ПРОГРАММА «Вижу, слышу, ощущаю»

Давидюк Светлана Валерьевна

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с трудностями обучения с использованием игровых средств «Дусима», «Пертра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizhu_slyshu_oshchushchayu.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность

        Как известно, основные трудности в период адаптации к школе, в обучении только на начальном этапе, возникают вследствие недостаточной школьной зрелости, сформированности некоторых психологических процессов. А трудности в обучении, в усвоении основной общеобразовательной программы начальной школы влекут за собой проблемы учебного и коммуникативного характера уже в подростковом возрасте, деформацию личностного развития ребенка, осложняют социальную адаптацию. Поэтому необходимо именно на этапе еще старшего дошкольного (с профилактической целью) и младшего школьного возраста (уже  с целью коррекции имеющихся нарушений) проводить  целенаправленно психологическую работу с детьми данной возрастной группы, которые были выявлены в результате тех или иных диагностических обследований.

        Дети с трудностями в обучении (низкий уровень техники чтения, обилие ошибок на письме, плохой почерк, трудности со счетом, решением задач), а также с общей двигательной неловкостью, поведенческими проблемами, имеют, как показывает практика и существующие исследования (Лурия А.Р., Семенович А.В., Ахутина Т.В. и т.д.), несформированность школьно-значимых показателей в когнитивной сфере. Они имеют в своей основе: фрагментарность зрительного восприятия, несформированность пространственных представлений, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций, недостаточная сформированность фонематического слуха, наличие игровой мотивации, нарушения в развитии двигательной сферы.         Данная программа создавалась с целью - помочь ребенку быстрее овладеть школьными навыками (чтение, письмо, математика и т.д.), развить произвольную сферу. Так как психические процессы  связаны между собой и взаимообусловлены  в своем функционировании и развитии, то, развивая одни процессы, мы «подтягиваем» и другие (принцип синестезии). Любое упражнение и действие требует для своего выполнения работы нескольких анализаторов, способствует развитию нескольких психических функций. Необходимо также в работе опираться на сохранные анализаторы и психические процессы. Программа составлена в определенной последовательности: первоочередное развитие тех процессов, которые являются базовыми для других, и постепенное увеличение нагрузки на психические процессы в результате усложнения заданий. Так, в программе применяется много упражнений, использующих тактильное восприятие, т. е. подключаются тактильные анализаторы, благодаря этому развивается зрительное восприятие пространства, что в свою очередь позволяет развивать пространственное мышление.  Или, к примеру, развитие фонематического слуха (распознавание речевых звуков), необходимо начинать с глубинного уровня – распознавание неречевых звуков (бытовых шумов, музыкальных звуков, ритмов и т.д.). Развитию мелкой моторики предшествуют упражнения общедвигательной направленности (развитие крупных движений ног, рук).

        Все  задания, представленные в программе допускают вариации  со стороны ведущего: подбор другого игрового средства, изменение хода занятия в плане обогащения, усложнения (или упрощения) процедуры выполнения, внесение дополнительных игровых моментов в зависимости от возраста детей, развития или ситуации. Занятия могут проводиться как в условиях группы, так и индивидуально. Форма групповых занятий, постепенно приучает ребенка к школьным условиям, т.е. происходит мягкий способ адаптации к школе или смягчение уже имеющихся проявлений дезадаптации у детей уже обучающихся.

        Существующие программы и имеющиеся занятия с психологом, логопедом в детских садах, школах имеют ряд недостатков. Так, к примеру, занятия общедвигательной направленности в условиях школы достаточно сложно организовать. Тактильное восприятие, как и тактильная память, которые могут являться базовыми составляющими для более сложных видов гнозиса и мнемических процессов практически не развиваются, так как занятия, как правило, проходят с использованием бланковых заданий (на листочках), возможно и с привлечением каких-либо предметных картинок, изредка дидактических материалов. Ребенок, как и на уроке, также вынужден принимать сидячее положение, наклонившись над столом, хотя, конечно, бывает, что специалист включает в занятие своего рода физкультминутки, но они скорее используются с целью снятия статичного напряжения мышц у ребенка, переключения внимания и т.д.  В связи с этим использование игровых средств, к примеру, из комплекта «Дусима», «Пертра» имеет ряд преимуществ. Занятия проходят в игровой форме, поэтому для детей данной категории активное включение игровых приемов позволяет быстрее «включиться» в работу, быстрее сформировать устойчивый познавательный интерес, не перегружая психику ребенка. К тому же все материалы можно (и нужно) потрогать, пощупать, послушать, т.е. включаются в работу сразу несколько анализаторов (тактильное, зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, развивается мелкая моторика). При этом обогащается, формируется  сенсорный опыт ребенка. Как известно, результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств.  Применение данного оборудования содействует физическому развитию, корректируется моторная неловкость (развивается крупная и мелкая моторика), развиваются зрительно-моторные и слухо-моторные координации, развиваются пространственные представления. Психомоторная игровая деятельность развивает у ребенка социально-психологические и учебные навыки. Таким образом, идет системное развитие, быстрее формируются высшие психические процессы.    

1.2. Научно-теоретические основания программы: основой явились положения и подходы, позволяющие решать поставленные задачи, прежде всего работы по возрастной, педагогической психологии, а также общей психологии отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова и т.д.), работы по нейропсихологии детского возраста, системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка (Семенович А.В., Цыганок А.А., Лурия А. Р. и т.д.)

1.3.Практическая направленность:

Реализация данной программы будет способствовать формированию школьно-значимых функций у детей, коррекции несформированности школьно-значимых показателей в когнитивной сфере (коррекции фрагментарности зрительного и слухового восприятия, формирование  пространственных представлений, развитие зрительно-моторной и слухо-моторной координации, слухового и зрительного внимания, развитие мелкой моторики, а также произвольной сферы). Данная  программа создавалась с целью - помочь ребенку быстрее овладеть школьными навыками (чтение, письмо, математика и т.д.), развить произвольную сферу.

При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы:

-принцип системности

-принцип научности

-принцип ориентации на «зону ближайшего развития»

-принцип единства диагностики и коррекции

-принцип замещающего развития

1.4.Цели и задачи программы

Цель программы: преодоление трудностей в обучении у детей, испытывающих сложности в освоении школьных навыков  (чтение, письмо, математика и т.д.), развитие произвольной сферы.

1.5. Задачи:

-развитие восприятия (тактильного, зрительного, слухового, кинестетического)

-развитие пространственных представлений

-развитие наглядно-образного мышления

-развитие двигательной сферы, мелкой моторики

-развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации

-развитие памяти (тактильной, двигательной, зрительной, слуховой)

-развитие внимания (зрительного, слухового), произвольной сферы (саморегуляция)

-развитие речи

1.6.Адресат

Дети от 6 до 9 лет, с трудностями обучения, развития.

1.7. Продолжительность программы

Количество занятий -18, с периодичностью 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия -1 час.

1.8. Требования к результату усвоения программы

Данная программа может проводиться как в дополнение (параллельное или последовательное) к базовому курсу по нейропсихологической коррекции («метод замещающего онтогенеза»),  так и возможно самостоятельное проведение, отдельным курсом. Занятия могут проводиться  в групповой и в индивидуальной формах. Количество детей в группе не более 4.  Группа закрытая.

При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии зрительно-пространственных представлений, зрительного  и слухового восприятия, зрительно-моторной и слухо-моторной координации, мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, произвольной сферы.

Каждое занятие включает в себя несколько блоков. Упражнения общедвигательной направленности, блок упражнений на развитие тех или иных видов восприятия, блок упражнений на развитие пространственных представлений, отдельные задания на развитие памяти (дополнительным моментом является рефлексия занятия: какие задания были, какие были игры и т.д.). Упражнения по развитию речи и внимания, произвольных процессов специально не проводятся, т.к. сам принцип организации занятия, выполнения каждого задания, к примеру, на развитие тактильного восприятия, происходит, в том числе, и через проговаривание ребенком своих ощущений и т.д. Занятия структурируются правилами, системой поощрений-наказаний, возможно на некоторых занятиях использование условных сигналов для организации внимания детей (зрительного или слухового). Развитие мышления  также специально не проводится (косвенно развитие мышления (наглядно-образного и вербально-логического)  происходит в блоке упражнений на развитие пространственных представлений и зрительного восприятия). Занятия проводит  психолог с подготовкой в области нейропсихологии или специалист, прошедший курсы повышения квалификации по использованию данного оборудования («Дусима», «Пертра»).

Для удобства проведения занятий, все оборудование было систематизировано и сфотографировано в  Каталог (нумерация фотографий оборудования в каталоге соответствует нумерации оборудования используемого на занятиях в данной программе).

1.9. Система оценки достижения планируемых результатов

 В начале и в конце курса предполагается проведение диагностического обследования (методы нейропсихологической диагностики).  Диагностическое обследование проводится в индивидуальной форме.

Учебный план программы

Наименование блоков

Всего часов

Форма контроля

1.

Развитие двигательной сферы

Координация движения ног

Координация движения рук

Мелкая моторика

4

наблюдение

2.

Восприятие

-Соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы

-Обонятельное восприятие

-Слуховое восприятие

-Зрительное восприятие (зашумленные изображения, конструирование)

6

наблюдение

3.

Пространственные представления

-Освоение телесного пространства («схема тела»)

-Освоение внешнего пространства

-Пространственные схемы и диктанты

-Конструирование и копирование

-«Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции

4

наблюдение

4.

Память

0,5

наблюдение

5.

Внимание, произвольная сфера

3

наблюдение

6.

Мышление

0,5

наблюдение

Итого:

18 ч

Учебно-тематический план программы

№№

Наименование блоков

Всего часов

Форма контроля

1

Занятие 1 Развитие двигательной сферы. Крупная моторика. Развитие восприятия. Развитие пространственных представлений (развитие представлений о «схеме тела»).  Развитие двигательной и тактильной памяти, слухового, зрительного внимания

1

наблюдение

2

Занятие 2 Развитие двигательной сферы, восприятия (соматогностические, тактильные процессы). Развитие пространственных представлений (развитие представлений о «схеме тела»). Развитие тактильной, двигательной памяти, зрительного, слухового внимания.

1

3

Занятие 3-Развитие двигательной сферы, восприятия. Развитие пространственных представлений (освоение внешнего пространства).Развитие тактильной памяти, слухового внимания, произвольных процессов

1

4

Занятие 4 Развитие двигательной сферы, восприятия. Развитие пространственных представлений (освоение внешнего пространства, двигательные диктанты). Развитие тактильной памяти, слухового внимания, развитие коммуникативных навыков

1

5

Занятие 5 Развитие двигательной сферы, развитие восприятия .Развитие пространственных представлений (освоение внешнего пространства, двигательные диктанты). Развитие тактильной, зрительной, слухоречевой памяти, слухового (зрительного) внимания,

1

6

Занятие 6 Развитие двигательной сферы, восприятия. Развитие пространственных представлений (освоение внешнего пространства). Развитие тактильной, зрительной памяти

1

7

Занятие 7 Развитие двигательной сферы, восприятия. Развитие пространственных представлений (освоение внешнего пространства). Развитие тактильной, зрительной памяти

1

8

Занятие 8 Развитие двигательной сферы, восприятия (тактильное восприятие), обонятельные ощущения. Развитие пространственных представлений (пространственные схемы и диктанты). Развитие тактильной, зрительной памяти, слухового внимания

1

9

Занятие 9 Развитие двигательной сферы, восприятия (тактильного, зрительного, слухового). Развитие пространственных представлений (пространственные схемы, копирование). Развитие тактильной, слуховой, зрительной памяти, слухового, зрительного внимания, зрительно-моторной координации

1

10

Занятие 10 Развитие двигательной сферы, восприятия (слухового, зрительного). Развитие пространственных представлений (конструирование и копирование), наглядно-образного мышления. Развитие слухового, зрительного внимания, зрительно-моторной координации

1

11

Занятие 11-Развитие двигательной сферы, восприятия (слухового, зрительного). Развитие пространственных представлений (конструирование и копирование). Развитие слухового, зрительного  внимания,  зрительно-моторной и слухо-моторной координации

1

12

Занятие 12- Развитие двигательной сферы, восприятия (слухового, зрительного). Развитие пространственных представлений (конструирование и копирование). Развитие слухового, зрительного  внимания,  зрительно-моторной и слухо-моторной координации

1

13

Занятие 13 Развитие двигательной сферы, восприятия (слухового, зрительного). Развитие пространственных представлений (конструирование и копирование). Развитие слухового, зрительного  внимания,  зрительно-моторной и слухо-моторной координации

1

14

Занятие 14- Развитие двигательной сферы, восприятия (слухового, зрительного). Развитие пространственных представлений (конструирование и копирование). Развитие слухового, зрительного  внимания,  зрительно-моторной и слухо-моторной координации

1

15

Занятие 15 Развитие двигательной сферы, восприятия (слухового, зрительного). Развитие пространственных представлений (конструирование и копирование). Развитие слухового, зрительного  внимания,  зрительно-моторной и слухо-моторной координации

1

16

Занятие 16 Развитие двигательной сферы, восприятия (слухового, зрительного). Развитие пространственных представлений (конструирование и копирование). Развитие слухового, зрительного  внимания,  зрительно-моторной и слухо-моторной координации

1

17

Занятие 17-Развитие двигательной сферы, восприятия (слухового, зрительного). Развитие пространственных представлений (конструирование и копирование). Развитие слухового, зрительного  внимания,  зрительно-моторной и слухо-моторной координации

1

18

Занятие 18 Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, восприятия (слухового, зрительного). Развитие пространственных представлений (копирование, логико-грамматические речевые конструкции), слухового, зрительного  внимания

1

Учебная программа

Занятие 1.

Цели занятия:

-Развитие двигательной сферы: развитие ловкости, развитие чувства равновесия,  координации движений ног (крупная моторика),

-развитие восприятия (соматогностические, тактильные процессы)

-развитие пространственных представлений (развитие представлений о «схеме тела»)

-развитие двигательной и тактильной памяти

-развитие слухового, зрительного внимания, произвольных процессов

-развитие речи

Используемые материалы: ковер, на котором можно рассадить детей (ребенка), «Цветные дорожки» (см. каталог-фото №1), «Тактильные ступени» (см. ф.№ 16), «Музыкальные инструменты» (см. ф.40), резиночки для волос по количеству участников.

Ход занятия:

-Знакомство участников друг с другом, с целями занятий. Вводятся правила. Сообщается об условном звуковом сигнале (например, если ведущий в течение занятия ударит в бубен, то нужно хлопнуть в ладоши, а если постучит молоточком по столу - поднять вверх руки и т.д.)   (5 минут)  

Общедвигательный репертуар (5-10 минут):

Упражнение 1 «Цветные дорожки».

-«Идем по дорожке» - походить на внешней стороне стопы («Мишка»), внутренней поверхности («Пингвин»), на носочках («Птенчик»), на пяточках: «Уточка», «носок к пяточке» и т д.

Развитие восприятия (соматогнозис, тактильные процессы), двигательная, тактильная  память, зрительное внимание (25 минут)

Упражнение 1 «Повтори позу-1» Дети повторяют за ведущим позу. Важно, чтобы при этом было задействовано все тело.

        -Игра «Запретное движение» Психолог продолжает показывать различные движения, но договаривается о том, что одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

Упражнение 2 «Повтори последовательность движений»- психолог показывает несколько движений, дети должны повторить эти движения как можно точнее, в той же последовательности (как групповой вариант: повторить по кругу всем вместе серию движений, к примеру, один подпрыгивает, другой приседает и т.д.)

Упражнение 3 «Тактильные ступени»

А) дети ощупывают руками ступеньки с разными поверхностями, описывают ощущения.

Б) «Найди такую же».  Ведущий предлагает кому-то из детей закрыть глаза, пощупать загаданную ступеньку. Затем ребенка просят открыть глаза и найти ее из разложенных на полу (количество ступенек варьируется в зависимости от возраста ребенка, развития и т.д.).

 В) «Запомни и найди» - После отработки данных заданий, психолог предлагает с закрытыми глазами ощупать уже ряд ступенек, запомнить заданную последовательность (затем психолог изменяет порядок, добавляет другие и т.д.). Далее ребенок с открытыми глазами должен выложить ступеньки в том же порядке.  

 

Пространственные представления(10 минут)

1.Маркировка левой руки. Ребенок одевает на левую руку резиночку (браслет). Резиночка одевается также на левую руку перед началом и последующих занятий.

2.Игра «Право-лево-1»: дети встают в круг и  ведущий отдает различные команды (поднимите правую ногу, поднимите левую руку, дотроньтесь до правого уха, дотроньтесь до левого колена и т.д. ). Если дети успешно справились с этим заданием, задание выполняется с теми же командами, но уже  с закрытыми глазами.

3. Игры «Право-лево-2» - ведущий отдает команды - дотронься левой рукой до правого локтя, дотронься правой рукой до левого глаза, почеши правой пяткой левую коленку,  постучи правым локтем по правому боку и т.д.

4. Игра «Путаница». Ведущий намеренно показывает не те места на теле у ребенка, которые называет. Ребенок должен исправить ошибки взрослого.

 Методическое обеспечение программы (система условий реализации программы)

Для проведения занятий необходима просторная комната (если занятия проводятся с группой детей), желательно ковер, игровые средства «Дусима», «Пертра», бумага формата А4, простые и цветные карандаши, стол.

Требования к специалисту - высшее психологическое образование, желательно с нейропсихологической подготовкой или специалист, прошедший курсы повышения квалификации по использованию данного оборудования («Дусима», «Пертра»).

   Все  задания, представленные в программе допускают вариации  со стороны ведущего: подбор другого игрового средства, изменение хода занятия в плане обогащения, усложнения (или упрощения) процедуры выполнения, внесение дополнительных игровых моментов в зависимости от возраста детей, развития или ситуации. Занятия могут проводиться как в условиях группы, так и индивидуально. Форма групповых занятий, постепенно приучает ребенка к школьным условиям, т.е. происходит мягкий способ адаптации к школе или смягчение уже имеющихся проявлений дезадаптации у детей уже обучающихся. Данная программа может проводиться как в дополнение (параллельное или последовательное) к базовому курсу по нейропсихологической коррекции («метод замещающего онтогенеза»),  так и возможно самостоятельное проведение, отдельным курсом (занятия по 2 блоку мозга). Занятия могут проводиться  в групповой и в индивидуальной формах. Количество детей в группе не более 4.  

По окончании данной программы с детьми проводится итоговое диагностическое обследование. Используемые задания и методики: перерисовывание фигур Тейлора, Рея-Остеррица, отслеживание взором движущегося предмета (глазо-двигательные координации), графический диктант (слухо-моторные и зрительно-моторные координации координации). Дополнительно, если первичное обследование показало низкий уровень развития и других психических процессов, используются методики, диагностирующие эти показатели (к примеру, объем слухоречевой или зрительной памяти). Дополнительно проводится анализ школьных тетрадей (по русскому языку и математике), выявляется наличие или отсутствие специфических ошибок, обратная связь от родителей. Ребенок выпускается с положительной динамикой. Отсутствие динамики в развитии зрительного восприятия, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторных и слухо-моторных координаций, низкий объем памяти и т.д. у ребенка приводит к необходимости продолжения занятий уже в индивидуальной форме, с дополнительным акцентом на несформированный процесс.

 Список литературы

  1. Герасимова А.С. Умные клеточки. Готовим руку к письму. – М.: Астрель; Спб.: Астрель-Спб, 2010.  
  2. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие.ч.2.—М.:Айрис-пресс, 2015.

2. Крушельницкая О.И., Третьякова  А.Н. Вправо-влево, вверх – вниз: развитие  пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004.

3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников». Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. –М.: Ось-89, 2006.

4. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Рабочая тетрадь. 4-е изд. – Спб.: Питер, 2008.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. –М.: Генезис, 2007.

6. Фомина  Л. В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5-6 лет. –М.: ТЦ «Сфера», 2001.

7. Шевлякова  И.Н. Посмотри внимательно на мир. –М.: Генезис, 2003

8. Юрьева Е.Н. Преодоление оптической дисграфии. Профилактические игры для детей 5-8 лет. –М: Издательство Гном, 2013.