Актуальность использования ИКТ в ДОУ (в детском саду)
1. Доклад "Актуальность использования ИКТ в детском саду. 2-Задания для детей "Найди четвертый лишний", "Конструирование.( Задания проводят на компьютере).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 25.66 КБ |
4-y_lishniy_k_dokladu_ikt.pptx | 885.64 КБ |
konstruirovanie_k_dokladu_ikt.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность использования ИКТ в ДОУ
В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Специфика информационно - коммуникационных технологий в образовании
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует:
* совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
* совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;
* создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; * создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые 7-7,5 лет. Если упустить возможности этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач, они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.
Рассматривая задачу преемственности ДОУ и школы, педагоги-исследователи видят проблему информатизации обучения как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, взаимосвязь содержания и образовательной работы, передачу детей с таким уровнем знаний и навыков, который стал бы в школе опорой для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка. Ведущие педагоги и психологи едины во мнении, что всё большее значение с каждым годом приобретает раннее выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем лучше они подготовлены к решению различных жизненных задач. Развитие мыслительных операций: логического мышления, способности к анализу и синтезу, и т.д., важно для развития детей и подготовки их к обучению в школе. Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании, по мнению многих авторов, вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты.
В настоящее время использование ИКТ в практику ДОУ в основном заключается в следующем:
∙ подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
∙ подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
∙ обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
∙ создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
∙ использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
∙ использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
∙ использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
∙ оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
∙ создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей, создание электронной почты, ведение сайта.
∙ использование компьютера в создании различных баз данных.
Практическое занятие для взрослых
Создание презентации в программе PowerPoint для повышения эффективности занятий по развитию познавательных процессов (по темам «Конструирование» «Четвертый лишний») у детей 5-7 лет.
Подготовительная работа
при разработке занятий с применением ММП
Работа с ММП очень часто начинается с того, что перед педагогом встает проблема: как улучшить усвоение материала детьми по какой-либо теме. В данном случае – это проблема усвоения материала и обогащение словаря темам «Фрукты и овощи» «Животные» «Одежда» ит.д. с детьми старшей группы (5-6 лет).
Далее необходимо подобрать необходимый дидактический и наглядный материал для занятий. Помимо разнообразного картинного материала на помощь педагогам приходит мультимедийная презентация. Такие презентации создаются в программе PowerPoint.
Преимущества ММП можно отметить такие:
- Презентация несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам (так как преобладает наглядно-образный тип мышления);
- творческое преображение персонажей в презентации, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей (как известно у детей с ОНР довольно часто страдают психические процессы: восприятие, внимание, память);
-как известно ведущая деятельность у старших дошкольников- это игра. Игра обладает удивительными свойствами: в игре дети, незаметно для себя, познают окружающий мир, осваивают новые виды деятельности. Иными словами, все обучение дошкольников происходит в игровой форме. Игра повышает интерес, мотивацию на занятиях. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес (в презентациях можно придумать разнообразные сюжетные красочные задания в виде игр).
Далее подбирается наглядный материал в электронной форме. Источником обычно выступает интернет: можно подобрать картинки и анимационные картинки из интернета. Но помимо этого, можно отсканировать любой наглядный материал. Детям очень нравятся анимационные картинки. Такие картинки умеют двигаться на экране (мониторе), выполнять какое-либо действие. Например, подмигивать глазами, перелистывать книгу, зевать, махать руками и т.д. Они очень оживляют презентацию, делают её красочной, «живой», создают впечатление настоящей сказки.
Структура работы над ММП
В первую очередь необходимо ориентироваться и опираться на конспект занятия, на план. Не стоит забывать, что презентация используется лишь как помощь педагогу, но не заменяет самого педагога на занятии.
Презентация состоит из отдельных слайдов, которые сменяют друг друга на экране в строгой, заранее подготовленной последовательности. Но слайды должны по смыслу быть связаны друг с другом. Единая сюжетная линия должна просматриваться во всех слайдах.
Смена слайдов на экране обязательно должна соотноситься с ходом занятия. Пока не проработано задание предъявленного слайда, этот слайд должен находиться на экране. Если беседа на заданную тему незапланированно затянулась, новый слайд ни в коем случае не должен появляться перед детьми.
Каждый слайд должен быть оформлен картинками, которые несут в себе смысловую функциональную нагрузку (соответствующую плану занятия). Это могут быть как обычные картинки, так и анимированные. Картинки должны быть реалистичными (цвет, форма, размер) и хорошего электронного качества. Количество картинок на каждом слайде должно быть тщательно продумано. Слайд не должен быть перегружен картинками. Это помешает детям сосредоточиться на задании и быстро утомит их.
Для внесения некоторой изюминки в занятие при работе с картинками используются анимированные действия и гиперссылки. Это позволяет объёмную информацию уместить на одном слайде, и более точно, структурированно и красочно донести её до детей (вход и выход картинок на слайд во время проработки задания, выделение необходимой картинки дополнительным движением, использование звукового эффекта, возможность у детей ответить и увидеть правильный ответ дан или нет и т.д.). Но качество и траекторию анимированных действий также необходимо продумать. На экране не должно быть хаотично передвигающихся картинок. Если анимированные действия необходимо использовать на одном слайде многократно, то они не должны резко отличаться друг от друга (например, по траектории) – это отвлекает детей, утомляет зрительное восприятие.
Если занятие с использованием презентации длится более 10 минут, то приблизительно в середине работы необходимо проводит физминутку, гимнастику для глаз.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Овощи, фрукты
Ягоды, фрукты
Одежда, обувь
Обувь, одежда
Насекомые, птицы
Птицы, насекомые
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Санитарные правила и нормы ( СанПин ) 2.4.1.2660 – 10 от 2011 года 1 . Одноразовая длительность работы ребенка за компьютером : 5 лет – не более 10 минут в день; 6-7 лет – не более 15 минут в день. В конце занятия обязательно отводится время для зрительной гимнастики (1-2 минуты ) 2. В течение дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера . 3. Максимальная кратность работы в течение недели: 5-7 лет – максимально допустимо 3 раза в неделю (оптимально – 1-2 раза ) 4. Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник , среда, четверг – оптимально (дни наиболее высокой работоспособности ) 5. Рекомендуемое время для занятий: первая половина дня – оптимально, вторая половина дня – допустимо (но лучше в период второго подъ e ма суточной работоспособности, в интервале от 15.30 до 16.30, после дневного сна и полдника)
В конструировании задействованы практически все основные психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение, ориентация в пространстве и т.д.) Чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями по конструированию, у него должны быть развиты соответственно возрасту все ППП
Конструирование
Построй башню
Построй домик
Гимнастика для глаз
Простейшие логические цепочки
Что за чем?
До свидания! Спасибо за внимание