Программа курсов повышения квалификации для учителей начальных классов "Профилактика школьной неуспешности: нейропсихологический подход"

Курицын Александр Валерьевич

Программа повышения квалификации рассчитана на учителей начальных классов, продолжительность курсов 36 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vz-pps-2016-11.docx487.96 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Вход для работы\Desktop\РАБОТА\МИОО\На экспертизу\Экспертиза июнь\Титул. нейропсихологический подход.jpg

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

        ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»        

«РЕКОМЕНДОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Научно-методическим советом

ГБУ ГППЦ ДОгМ

_______________/ ______________/

«____» «________________» 2016 г.

 Директор

ГБУ ГППЦ ДОгМ

        _________________ Л.Е. Олтаржевская

«____» «__________________» 2016г.

Дополнительная профессиональная программа

(повышение квалификации)

Профилактика школьной неуспешности:

нейропсихологический подход

образовательное учреждение города Москвы

Авторы курса:

Курицын А.В., Павлов А.Е.,

Пасечник И.В.

Утверждено на заседании

научно-методического совета

 ГБУ ГППЦ ДОгМ

Протокол №_____        от_____________

        Председатель научно-методического совета

_________________/_____________________/

Москва 2016 г.


Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профилактика школьной неуспешности:

нейропсихологический подход»

Авторы-составители: Курицын А.В., Павлов А.Е., к. п.н., Пасечник И.В.

Раздел 1. «ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ»

  1. Цель реализации программы:

Совершенствование профессиональных компетенций педагогов начальной школы в области методов эффективного обучения детей с индивидуальными особенностями нейрофизиологического развития.

Совершенствуемые/новые компетенции:

№ п.п

Компетенция

 Направление подготовки

Педагогическое образование

Код компетенции

Бакалавриат

Магистратура

Бакалавр 4 года

Бакалавр 5 лет

 1.

Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОПК-2

ОПК-2

ОПК-2

2.

Готов взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные этноконфессиональные и культурные различия.

ОПК-3

3.

Готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений,обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

ПК-2

ПК-3

4.

Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

ПК-4

ПК-5

5

Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

ПК-5

ПК-6

6.

Способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности, в том числе в условиях инклюзии.

ПК-12

ПК-7

7.

Способен к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

ПК-8

8.

Готов проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения

ПК-10

1.2 Планируемые результаты обучения

№П/п

Знать

Направление подготовки

050100

Психолого-педагогическое образование

Бакалавриат

Магистратура

Бакалавр 4 года

Бакалавр 5 лет

1.

Современные подход к механизмам формирования высших психических функций у детей и нейропсихологический подход к проблеме школьной неуспешности.

ОПК-2

ОПК-2

ОПК-2

2.

Понятийный аппарат нейропсихологии, нейропсихологические механизмы возникновения школьной неуспешности по основным общеобразовательным предметам начальной школы (русский язык, чтение, математика)

ПК-13

ПК-8

3.

Нейропсихологические причины нарушения успеваемости, диагностические “маркеры”  дефицитарных звеньев интеллектуальной деятельности ребенка, методики и технологии, позволяющие опираться на сохранные звенья интеллектуальной деятельности и компенсировать дефицитарные звенья.

ПК-2

ПК-3

4.

Причины школьной неуспешности в контексте нейропсихологии детского возраста, рекомендации нейропсихологов для родителей, коллег – педагогов, имеющих детей с нейропсихологическими трудностями, методы, позволяющие опираться на сохранные звенья в учебной деятельности и компенсировать дефицитарные звенья.

ПК-13

ПК-7

5.

Особенности восприятия учебного материала детьми в зависимости от особенностей их нейрофизиологического развития,  технологию подачи учебного материала детям в зависимости от дефицитарности нейропсихологического фактора познавательной деятельности, методы коррекции нейропсихологических факторов.

ПК-12

ПК-7

Уметь

Направление подготовки

050100это отменено!!

Психолого-педагогическое образование

Бакалавриат

Магистратура

Бакалавр

4 года

Бакалавр

5 лет

1.

Уметь применять нейропсихологический подход к анализу и коррекции учебной деятельности ребенка.

ОПК-2

ОПК-2

ОПК-2

2.

Выявлять нейропсихологические причины проблем в обучении по типичным ошибкам в учебной деятельности ребенка, применять технологии, позволяющие в обучении ребенка опираться на сохранные звенья познавательной деятельности, компенсировать дефицитарные нейропсихологические факторы.

ПК-2

ПК-3

ПК-8

3.

Осуществлять просвещение педагогов и родителей по вопросам причин школьной неуспешности и способов помощи ребенку в соответствии с полученными нейропсихологическими рекомендациями

ПК-5

ПК-6

 4.

Выявлять особенности познавательного развития ребенка и нейропсихологические причины его неуспешности, адаптировать технологию подачи материала, темп урочной деятельности под познавательные возможности ребенка, индивидуализировать процесс обучения

ПК-12

ПК-7

5.

Совместно с коллегами - педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей реализовывать образовательные программы с учетом нейропсихологических особенностей детей

ОПК-3

1.3 Категория обучающихся

Педагоги начальной школы.  

Уровень образования – высшее.

1.4. Форма обучения: очная

1.5. Срок освоения программы:занятия проходят еженедельно (6 аудиторных часов), трудоемкость обучения составляет 72 часа.


Раздел 2. “СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ”

2.1. Учебный (тематический) план

Базовая часть

№ п/п

Наименование разделов (модулей) итем

Всего, час.

Виды учебныхзанятий, учебныхработ

Лекции

Интерактивные занятия

1

Теоретические основы нейропсихологического подхода к школьной неуспешности .

8

6

              2

   1.1

Высшие психические функции человека.

2

2

              2

1.2

Теория системно-динамической локализации

2

2

1.3

Теория трех блоков мозга

2

2

2

Формирование центральной нервной системы в онтогенезе. Нейропсихологические факторы.

5

5

2.1

Формирование неспецифических структур мозга в онтогенезе. Энергетический фактор.

1

1

Лекции лучше ставить по 2 часа или часы должны быть кратны 2

2.2

Формирование ядерных зон анализаторных систем. Развитие анализаторных систем.

1

1

2.3

Формирование ассоциативных зон задних отделов мозга. Фактор пространственныхпредставлений.

1

1

2.4

Формирование премоторных отделов мозга. Фактор автоматизированности моторных действий.

1

1

2.5

Формирование лобных отделов мозга. Фактор программирования, регуляции и контроля.

1

1

3

Дефицитарность нейропсихологических факторов как предпосылка школьной неуспешности по основным общеобразовательным предметам учащихся

16

7

9

3.1.

Типичные ошибки учащихся начальной школы при освоении основных общеобразовательных предметов и их связь с нейропсихологическими факторами

4

2

2

3.2.

Психологическая готовность к школе и нейропсихологический взгляд на школьную неуспешность.

2

1

              1

3.3.

Нейропсихологический подход к анализу процессов письма, чтения и счета.

1

1

3.4.

Нейропсихологический подход к анализу причин неуспеваемости по русскому языку

3

1

2

3.5.

Нейропсихологический подход к анализу причин неуспеваемости по математике

3

1

2

3.6.

Нейропсихологический подход к анализу причин неуспеваемости по чтению.

3

1

2

Профильная часть

4

Основы нейропсихологической диагностики, выявление детей группы риска.

7

2

5

4.1.

Методы индивидуальной нейропсихологической диагностики учащихся 1-4 классов

4

1

3

4.2.

Методы групповой нейропсихологической диагностики учащихся 1-4 классов

3

1

2

5.

Методы нейропсихологической коррекции познавательных функций. Формирование нейропсихологического фактора как основа коррекционной деятельности.

10

2

8

5.1.

Подходы к коррекции нейропсихологических факторов. Нейропсихологическая когнитивная коррекция. Метод замещающего онтогенеза.

2

2

5.2.

Коррекция энергетической составляющей психических процессов.

2

2

5.3.

Коррекция пространственных представлений

2

2

5.4.

Автоматизация умственных действий через работу с организацией движения.

2

2

5.5.

Коррекция анализаторных систем

2

2

6.

Особенности усвоения учебно-методических комплексов детьми с различной организацией психических процессов

10

4

6

6.1.

Латерализация полушарий. Определение ведущего полушария.  Зависимость успеваемости учащегося от его нейрофизиологических особенностей.

4

2

2

6.2.

Рекомендации учителю по усвоению учебного материала детьми, имеющими преимущественное доминирование левого полушария.

3

1

2

6.3.

Рекомендации учителю по усвоению учебного материала детьми, имеющими преимущественное доминирование правого  полушария.

3

1

2

7.

Возможности использования методов нейропсихологии в практической деятельности учителя начальной школы

16

1

15

7.1.

Двигательные методы развития нейропсихологических факторов. Использование нейропсихологических упражнений в рамках учебной деятельности (физкультминутки и т.д.)

2

2

7.2.

Использование учителем развивающих настольных игр для развития нейропсихологических факторов.

2

2

7.3.

Методы работы с детьми, имеющими несформированность регуляторного компонента деятельности (синдром дефицита внимания гиперактивности, синдром Аспергера)

2

1

1

7.4.

Методы мотивации ребенка с нарушением поведения на учебную деятельность.

2

2

7.5.

Методы оценки темповых характеристик нервной системы учащихся с целью профилактики истощаемости (утомляемости) как одного из факторов школьной неуспешности.

2

2

7.6.

Супервизия педагогической деятельности. Практический разбор случаев школьной неуспешности в контексте нейропсихологического подхода. Рекомендации педагогам по повышению эффективности обучения детей из практики.

6

6

Итого:

72ч.

27 ч.

45ч


  1. 2.2. Учебнаяпрограмма

        Темы

Видыучебных занятий/работ, час.

Содержание

Раздел 1. Теоретические основы нейропсихологического подхода к школьной неуспешности.

Тема1

Высшие психические функции человека.

Лекция, 2часа

Основные характеристики высших психических функций. Социальный генез ВПФ, произвольность регуляции ВПФ, опосредованное строение ВПФ.

Практическое занятие, 2 часа

Диагностика (самодиагностика) ВПФ педагогов (память, мышление, речь, восприятие)

Тема 2

Теория системно-динамической локализации.

Лекция , 2 часа

История взглядов на локализацию психических функций. Узкий локализационизм и антилокализационизм. Понятие функциональных систем. Принцип системности локализации ВПФ. Принцип динамичности локализации ВПФ.

Тема3

Теория трех блоков мозга

Лекция, 2часа.

1-ый функциональный блок мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования. 2-ой функциональный блок мозга: блок приема, переработки и хранения информации. 3-ий функциональный блок мозга: блок программирования, регуляции и контроля. Межполушарное взаимодействие.

Раздел 2. Формирование центральной нервной системы в онтогенезе. Нейропсихологичесские факторы.

Тема1 Формирование неспецифических структур мозга в онтогенезе. Энергетический фактор.

Лекция, 1час.

Этапы созревания неспецифических структур мозга. Участие первого блока мозга в становлении психических функций.

Тема2

Формирование ядерных зон анализаторых систем. Развитие анализаторных систем .

Лекция, 1час.

Этапы созреванияпервичных, вторичных полей задних отделов мозга. Развитие зрительного, слухового и кожно-кинестетического восприятия.

Тема3

Формирование ассоциативных зон задних отделов мозга. Фактор пространственных представлений.

Лекция, 1час.

Третичные поля задних отделов мозга. Формирование межмодального восприятия. Развитие зрительно-пространственных функций, речевой семантики, письменной речи, мышления.

Тема 4

Формирование премоторных отделов мозга. Фактор автоматизированности моторных действий.

Лекция, 1час.

Моторные, премоторные и передние отделы мозга. Формирование двигательных функций.

Роль кинетического фактора в письме, чтении и счетных операциях.

Тема5

Формирование лобных отделов мозга. Фактор программирования, регуляции и контроля.

Лекция, 1час.

Лобные отделы мозга. Участие блока программирования, регуляции и контроля в восприятии, речевых, двигательных, мыслительных процессах, произвольных форм памяти и внимания.

Раздел 3. Дефицитарность нейропсихологических факторов как предпосылка школьной неуспешности по основным общеобразовательным предметам учащихся

Тема 1

Типичные ошибки учащихся начальной школы при освоении основных общеобразовательных предметов и их связь с нейропсихологическими факторами.

Лекция, 2 часа

Специфика неуспеваемости по русскому языку, чтению, математике при дефицитарности и несформированности различных нейропсихологических факторов. Их отличия и характерные черты.

Семинар-практикум, 2 часа

Разбор типичных неспецифических ошибок учащихся при освоении школьных предметов. Анализ ошибок с точки зрения нейропсихологических факторов.

Тема 2

Психологическая готовность к школе и нейропсихологический взгляд на школьную неуспешность.

Лекция, 1 часа

Основные показатели готовности к школе ребенка. Позиция школьника. Произвольность и способность действовать по инструкции. Сформированность пространственного восприятия, функции переключения, фонематического слуха, способности к фонетическому анализу. Роль нейропсихологических факторов в готовности к усвоению школьной программы.

Очно-заочное практическое занятие, 1 час.

Используя полученные на лекции знания определить готовность ребенка 6-7 летнего возраста к обучению в школе по основным показателям.

Тема 3Нейропсихологический подход к анализу процессов письма, чтения и счета.

Лекция, 1 час.

Функциональные системы письма, чтения, счета. Основные звенья функциональных систем, их связь с нейропсихологическими факторами.

Тема 4Нейропсихологический подход к анализу причин неуспеваемости по русскому языку

Лекция 1 час

Механизмы неуспеваемости по русскомы языку при дефицитарности и несформированности нейропсихологических факторов.

Практическое занятие, 2 часа

Разбор ошибок по русскому языку, анализ ошибок с точки зрения нейропсихологического подхода.

Тема 5 Нейропсихологический подход к анализу причин неуспеваемости по математике

Лекция, 1 час

Механизмы неуспеваемости по математике при дефицитарности и несформированности нейропсихологических факторов.

Практическое занятие, 2 часа

Разбор ошибок по математике, анализ ошибок с точки зрения нейропсихологического подхода.

Тема 6 Нейропсихологический подход к анализу причин неуспеваемости по чтению

Лекция, 1 час

Механизмы нарушения процессов чтенияи понимания текста при дефицитарности и несформированности нейропсихологических факторов.

Практическое занятие, 2 часа

Разбор нарушений процессов чтения и понимания текста, анализ ошибок с точки зрения нейропсихологического подхода.

Раздел 4. Основы нейропсихологической диагностики, выявление детей группы риска.

Тема 1

Методы индивидуальной нейропсихологической диагностики учащихся 1-4 классов

Лекция, 1 час.

Синдромный анализ как основной принцип нейропсихологической диагностики. Методы диагностики двигательных функций, восприятия, мышления, внимания, памяти, пространственного восприятия.

Практическое занятие, 3 часа

Отработка навыков индивидуальной нейропсихологической диагностики учащихся, критериев анализа данных.

Тема 2

Методы групповой нейропсихологической диагностики учащихся 1-4 классов

Лекция, 1 час

Нейропсихологический скрининг как возможность выявление детей группы риска. Этапы скриннинга. Анализ полученных результатов.

Практическое занятие, 2 часа.

Отработка навыков групповой нейропсихологической диагностики учащихся, критериев анализа данных.

Раздел 5 Методы нейропсихологической коррекции познавательных функций. Формирование нейропсихологического фактора как основа коррекционной деятельности

Тема 1

Подходы к коррекции нейропсихологических факторов. Нейропсихологическая когнитивная коррекция. Метод замещающего онтогенеза.

Лекция, 2 часа

Основные направления и подходы нейропсихологической коррекции детей. Теоретические основы, различия, специфика. Нейропсихологическая когнитивная коррекция. Метод замещающего онтогенеза.

Тема 2

Коррекция энергетической составляющей психических процессов.

Практическое занятие, 2 часа

Двигательные методы коррекции энергетической составляющих психических процессов. Специфика использования метода релаксации с детьми.

Тема 3Коррекция пространственных представлений

Практическое занятие, 2 часа

Двигательные, игровые и когнитивные методы коррекции пространственных представлений.

Тема 4 Автоматизация умственных действий через работу с организацией движения

Практическое занятие, 2 часа

Решение двигательных задач, автоматизация движения, контроль за верным выполнением двигательных программ.

Тема 5Коррекция анализаторных систем

Практическое занятие, 2 часа

Сенсорные методы нейропсихологической коррекции, методы развития зрительного, слухового, кожно-кинестетического восприятия.

Раздел 6. Особенности усвоения учебно-методических комплексов детьми с различной организацией психических процессов

Тема 1 Латерализация полушарий. Определение ведущего полушария.  Зависимость успеваемости учащегося от его нейрофизиологических особенностей.

Лекция, 2 часа

Проблема межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Ассиметрия мозга и нейропсихология индивидуальных различий. Понятие леворукость, праворукость, амбидекстрия. Особенности восприятия информации ребенком-левшой. Феноменология левшества. Врожденное (генетические) и приобретенное (патологическое) левшество. Латерализация полушарий и успеваемость ребенка.Особенности усвоения учебно-методических комплексов детьми с различной организацией психической деятельности(на примере развивающих программ Эльконина-Давыдова, Занкова, традиционной методики обучения). Различия в процессе усвоения общеобразовательных предметов между мальчиками и девочками..

Практическое занятие, 2 часа

Методики определения ведущего глаза, уха, руки. Методика анкетных данных. Методика определения степени праворукости (Безрукова). Определение места ребенка в классной комнате для улучшения восприятия учебной информации в зависимости от его нейрофизиологических особенностей.

Тема 2Рекомендации учителю по усвоению учебного материала детьми, имеющими преимущественное доминирование левого полушария

Лекция, 1 час

Основные нейротипы левополушарных детей. Особенности усвоения информации, темповые характеристики, рекомендации по профилактике утомляемости. Графомоторные навыки: особенности почерка ребенка с ведущим левым полушарием.

Практическое занятие, 2 часа

Разбор рекомендаций по детям с ведущим левым полушарием. Особенности восприятия учебного материала по математике, русскому, иностранному языку, чтение.

Тема 3 Рекомендации учителю по усвоению учебного материала детьми, имеющими преимущественное доминирование правого  полушария.

Лекция, 1 час

Основные нейротипы правополушрных детей. Особенности усвоения информации, темповые характеристики, рекомендации по профилактике утомляемости. Графомоторные навыки: особенности почерка ребенка с ведущим правым полушарием.

Практическое занятие, 2 часа

Разбор рекомендаций по детям с ведущим правым полушарием. Особенности восприятия учебного материала по математике, русскому, иностранному языку, чтению.

Раздел 7. Возможности использования методов нейропсихологии в практической деятельности учителя начальной школы

Тема 1 Двигательные методы развития нейропсихологических факторов. Использование нейропсихологических упражнений в рамках учебной деятельности (физкультминутки и т.д.)

Практическое занятие, 2 часа

Упражнения на развитие произвольного компонента деятельности, которые возможно использовать во время урока. (“Стуки”,” Повтори ритм”,” Пересчет наоборот”,” Послушный и непослушный робот”). Упражнения на формирование межполушарных взаимодействий, с возможностью использования во время урока (“Лесенка”,” Перекрестные движения”,” Восьмерки”).Упражнения на формирование пространственных представлений у учащихся начальной школы (“Муха”, ”Бочка-ящик”, ”Поменялись местами”, “Волшебная ручка”).

Тема 2Использование учителем развивающих настольных игр для развития нейропсихологических факторов.

Практическое занятие, 2 часа

Настольно-развивающие игры – виды и типы. Влияние игр на развитие личности ребенка. Игры на развитие произвольного внимания. Игры на развитие памяти. Игры на развитие пространственных представлений. Игры на развитие мелкой моторики. Игры на развитие скорости и темпа деятельности.

Тема 3Методы работы с детьми, имеющими несформированность регуляторного компонента деятельности  (синдром дефицита внимания гиперактивности, синдром Аспергера)

Лекция,1 час

Определение нормы развития ребенка младшего школьного возраста: эмоционально-волевой компонент, интеллект, познавательные процессы, социально-коммуникативные навыки. Причины нарушений регуляторной функции у детей с СДВГ, синдромом Аспергера.

Практикум, 1 час

Подходы к коррекции школьной неуспешности детей с СДВГ. Рекомендации учителям по работе с данной категорией учащихся.

Тема 4Методы мотивации ребенка с нарушением поведения на учебную деятельность.

Практическое занятие, 2 часа

Мотивация избегания неудач и мотивация достижения успеха. Методы повышения мотивации достижения. Позитивное переформулирование, методы эффективного введения правил поведения, система поощрения желаемого поведения. Карта поведения.

Тема 5Методы оценки темповых характеристик нервной системы учащихся с целью профилактики истощаемости (утомляемости) как одного из факторов школьной неуспешности.

Практическое занятие, 2 часа

Темперамент и тип нервной системы ребенка. Методика экспресс-оценки свойств нервной системы Ильиной (теппинг-тест). Методика диагностики внимания (таблицы Шульте). Свойство нервной системы (истощаемость) как один из факторов школьной неуспешности. Упражнения на активизацию темповых характеристик нервной системы и повышению темпа деятельности детям со слабым типом нервной системы (упражнение “Кулак-ладонь”, ”Пол-нос-потолок”, ”Перекрестные пауки”)

Тема 6. Супервизия педагогической деятельности.

Практическое занятие, 6 часов.

Практический разбор случаев школьной неуспешности в контексте нейропсихологического подхода. Работа с информацией, сбор данных, беседа с родителем. Мотивирование родителей на обращение за нейропсихологической помощью, включенное наблюдение за ребенком. Рекомендации педагогам по повышению эффективности обучения детей.

Раздел 3. «ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ»

  1. ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Наименование программы: «Профилактика школьной неуспешности: нейропсихологический подход»

Компетенции, закрепленные за изучаемым курсом:

ОПК-2Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОПК-3Готов взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные этноконфессиональные и культурные различия.

ПК-2, ПК-3 Готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

ПК-4, ПК-5 Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

ПК-5, ПК-6 Готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

ПК-12 Способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности, в том числе в условиях инклюзии

ПК-8 Способен к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

ПК-10 Готов проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения

Текущий контроль успеваемости по программе ведется на основании учета посещений занятий слушателями курсов, оценки работы обучающихся на интерактивных занятиях.

Промежуточный контроль успеваемости осуществляется на основании выступлений участников с представлением компетентностно ориентированных случаев из практики. Случаи обсуждаются всеми участниками группы

Итоговый контроль проводится в форме оценки плана адаптации технологиипреподавания учебной программы под индивидуальные нейрофизиологические особенности учеников.

План должен включать:

1) описание нейрофизиологических особенностей учеников класса,

2) описание комплекса методик, включенных в динамические паузы на уроках и переменах,

3) описание комплекса развивающих игр, включенных в работу группы продленного дня,

4) описание особенностей рассадки учеников в классе,

5) основные формы подачи материала, адаптированные под нейрофизиологические особенности класса.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Теоретические основы нейропсихологического подхода к школьной неуспеваемости.

Основная литература:

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.,2001, 2010

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М-Спб, 2008

Раздел 2. Формирование центральной нервной системы в онтогенезе.

Основная литература:

 Бадалян Л.О. Детская неврология. М., 1975

Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985

Раздел 3. Сформированнность и дефицитарность нейропсихологических факторов как предпосылка школьной успеваемости/неуспеваемости по основным общеобразовательным предметам учащихся.

Основная литература:

Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. М., 2000

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Под ред. Ахутиной Т.В., Иншаковой О.Б. М., 2008

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002

Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2010

Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2005

Раздел 4. Основы нейропсихологической диагностики, выявление детей группы риска.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973, 2009

Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия (п\р Е.Ю.Балащовой, М.С.Ковязиной). М., 2008

Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений  Под ред. ЛевченкоИ.Ю., ЗабрамнойС.Д.. М., 2003

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М., 2000

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002

Раздел 5. Методы нейропсихологической коррекции познавательных функций. Формирование нейропсихологического фактора как основа коррекционной деятельности.

Безруких М. М. Проблемные дети. М., 2000

Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995

Локалова Н. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. СПб, Питер, 2009.

Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М., 2005

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., Генезис, 2007

Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2010

Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения. М., 1997, 2009

Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике п\р В.Ю.Баскакова. М., 1992

Раздел 6. Особенности усвоения учебно-методических комплексов детьми с различной организацией психических процессов

Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М.,2001, 2010

ЕремееваВ.Д., ХризманТ.П. Мальчики и девочки — два разных мира. СПб, 2001

Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985

Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия.Под ред.БалашовойЕ.Ю., КовязинойМ.С. М., 2008

Раздел 7. Возможности использования методов нейропсихологии в практической деятельности учителя начальной школы

Семенович Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2010

Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 2003, 2005

Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехники. Под ред. В.Ю.Баскакова. М., 1992

Нормативно-правовое обеспечение программы

  1. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №295.
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.14 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации" // Российская газета от 31.12.12 №5976.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «05.01.00 - Педагогическое образование» высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мультимедийное оборудование (компьютер, видеопроектор); флипчарт и бумага для флипчарта, разноцветные маркеры. Занятия проводятся в просторном помещении, в котором есть возможность свободно перемещать столы и стулья.