Аутичный ребенок: помощь в развитии и социализации (презентация)

Владимирова Ирина Михайловна

В презентации  представлена основная информация о причинах, распространенности и  симптомах аутизма, основных напправлениях и методах оказания психологической помощи детям с аутизмом, приведен частотный и содержательный анализ обращений  семей с ребенком-аутистом в консультативно-диагностический центр.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимирова Ирина Михайловна , кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог ГБУ ЦДК СПб

Слайд 2

В целях привлечения внимания к проблеме аутизма у детей Генеральная Ассамблея ООН с 2008 года учредила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма - 2 апреля.

Слайд 3

Историческая справка Термин «аутизм» («autismus») происходит от греческого слова «сам» (αὐτός) и означает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. В 1910 году Ейген Блейлер использовал термин для описания одного из признаков шизофрении. Он трактовал аутизм как «ненормальное самолюбование», «уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость». Впервые аутизм как расстройство был описан одновременно австрийско-американским детским психиатром Лео Каннером (1943) и австрийским педиатром Гансом Аспергером (1944). Каннер использовал словосочетание «ранний детский аутизм» , перечислил его особенности ( «аутистическое уединение» и «стремление к постоянству» ).

Слайд 4

Терминология Аутизм – состояние, при котором преобладает замкнутая внутренняя жизнь, активное отстранение от внешнего мира, бедность выражения эмоций. Ранний детский аутизм (синдром Каннера) дифференцируют от других расстройств, чаще – от аутистической психопатии (синдрома Аспергера ). Когда наблюдаются не все признаки РДА, используют термины: «дети с нарушениями развития по типу раннего детского аутизма», «дети с нарушениями общения», «дети с аутистическими чертами личности». Для объединения этих состояний введен термин «расстройства аутистического спектра».

Слайд 5

Зачем нужен термин «расстройства аутистического спектра » -пример «конвенциального» диагностического подхода (ученые договорились); -позволяет проводить скрининговую диагностику расстройств; -реализация принципа гуманизма (позволяет обратить внимание на детей с ограниченными возможностями); -скрининг РАС необходим в западных странах, где есть трудности с получением психиатрической помощи; -диагноз «РАС» - не может и не должен быть окончательным, требует уточнения психиатрического диагноза.

Слайд 6

Детский аутизм (МКБ-10) Детский аутизм - аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Для постановки диагноза требуется наличие триады : - недостаток социальных взаимодействий (неадекватная оценка и недостаточное использование социальных и эмоциональных сигналов); - нарушенная взаимная коммуникация (недостаточное использование речи для установления социальных контактов, недостаточный эмоциональный резонанс на вербальное и невербальное сближение с другими людьми, измененная мелодика речи); - ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения (ригидность и приверженность рутинному порядку в повседневных делах, сопротивление изменениям).

Слайд 7

Диагностические критерии детского аутизма по МКБ - 10 1. Качественные нарушения в социальном взаимодействии, представленные по меньшей мере двумя из пяти нижеследующих: - неспособность адекватно использовать взгляд «глаза-в-глаза», выражения лица, поз и жестов тела для регулирования социального взаимодействия; -неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельностью; -редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стресса и (или) успокаивают, сочувствуют другим людям, имеющим признаки стресса или огорчения; -отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми; -отсутствие социально-эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной или девиантной реакции на эмоции других людей, или отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом.

Слайд 8

Диагностические критерии детского аутизма по МКБ - 10 2.Качественные нарушения в коммуникации, представленные, по крайней мере, одним из следующих -отставание или полное отсутствие развития разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (часто предшествует отсутствие коммуникативного «гуления»); - отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или социальной игры-имитации; - относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор; -стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений;

Слайд 9

Диагностические критерии детского аутизма по МКБ - 10 3.Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные типы поведения, интересов или деятельности, представленные, по меньшей мере, одним из следующих четырех: -активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов; -явно выраженное обязательное следование специфическим не функциональным распорядку и ритуалам; -стереотипные и повторяющиеся механические движения; - действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала;

Слайд 10

Другие симптомы Выявляются более чем у 1/3: -протодиакризис (неспособность различать живое и неживое). - нарушения внимания вследствие «погружения в себя». -трудности мотивирования (для переключения от их собственных устремлений требуются большие усилия); - гиперактивность; -слуховая гипер и гипочувствительность; - гиперчувствительность к прикасанию; -необычные пищевые привычки (до приема непищевых продуктов); - заниженная болевая чувствительность; - нанесение себе повреждений; - агрессивные проявления; - перемены настроения.

Слайд 11

Интеллектуальные нарушения -у 60 % выраженные формы умственной отсталости; -у 20 % легкие формы умственной отсталости; -у 17 % IQ на уровне пограничной умственной отсталости; -у 3 % показатели средние и выше среднего. По зарубежным данным: - IQ менее 50 баллов диагностируется у 40 %; - IQ от 50 до 70баллов - у 30 %; -70 баллов и выше у 30 %. Специалисты отмечают специфическую структуру - "островки" сохранного интеллекта (до савантизма).

Слайд 12

Особые способности 5-летняя Айрис Грейс Хэлмшоу (Iris Grace Halmshaw) из Великобритании - пример того, какие неожиданные и ценные дарования можно встретить у аутистов - «людей в себе». Айрис — художница, ее работы сравнивают с полотнами Клода Моне. Она очень внимательна к деталям и имеет феноменальное чувство цвета.

Слайд 13

Симптомы раннего детского аутизма и их частота Симптом Частота 1.симптом тождества и его разновидности 100,0 % 2.непереносимость звуковых раздражителей 53,5 % 3.непереносимость разлучения с матерью 69,8 % 4.непереносимость тактильных раздражителей 43,4 % 5. стереотипии 61,4 % 6. особенности моторики 59,0 % 7.специфические речевые нарушения 83,1 % 8.автоматические игры (неигровые предметы) 60,2 %

Слайд 14

Дифференциальная диагностика Аутизм дифференцируют от: -шизофрении, -глухоты, -слабоумия, -неврологических расстройств (чаще резидуальной пренатальной энцефалопатии), -психологических и поведенческих проблем (когда у ребенка «плохой» характер). Причиной гипердиагностики аутизма может быть и специфическая позиция родителей.

Слайд 15

Распространенность Аутизм занимает четвертое место среди нервно- психической патологии в детском возрасте. Встречается в 15-20 случаях на 10 000 детей, у мальчиков - в 4-4,5 раза чаще, чем у девочек. Отмечается тенденция к росту синдрома РДА. В США в 2012 году аутизм и РАС выявлен у 2% школьников в сравнении с 1,2% в 2007 году. В 2012 году такие расстройства были у каждого 50-го школьника в США и у каждого 38-го школьника в Южной Корее. Среди всех детей раннего возраста (до 3-х лет), обратившихся к психиатру в Санкт-Петербурге, около 7 % детей с аутизмом

Слайд 16

Аутисты среди известных людей Виржиния Вульф. Говорят, что писательница всегда работала над своими произведениями стоя. Эндрю Джексон. Седьмой президент Соединенных Штатов верил, что земля плоская. Вуди Аллен. Известный актер и кинорежиссер. Боб Дилан. Музыкант, в поведении которого заметны аутические тенденции. Энди Кауфман. Знаменитый комик и актер. Винсент Ван Гог. Художник известен своей эксцентричностью. Энди Уорхол. Особенности образа жизни художника позволяют предположить, что он был аутистом. Дилан Скотт Пирс. Художник-анималист, в поведении которого отмечаются черты высокофункционального аутизма. Донна Уильямс. Писательница из Австралии («Нигде никого»,«Где-то кто-то»). В 20 лет ей поставили диагноз «Аутизм». Леонардо да Винчи. Его стремление к совершенству порой становилось навязчивой идеей. Утверждают, что он потратил целых двенадцать лет, чтобы написать губы Моны Лизы.

Слайд 17

Причины Достоверно не ясны. Установлено, что на развитие аутизма влияют: -генетические факторы (наибольший вклад), -органические поражения головного мозга; -средовые воздействия. Симптомы аутизма возникают вследствие изменений в различных системах мозга, происходящих во время его развития.

Слайд 18

Течение и прогноз Дебют случается между 12 месяцами и 2 годами. Ремиссий нет. Излечить аутизм полностью известными методами нельзя. При раннем вмешательстве ребенку можно помочь развить навыки самопомощи, в какой-то степени сформировать способности к социальному взаимодействию и общению. Прогноз благоприятен, если у ребенка к 6 годам возникает коммуникативная речь и его IQ выше 70 б. У 3 - 25 % детей симптомы с возрастом сглаживаются. Успех во взрослой жизни определяют: интеллект, особенности личности, то, насколько хорошо человек научился взаимодействовать с другими людьми, наличие востребованной профессии или навыка.

Слайд 19

Течение и прогноз Две трети взрослых аутистов социально ограничены и зависят от окружающих. Половина взрослых аутистов не говорят. Около 17 % осваивают профессии (чаще на неквалифицированных работах). Лица со средним и высоким интеллектом (3 %) обнаруживают неспособность соблюдать социальные правила и ограниченную способность понимать людей, социальные ситуации. Возникают проблемы в установлении партнерских отношений. Продолжительность жизни мала.

Слайд 20

Постановка диагноза Диагноз ставит врач после трех лет. Специалисты определяют риски аутизма с 3 месяцев, ориентируясь на возрастные критерии развития детей. Могут помочь: педиатр, психиатр, психолог, генетик, дефектолог. До визита к врачу маме нужно понаблюдать за поведением ребенка (реакции на близких, других детей, игрушки, различные раздражители, еду). Для оформления инвалидности требуется заключение психиатра, работающего в государственном стационаре. Можно обратиться в МСЭК (медико-социальная экспертиза, комиссия),в психиатрический (ПД) или психо-неврологический диспансер (ПНД).

Слайд 21

Скрининговое тестирование Американская академия педиатрии рекомендует проводить скрининг всех детей на расстройства аутистического спектра при консультационных визитах в возрасте 18 и 24 месяцев, используя скрининговые тесты. Это: -«Модифицированный список признаков аутизма у малышей» (Modified Checklist for Autism in Toddlers, M-CHAT), -«Опросник раннего скрининга аутистических черт» (Early Screening of Autistic Traits Questionnaire); - «Список первого года» (First Year Inventory).

Слайд 22

Сравнительная таблица развития детей при аутизме и в норме (по данным К.Гилберга и Т.Питерса, 1998) Возраст Параметры развития Развитие при аутизме Развитие в норме 8 месяцев Речь Общение Игра Не свойственна имитация окружающих звуков, издают крики, визги, необычные сочетания. Замкнуты,могут отвергать взаимодействие, почти не проявляют интереса к другим. Во время бодрствования преобладают повторяющиеся движения, жесты крайне бедны Свойственна имитация окружающих звуков в гулении, произносят повторяющиеся слоги: ба-ба, ма-ма и др. Общительны, обмениваются предметами со взрослыми, плачут, если мама покидает комнату, отличают родителей от незнакомых людей. Играют в прятки («ку-ку»), игры «Дай и возьми», ползают за мамой

Слайд 23

Сравнительная таблица развития детей при аутизме и в норме (по данным К.Гилберга и Т.Питерса, 1998) Возраст Параметры развития Развитие при аутизме Развитие в норме 12 месяцев Речь Общение Игра Могут появляться и использоваться не по назначению первые слова, могут громко кричать. Контактность уменьшается, как только ребенок начинает ходить или ползать, не реагируют на разлуку с матерью. Присутствуют стереотипные движения. Появляются и используются по назначению первые слова, свойственны выразительные интонации, используют вокализацию для привлечения внимания. Возрастает зрительный контакт со взрослыми; используют жесты в общении, «обращаются с просьбой». Ребенок имитирует игру, манипулирует двумя и более предметами.

Слайд 24

Сравнительная таблица развития детей при аутизме и в норме (по данным К.Гилберга и Т.Питерса, 1998) Возраст Параметры развития Развитие при аутизме Развитие в норме 24 месяца Речь Общение Игра Не могут задавать простые вопросы, не называют себя по имени, могут механически повторять сложные выражения, но не могут комбинировать предложения из 3-5 слов, словарный запас менее 15 слов, слова то появляются, то исчезают. Отличают родителей от других, но не выражают привязанности; могут обнять и поцеловать, но делаю это автоматически. Предпочитают быть в одиночестве; используют игрушки необычным образом (выстраивают в ряд). Могут задавать простые вопросы, строить предложения из 3-5 слов; называют себя по имени; часто используют слово «это», осознанно показывая на предмет. Формируется потребность в общении со сверстниками; отмечается потребность во взрослом как в опоре. Играют в игры типа «догони и дотронься»; используют воображаемые действия (кормят куклы, гладят белье).

Слайд 25

Сравнительная таблица развития детей при аутизме и в норме (по данным К.Гилберга и Т.Питерса, 1998) Возраст Параметры развития Развитие при аутизме Развитие в норме 36 месяцев Речь Общение Игра Эхолалия; используют язык не творчески; обладают неосмысленной речью. Берут родителей за руку и подводят к нужному им предмету; не понимают значения наказания; не подпускают к себе других людей. Не владеют символической игрой, любят собирать головоломки; любят повторять одни и те же движения (кружения, покачивания). Словарный запас около 100 слов; используют слова «там», «тогда», задают много вопросов. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками; любят помогать родителям и смешить других. Владеют символической игрой; вступают в совместную игру со сверстниками; включаются в ролевую игру.

Слайд 26

Социализация За рубежом дети с интеллектом выше 80 баллов ходят в обычные школы, где с ними работают: психолог, психиатр, дефектолог, социальный работник. Есть внеклассные занятия, драма-терапия, игровая терапия, группы " be talk " для стимуляции социального взаимодействия. В России в крупных городах есть школы и классы для детей с аутизмом. Группы для детей со сложным дефектом (РАС) и начальная школа для детей с РАС с 01.09.2016 находятся по адресу: СПб, 7-я линия В.О., д.66 на базе ГБОУ школы № 755 "Региональный Центр аутизма" В.О. района СПб.

Слайд 27

Психологическая коррекция детей с аутизмом Дети нуждаются в пожизненном социально-психологическом сопровождении , частью которого является психологическая коррекция. Цель коррекции - не лечение (это невозможно), а помощь в адаптации к окружающему миру на основе развития имеющихся ресурсов психики. Особенно важны следующие направления: - развитие эмоциональной сферы; -коррекция нарушений общения; -коррекция нарушений поведения.

Слайд 28

Направления коррекции смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта, страхов, ориентация ребенка во внешний мир; активация взаимодействия с окружающими людьми; обучение ребенка простым навыкам контакта, обучение навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки; формирование целенаправленного поведения, преодоление отрицательного поведения (агрессии, негативизма, расторможенности влечений); исправление недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; развитие самосознания и личности ребенка.

Слайд 29

Методы коррекции аутизма В отчете Национального центра профессионального развития в области расстройств аутистического спектра США (2014г) упоминаются 27 методов коррекции аутизма с доказанной эффективностью. Большинство - методы поведенческой терапии. Используются: арт-терапия, сказкотерапия и театрализованные игры, анималотерапия; коррекция на основе совместной продуктивной деятельности ( рисование, лепка, конструктивная деятельность); игра, соответствующая возможностям ребенка, развитие речи .

Слайд 30

Методы коррекции аутизма Поведенческая терапия. Оперантное обусловливани е : создаются внешние условия, в которых дети должны проявлять контакт, либо уменьшать специфическое поведение (неадекватный смех, плач). Позитивные модели закрепляются, деструктивные - убираются. Моделирование ( видеомоделирование) - демонстрации желаемого поведения - приводит к имитации этого поведения учеником и его закреплению. Холдинг-терапия (от англ . hold – удерживать, владеть). Концепция Марты Вельч рассматривает аутизм как результат нарушения эмоциональных связей между матерью и ребенком. Холдинг-терапия имеет характер принудительного контакта ребенка с матерью (дети отвергают физическое и эмоциональное взаимодействие с матерью).

Слайд 31

Методы коррекции аутизма Сенсорная интеграция. У 95% аутистов нарушена обработка сенсорной информации (не слышат, не понимают речь; боятся музыкальных игрушек, переворотов, быть вниз головой, не чувствуют боли). В ходе сенсорной интеграции снижается (стимулируется) чувствительность ребенка, его учат правильной обработке информации. Дельфинотерапия. Общение с дельфинами (плаванье, игры) оказывает мощное положительное действие. Эхолокация дельфинов стимулирует ЦНС (клетки головного мозга) ребенка. Эффективность метода - 75 %; ипотерапии - 70 %, канистерапии - 30 %. Побочных эффектов нет.

Слайд 32

Методы коррекции аутизма Арт-терапия, песочная арт-терапия (лечение с помощью изобразительного искусства и творчества). Эффективность метода - 25 %. Нет ограничений по интеллекту и уровню развития речи. Снижает напряжение, проявления агрессии, улучшает развитие речи. Активизирует мелкую моторику, память и внимание. Сказкотерапия оказывает эмоционально-пробуждающее действие на ребенка, - учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, стимулирует к речевому контакту, развивает произвольное внимание. Театрализованные игры совершенствуют моторику руки, координацию движений, внимание, навыки общения. Управляя куклой, ребенок проявляет через нее эмоции, чувства, движения, которые в обычной жизни не может проявить.

Слайд 33

Предпочитаемые занятия детей с аутизмом плоскостное моделирование, коллекционирование, складывание мозаик, конструирование. С дошкольниками можно использовать : хороводные игры, игры с правилами, игры с водой, мыльными пузырями.

Слайд 34

Нелюбимые занятия не включаются в сюжетно-ролевые игры, особенно если это незнакомая игра (нужно снабдить ребенка набором поведенческих штампов для использования в различных игровых ситуациях); не проявляют интерес к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих межличностные отношения; отсутствует стремления к одобрению и следованию примеру взрослых.

Слайд 35

Основные направления оказания психологической помощи семье информирование родителей о психических особенностях ребенка; составление программы воспитания и обучения ребенка в домашних условиях; обучение родителей адекватным методам воспитания ребенка; психотерапия членов семьи

Слайд 36

Рекомендации родителям морально подготовьтесь к длительной работе; как можно раньше организуйте помощь ребенку; общайтесь со специалистами, врачами и другими родителями; всегда обращайтесь к ребенку по имени; не кричите и не повышайте голос на ребенка; структурируйте среду обитания ребенка, это улучшит его бытовую и социальную адаптацию; не меняйте окружающую обстановку; установите как можно более постоянный распорядок дел и занятий;

Слайд 37

Рекомендации родителям если ребенок ходит в садик, школу, придерживайтесь дома режима ОУ; поддерживайте стереотипы воспитания ребенка, выработанные специалистами; дозируйте информацию (возможно, аутизм - реакция на переизбыток информации); Используйте маркировку, инструкции, пооперационные карты; используйте дома игры детей группы, класса, книги, которые им читают, используйте мотивирующие поощрения успехов (игрушка, «вкусняшка»); демонстрируйте любовь и заботу ребенку всеми доступными способами.

Слайд 38

Рекомендации специалистам Взаимодействуйте с ребенком, когда он к этому готов. Не трогайте ребенка, вступайте в тактильный контакт, только когда он сам хочет этого (скажет, попросит). Привлекайте внимание ребенка к социальным стимулам: «Смотри, Степа, рядом с тобой стоит Саша», «Привет». При этом нужно указать на людей, находящихся рядом, назвать по имени. Используйте знаковый язык вместе с обычным: пиктограммы, упрощенный язык глухих, жесты. Разделяйте общие цели развития на этапы. Формируйте стереотипы (чтобы научить ребенка есть ложкой, научите его держать ложку, отработайте этот навык до автоматизма, затем научите ложкой зачерпывать суп и так далее).

Слайд 39

Рекомендации специалистам Сопровождайте самоуспокаивающие движения ребенка (покачивания, прыжки) инструкцией «Стоп» и каким-либо постоянным жестом. Научитесь замечать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Придерживайтесь режима дня, соблюдайте ежедневные ритуалы. Не повышайте голос, не издавайте громких звуков. Не теряйте ребенка из вида, он должен понимать, что всегда может подойти к вам. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и прочее. Ведите общение (обучение), используя любимую игрушку. Вместе с ребенком найдите укромное место, где он может побыть один и никто не будет ему мешать.

Слайд 40

В процессе обучения организуйте пространство; следите, чтобы ребенок не переутомлялся; используйте простые фразы; доносите информацию через схемы, наглядные пособия; подпишите предметы, которыми пользуется ребенок; разбейте деятельность на части, этапы, постепенно объединяйте в целое; используйте мотивирующее подкрепление правильного действия.

Слайд 41

Причины обращения в ГБУ ЦДК семей с ребенком-аутистом

Слайд 42

Фильмы об аутизме Человек дождя Тэмпл Грендин Меня зовут Кхан Я - Сэм Сериал 2012 года "Контакт" Карточный домик Снежный пирог Рай океана Без ума от любви

Слайд 43

Литература Каган В.Е. Аутята. Родителям об аутизме.- Спб: Питер,2015. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.: Просвещение, 1990. Лебединская. К.С. Ранний детский аутизм. Детский аутизм. Хрестоматия - СПб: Дидактика Плюс, 2001. Ли Линда. Учебное пособие по аутизму. 2013. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб: Речь, 2002. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997. Шипицына Л.М. Детский аутизм.- М.: Дидактика Плюс, 2001.

Слайд 44

При необходимости можно обратиться в Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга (ГБОУ ЦДК СПб) по адресу: Лиговский пр., д. 46, телефон регистратуры 314-13-12. Электронная почта: ГБОУ ЦДК: http://www.gmpmpk.ru/ Владимировой Ирины Михайловны: irina_vladimirova_5555@mail.ru http://www.odin-plus-odna.ru/semya/simptomyi-rannego-detskogo-autizma/