Программа для 4 класса, дети- аутисты
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является детский аутизм (ДА) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_4_a_kl_autisty.docx | 25.13 КБ |
programma_dlya_4_a_kl_autisty.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «25» 2016 г. № 1 | Рассмотрено на заседании методического совета ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «26» 2016 г. № 1 | Утверждено решением педагогического совета ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «29» 2016г. № 1 Введено в действие приказом директора школы от «29» 2016 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
для 4 класса (дети-аутисты)
Составила: Бондарева А.Н.
педагог-психолог
Курск – 2016
Пояснительная записка
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является детский аутизм (ДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками ДА при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при ДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Цель программы:
Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и
поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям
(законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-учитывать особые образовательные потребностидетей с ограниченными
возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;
-осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-
педагогическую, коррекционно-логопедическую помощьдетям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-разработать и реализовать индивидуальныеобразовательные маршруты;
-развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного
личностного общения со сверстниками;
-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и
интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
-создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей
деятельности ребенка;
-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
-принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
-принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
-принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
-принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
-принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению;
-принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Ожидаемые результаты:
-развитие навыков продуктивного взаимодействия ;
-повышение уровня социальной адаптации детей;
-развитие коммуникативных навыков;
- психологическое просвещение родителей;
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Установление и развитие эмоционального контакта | 2 |
2. | Развитие моторики, саморегуляции | 6 |
3. | Развитие восприятия | 4 |
4. | Развитие внимания, мышления | 10 |
5. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 4 |
6. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 3 |
7. | Восприятие пространства и времени | 4 |
Календарно- тематическое планирование
Дата | Название занятия |
Знакомство | |
Я и окружающие. Эмоции | |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | |
Развитие мелкой моторики | |
Развитие мелкой моторики | |
Развитие координации движений руки и глаза | |
Развитие координации движений руки и глаза | |
Восприятие себя и других | |
Зрительное восприятие | |
Слуховое восприятие | |
Тактильные ощущения | |
Целое и часть | |
Целое и часть | |
Внимательность | |
Работа по образцу | |
Характеристики предметов | |
Схожее и отличие | |
Схожее и отличие | |
Работа с геометрическими фигурами | |
Последовательность | |
Последовательность | |
Взаимодействие с окружающей средой | |
В зоопарке | |
Моя семья | |
Зрительный образ на бумаге | |
Звуки, которые меня окружают | |
Музыка | |
Звуки природы | |
Ориентировка в помещении | |
Времена года | |
Дети и взрослые | |
Каникулы |
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «25» 2016 г. № 1 | Рассмотрено на заседании методического совета ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «26» 2016 г. № 1 | Утверждено решением педагогического совета ОКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» Протокол от «29» 2016г. № 1 Введено в действие приказом директора школы от «29» 2016 г. № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
для 4 класса (дети-аутисты)
Составила: Бондарева А.Н.
педагог-психолог
Курск – 2016
Пояснительная записка
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является детский аутизм (ДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками ДА при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при ДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Цель программы:
Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и
поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителям
(законным представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
-определить особенности организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-учитывать особые образовательные потребностидетей с ограниченными
возможностями здоровья при освоении ими образовательной программы;
-осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-
педагогическую, коррекционно-логопедическую помощьдетям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
-разработать и реализовать индивидуальныеобразовательные маршруты;
-развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного
личностного общения со сверстниками;
-реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и
интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья;
-создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей
деятельности ребенка;
-оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
-принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
-принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений;
-принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»;
-принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка;
-принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
-принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению;
-принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии;
-комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Ожидаемые результаты:
-развитие навыков продуктивного взаимодействия ;
-повышение уровня социальной адаптации детей;
-развитие коммуникативных навыков;
- психологическое просвещение родителей;
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел | Кол-во часов |
1. | Установление и развитие эмоционального контакта | 2 |
2. | Развитие моторики, саморегуляции | 6 |
3. | Развитие восприятия | 4 |
4. | Развитие внимания, мышления | 10 |
5. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 4 |
6. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 3 |
7. | Восприятие пространства и времени | 4 |
Календарно- тематическое планирование
Дата | Название занятия |
Знакомство | |
Я и окружающие. Эмоции | |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела | |
Развитие мелкой моторики | |
Развитие мелкой моторики | |
Развитие координации движений руки и глаза | |
Развитие координации движений руки и глаза | |
Восприятие себя и других | |
Зрительное восприятие | |
Слуховое восприятие | |
Тактильные ощущения | |
Целое и часть | |
Целое и часть | |
Внимательность | |
Работа по образцу | |
Характеристики предметов | |
Схожее и отличие | |
Схожее и отличие | |
Работа с геометрическими фигурами | |
Последовательность | |
Последовательность | |
Взаимодействие с окружающей средой | |
В зоопарке | |
Моя семья | |
Зрительный образ на бумаге | |
Звуки, которые меня окружают | |
Музыка | |
Звуки природы | |
Ориентировка в помещении | |
Времена года | |
Дети и взрослые | |
Каникулы |
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998