Внутренняя рефлексия медиатора

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_refleksiya_mediatora.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Базовая позиция медиатора» как техника внутренней рефлексии

Обучение медиаторов, как и специалистов других помогающих профессий, требует особого подхода, а именно - выработки в процессе обучения и совершенствования в дальнейшем культуры отношения к человеку как уникальной системе, которая включает также отношение к себе.

Как отмечает Г.Ф. Похмелкина «медиация — это, по сути, комплекс рефлетехнологий конфликтных переговоров, где спорящие стороны с помощью независимого посредника медиатора сами рефлексируют возникшие противоречия, вырабатывают решение, создают договоренности, разрешая конфликт. При этом медиатор рефлексирует как позиции конфликтующих сторон, так и сам процесс своего посредничества»[1].

Термин «позиция медиатора» как основной личностно-профессиональный инструмент работы медиатора рассматривается некоторыми  авторами  в качестве  «ценностей, реализуемых в конкретных, в том числе инновационных, способах организации деятельности». Такая трактовка позиции, позволяет перенести акцент с ценностного пласта самоопределения на пласт средств и действий.  Постижение позиции медиатора – это обучение средствам гигиены социальных отношений. Медиация помогает вычищать отношения от негативных чувств и напряжений, а тем самым – сохранять социальное здоровье [2].

Рефлексия как процесс, присущий человеку и отличающий его от животного мира, исследовалась на протяжении всей истории человечества, начиная с античных времен. Изначально, понятие рефлексии сформировалось и развивалось в рамках философской науки и лишь, затем перешло и в психологию.

В настоящее время в зарубежной психологии изучение рефлексии как особой психической реальности выражается в виде двух основных направлений  развития взглядов на эту проблему. Первое -  как на проблему самоконтроля и контроля деятельности.  Второе - хронологически более позднее, берет начало в ранних работах по исследованию мышления в когнитивной психологии. Ее дальнейшее развитие связано с выделением и исследованием процессов, не участвующих непосредственно в переработке информации, а регулирующих ее осуществление, которые впоследствии были обозначены как «метапроцессы». Общий интеллектуальный смысл  метакогнитивистского понимания рефлексии выражен в  определении  Д. Дернера, в соответствии с которым,  рефлексия — «это способность думать о своем собственном мышлении с целью его совершенствования» [3].

Анализируя  соотношение  рефлексии и профессии можно говорить о профессиональной рефлексии, то есть о рефлексии своей профессиональной деятельности, осознании себя в данной профессии и о рефлексии как о навыке, способствующем успешной  работе конкретного профессионала.

Необходимо разграничивать  понятия внешней и внутренней рефлексии. Согласно мнению А.В. Карпова рефлексию необходимо дифференцировать по критерию её направленности: в соответствии с этим автор  разделяет два вида рефлексии «интрапсихическую» (внутреннюю) и «интрапсихическую» (внешнюю). Первая соотносится с рефлексивностью как способностью к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, вторая со способностью к пониманию психики других людей, включающей наряду с рефлексивностью как способностью «встать на место другого» также и механизмы проекции, идентификации, эмпатии [4].

При проведении процедуры медиации для специалиста важны оба вида рефлексии, но в рамках данной статьи мы исследуем именно внутреннюю рефлексию.

           Внутреннее состояние медиатора, находящегося в процедуре, включающее в себя рефлексию своих эмоций, рефлексию своего отношения к данному конфликту и к конфликту в целом, рефлексию сохранения желания понять стороны, а не изменить их ситуацию, рефлексию нейтральности своей позиции и уважения и принятия позиции каждой из сторон мы будем называть «базовой позицией медиатора».

          В целом работа практически всех представителей помогающих профессий во многом связана с зоной конфликта – как внешнего, так и внутреннего и, путь его урегулирования требует от специалистов соответствующих изменений в своей личности, поэтому все, что мы будем называть «базовой позицией медиатора» относиться и к другим представителям помогающих профессий.

Рассмотрим более подробно ее компоненты.

При обучении специалистов помогающих профессий нам представляется важным развитие эмоционального интеллекта специалистов, как компонента «базовой позиции медиатора». Эмоциональный интеллект  включает в себя четыре компетентности: умение осознавать свои  эмоции; умение осознавать эмоции других; умение управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей [5]. Рефлексия своего эмоционального состояния позволяет медиатору, а также любому специалисту помогающих профессий избежать профессионального выгорания и эффективней выполнять свою работу.

Не менее важна рефлексия медиатора своего отношения к конфликту: медиатор воспринимает конфликт как неотъемлемую составляющую человеческого бытия и должен не просто достойно выдержать его, а искренне считать, что стороны могут использовать конфликт для улучшения своей жизни [6]. Занимая позицию «ухода» от конфликта мы становимся его жертвой, занимая позицию «борьбы» в конфликте мы становимся агрессорами, занимая позицию «судьи», мы становимся спасателями. Любой из этих вариантов – тупиковый для психического и профессионального развития представителей помогающих профессий. Если не заниматься и не исследовать конфликт, он поглощает нас и подчиняет. Это касается как внешних, так и внутренних конфликтов. Конфликт заставляет нас думать, чувствовать и говорить в рамках жесткой дихотомии: прав-неправ, выиграл-проиграл. Такая позиция рождена так называемым «конфликтным мышлением», которое, по сути своей, является ригидным и бескомпромиссным. Противоположностью «конфликтного мышления» будет «творческое мышление», которое расширяет возможности специалиста в его помощи другим людям [7].

Жить качественно, с точки зрения медиации – это уметь находиться в конфликтах: взаимодействовать с другими людьми, невзирая на конфликты. Медиация не преодолевает конфликты, не проводит профилактику конфликтов. Медиация – это способ согласования интересов, которые всегда потенциально конфликтны [8].

Одними из базовых принципов медиации являются принципы нейтральности и уважения (принятия). Нейтральность медиатора – это умение не становиться на чью-либо сторону, не оценивать позиции,  высказанные клиентами. При  этом не менее важно соблюдение принципа уважения и принятия, который позволяет медиатору оставаться заинтересованным в позициях и интересах, транслируемых людьми, а не отстраненным наблюдателем. Рефлексия себя и того, как он относится к информации, которую  сообщают конфликтующие стороны, насколько она близка или далека личному мировоззрению и жизненному опыту медиатора,  позволяет ему оставаться в рамках данных принципов и вовремя устранять их нарушения в своей работе.

Четвертый компонент базовой позиции медиатора видится нам в изначальном стремлении медиатора понять стороны, а не изменить их ситуацию или помочь решить их конфликт. Понять стороны – значит понять, какие глубинные их интересы и потребности были нарушения и привели к данному конфликту. Это умение медиатора, опираясь на позиции, заявляемые сторонами, слышать за ними истинные интересы и потребности сторон. Понимая истинные потребности и интересы каждой из сторон, медиатор способствует их объединению, переходу от «демонизации» своего противника к диалогу.

 Вводя «понимание» как компонент базовой позиции медиатора мы, прежде всего, опираемся на подход, разработанный Гери Фридманом и Джеком Химмельстайном и называемый ими «подход, основанный на понимании или понимающий подход в медиации».

Ценностью данного подхода является то, что нахождение выхода из создавшейся ситуации конфликта приходит тогда, когда стороны сами начинают осознавать, что составляет сердцевину, сущность их спора, достигая, совместно с медиатором,  всей широты и глубины понимания себя, своего оппонента и ситуации в целом, что приводит к полному исчерпанию конфликтной ситуации, а не решению её только на внешних позициях.

Обучение и формирование «базовой позиции» и устойчивого навыка рефлексии у специалистов помогающих профессий нам представляется наиболее эффективным через практика – ориентированное обучение с акцентом на личностную проработку и опыт самопознания. Преподаватель (тренер) в этом случае не просто дает образец действий и знания, но и отслеживает то, как они интегрируются во внутреннем мире ученика, формируя его профессионально-личностную позицию. Как отметил Йозеф Дусс-Фон Вердт, один из самых авторитетных европейских экспертов-медиаторов, много лет практикующий и создающий системы образования: «Медиация – это не простое дело. Она и не просто «процесс». Медиация – это определенный способ (экзистенциональный) Встречи людей, в которой в качестве результата может появиться понимание и взаимное согласие…тренируя действия в медиации, не её сущность (бытие), и сама личность отступает на задний план…однако, освоение медиаторской деятельности требует как тренировки умений пользоваться инструментами, так и тренировки личности в равной мере» [9].

Все это, на наш взгляд, в полной мере относится к обучению представителей всех помогающих профессий, чей труд сложен и эмоционально насыщен именно за счет постоянной работы в зоне человеческой боли и конфликтов.  

Список  литературы

  1. Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. Рефлетехнологии медиации в современной зарубежной практической психологии и конфликтологии// Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008. Т. 5, № 1. С. 122–123.
  2. Герда Мета,  Похмелкина Г.П. Позиция медиатора – главный предмет освоения в образовании медиаторов// Современные направления развития педагогической мысли и педагогики И.Е. Шварца. Материалы международной научно-практической конференции (1-3 июня 2009 г., г. Пермь). С. 248.
  3. Троянская А.И. Профессиональная рефлексия личности в мире этнической культуры. // Ижевск. 2011 г. С. 20.
  4. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики// Психологический журнал. Т. 24. № 5. 2003. С. 45-57.
  5. Шабанов С., Алешина А. Эмоциональный интеллект. Российская практика// Москва. 2014 г. С. 34.
  6. Фридман Г., Химмельстайн Д. Вызов конфликту. Понимающий подход в медиации // Москва. 2014 г. С. 9-30.
  7. Стресстер Ф., Рендольф П. Медиация: психологический взгляд на разрешение конфликтов// М. 2015 г. С. 22-23
  8. Герда Мета,  Похмелкина Г.П. Позиция медиатора – главный предмет освоения в образовании медиаторов// Современные направления развития педагогической мысли и педагогики И.Е. Шварца. Материалы международной научно-практической конференции (1-3 июня 2009 г., г. Пермь). С. 249.
  9. Похмелкина Г.Ф. Освоение позиции медиатора в специальной системе профессональной подготовки// Збірник наукових праць КПНУ імені Івана Огієнка, Інституту психології ім. Г.С.Костюка НАПН . України Проблеми сучасної психології. 2011. Випуск 11. С. 712.