Статья "Роль взаимосвязи эмпатии с коммуникативностью в период становления межличностных отношений подростков"

Григораш Олеся Валерьевна

В настоящее время ярко выражена проблема трудности подростков в межличностном отношении со сверстниками. Данная статья дает понимание об этой проблеме и раскрывает истинные причины трудности. В тексте раскрываются основные принципы подросткового возраста, и говорится о том, как такие качества, как эмпатия и коммуникативность, влияют на благоприятное общение и раскрытие личности подростка. Также говорится о самой взаимосвязи данных феноменов, и о том, какие благоприятные прогнозы дает эта взаимосвязь в системе межличностного общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vzaimosvyazi_empatii_s_kommunikativnostyu.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Роль взаимосвязи эмпатии с коммуникативностью в период становления межличностных отношений подростков

Григораш Олеся Валерьевна

Педагог-психолог ГБОУ СОШ №77

(с углубленным изучением химии)

Санкт-Петербург., ул. Блохина, д. 31

Аннотация

В настоящее время ярко выражена проблема трудности подростков в межличностном отношении со сверстниками. Данная статья дает понимание об этой проблеме и раскрывает истинные причины трудности. В тексте раскрываются основные принципы подросткового возраста, и говорится о том, как такие качества, как эмпатия и коммуникативность, влияют на благоприятное общение и раскрытие личности подростка. Также говорится о самой взаимосвязи данных феноменов, и о том, какие благоприятные прогнозы дает эта взаимосвязь в системе межличностного общения.

Ключевые слова

Эмпатия, коммуникативность, взаимосвязь феноменов, подростковый возраст.

Введение

В настоящее время подростки очень часто ощущают себя одинокими, покинутыми. Если искать предпосылки данным состояниям, можно сказать о том, что в современном обществе общение становится все более виртуализованным. Следственно молодые люди подросткового возраста все реже видят друг друга, реже общаются. Из-за этого у подростков могут возникать проблемы в общении, т.к. появляется стеснение, неуверенность, недоверие. Но и также из-за виртуализации общения страдают речевые навыки. Снижаются коммуникативные способности, снижается способность к сочувствию, сопереживанию. Низкий уровень коммуникативных способностей дает подростку замкнутость и комплексы, закрывает пути к достижению каких-либо жизненных задач, подросток становится зависим от обстоятельств, а также ребенку очень трудно высказывать свою точку зрения. Все это приводит ребенка к социальной изоляции, которая будет мешать ему в дальнейшем жизненном пути.

Одна из главных тенденций переходного возраста — переориентация общения с родителей, учителей на ровесников, более или менее равных по положению. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

Успешность подростка в разных сферах жизни (семейная, учебная, установление контактов со сверстниками) начинает зависеть от его коммуникативных способностей. Под коммуникативными способностями [2с.65-70] понимается «индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности».

Исходя из вышесказанного, возникает актуальность данной статьи, чтобы показать коммуникативные способности, в ходе которых возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п., что тесно связано с понятием эмпатии(сопереживание). Данные феномены являются одним из главных компонентов общения, в чем, как было сказано выше, в современном обществе возникает проблема у подростков.

Роль взаимосвязи эмпатии с коммуникативностью

О проблеме коммуникативности и эмпатии подростков говорят не многие авторы, однако такие авторы, как А. А. Медникова[8с.120-123], С. А. Хазова[9с.70-73], И. А. Комарова[4с.48-57] проводили свои исследования для изучения данного вопроса. Если обобщить итоги их исследований, возможно, прийти к выводу о том, что взаимосвязь этих двух феноменов присутствует и крайне важна в подростковом возрасте. Следовательно, можно говорить о том, что проблема взаимосвязи коммуникативности и эмпатии имеет место быть.

Для большего понимания данной проблемы следует разобраться, как же эмпатия влияет на коммуникативность в подростковом возрасте.

Интерес психологов к изучению такого феномена как эмпатия, в том числе эмпатии подростков, в течение ни одного десятилетия, говорит о том, что данный феномен имеет большую важность в развитии личности человека и его общении. Если говорить о подростковом возрасте, то здесь изучение феномена эмпатии важно тем, что в это время довольно интенсивно развиваются все стороны человека (взаимоотношения, ценности, жизненные перспективы и т.д.). Однако сложность состоит в том, что данный возраст является сензитивным, и также подросток эмоционально неустойчив, вследствие чего успешность процесса становления межличностных отношений замедляется.  

Эмпатия очень сильно влияет на построение межличностных отношений и социальное поведение, также входит в состав довольно сложных психологических явлений, таких как: любовь, альтруизм.

В подростковом возрасте очень значима потребность в дружеских отношениях, которые включают в себя характер общения с сверстниками и взрослыми. Один из главных аспектов данного общения это принятие и понимание другого человека. Эмпатия в данном случае рассматривается как компонент, который важен для процесса межличностного общения.

При эмпатическом понимании во внимание берется поведение партнера, субъект относится к нему с сочувствием, однако межличностные отношения создаются исходя из линии поведения. Основная мысль чувства эмпатии состоит в том, что она не продумывается, а прочувствуется. Вследствие этого подростки, у которых способность к эмпатийному пониманию выше, быстрее могут добиться взаимопонимания в общении.

Почему же связь эмпатии и коммуникативности важна именно в подростковом возрасте?

Весь подростковый возраст связан с перестройкой организма, половым созреванием. Психическое и физиологическое развитие в данном возрасте не имеет границ и может различаться. Вступление в подростковый возраст может варьироваться, для одних он наступает в 11лет, для других в 13лет. Данный период начинается с кризиса, который является самым трудным и затяжным, не только для ребенка, но и для родителей.  

В подростковом возрасте происходит множество изменений в эмоциональной, физической и социальной сферах. Чтобы справляться с возникшими трудностями, которые ощущает ребенок, он ищет поддержки в своих друзьях, но чаще ищет эту поддержку в сверстниках, которые испытывают те же трудности [5с.992].

Следственно, в подростковом возрасте играет важную роль – дружба. В подростковую дружбу входят такие компоненты, как: помощь, взаимная поддержка, уверенность в своем друге, доверие, эмоциональный комфорт в общении, защита друга, сохранение общих тайн, уважение друга и его независимости. Но так, как подросток очень изменчив в данном возрасте, противоречив и в какой-то степени нелогичен, часто происходит изменение данных аспектов дружбы с его стороны, однако, от своих друзей он ждет обязательного выполнения этих правил [6с.356; 7с.175].

В данный период жизни подростки сильно дорожат своей дружбой, одним из главного являются разговоры друзей, сопереживание, откровенность. Благодаря этому отношения подростков поднимаются на более высокий уровень, тем самым у двух друзей появляются общие задачи и цели, связанные с самообразованием, профессиональными намерениями и самовоспитанием. Для личности подростка это является самым ценным видом дружбы.

Благодаря другу и взаимодействию с ним, у подростка корректируется самооценка. Также Л. С. Выготский в своих исследованиях указывал на новообразования, возникающие у подростка – это «развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания». Из описанного выше можно говорить о значимости развития эмпатии в подростковом возрасте.

Также одной из главных черт подросткового периода является  формирование коммуникативной деятельности, основанной на межличностном общении.

Для успешной коммуникации подростка выделено несколько основных компонентов: способность личности в возможности общаться, находить свое место в коллективе и группе сверстников. Коммуникативные способности являются основным критерием в системе общения подростков [2с.65-70].

Структура коммуникативных способностей состоит из: рефлексии; волевых качеств; познавательных умений (память, мышление, внимание); понимания знаковых систем (вербальная, невербальная, паралингвистическая и экстралингвистическая, оптико-кинетическая); умения преподносить себя; способность ориентироваться на собеседника; социальная перцепция (понимание, восприятие и оценка собеседника и себя).

Также к коммуникативным способностям имеют отношение некоторые элементы: когнитивный (социальный интеллект), конативный (организаторские способности), креативный (способность к управлению знаниями), эмотивный (рефлексия, эмпатия), коммуникативно-информационный (невербальные установки, речевые способности) (В. А. Ганзен) [3].

Коммуникативность влияет на успешное вступление в межличностный контакт, осуществляя различные виды деятельности. Виды деятельности в свою очередь устанавливают количественные и качественные компоненты обмена информацией, понимания другого человека. Коммуникативные способности помогают в затруднении общения, такого как: языковой барьер, психофизиологический, личностных и смысловых (мотивы, установки и цели) [3].

Умение благоприятно общаться также включает в себя развитую степень социально-психологической адаптации, другими словами возможность адаптироваться к новой социальной среде, способность оказания влияния и расположения на окружающих.

Как уже говорилось, что одной из коммуникативных способностей является понимание другого человека, следовательно, нельзя не сказать о связи между коммуникативностью и эмпатией. Но также следует отметить, что мнение о партнере близко с самосознанием. Следственно, осознание себя через собеседника происходит благодаря рефлексии и идентификации [1с.456].

Как было сказано выше, для подростка огромную роль играет общение как с референтной группой, так и с взрослыми. В процессе общения у ребенка развивается самосознание, и также получает личный опыт, который влияет на его дальнейшую жизнь. Следственно, можно говорить о том, что общение – это одно из самых важных аспектов для подростка. Общение включает в себя такую способность как коммуникативность, благодаря которой подросток  легко находит общий язык с собеседником. А для того, чтобы данный процесс развивался быстрее, коммуникативность также включает в себя способности, одной из которых является эмпатия.

К сожалению, в наше время, многие подростки испытывают трудности в общении, не смотря на то, что в данном возрасте потребность в общении возрастает. Если говорить о невербальных контактах, здесь сложность возникает в том, что каждый имеет сугубо индивидуальные выражения, что в итоге затрудняет их понимание. Также влияет отсутствие опыта в невербальной коммуникации, что влияет на проявление чувства эмпатии. Все эти трудности ограничивают общение и взаимопонимание среди молодых людей, следственно, влияют на развитие опыта в межличностном взаимодействии.

Вследствие этого подростки, у которых способность к эмпатийному пониманию выше, а коммуникативные способности более развиты - быстрее могут добиться взаимопонимания в общении.

Значительную роль эмпатия играет в межличностных отношениях. Принципы открытости и доверия человеку не только делают эмпатию процессом познания, но преобразуют ее связь с коммуникативностью, что дает для подростка благоприятное межличностное общение, следственно - эмоциональный опыт.

Для подтверждения взаимосвязи коммуникативности и эмпатии также следует обратиться к работам авторов, которых интересовала схожая проблема.

 А. А. Медникова в своем исследовании «Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков» [8с.120-123], приходит к тому, что для подростков крайне важно иметь развитые коммуникативные способности, в которые входит довольно большое количество компонентов, один из которых эмпатия. А. А. Медникова на основе своего исследования приходит к выводу о том, что при высоком уровне развития коммуникативных способностей, подростки имеют потребность быть принятыми в обществе, обладают открытостью, чувствительностью, поддержкой и ориентированы на поддержку от других людей. Следственно, обладают компонентами эмпатии.

С. А. Хазова [9с.70-73] в своем исследовании «Коммуникативные трудности подростков с признаками игровой компьютерной аддикции» приходит к выводам о том, что довольно большое количество подростков проводит свое время увлекаясь компьютером. И не только из-за разнообразия компьютерных игр, но и из-за недостатка общения со сверстниками, родителями, так как могут испытывать трудности в установлении межличностных контактов, поэтому компьютер становится лучшим другом, помощником от стресса и одиночества.

Таким образом, у подростков с выраженными признаками компьютерной зависимости проявляются низкие коммуникативные способности, враждебные установки и негативно окрашенные эмоции в общении, низкий уровень эмпатии и общительности.

Также С. А. Хазова приходит к такому выводу: «Важную роль играет низкий уровень эмпатии, затрудняющий установление эмоционально близких отношений».

Также можно указать на исследование Комаровой И. А. [4с.48-57], в котором она говорит о том, что «Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она содействует социализации поведения человека, успеху в тех видах деятельности, которые требуют непосредственного общения…». После проведенного исследования Комарова И. А. делает выводы о том, что при низком уровне эмпатии подростки имеют трудности в установлении контактов с людьми, чувством отчужденности в отношении с другими. Из исследования также делается вывод, что «имея высокий показатель эмпатии, подростки обладают открытостью взаимодействия в системе «я-социум», развитой коммуникативностью, чувством сопереживания».

Выводы

К завершению данной статьи хотелось бы сказать о том, что общение – это одно из самых важных аспектов для подростка. Общение включает в себя такую способность как коммуникативность, благодаря которой подросток  легко находит общий язык с собеседником. А для того, чтобы данный процесс развивался быстрее, коммуникативность также включает в себя способности, одной из которых является эмпатия. Однако крайне часто влияет отсутствие опыта подростка, из-за чего возникают различные трудности во взаимодействии с социумом. Все эти трудности ограничивают общение и взаимопонимание среди молодых людей, следственно, влияют на развитие опыта в межличностном взаимодействии.

Вследствие этого подростки, у которых способность к эмпатийному пониманию выше, а коммуникативные способности более развиты - быстрее могут добиться взаимопонимания в общении.

Значительную роль эмпатия играет в межличностных отношениях. Принципы открытости и доверия человеку не только делают эмпатию процессом познания, но преобразуют ее связь с коммуникативностью, что дает для подростка благоприятное межличностное общение, следственно, эмоциональный опыт.

Данные выводы могут подтвердить исследования других авторов, о которых говорилось выше.

Выше приведенные аспекты показали, что коммуникативность непосредственно связана с эмпатией. Высокий уровень эмпатии играет большую роль в формировании коммуникативных способностей, которые в свою очередь влияют на благоприятное становление личности подростка.

Таким образом, можно говорить о том, что коммуникативность взаимосвязана с эмпатией, следственно роль таких двух феноменов, как эмпатия и коммуникативность крайне важна в период становления межличностных отношений в подростковом возрасте.

Список литературы:

  1. Батаршев А.В. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. / А.В. Батаршев - М.: ВЛАДОС, 2009. – 456 с.
  2. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5 – 6. с.65-70.
  3. Бодалев А. А. Коммуникативные способности // Психология общения: энциклопедический словарь [электронный ресурс] Москва: Когито-Центр, 2011. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/komunikativnye-sposobnosti.
  4. Комарова И. А. Эмпатия как генератичный компонент формирования духовно-нравственной сферы личности подростка в условиях социальной депривации. // науч.статья.: Витебск. 2011. - №2 (38). – 48-57.
  5. Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
  6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. / И.Ю. Кулагина. – М.: ЭСМО, 2001. – 356 с.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. -- 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175.
  8. Медникова А. А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков / А. А. Медникова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – Выпуск 2 (80). – С. 120-123.
  9. Хазова С. А. Коммуникативные трудности подростков с признаками игровой компьютерной аддикции. // науч.статья., Изд: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. – 2013. – №3. – 70-73.