Мастер-класс для педагогов "Песочный мир"

Гаричкина Евгения Андреевна

Мастер-класс проводился в рамках конкурса "Воспитатель-года". По условиям конкурса длительность-25 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс педагога-психолога «Песочный мир»

Тема: Использование песочной терапии в ДОУ.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.

Задачи:

1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.

2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.

3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.

Оборудование:

-Песочный стол, различные ёмкости с манной крупой, кварцевый и кинетический песок.

- Бассейн для кинетического песка.

-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.

-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.

-Круги-пиктограммы по количеству участников.

-Песочные часы, мольберт, загадки.

-Формочки для песка.

-Трафареты, детали от конструктора Лего.

- Подносы.

-Ножи для пластилина.

-Яйца от киндерсюрприза.

Проведение мастер-класса.

Вводная часть.

  1. Приветствие.

Добрый день, уважаемы коллеги. Рада приветствовать вас на мастер-классе под названием «Песочный мир». Для начала прошу всех встать в круг. Теперь дружно повернемся на право.

  1. Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.

Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Теоретическая часть.

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Карл Густав Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

Например, пересыпая песок в ладонях, можно заглянуть в бессознательное и найти причины многих проблем.

Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком.

Песок - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Песок благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

Еще две с половиной тысячи лет назад китайский философ Конфуций сказал: «Что я слышу – я забываю, Что я вижу – я помню, Что я делаю – я понимаю».

Песочная терапия – один из удивительных методов терапии, которая представляет собой невербальную форму психотерапии.

Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже.

Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него

волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят

проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить

из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок –

первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом

происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами

посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя

картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной дляребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы

окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания,

страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая

взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины

собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог,

агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими

словами – лечение песком.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт

положительные результаты. Возможности данной методики довольно обширны.

Игры с песком разнообразны:

Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.

Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.

Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.

Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Можно выделить как минимум три причины, из - за которых следует научиться рисовать песком:

1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в рисовании песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.

2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.

  1. Борьба со стрессогенными факторами: манипуляция сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.

Существую различные техники рисования на песке

  • Рисование кулаком
  • Рисование ладонью
  • Рисование ребром большого пальца
  • Рисование щепотью
  • Рисование мизинцами
  • Рисование одним пальцем
  • Симметрично двумя руками
  • Рисование мячами с разной фактурой
  • Рисование инструментами с зубчиками
  • Рисование с использованием формочек для выпечки
  • Рисование с использованием шаблонов
  • Рисование с использованием трафаретов
  • Рисование с использованием природного и бросового материала
  • И др.

Чтобы разнообразить детскую творческую деятельность, детям предлагаются различные инструменты, а также природный и бросовый материалы.

Практическая часть

- Мы начинаем с вами путь по волшебному Песочному миру. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Я раздам вам волшебные капсулы. Тот, в чьей капсуле будет лежать бумажечка, тот пройдет за столы, в чьих капсулах будет лежать игрушка, пройдет к песочному столу. Остальные подойдут к столу с кинетическим песком.

- Для начала давайте познакомимся с материалом, с которым мы сегодня будем работать, с помощью чего мы с вами будем сегодня рисовать - это песок.

- Положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

- Песок, какой?

- Для того, чтобы начать рисовать нужно сначала рассыпать песок по экрану - создаем фон.

1-2 команда. Дидактическая игра «Отгадай и нарисуй загадку»

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, воображения и фантазии.

Оборудование: мольберт, загадки, индивидуальные подносы с песком (я использовала плотные крышки от коробок), палочки для рисования, природный и бросовый материал, разнообразные игрушки.

Ход игры: Участники сидят за столами, психолог объясняет правила игры.

Психолог: Главное правило этой игры, которое нельзя нарушать-это разговаривать друг с другом. Все задания выполняются молча. Нарушители выбывают из игры. На мольберте вы видите загадки. Вам нужно их прочитать, а отгадку нарисовать на своём подносе.

Участники с правой стороны отгадывают загадку:

Есть у моря, океана

Есть у озера, лимана

Есть и был на все года

У реки и у пруда

И скажу я вам, к тому же,

Есть он даже и у лужи. (Берег)

Участники слева отгадывают загадку:

Там, где корни вьются

На лесной тропе,

Маленькое блюдце,

Спрятано в траве

Каждый, кто проходит

Подойдёт, нагнётся-

И опять в дорогу силы наберётся. (Родник)

Мольберт стоит так, что сидящие справа не видят загадку, сидящих с левой стороны. Затем, психолог предлагает создать картину на подносе из любых материалов, и дать ей название с учётом своих отгадок. Переговариваться друг с другом нельзя. Задание выполняется молча. На выполнение этого задания даётся 4-5 минут (для контроля используются песочные часы).

Вопросы для обсуждения:

-Ваши ощущения при выполнении задания с точки зрения ребёнка?

-Что для вас было самым трудным?

-Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами вы можете предложить?

После обсуждения педагоги по очереди озвучивают отгадку и название своей картины, рассматривают картины своих коллег, делятся впечатлениями.

3 команда. Дидактическая игра «Создай сказку»

Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.

Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры. У кого другие эмоции, тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Вопросы для обсуждения:

-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?

-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

4 команда. «Фигуры»

Цель: изучение геометрических фигур; продолжать закреплять представление о свойствах кинетического песка – оставлять отпечатки и держать форму.

Для этой игры мы используем штампы геометрических фигур, с их помощью знакомство и закрепление фигур проходит интересней и увлекательней. Так же с помощью отпечатков на песке ребенок, используя геометрические фигуры, может составить изображение животного, машины, дома и т. д.

Геометрические фигуры можно не только отпечатать, но и слепить, например, с помощью фигурок из сортера.

Усложните задачу, предложив ребенку не просто вылепливать фигуры, но и сопоставлять их с изображениями. Для этого мы используем любые карточки с изображением геометрических фигур.

На каждое задание дается 10 минут.

Заключительная часть (рефлексия и обратная связь).

Участники мастер-класса рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы:

-Что вам дал семинар-практикум?

-Произошли ли у вас какие-либо изменения?

Психолог благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги-пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию).