Программа для 4 класса, дети- аутисты

Бондарева Анна Николаевна

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является детский аутизм (ДА) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_4_a_kl_autisty.docx25.13 КБ
Файл programma_dlya_4_a_kl_autisty.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

гуманитарного цикла

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «25»     2016 г. № 1

Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «26»      2016 г. № 1

Утверждено

решением педагогического

совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «29»  2016г. № 1

Введено в действие приказом директора школы от «29»         2016 г.         №

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

 для 4 класса (дети-аутисты)

                                Составила:     Бондарева А.Н.

               педагог-психолог

             

                                     

                                                            Курск – 2016

                                                Пояснительная записка

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является детский аутизм (ДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками ДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при ДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цель программы:

Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и

поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям

(законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-учитывать особые образовательные потребностидетей с ограниченными

возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;

-осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-

педагогическую, коррекционно-логопедическую помощьдетям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-разработать и реализовать индивидуальныеобразовательные маршруты;

-развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного

личностного общения со сверстниками;

-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и

интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

-создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей

деятельности ребенка;

-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным

представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по

медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Основные принципы коррекционно-развивающей работы:

-принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;

-принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;

-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;

-принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста,

который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

-принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;

-принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным

представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или

определения подхода к её решению;

-принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для

получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Ожидаемые результаты:

-развитие навыков продуктивного взаимодействия ;

-повышение уровня социальной адаптации детей;

-развитие коммуникативных навыков;    

- психологическое просвещение родителей;

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

1.

Установление и развитие эмоционального контакта

2

2.

Развитие моторики, саморегуляции

6

3.

Развитие восприятия

4

4.

Развитие внимания, мышления

 10

5.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4

6.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

 3

7.

Восприятие пространства и времени

4

Календарно- тематическое планирование

Дата

                                    Название занятия

Знакомство

Я и окружающие. Эмоции

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие координации движений руки и глаза

Развитие координации движений руки и глаза

Восприятие себя и других

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Тактильные ощущения

Целое и часть

Целое и часть

Внимательность

Работа по образцу

Характеристики предметов

Схожее и отличие

Схожее и отличие

Работа с геометрическими фигурами

Последовательность

Последовательность

Взаимодействие с окружающей средой

В зоопарке

Моя семья

Зрительный образ на бумаге

Звуки, которые меня окружают

Музыка

Звуки природы

Ориентировка в помещении

Времена года

Дети и взрослые

Каникулы

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998



Предварительный просмотр:

                                       

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

гуманитарного цикла

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «25»     2016 г. № 1

Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «26»      2016 г. № 1

Утверждено

решением педагогического

совета

ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Протокол от «29»  2016г. № 1

Введено в действие приказом директора школы от «29»         2016 г.         №

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

 для 4 класса (дети-аутисты)

                                Составила:     Бондарева А.Н.

               педагог-психолог

             

                                     

                                                            Курск – 2016

                                                Пояснительная записка

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является детский аутизм (ДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками ДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при ДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цель программы:

Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и

поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям

(законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-учитывать особые образовательные потребностидетей с ограниченными

возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;

-осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-

педагогическую, коррекционно-логопедическую помощьдетям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

-разработать и реализовать индивидуальныеобразовательные маршруты;

-развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного

личностного общения со сверстниками;

-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и

интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;

-создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей

деятельности ребенка;

-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным

представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по

медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Основные принципы коррекционно-развивающей работы:

-принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;

-принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;

-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;

-принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста,

который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;

-принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;

-принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным

представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или

определения подхода к её решению;

-принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для

получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;

-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Ожидаемые результаты:

-развитие навыков продуктивного взаимодействия ;

-повышение уровня социальной адаптации детей;

-развитие коммуникативных навыков;    

- психологическое просвещение родителей;

Учебно-тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

1.

Установление и развитие эмоционального контакта

2

2.

Развитие моторики, саморегуляции

6

3.

Развитие восприятия

4

4.

Развитие внимания, мышления

 10

5.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4

6.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

 3

7.

Восприятие пространства и времени

4

Календарно- тематическое планирование

Дата

                                    Название занятия

Знакомство

Я и окружающие. Эмоции

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие координации движений руки и глаза

Развитие координации движений руки и глаза

Восприятие себя и других

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Тактильные ощущения

Целое и часть

Целое и часть

Внимательность

Работа по образцу

Характеристики предметов

Схожее и отличие

Схожее и отличие

Работа с геометрическими фигурами

Последовательность

Последовательность

Взаимодействие с окружающей средой

В зоопарке

Моя семья

Зрительный образ на бумаге

Звуки, которые меня окружают

Музыка

Звуки природы

Ориентировка в помещении

Времена года

Дети и взрослые

Каникулы

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998