Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС НОО
В статье можно познакомиться с деятельностью педагога-психолога в рамках внедрения ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_po_teme_fgos.pptx | 88.17 КБ |
deyatelnost_pedagoga_-_psihologa_v_ramkah_soprovozhdeniya_fgos.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…ВСЯКИЙ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СТРОИТЬ СВОЮ РАБОТУ НА ПСИХОЛОГИИ» Г. Мюнстенберг
ФГОС НОО Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация РАЗВИВАЮЩЕГО потенциала образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ составляющей ядра образования . Изменение парадигмы педагогического образования превращает его по существу в образование ПСИХОЛОГО-педагогическое .
ФГОС НОО С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как ПОЛНОЦЕННОГО участника образовательного процесса, становится ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, КОНКРЕТНОЙ И ИЗМЕРИМОЙ .
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ - учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся - формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья - вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение) - формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогов и родителей
Основные направления деятельности СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Диагностическое направление – выявление особенностей развития ребенка Консультативно-просветительское направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения детей Коррекционно-развивающее и профилактическое направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
Диагностическая работа включает Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи Раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка Анализ успешности коррекционно-развивающей работы
Консультативно-просветительская работа включает Индивидуальные консультации педагогов по сопровождению в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в обучении и общении Индивидуальные консультации родителей, чьи дети показали низкий уровень развития тех или иных параметров УУД, с рекомендациями для их развития. Индивидуальные консультации учащихся по проблемам адаптации Различные формы просветительской деятельности с темами выступлений (лекции, беседы, информационные стенды) для родителей и педагогов
Коррекционно – развивающее и профилактическое направление Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности Овладение навыками адаптации учащихся к социуму Коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка Развитие творческого потенциала учащихся
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА I ЭТАП (1 КЛАСС) - АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ II ЭТАП (1, 2 КЛАССЫ) - ТРУДНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ III ЭТАП (3 КЛАСС) - ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ IV ЭТАП (4 КЛАСС) - ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
I ЭТАП « 1 класс – первичная адаптация детей к школе» УУД Инструментарий 1 класс Личностные УУД Самооценка Мотивация учения - Методика « Лесенка» Щур В.Г. - «Оценка школьной мотивации» Н. Лусканова - Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой , А.Л.Венгера , Д.Б. Эльконина Регулятивные УУД Саморегуляция - Методика «Бусы» Венгер - «Графический диктант» А.Г. Асмолов - «Рисование по точкам» А.Г . Асмолов Познавательные УУД - «Чтение схем слов» Нечаева Н.В. - Тест «Найди несколько различий ?» А.Г . Асмолов Коммуникативные УУД - Методика « Рукавички» Г.А . Цукерман - Метод наблюдения
II ЭТАП « 1,2 классы – трудности в школьной адаптации» Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД (программа Хухлаевой О.В.: «Тропинка к своему Я») Просвещение родителей и педагогов (по теме: «Психологические причины неуспеваемости младших школьников и пути их преодоления»)
III и IV ЭТАПЫ « 3,4 класс – диагностика мотивации обучения и уровня обученности» УУД Инструментарий 3,4 классы 3 класс – промежуточная диагностика по запросу 4 класс – итоговая диагностика Личностные УУД Самооценка Мотивация учения - «Оценка школьной мотивации» Н . Лускановой - Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М . Прихожан) - «Незаконченные предложения» А.Г . Асмолов Познавательные УУД Развитие словесно-логического мышления - «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» Э.Ф.Замбацявичене - «Логические закономерности» А.Г . Асмолов - Методика «Выделение существенных признаков» А.Г . Асмолов Регулятивные УУД Саморегуляция - Методика «Дорога к дому» А.Г. Асмолов Коммуникативные УУД - Метод наблюдения - «Социометрия»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Засижьевская средняя школа Ярцевского района Смоленской области
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС НОО»
Доклад подготовила
Терененкова Л.В.
г. Ярцево
2016 год
Сегодня я постараюсь раскрыть деятельность педагога – психолога в рамках сопровождения Федеральных Государственных Стандартов НОО и свое выступлении хотелось бы начать со слов немецкого психолога Гуго Мюнстерберга «…ВСЯКИЙ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СТРОИТЬ СВОЮ РАБОТУ НА ПСИХОЛОГИИ»
- Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация РАЗВИВАЮЩЕГО потенциала образования.
- Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ составляющей ядра образования.
- Изменение парадигмы педагогического образования превращает его по существу в образование ПСИХОЛОГО-педагогическое.
- С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как ПОЛНОЦЕННОГО участника образовательного процесса, становится ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, КОНКРЕТНОЙ И ИЗМЕРИМОЙ .
Какая же роль педагога – психолога
в условиях внедрения ФГОС?
- учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся
- формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная и развивающая работа, просвещение)
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогов и родителей
Основные направления деятельности
педагога - психолога
- Диагностическое направление – выявление особенностей психического развития ребенка
- Консультативно-просветительское направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения детей
- Коррекционно-развивающее и профилактическое направление – предполагает разработку и реализацию коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся
- Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
Диагностическая работа включает
- Своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи
- Раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации
- Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся
- Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка
- Анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Консультативно – просветительская
работа включает
- Индивидуальные консультации педагогов по сопровождению в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в обучении и общении
- Индивидуальные консультации родителей, чьи дети показали низкий уровень развития тех или иных параметров УУД, с рекомендациями для их развития.
- Индивидуальные консультации учащихся по проблемам адаптации
- Различные формы просветительской деятельности с темами выступлений (лекции, беседы, информационные стенды) для родителей и педагогов
Коррекционно – развивающее и
профилактическое направление
- Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
- Овладение навыками адаптации учащихся к социуму
- Коррекция и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка
- Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)
Этапы деятельности педагога – психолога
- I ЭТАП (1 КЛАСС) - АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
- II ЭТАП (1, 2 КЛАССЫ) - ТРУДНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
- III ЭТАП (3 КЛАСС) - ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- IV ЭТАП (4 КЛАСС) - ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу, в ходе чего определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап (1 класс) - первичная адаптация детей к школе.
Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по ноябрь) предполагается:
- Проведение психологической диагностики УУД в рамках изучения адаптации первоклассников.
К каждому виду УУД были составлены диагностические пакеты, в которых представлен достаточно широкий набор диагностического инструментария, которыми можете воспользоваться и вы, учителя начальных классов.
УУД | Инструментарий |
1 класс | Стартовая диагностика (1, 2 этапы) |
Личностные УУД Самооценка Мотивация учения | - Методика «Лесенка» Щур В.Г. - «Оценка школьной мотивации» Н. Лусканова - Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б. Эльконина |
Регулятивные УУД Саморегуляция | - Методика «Бусы» Венгер - «Графический диктант» А.Г. Асмолов - «Рисование по точкам» А.Г. Асмолов |
Познавательные УУД | - «Чтение схем слов» Нечаева Н.В. - Тест "Найди несколько различий?" А.Г. Асмолов |
Коммуникативные УУД | - Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман - Метод наблюдения |
2. Проведение индивидуальных консультаций с родителями (чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности УУД и испытывают трудности в адаптации к школе) и просветительской работы с родителями первоклассников (родительские собрания, как способ повышения психологической культуры родителей по теме: «Проблемы адаптации и психологические особенности младших школьников»).
3. Проведение индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу (по теме: «Возрастные особенности младших школьников»).
II этап (1-2 классы) - психолого-педагогическая работа
со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:
- Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД (по теме: «Тропинка к своему Я» Хухлаевой).
- Просвещение родителей и педагогов (по темам: «Психологические причины неуспеваемости младших школьников», «Пути преодоления неуспеваемости школьника»).
Ш этап (3, 4 класс) – 3 класс (промежуточная диагностика УУД
и корректировка дальнейшей работы, по запросу педагогов),
4 класс (итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе).
Работа в этом направлении осуществляется в 4 четверти 4 класса и предполагает следующее:
- Итоговая психологическая диагностика.
УУД | Инструментарий |
3,4 классы | 3 класс – промежуточная диагностика по запросу 4 класс – итоговая диагностика |
Личностные УУД Самооценка Мотивация учения | - «Оценка школьной мотивации» Н. Лускановой - Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан) - «Незаконченные предложения» А.Г. Асмолов |
Познавательные УУД Развитие словесно-логического мышления | - «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» Э.Ф.Замбацявичене - «Логические закономерности» А.Г. Асмолов - Методика «Выделение существенных признаков» А.Г. Асмолов |
Регулятивные УУД Саморегуляция | - Методика «Дорога к дому» А.Г. Асмолов |
Коммуникативные УУД | - Метод наблюдения - «Социометрия» |
- Организация групповой развивающей работы со школьниками, направленная на профилактику возможных трудностей в 5 классе (по теме: «Скоро в пятый класс»).
- Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей (по теме: «Ваш ребенок будущий пятиклассник», «Школьная тревожность и ее преодоление») и педагогов (по теме «Развитие познавательных процессов в учебной деятельности»).
На сегодня возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, коррекционно – развивающие занятия и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.
Список литературы
- Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях / Л.М. Митиной - М., 2010.
- Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / В.В.Рубцова - М., 2010.
- Справочник психолога начальной школы / Истратова О.Н. - Ростов на/Д, 2011.
- Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия / М., 2010
- Уроки психологии в школе. «Тропинка к своему Я» (1-4) / Хухлаева О.В. - М., 2008
- Школьная психологическая служба / Хухлаева О.В. - М., 2008