Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа творческого мышления"
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач современной школы.
Творческое мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.
Актуальность этой программы связана с необходимостью внимания к развитию творчества детей и гармоничной личности в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkola_tvorcheskogo_myshleniya.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большереченская общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МБОУ «Большереченская СОШ»
« »______________ 2016 г. « »_________________ 2016 г.
_______________Гуселетова Ю.М. ________________________ Куликов А.С.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по интеллектуальному направлению
«Школа творческого мышления»
для обучающихся 3 класса
Составитель: Отраднова Светлана Александровна,
педагог-психолог I категории.
р.п. Большеречье 2016
Пояснительная записка
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач современной школы.
Творческое мышление – это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей.
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.Психологические составляющие творческой деятельности - это гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
В концепции начального образования В.В. Давыдова обосновано положение о том, что начальное звено - особый самостоятельный центр в системе непрерывного образования, значение которого определяется не только преемственностью с другими звеньями образования, но и непреходящей ценностью для становления и развития личности ребенка, развития его творческого потенциала. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения её. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. Всё это обусловило выбор направления представленной программы.
Актуальность этой программы связана с необходимостью внимания к развитию творчества детей и гармоничной личности в целом. Современное образование диктует новые стандарты и новые подходы к обучению. Но, к сожалению, при таких прогрессивных изменениях в организации обучения всё же уделяется недостаточное внимание развитию творческого мышления ребенка в отличие от его интеллектуального развития.
Сложившиеся и традиционно существующие у нас системы школьного обучения фактически не содержат в себе (или содержат в крайне недостаточной степени) специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие у детей креативности. Творческое мышление развивается только в том случае, когда учащиеся сталкиваются с учебными трудностями, для решения которых нет готовых образцов, а также продуктивность мышления зависит от создания оптимальной рабочей атмосферы, творческого климата.
Программа «Школа творческого мышления» разработана на известной модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда, имеющего три критерия: тип интеллектуальных операций, тип информации, тип получения результата. Каждое занятие состоит из заданий, предназначенных как для развития общих свойств творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке), так и для развития отдельных творческих (дивергентных) мыслительных способностей.
Нормативные документы для разработки программы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС. Утвержденный приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16)
- О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Минобразования России от 11.02.2000г. №101/28-16)
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект)
Цель программы: развитие творческого мышления младших школьников
Задачи программы:
- Познакомить детей с понятиями «гибкость ума», «фантазия», «креативность», «творческие способности»
- Обучить детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения.
- Научить приемам поисковой и творческой деятельности.
Программа рассчитана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Длительность занятия -40 минут.
Целевая группа - обучающиеся 3 класса.
Количество человек в группе- 15
Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы и техники психолого-педагогического воздействия:
∙ элементы сказкотерапии (анализ сказок, притч);
∙ визуализация;
∙ психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
∙ телесно-ориентированные техники
∙ игровые методы;
∙ арт-терапия (свободное и тематическое рисование);
∙ моделирование и анализ проблемных ситуаций;
∙ групповая дискуссия;
∙ мозговой штурм.
Принципы организации внеурочной деятельности
- Неразрывная связь воспитания и обучения с жизнью;
- Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы;
- Установка метапредметных связей при подготовке и проведении занятий;
- Создание гармоничнойстимулирующей среды.
Планируемые результаты освоения программы:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о способах развития творческого мышления, познакомятся с понятиями «творческие способности», «креативность», «гибкость ума».
Второй уровень результатов– получение обучающимися опыта решения нестандартных и творческих заданий, формирование умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта применения методов поисковой и творческой деятельности, генерации собственных оригинальных идей за пределами школы.
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Кол-во часов | Название темы | Дата |
1 | 1 | Что такое творческое мышление? Что такое фантазия? | 8.09 |
2 | 1 | Учимся работать со свойствами предметов | 15.09 |
3 | 1 | Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков. | 22.09 |
4 | 1 | Учимся сочетать признаки разных предметов | 29.09 |
5 | 1 | Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов | 7.10 |
6 | 1 | Узнаём объект по описанию возможных действий с ним | 14.10 |
7 | 1 | Учимся искать альтернативные способы действия | 21.10 |
8 | 1 | Учимся составлять сюжетный рассказ | 28.10 |
9 | 1 | Учимся решать задачи на сравнение | 3.11 |
10 | 1 | Учимся делать логические выводы | 9.11 |
11 | 1 | Задачи на развитие смекалки и сообразительности | 13.11 |
12 | 1 | Игры на развитие наблюдательности | 20.11 |
13 | 1 | Магические квадраты | 27.11 |
14 | 1 | Задачи-тесты | 4.12 |
15 | 1 | Работа с разрезными картинками | 11.12 |
16 | 1 | Учимся создавать целостный образ из частей | 18.12 |
17 | 1 | Учимся находить действия, противоположные по значению | 25.12 |
18 | 1 | Учимся устанавливать причинные связи между событиями. | 15.01 |
19 | 1 | Учимся обозначать словами существенные признаки предмета. | 22.01 |
20 | 1 | Учимся составлять слова с заданной буквой | 29.01 |
21 | 1 | Учимся классифицировать и соединять слова в предложение | 5.02 |
22 | 1 | Учимся придумывать сказки и стишки, описывать характер героев | 12.02 |
23 | 1 | Учимся управлять процессом творчества | 19.02 |
24 | 1 | Учимся задавать исследовательские вопросы, составлять текст по вопросам | 26.02 |
25 | 1 | Учимся оценивать событие с разных сторон | 4.03 |
26 | 1 | Учимся комбинировать факторы ситуации | 11.03 |
27 | 1 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем | 18.03 |
28 | 1 | Учимся анализировать проблемную ситуацию | 25.03 |
29 | 1 | Учимся анализировать проблемную ситуацию в многоходовой задаче | 1.04 |
30 | 1 | Учимся разрешать противоречия | 8.04 |
31 | 1 | Учимся анализировать зрительный образ | 15.04 |
32 | 1 | Учимся запоминать образ | 22.04 |
33 | 1 | Учимся представлять образ в действии | 29.04 |
34 | 1 | Учимся узнавать предметы в неопределенных графических формах | 13.05 |
35 | 1 | Конкурс фантазеров | 20.05 |
35 | Общее количество часов |
Содержание курса
Занятие 1.
Тема: «Что такое творческое мышление? Что такое фантазия?» Беседа о мышлении, фантазировании. Упражнение «Дорисуй фигуру»
Занятие 2.
Тема: «Учимся работать со свойствами предметов» Упражнение «Вспомни предметы по 1,2 и 3-м признакам»
Занятие 3.
Тема: «Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков».Отгадывание загадок, обоснование мнений.
Занятие 4.
Тема: «Учимся сочетать признаки разных предметов». Устные высказывания, рисование.
Занятие 5.
Тема: «Учимся находить общие и различающиеся признаки объектов». Игра «Лишнее слово».
Занятие 6.
Тема: «Узнаём объект по описанию возможных действий с ним».Составление коллажа.
Занятие 7.
Тема: «Учимся искатьальтернативные способы действия». Заполнение таблицы.
Занятие 8.
Тема: «Учимся составлять сюжетный рассказ».Работа в группах.
Занятие 9.
Тема: «Учимся решать задачи на сравнение». Практическое задание.
Занятие 10.
Тема: «Учимся делать логические выводы». Игра «Вывод».
Занятие 11.
Тема: «Задачи на развитие смекалки и сообразительности». Практическое задание.
Занятие 12.
Тема: «Игры на развитие наблюдательности». Психологическая игра.
Занятие 13.
Тема: «Магические квадраты». Работа в группах.
Занятия 14
Тема: «Задачи-тесты». Индивидуальное тестирование
Занятие15.
Тема: «Работа с разрезными картинками». Практическое задание.
Занятия 16
Тема: «Учимся создавать целостный образ из частей». Задание
«Вьетнамская игра».
Занятие 17.
Тема: «Учимся находить действия, противоположные по значению».Заполнение таблицы.
Занятия 18
Тема: «Учимся устанавливать причинные связи между событиями, находить причину событий». Игра «Продолжи ряд».
Занятие 19.
Тема: «Учимся обозначать словами существенные признаки предмета, формулировать законы». Игра «Определение».
Занятия 20
Тема: «Учимся составлять слова с заданной буквой».Игра «Из слова в слово»
Занятие 21.
Тема: «Учимся классифицировать и соединять слова в предложение, понимать социальные взаимосвязи». Заполнение таблицы.
Занятия 22
Тема: «Учимся придумывать сказки и стишки, описывать характер героев». Психологический практикум.
Занятие 23.
Тема: «Учимся управлять процессом творчества». Мозговой штурм.
Занятие 24.
Тема: «Учимся задавать исследовательские вопросы, составлять текст по вопросам». Игра «Да-нет».
Занятия 25
Тема: «Учимся оценивать событие с разных сторон».Игра «Да-нет».
Занятие 26.
Тема: «Учимся комбинировать факторы ситуации». Дискуссия,обоснование мнений.
Занятие 27.
Тема: «Учимся комбинировать элементы знаковых систем». Работа в группах.
Занятия 28
Тема: «Учимся анализировать проблемную ситуацию». Игра «Посадка на луну».
Занятие 29.
Тема: «Учимся анализировать проблемную ситуацию во многоходовой задаче». Задание «Лабиринт».
Занятия 30
Тема: «Учимся разрешать противоречия». Дискуссия,обоснование мнений.
Занятие 31.
Тема: «Учимся анализировать зрительный образ». Рассказ по фото.
Занятия 32
Тема: «Учимся запоминать образ». Игра «Что изменилось».
Занятие 33.
Тема: «Учимся представлять образ в действии». Работа в группах.
Занятия 34
Тема: «Учимся узнавать предметы в неопределенных графических формах». Упражнение «Клякса»
Занятие 35.
Тема: «Конкурс фантазеров». Подведение итогов.
Информационно-методическое обеспечение:
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999.
- Гин С.И. Мир фантазии. – М: Вита-Пресс, 2001.
- Гин С.И. Мир логики. – М: Вита-Пресс, 2001.
- Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. – М: Новая школа, 1996.
- Нурмухаметова А.Б., Нурмухаметова И.Ф. Играя, развиваем. Развивая, обучаем. – Набережные Челны. Институт непрерывного педагогического образования, 1997.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В.Дубровиной. – М: Издательский центр “Академия”, 2001.
- Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // “Начальная школа плюс До и После”, 2004, №7, с.31.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.