Коррекционное занятие "Определение сходства и различия"
Предварительный просмотр:
Занятие «Определение сходства и различия предметов».
Цели:
- развивать умение определять сходства и различия предметов, по - разному расположенных в пространстве;
- развивать зрительную память, произвольное внимание;
Оборудование: картинки с изображенными на них предметами; мешочек с парными предметами, отличающимися одним признаком.
- Организационный момент.
Психолог приветствует ребят.
- Основная часть.
Упражнение 1.
«Назови противоположное».
Ребятам предлагается поспорить с психологом. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить противоположное, как можно быстрее. Например: большой - маленький; весёлый - грустный; старый - новый; и пр.
Упражнение 2.
«Разноцветные ряды».
Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку, на которой изображено три ряда самых разнообразных предметов. Затем перечислить эти предметы. Назвать, какой цвет имеет каждый ряд. Затем сходства и различия предметов. Например, чашка и помидор – красного цвета, а чайник и огурец – зеленого. Именно определение такого свойства, как цвет помогут понять, в чем сходство или различие между представленными предметами. Затем психолог задает детям вопросы: Что общего у шапки и матрёшки? Чем отличается чайник от чашки?
Упражнение 3.
«Измени цвет и форму».
Детям предлагаются картинки с изображенными на них геометрическими фигурами. В первом случае (измени цвет) необходимо нарисовать точно такую же геометрическую фигуру рядом, но другого цвета (например, фиолетовый круг). Во втором случае (измени форму) необходимо цвет фигуры оставить прежним, а рядом нарисовать другую геометрическую фигуру (например, зеленый квадрат).
Упражнение 4.
«Соедини».
Детям необходимо внимательно рассмотреть картинки. На картинке слева необходимо соединить предметы схожие по цвету (в данном случае цыпленка и лимон и т.д.), а на картинке справа необходимо соединить геометрические фигуры схожие по форме, но отличающиеся по цвету и размеру (прямоугольник с прямоугольником и т.д.).
Упражнение 5.
Детям необходимо рассмотреть картинки, назвать все изображенные предметы и объединить их в одну большую группу. То есть отнести каждый предмет к одной большой группе, у которой есть обобщающее название (выделить их сходство по отношению к той или иной группе). Например, птицы или звери, овощи или фрукты.
Упражнение 6.
«Сравни».
Детям необходимо сравнить между собой предметы изображенные на картинках и выделить среди каждой группы одинаковые, разные и похожие предметы. Сравнивать следует предметы одного класса (чашку с чашкой, лампочку с лампочкой и т.д.). После психолог просит детей подвести итог: сказать по каким признакам предметы схожи, различны, какие предметы одинаковы.
Упражнение 7.
«Найди сходства и отличия».
Психолог предлагает детям рассмотреть картинки. Затем спрашивает, чем похожи и чем различаются предметы на картинках.
Примерные ответы: (цвет ствола, форма кроны. У ели иголочки короткие, а шишки большие. У сосны иголочки длинные, а шишки маленькие; подосиновик и мухомор - грибы. У них красные шапочки, подосиновик - съедобный гриб, а мухомор – ядовитый; автобус и троллейбус - это транспорт, перевозит людей, у них похожая форма , автобус может ехать по любому маршруту, а троллейбус по определенному и пр.).
Упражнение 8.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
- Заключительная часть.
Психолог подводит итог занятия, выставляет оценки и прощается с ребятами.