Советы психолога по развитию креативности школьников
Творчество – универсальная функция человека,
которая ведёт ко всем формам
самовыражения»
А. Маслоу
В настоящее время развитие творческого потенциала учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_psihologa._sinitsyna_v.a._mbou_sosh_no19.docx | 899.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы психолога
по развитию креативности школьников
Творчество – универсальная функция человека,
которая ведёт ко всем формам
самовыражения»
А. Маслоу
В настоящее время развитие творческого потенциала учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Креативность (от лат. creatio – созидание)
— творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Характеристики креативности:
1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.
2. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.
3. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.
4. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация. (Д. Джонсон)
Принципы развития творческой
одарённости учащихся
1. Уважение и принятие индивидуальности школьника. Помощь учащемуся в осознании собственной индивидуальности и предъявление её другим людям уже является творческим актом. Это невозможно без развития эмоциональной грамотности учащихся: способности осознавать и проявлять свои эмоции и чувства, развития навыка эмоционального самовыражения. Необходимо помочь школьнику обнаружить и проявить эмоциональное отношение к тому или иному событию, действию, обстоятельству.
2. Соблюдение принципов гуманистической психологии:
- безоценочность
- принятие
- безопасность
- поддержка
Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Фактически это значит, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.
3. Соблюдение принципов развивающего обучения: проблемность - относится к трудности распознавания и выражения своих эмоций. Например, при выполнении какого-либо задания ребенку бывает трудно выразить то, что он чувствует. Взрослый помогает ему в этом, задавая вопрос о том, что он чувствует; диалогичность - заключается в том, что взрослый помогает ребенку осознать и выразить свою эмоциональную реакцию; индивидуализация - по отношению к эмоциональным проявлениям заключается в том, что принимаются все эмоциональные реакции ребенка. Эмоции не критикуются и не оцениваются.
Развитие способности осознавать эмоции и чувства
через обучение, психологические тренинги, театрализацию.
Советы родителям
1. Помогите ребенку в удовлетворении основных потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. Уважение к личности и интересам ребенка - основа его развития.
2. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка - не следует говорить, как можно улучшить его произведение... В этом случае, как бы ни старался ребенок, результат все равно недостаточно хорош.
3.Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или "за гранью".
4. Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
5. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.
Автор: Синицына В.А.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ№19»