Коррекционное занятие "Определение сходства и различия"

Бондарева Анна Николаевна

На данном коррекционном занятии дети учатся определять сходство и различие между предметами

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_shodstva_i_razlichiya_predmetov.doc481.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Определение сходства и различия предметов».

Цели:

- развивать умение определять сходства и различия предметов, по - разному расположенных в пространстве;

- развивать зрительную память, произвольное внимание;

Оборудование: картинки с изображенными на них предметами; мешочек с парными предметами, отличающимися одним признаком.

  1. Организационный момент.

Психолог приветствует ребят.

  1. Основная часть.

Упражнение 1.

«Назови противоположное».

Ребятам предлагается поспорить с психологом. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить противоположное, как можно быстрее.  Например: большой - маленький; весёлый - грустный; старый - новый; и пр.

Упражнение 2.

«Разноцветные ряды».

Детям предлагается внимательно рассмотреть картинку, на которой изображено три ряда самых разнообразных предметов. Затем перечислить эти предметы. Назвать, какой цвет имеет каждый ряд. Затем сходства и различия предметов. Например, чашка и помидор – красного цвета, а чайник и огурец – зеленого. Именно определение такого свойства, как цвет помогут понять, в чем сходство или различие между представленными предметами. Затем психолог задает детям вопросы:  Что общего у шапки и матрёшки? Чем отличается чайник от чашки?

Упражнение 3. 

«Измени цвет и форму».

Детям предлагаются картинки с изображенными на них геометрическими фигурами. В первом случае (измени цвет) необходимо нарисовать точно такую же геометрическую фигуру рядом, но другого цвета (например, фиолетовый круг). Во втором случае (измени форму) необходимо цвет фигуры оставить прежним, а рядом нарисовать другую геометрическую фигуру (например, зеленый квадрат).

Упражнение 4. 

«Соедини».

Детям необходимо внимательно рассмотреть картинки. На картинке слева необходимо соединить предметы схожие по цвету (в данном случае цыпленка и лимон и т.д.), а на картинке справа необходимо соединить геометрические фигуры схожие по форме, но отличающиеся по цвету и размеру (прямоугольник с прямоугольником и т.д.).

Упражнение 5.

Детям необходимо рассмотреть картинки, назвать все изображенные предметы  и объединить их в одну большую группу. То есть отнести каждый предмет к одной большой группе, у которой есть обобщающее название (выделить их сходство по отношению к той или иной группе). Например, птицы или звери, овощи или фрукты.

Упражнение 6.

«Сравни».

Сходство и различие предметов.

Детям необходимо сравнить между собой предметы изображенные на картинках и  выделить среди каждой группы одинаковые, разные и похожие предметы. Сравнивать следует предметы одного класса (чашку с чашкой, лампочку с лампочкой и т.д.). После психолог просит детей подвести итог: сказать по каким признакам предметы схожи, различны, какие предметы одинаковы.

Упражнение 7.

«Найди сходства и отличия».

Сходство и различие предметов.

Психолог предлагает детям рассмотреть картинки. Затем спрашивает, чем похожи и чем различаются предметы на картинках.

Примерные ответы: (цвет ствола, форма кроны. У ели иголочки короткие, а шишки большие. У сосны иголочки длинные, а шишки маленькие; подосиновик и мухомор - грибы. У них красные шапочки, подосиновик - съедобный гриб, а мухомор – ядовитый; автобус и троллейбус - это транспорт, перевозит людей, у них похожая форма , автобус может ехать по любому маршруту, а троллейбус по определенному и пр.).

Упражнение 8.

«Определи на ощупь»

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий,  большой — маленький,  узкий — широкий и т. д.

  1. Заключительная часть.

Психолог подводит итог занятия, выставляет оценки и прощается с ребятами.