Адаптация пятиклассников

Переход из начальной школы в среднее звено -важный и ответственный период в жизни детей и от того, как пройдет процесс адаптации,зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка. Поэтому в этой статье мы бы хотели познакомить вас с тем, что происходит сейчас с нашими детьми, что их беспокоит, с какими затруднениями они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pyatiklassnikov.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ.

Переход из начальной школы в среднее звено – важный и ответственный период в жизни детей и от того, как пройдет процесс адаптации, зависит дальнейшая школьная жизнь ребенка. Поэтому в этой статье мы бы хотели познакомить вас с тем, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими затруднениями они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Главной причиной  затруднений в адаптации и обучении детей является новая учебная ситуация и изменение в социальном окружении. Например, возрастает сложность школьной программы, появляются новые предметы, дети переходят от одного учителя к взаимодействию с несколькими учителями-предметниками, меняется школьный статус детей, теперь из самых старших в начальной школе они становятся  младшими в среднем звене. В связи с этими условиями возникает ситуация новизны для учащихся, что обуславливает необходимость в адаптации.

Под адаптацией принято понимать  приспособление личности к изменяющимся условиям жизни. Благодаря адаптации создаются  возможности для оптимального функционирования личности в непривычной обстановке. Но каждый человек индивидуален, поэтому привыкание к новой обстановке происходит у всех по-разному: кому-то достаточно несколько недель, а кому-то необходимы месяцы для приспособления к учебной деятельности. Почему так происходит? Ну, во-первых, многое зависит от особенностей ребенка: его характера, способностей, умений; от социальных навыков: умение взаимодействовать с окружающими людьми; уровень его обучения. Что еще может затруднить адаптацию детей, а именно в среднем звене: социально педагогическая запущенность, соматическая ослабленность, неудовлетворительное эмоциональное состояние. Так же появлению дезадаптации способствует невозможность приспособиться к разным требованиям, типу и подаче учебного материала педагогов-предметников. Вы можете наблюдать, что у ребенка снижается интерес или мотивация на обучение, вплоть до отказа идти в школу.

Поэтому, исходя из описанных выше причин, детям необходима комплексная помощь педагогов, родителей и психологов. Но особо важную роль играет помощь родителей, так как именно они являются ближайшим окружением ребенка, могут оказать необходимую поддержку в данный период и поспособствовать нормализации эмоционального состояния и поведенческих затруднений.

Чем можно помочь?

  1. Избегайте критики и сравнения с другими детьми. Критика приводит к тому, что ребенок становится неуверенным, способствует снижению самооценки. Впоследствии вы будите наблюдать, что ребенок вам врет, ведь он хочет оставаться в ваших глазах хорошим.
  2. Проявляйте терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка, так как от отношения к ребенку и его учебной деятельности в семье зависит его эмоциональное состояние.
  3. Настраивать ребенка на успех. Попытайтесь его поверить в себя и в свои силы.
  4. Понаблюдайте за своим ребенком. Выявите для себя сильные и слабые стороны, которые помогают и могут, затруднят учебную деятельность вашего ребенка. В результате этого вы сможете понять, в каком направлении стоит оказать помощь, на что вам стоит обратить внимание. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  5. Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У каждого ребенка должны быть обязанности, которые он должен выполнять, за выполнение которых он несёт ответственность.
  6. Спланируйте совместно с ребенком его режим дня. Режим дня значительно систематизирует время и день  в целом.
  7. Проявляйте ненавязчивый контроль за деятельностью вашего ребенка, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  8. Поддерживайте авторитет учителя, так как в этом возрасте могут звучать критические замечания в адрес учителя. Поэтому важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, критически оценивать его слова.

Таким образом, резюмируя, отмечу, что не важно, сколько времени вы проводите с ребенком, а как вы его проводите,  каким способом родители и другие члены семьи помогают ребенку преодолевать возникающие затруднения.