа. Школьники не всегда видят существенные признаки предмета, испытывают трудности в их интерпретации, затрудняются самостоятельно делать умозаключения.

3. Низкий уровень развития логического мышления характерен для 15 % испытуемых от общего числа. Эти дети не могут видеть существенные признаки предмета, не способны делать умозаключения. Для них выполнение заданий в тесте дается с большим трудом и проходит только с помощью взрослого, либо отмечается вообще отказ от выполнения задания.

4. Очень низкий уровень развития логического мышления не отмечен.

Результаты исследования свидетельствуют, что для юношеского возраста характерно преобладание высокого уровня развития логического мышления.

Для изучения способности к дивергентному мышлению, к преобразованиям и ассоциированию, способности порождать новые идеи и разрабатывать их в юношеском возрасте нами был использован сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса – задание «Закончи рисунок». По результатам ответов обучающихся юношеского возраста были получены следующие данные:

1. В группе юношей и девушек уровень «норма» был отмечен у 75 % испытуемых; несколько ниже нормы – у 10 %; ниже нормы – у 5 %; низкий – у 10 %.

2. В группе 4 и меньше рисунков было нарисовано 10 % испытуемыми. От 5 до 8 рисунков нарисовали также 10 %. Оставшиеся 80 % нарисовали от 9 и выше рисунков. Рисунки, относящиеся к трем и более категориям были характерны для 50 % испытуемых. К двум категориям относились рисунки 25 % школьников. Оставшиеся испытуемые – 25 % – нарисовали рисунки, относящиеся только к одной категории. Часто встречающиеся ответы: «рыба, ведро, человек, солнце, лампа, лодка, облако». Оригинальные рисунки отмечены у 60 % юношей и девушек. Среди них: тропинка, звезды, качели, автопарк и так далее.

Высокие баллы по показателю беглость в юношеском возрасте свидетельствовали о том, что испытуемые имели высокую мотивацию при выполнении задания, что позволило, в свою очередь, порождать большое число идей. А вот показатель гибкость позволила оценить, насколько эти идеи были разнообразны. Юноши и девушки продемонстрировали хорошую гибкость мышления, что отражено в хорошей способности, выдвигать разнообразные идеи и стратегии, переходить от одного аспекта к другому. Эти испытуемые имели хорошую информированность, хороший интеллектуальный потенциал.

Основная часть школьников в юношеском возрасте была способна выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Наличие данной способности характеризовало испытуемых как имеющих хорошую интеллектуальную активность и неконформность. Они смогли избежать мелких, очевидных и неинтересных идей.

Наиболее низкие результаты по показателю разработанность. Испытуемые с низкими результатами по этому показателю, скорее всего, выдвигали идеи, но не стремились детально разрабатывать их.

Таким образом, по результатам эксперимента были определены следующие особенности типов мышления в юношеском возрасте: характерно преобладание абстрактно-символического, высоких показателей развития словесно-логического, креативного, дивергентного мышления.

Список литературы

  1. Дзукаева, Вероника Петровна. Психологические особенности юношеского возраста // Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук / Дзукаева Вероника Петровна. – М., 2016. – С. 12–19.
  2. Донцов, Д. А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста / Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии. – 2013. – № 2. – С. 34–42.
  3. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. – М. : ЮНИТИ, 2011. – 420 с.
  4. Карпович, Т. Н. Психологические и социальные особенности учащегося XXI века [Электронный ресурс] / Т. Н. Карпович // Профессиональное образование : электронный научный портал. – 2015. – Режим доступа : ripo.unibel.by/assets/masterstvo_online/docs/ 1/uchash21v _karpovich.pdf. – Загл. с экрана.
  5. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском возрасте / Т. В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – № 2 (126). – С. 129–133.
  6. Молохина, Галина Анатольевна. Возрастные и гендерные особенности стиля мышления студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук / Молохина, Галина Анатольевна. – Ростов-н/Дону, 2010. – 19 с.
  7. Петрова, Л. Г. Связь развития вербальной смысловой памяти с теоретическим возрастом : на примере юношеского возраста / Л. Г. Петрова // Психология. – 2011. – № 15. – С. 56–59.
  8. Пиаже, Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте / Ж. Пиаже // Жан Пиаже : теория, эксперименты, дискуссии / под ред. Л. Ф. Обуховой, Г. В. Бурменской. – М. : Гардарики, 2001. – С. 232–243.
  9. Ратанова, Т. А. Взаимосвязь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности в зависимости от специализации обучения студентов / Т. А. Ратанова // Психология интеллекта и творчества : традиции и инновации : материалы научной конференции, посвященной памяти Я. А. Пономарева и В. Н. Дружинина (г. Москва, 7–8 октября 2010 г.) / ред. А. Г. Шерстнева. – М. : ИП РАН, 2010. – С. 162–170.
  10. Снегирева, В. О. Отличительные особенности выраженности формы мышления у юношей и девушек 10 и 11 классов / В. О. Снегирева, Т. А. Синельникова // Юный ученый.  2015.  № 1.  С. 106108.
  11. Сокальский, Э. А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будущее / Э. А. Сокальский // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2016. – № 2. – С. 97–108.