ПРОГРАММА «Цветик – семицветик» (Развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков детей)

Давидюк Светлана Валерьевна

Программа способствует развитию отношений ребёнка с окружающим его миром и людьми, развивает коммуникативные навыки у детей и способствует развитию эмоциональной сферы детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetik-semitsvetik.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

В последние десятилетия психологические проблемы общения детей со сверстниками привлекают пристальное внимание исследователей.

Концептуальные основы разработки проблем общения связаны с трудами: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, определившие общение как коммуникативную деятельность. Общение состоит из сторон, проявляющихся одновременно: коммуникативная – в обмене информацией; интерактивная – в реализации взаимодействия партнёров общения при условии однозначного кодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения; перцептивная – в «прочтении» собеседника за счёт таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Актуальность. К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру: возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Ребёнок открывает для себя мир человеческих взаимоотношений. Через осознание своего социального «Я» происходит постепенное формирование внутренней  социальной позиции в школьном возрасте. Возникают новые задачи общения: научиться передавать свои впечатления, переживания, рассуждения. Ребёнок испытывает определённые эмоции по поводу своей деятельности. Переживания становятся сложнее и глубже. Осваиваются социальные формы выражения чувств, которые становятся более осознанными, обобщёнными, произвольными, вне ситуативными; развивается динамика и их содержание.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии – способность анализировать свою деятельность и  соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих. Происходит формирование самооценки в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

 Свобода дошкольной жизни сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Новая социальная ситуация, в которую попадает ребёнок, с приходом в школу, вводит его в строго нормированный мир отношений и требует организации произвольности. Такое положение вызывает амбивалентные переживания у ребёнка, во многих случаях порождая фрустрацию. Признать свою несостоятельность, значит оказаться в ситуации некой угрозы содержанию собственной самооценки. Она относится к центральному образованию личности младшего школьника, его ядру, в значительной степени определяя  социальную адаптацию личности, и является регулятором её поведения и деятельности. Так дети с отрицательной оценкой склонны во многом видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением. Тогда как у сверстников с положительной самооценкой отмечается ощущение собственной ценности, самоуважения и положительного отношения ко всему, что входит в представления  о самом себе.

Но по мере взросления всё важнее для него будут контакты и конфликты (их преодоление) со сверстниками.

Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их – задача на данном этапе взрослого, родителя.

 Не всегда родители могут помочь ребёнку быть социально компетентным, успешно адаптированным, сталкиваясь, либо  проявляя собственные  неблагоприятные эмоционально-личностными особенности. Через некое погружение в процесс общения, они учатся взаимодействовать и развивать навык наблюдения, самонаблюдения, способствуя тем самым формированию собственной жизнеспособности и жизнерадостности.

 Понятно, что по мере личностного развития у детей  постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Поэтому необходимо иногда привлечение и специалиста.

   В программе используются элементы игротерапии, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребёнка с окружающим его миром и людьми. Применение игровой формы способствует обучению младших школьников отношениям друг с другом, со взрослыми.

На каждом занятии дети под руководством специалиста отрабатывают умение анализировать, что    позволяет постепенно перейти к постоянной внутренней рефлексии, используя вербальные и невербальные  рефлексивные техники эмоционального состояния, освоить словесный язык чувств, которые помогают им обозначать собственную эмоциональную жизнь. Таким образом ребёнок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.

 

Цель программы: улучшение социальной адаптации детей, развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер.

Задачи:

1. Ознакомить детей  с базовыми эмоциями.

2. Научить младших школьников определять эмоциональное состояние на вербальном  и невербальном   уровне у себя и у другого.

3. Научить детей  адекватно выражать эмоциональное состояние на вербальном  и невербальном уровне.

4.Снизить    выраженность неблагоприятных эмоционально-личностных особенностей у каждого ребенка.

5. Способствовать формированию у младших школьников навыков саморегуляции.

6. Развить у детей  чувство эмпатии.

7. Расширить репертуар коммуникативных навыков младших школьников.

8.Способствовать поэтапной отработке в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребёнка в проблемных ситуациях, их интериоризации и усвоения.

9. Способствовать формированию у младших школьников произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих поведение на занятиях.

Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер в свою очередь  будет способствовать формированию эмоциональной стабильности, положительной самооценки улучшению социальной адаптации детей.

Продолжительность занятий, тематика и планы могут меняться в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей.

Программа рассчитана на работу в группе из 6-8 человек. Дети с трудностями коммуникативной и эмоциональной стабильности. Оптимальная периодичность встреч участников программы – 1 раз в неделю.  Группа закрытая.

Занятие длится от 45 минут до 1часа 15 минут.  Продолжительность занятий зависит от возраста, особенностей внимания и поведения детей. Программа включает 10 занятий. Занятия строятся по определённой схеме и состоят из четырёх звеньев.

      Для проведения занятий специалист должен иметь психолого-педагогическое образование.

 Занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, проводятся в специальном помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.

В  конце программы в Приложении представлены материалы к занятиям (бланковый материал). Всего 32 Приложений. Начиная с 1-го занятия,  дети  получают домашние задания. Всего домашних заданий - 12.    

 В начале и в конце курса предполагается проведение диагностического обследования.

2. Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теор. занятия

Практ.  занятия

1

Вводное занятие: «Я+Я=МЫ»

1

1

1

2

«Мы знакомимся»

1 

1

1

3

«Наши разные чувства»

1

1

1

4

«Мы  продолжаем знакомство с разными чувствами».

1

1

1

5

«Мы грустим и печалимся, когда….»

1

1

1

6

«Нам страшно, когда…»

1

1

1

7

«Мы радуемся, когда….»

1

1

1

8

«Наши чувства и настроения без слов»

1 

1

1

9

« Мы дружим»

1

1

1

10

Заключительное (итоговое) занятие: «Визитка наших настроений».

1

1

1

ИТОГО:

10

10

10

III раздел: Основная часть.

Занятие № 1 «Я+ Я = Мы».

Цель:

- знакомство участников друг с другом

- знакомство с понятием «Настроение» и «Чувства»

-развитие восприятия эмоций, экспрессивности движений

- развитие сплоченности группы

- повышение уверенности в себе

- развитие образа «Я»,  познания самого себя для формирования адекватной самооценки.

Материал: карандаши цветные, мячи,  листы А4 на всех участников; заготовка разноцветных лепестков для упражнения  «Цветик-Семицветик».

Ход занятия

 Введение в занятие.

Ритуал приветствия.

-ознакомление с  темой встречи,  правила проведения занятий.

- знакомство участников. Выполнение упражнения.

  Разминка.

Игра 1: «Снежный ком».

  Цель: знакомство, развитие памяти, внимания.

Инструкция:  называя своё имя, с помощью мяча, передавая его по кругу, озвучиваем  предыдущие имена.  

Игра 2: «Здравствуйте!».

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие экспрессивности движение через психогимнастические приемы.

Инструкция: Дети свободно ходят по помещению и выполняют задания ведущего: поздоровайтесь так, как вы здороваетесь :

- с другом в  детском саду……..

- с воспитателем ……….

- с зубным врачом ………………

 - с продавцом игрушек в магазине ……

- с клоуном в цирке …………..

- с любимой бабушкой или дедушкой……….

 -с тем, на кого очень обиделись……….

А теперь скажем все вместе: « Здравствуёте, все!».

Обсуждение игры и вывод: с разными людьми мы общаемся по-разному. «Как вы думаете почему?».

Основная часть

Беседа:

Настроение – чувства. Они бывают тоже разными. Что такое настроение? Каким оно бывает? Важно ли другим знать о вашем настроении? Как вы узнаёте о настроении другого? Можно ли понять  настроение без слов?

Упражнение  1. «Расскажи о чувствах без слов».

Цель: развитие восприятия эмоций, развитие рефлексии.

Инструкция: разделите лист бумаги на четыре части (согните лист пополам по вертикали и горизонтали), а потом разверните. В трёх четвертушках нарисуйте свои самые часто случающиеся настроения, а в четвёртой – своё настроение сейчас.

После этого листы с рисунками собираются и детям сообщаются правила обсуждения рисунков: говорить только о том, что вы чувствуете, видя рисунок.

Правило  №1. не давать высказываний типа : «дурацкий рисунок», «мазня», «ничего не понятно».

Правило №2.говорить только от себя  - «мне нравится (не нравится) этот рисунок.

Правило№3.говорить о рисунках только на занятии – постараться не обсуждать рисунки потом.

Обсуждение рисунков.

Затем разрезать рисунки на отдельные картинки и смешать их. Предложить детям рассмотреть рисунки и найти те, где изображены:

1. похожие чувства

2.противоположные чувства (самые не похожие между собой).

Если дети будут испытывать трудности, можно предложить выразить  эмоции, воспроизведённые на рисунках.

3.посчитать каких чувств оказалось  больше, а каких меньше.

Заключительная часть.

Игра 3. «Говорящие ботинки».

Цель: развитие «образа Я», формирование адекватной самооценки.

Ведущий: « если бы ваши сапоги(ботинки) могли говорить, что бы они сказали о вас?. С помощью мяча проводится игра(при ответе мяч возвращается ведущему).

«Если бы ваша курточка умела говорить. Что бы она сказала о вас?»

«Если бы ваша игрушка умела говорить, что бы она рассказала о вас?»

(при ответе негативного характера, вопрос ведущего: « а что ты должен сделать, чтобы твои …… не говорили о тебе это?».

Обсуждение игры.

Рефлексия занятия.

Упражнение 1. «Цветик-Семицветик».

Цель: учимся  рефлексии настроения с помощью цвета.

Ведущий предлагает участникам определить своё настроение через выбор лепестка определённого цвета. Каждый участник обозначает и  присоединяет  лепесток к общему. Беседа и обсуждение.

Возможен вариант обсуждения с использованием  музыкальных фрагментов известных авторов.

Д\З: принести на следующее занятие  разные визитки.

Занятие 2. «МЫ  ЗНАКОМИМСЯ».

Цель: 

продолжение знакомства участников друг с другом;

 -продолжение знакомства с  эмоциональными состояниями (настроение, чувства);

 - развитие восприятия (умения дифференцировать эмоциональные состояния другого);

- развитие сплоченности группы, повышение уверенности в себе.

-развитие образа «Я», формирования самооценки.

Материал: визитки, листы А4 для всех участников, цветные карандаши, заготовка разноцветных лепестков для упражнения  «Цветик-Семицветик», иллюстрации эмоциональных ситуаций (см. Приложения №1-3, Приложения № 4, для домашнего задания).

Введение в занятие.

Ритуал приветствия. Разминка.

Игра 1.«Комплимент».

Цель: учить детей эффективным способам общения.

Описание: дети стоят в кругу. Один из ребят выходит в круг и говорит всем что-то хорошее, например: «Сегодня солнечный день», « Саша, мне нравится твоя заколка» и т.д. Если всем остальным детям  понравилось то, что сказал стоящий в кругу ребёнок, они хлопают ему в ладоши, и он выбирает нового водящего  в круг. Если детям не понравилось, что сказал стоящий в кругу, они опускают руки вниз, а стоящий в кругу ребёнок должен придумать что-то ещё, и игра продолжается.

Важно! Необходимо строго следовать правилу: говорить может только тот, кто стоит в кругу, остальные дети выражают свои эмоции невербально.

Основная часть:

Упражнение 1. « Моя визитная карточка».

Цель: содействие развитию понимания других и самого себя; способствовать  повышению самоуважения детей.

Беседа: кто  из вас знает, что такое  визитная карточка? Почему люди обмениваются  ими при первой встрече? Давайте рассмотрим с вами те образцы, которые  вы принесли.

Вывод беседы: визитка позволяет человеку представить себя так, как он хотел бы выглядеть в глазах других.

Далее каждый участник получает лист формата А4 и задание: выделить углы листа так, чтобы получились квадраты со стороной 4 см, а также рисуют квадрат в центре размером 4x4 см.

- В левом верхнем углу нарисовать самое лучшее место на земле (какое им кажется).

- В правом верхнем своё качество, свою способность, которым они гордятся.

- в левом нижнем углу нарисовать (написать) то, что нравится (погода, прогулка, игра, цвет, животное и т.д.)

- в правом верхнем углу нарисовать (написать) то, что не нравится.

 - в центре написать название любимой сказки или м/ф.

Детям напоминаются правила обсуждения рисунков-визиток (см. Занятие №1)

После этого готовые визитки презентуются участниками. Затем визитки собираются и перемешиваются. Каждый из участников получает визитку кого-либо другого и составляет рассказ об этом человеке, при этом задача рассказчика  - дать самую позитивную информацию об авторе визитной карточки, в том числе и о настроении автора. Ведущий может предложить свою помощь.

Рассказ лучше всего начинать словами: «Я хочу рассказать вам об очень интересном(загадочном, одарённом человеке)….».

Упражнение 2. «Как общаться с королём (королевой).

Цель: учиться различать разные эмоциональные состояния друг друга.

Описание: выбирается король (королева), который садится на высокий стул. Все остальные участники – жители страны – проходят вместе мимо короля, в одном направлении несколько раз.

Если король сидит серьёзный, то жители проходят с серьёзными лицами, маршируют и отдают честь.

Если улыбается: тоже улыбаются и машут ему рукой.

Если грустит (прикладывает к глазам платок): показывают грусть – громко вздыхая, медленно передвигаясь.

Затем король избирает на престол любого другого жителя.

Обсуждение игры.

Ведущий напоминает участникам об упражнении «Расскажи о чувствах без слов» и их рисунках (на Занятии №1). Предлагает детям дополнить ряд эмоциональных состояний, с помощью дополнительного материала (Азбука Эмоций). Показ и обсуждение  иллюстраций, с помощью которых передаются эмоциональные содержания ситуаций (см. Азбука Эмоций).

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

Упражнение 1. «Цветик-семицветик».

Цель: учимся  рефлексии настроения с помощью цвета.

Ведущий предлагает участникам определить своё настроение через выбор лепестка определённого цвета. Каждый участник обозначает и  присоединяет  лепесток к общему. Беседа и обсуждение.

 Д\З: каждый из участников  получает  сюжетную  картинку  и придумывает историю.

Занятие № 3. «НАШИ  РАЗНЫЕ  ЧУВСТВА».

Цель:

-знакомство с основными эмоциями  (злость, грусть, радость, страх, интерес, стыд, вина).

- узнавание  собственных  эмоций, эмоций других людей.

-экспрессивное  выражение эмоций (невербальный уровень)

-понимание причин возникновения эмоций у себя и у других людей, правильное реагирование (вербальный уровень)

- повышение уверенности в себе

- развитие образа «Я»,  познания самого себя для формирования адекватной самооценки.

Материал: Приложения № 5-9,  Приложения № 9-12, заготовка разноцветных лепестков для упражнения  «Цветик-Семицветик», заготовка для рисования эмоциональных лиц.

Ход занятия:

Ведение в занятие.

Ритуал приветствия. Проверка и обсуждение домашнего задания. Рефлексия прошедшего занятия.

Разминка.

Упражнение 2. «Как общаться с королём (королевой).

Цель: учиться различать разные эмоциональные состояния друг друга.

Описание: выбирается король (королева), который садится на высокий стул. Все остальные участники – жители страны – проходят вместе мимо короля, в одном направлении несколько раз.

Если король сидит серьёзный, то жители проходят с серьёзными лицами, маршируют и отдают честь.

Если улыбается: тоже улыбаются и машут ему рукой.

Если грустит (прикладывает к глазам платок): показывают грусть – громко вздыхая, медленно передвигаясь.

Затем король избирает на престол любого другого жителя.

Обсуждение игры.

Основная  часть.

Выполнение упражнений и заданий на усвоение основного содержания материала.

Упражнение 1. «Покажи и угадай  эмоцию».

Цель: знакомство с основными эмоциями, экспрессивным выражением (на невербальном уровне), выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.

Ведущий предлагает детям разделиться на 2 команды. Участники 1 команды получают задание от ведущего показать персонаж в определённом настроении. Участники 2 команды должны отгадать персонаж и эмоцию. Затем смена ролей.

- отработка  эмоции «злость»: рассерженного человека; грозовую тучу; ребёнка у которого отняли мороженное; злого, голодного волка.

- отработка эмоции «грусть»: игрушечного зайку, которого забыли под дождём; осенний дождик; заболевшего ребёнка; ослика ИА.

- отработка  эмоции «страх»: испуганного человека; заледеневшую речку; зайчика, который испугался волка; ребёнка, который испугался собаку.

Игра 2. «Меняются местами те, у кого….»

Цель: развитие наблюдательности, внимания, мышления.

Дети сидят на стульях в кругу. Водящий выходит в центр круга и говорит: «Меняются местами те дети, у кого карие глаза; кто в штанах; кто в колготках и т.д.». Дети, имеющие такие приметы, должны встать и пересесть на другой стул. В это время водящий пытается занять свободное место и игра продолжается.

Продолжение выполнения основного задания.

- отработка эмоции «радости»: радостного человека; летнее солнышко; собаку, которая виляет хвостом; Буратино, который нашёл золотой ключик.

- отработка эмоции «интерес»: заинтересованного человека; лёгкий ветерок; любопытную лису; ребёнка, который рассматривает бабочку.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

  Упражнение 1. «Цветик-семицветик».

Цель: учимся  рефлексии настроения с помощью цвета.

Ведущий предлагает участникам определить своё настроение через выбор лепестка определённого цвета. Каждый участник обозначает и  присоединяет  лепесток к общему. Беседа и обсуждение.

Д/З: выполнить на отдельном листе: «Соедини чертой и соответствующие им названия».

Занятие № 4. «МЫ  ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМСТВО С РАЗНЫМИ ЧУВСТВАМИ».

Цель:

- развитие понимания оттенков одного чувства;  

- учиться узнавать и понимать  свои эмоции и эмоции других людей, правильно на них реагировать.

- понимать причину возникновения эмоций у себя и у других людей.

-  развитие мимических способностей.

- повышение уверенности в себе.

- развитие образа «Я»,  познания самого себя для формирования адекватной самооценки.

Материал: Приложения № 13, Приложения № 14-15, Приложения №16 (для домашнего задания), заготовка разноцветных лепестков для упражнения  «Цветик-Семицветик».

Ход занятия:

Ведение в занятие.

Ритуал приветствия. Проверка и обсуждение домашнего задания. Рефлексия прошедшего занятия.

Разминка.

 Упражнение.1. «Гимнастика для лица». Либо слушаем истории(большая книга эмоций).

 Дети копируют  выражение лица ведущего, при этом отгадывая название эмоции молча,  через демонстрацию  пиктограммы.

Основная часть:

Выполнение упражнений и заданий на усвоение основного содержания материала.

Упражнение. 2. «Придумай историю». Либо работа  с использованием материалов Громовой.

Предварительно детей знакомят с материалом (см. Приложения № 14-15).

Произвольно раскладываются перед участниками некоторое количество карточек (с персонажами), так , чтобы персонажи не были видны. Ведущий начинает рассказ (например: «В одном городе жил-был…»), переворачивает любую из карточек и продолжает рассказ в соответствии с нарисованным  персонажем. Обязательное условие: говорить, что чувствовал тот или иной персонаж. Следующий участник продолжает придумывать историю, используя ту карточку, которую выбрал.

Обсуждение упражнения.

Игра 1. «Перевоплощение».

Дети делятся на команды. Внутри договариваются о показе животного, в каком-либо настроении, другая команда должна отгадать.

Упражнение 3. «Цветовой карнавал».

Цель: развитие понимания оттенков одного чувства; понимание субъективного восприятия цвета, чувств в разных ситуациях.

Инструкция: ведущий рассказывает маленькую историю, а дети должны представить подобрать какой-то цвет из  своей «радуги»  – для изображения ситуации (цветовое оформление переживаний по ситуации).

Пример: «Вы попали на аттракцион «Чёртово колесо». Вам немного страшно, но очень весело смотреть вниз. Итак, что это за чувство и какого оно цвета?»

На этапе примера важно отметить, что нет правильного цвета – каждый имеет своё представление о цвете, поэтому каждый даёт тот цвет, который подходит именно ему.

Радость.

1.Вы пьёте вкусный сладкий напиток, за окном холодно, ветер,  но вам тепло.

2.Вы рисуете необычную картину: фантастический город, удивительные дома,  и получается совершенно необычно.

3.Вы смотрите очень интересный фильм, а настроение улучшается ещё и потому, что смотрите этот фильм вместе с друзьями.

4.Вы плаваете в тёплом море, светит солнышко, смотрите на красивые деревья и цветы около берега. Это последний день каникул.

Удивление.

1.На обложке книги написано «Сказки народов мира», вы открыли книгу, а там вместо сказок рецепты всяких блюд.

2.Сегодня праздник, вам дарят большую коробку, вы открываете её, а в ней ещё одна коробка поменьше, в этой коробке ещё одна, и здесь неожиданный и приятный подарок.

3.Ещё вчера было тепло, казалось, что осень никогда не кончится, но сегодня утром вы выглянули в окно – а на улице идёт снег.

Грусть, разочарование.

1.Вы потеряли ценную для вас вещь – она недорого стоит, но её подарил близкий вам человек.

2.На улице плохая погода. Нет настроения ни гулять, ни что-то делать.

3.Вы хотели посмотреть фильм (поиграть в компьютерную игру), а вместо этого пришлось переделывать домашнее задание.

4.Два ваших друга поссорились и требуют, чтобы вы выбрали одного из них.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

 Упражнение 1. «Цветик-семицветик».

Цель: учимся  рефлексии настроения с помощью цвета.

Ведущий предлагает участникам определить своё настроение через выбор лепестка определённого цвета. Каждый участник обозначает и  присоединяет  лепесток к общему. Беседа и обсуждение.

 

Д\З: Выполнение задания: «Что не дорисовал художник?», см. Приложение № 16. Принести на следующее занятие одну свою (среднего размера) игрушку.

Д/З: заполнить карточку « Другие люди тоже испытывают чувство радости»: 

Для мамы удивление – это _____________________________________________

для папы удивление    это _____________________________________________

для моего  друга у– это _______________________________________

для моей подруги у– это _______________________________________

 для меня у– это _______ ___________________________________

Занятие №  5.  «МЫ ГРУСТИМ И ПЕЧАЛИМСЯ, КОГДА….».

Цель:

-  организация актуализации рефлексии определённого эмоционального состояния, опыта ребёнка.

-  освоение психогимнастических приёмов (тренировка невербального взаимодействия, через выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний).

 - освоение адекватного языка для обсуждения с ребёнком средств невербального общения.

- повышение уверенности в себе.

- развитие образа «Я»,  познания самого себя для формирования адекватной самооценки.

Материал.  Свои игрушки, либо приготовленные ведущим, Приложения № 17-18, Приложения № 19-20, цветные карандаши, листы А4, заготовка разноцветных лепестков для упражнения  «Цветик-Семицветик».

Ход занятия:

Ведение в занятие.

Ритуал приветствия. Проверка и обсуждение домашнего задания. Рефлексия прошедшего занятия.

Разминка.

Игра 1. «Дотронься».

Цель: снятие телесных зажимов, развитие навыков общения, умения просить.

Материал: игрушки (по количеству должно быть меньше, чем детей).

Дети становятся в круг, в центр складываются принесённые детьми игрушки. Ведущий говорит: «дотронься до лапки (хвоста, колеса…..) игрушки», кто не успел, тот выходит из игры, остальные продолжают игру.

Основная часть:

Выполнение упражнений и заданий на усвоение основного содержания материала

Выполнение задания: «мне бывает грустно, когда….». Нарисовать что-нибудь самое грустное, печальное для тебя.

Обсуждение ситуаций.

 Задание 1. см. Приложения № 19-20.

 1. Догадайся, какое настроение у персонажа?

2. Раскрашивание образов, обозначающие полярные понятия.

3. Составление рассказа по сюжетной картинке.

4. Обсуждение.

Игра 1. «Очень худой ребёнок».

Цель: научить выражать страдание и печаль.

Описание: ведущий объясняет детям: ребёнок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может его повалить с ног. Ведущий читает стихотворение Э. Мошковской:

Это кто там печально идёт?

И печальную песню поёт?

Муравей пробежал, повалил его с ног.

Митя из дому шёл, до калитки дошёл,

Но дальше идти он не мог!

Он каши, он каши, он Каши не ел,

Худел, худел, болел, болел!

И вот он лежит одинок.

Муравей повалил его с ног!

дети по очереди показывают, какое худое у Мити лицо. Затем распределяются роли: бабушки, Мити и муравья. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет гулять. Мальчик, пошатываясь, идёт к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и  трогает его усиком (пальцем) – Митя падает (приседает).

Игра  2. «Два друга».

Цель: сопоставление различных черт характера, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё, коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Описание: дети слушают стихотворение Т. Волиной «Два друга».

Пришли два юных друга на речку загорать.

Один решил купаться – стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке и смотрит на волну,

И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли зимой два друга кататься на коньках.

Один стрелою мчится – румянец на щеках!

Другой стоит растерянный у друга на виду.

«Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу.

Один пробежку сделал – согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:

Лежит под одеялами – «Кха –кха!...Апчхи!».

Обсуждение: оценивание поведение обоих ребят; распределение ролей.

Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

 Упражнение 1. «Цветик-семицветик».

Цель: учимся  рефлексии настроения с помощью цвета.

Ведущий предлагает участникам определить своё настроение через выбор лепестка определённого цвета. Каждый участник обозначает и  присоединяет  лепесток к общему. Беседа и обсуждение.

Д\З:  Найти картинку в каком-либо журнале, изображающую мальчика или девочку (человека), которая тебя заинтересует. Вырезать и приклеить. Рассмотреть позу, жесты, выражение лица. Написать рядом с картинкой, какое чувство испытывает изображённый на ней человек.

д/з: заполнение  карточка типа: мама грустит, когда….

            Папа грустит, когда…. И т.д.

Занятие № 6. «НАМ  СТРАШНО, КОГДА….».

Цель: 

 - организация актуализации рефлексии определённого эмоционального состояния, опыта ребёнка.

 - освоение психогимнастических приёмов (тренировка невербального взаимодействия, через выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний).

 - коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка.

 - тренинг моделированных стандартных ситуаций.

- повышение уверенности в себе

- развитие образа «Я»,  познания самого себя для формирования адекватной самооценки.

Материал: цветные карандаши, листы, заготовка разноцветных лепестков для упражнения  «Цветик-Семицветик». (см. Приложение № 21).  

Ход занятия:

Ведение в занятие.

Ритуал приветствия. Проверка и обсуждение домашнего задания. Рефлексия прошедшего занятия.

Основная часть:

Демонстрация картинки, беседа:

  1. Кого вы видите на рисунке?
  2. Кто здесь храбрее всех?
  3. Покажите, как бульдог испугался?
  4. Изобразите смелую лягушку.

Сегодня поговорим о том, чего мы иногда боимся, или просто боимся.

Ведущий «собирает» ситуации:

Кто-нибудь боится темноты?

А шорохи и тени ночью?

А неизвестных, сказочных животных?

Беседа: страх перед темнотой и ночными шорохами заложен в нас от природы. Древние люди жили в лесах, пещерах, где было много опасностей. Надо было ко всему прислушиваться к каждому шороху, замечать каждую тень. И, главное не спать, если ты один. Это был полезный страх. Если бы не он, наших предков бы скушали дикие звери, но мы есть!  А темноты боимся……  Сегодня зверей (хищных) бояться нечего.  А многие дети всё равно бояться засыпать в темноте. Они глупые? Не знают, что опасности нет? Нет! Они не глупые! Они, наоборот, очень способные и одарённые. Этот дар называется  фантазирование.  Кто из вас знает, что это такое? Фантазия? Фантазия помогает нам придумывать волшебные сказки, интересные фильмы, сложные компьютерные игры. Примеры: человек – паук, инопланетяне (в м/ф), старуха Шапокляк, колдуны, феи.

Игра 1. «Динозаврики».

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов. Возможность выразить накопившийся страх, противоречия и обиды.

Описание: дети предварительно, устно описывают своего персонажа.

Какая у него мордочка, что по телу, как двигается, какой звук издаёт.

Затем  показывают его: бегают, издают крики.

Обсуждение игры.

Упражнение 1.

 Нарисовать то, что ты боишься, свой страх. Подробно так, как представлял себе, когда боялся. Затем меняемся по кругу рисунками. Дети получают задание: добавить что-нибудь забавное, глупое, смешное, что подсказывает  фантазия. Обмен  рисунками до тех пор, пока персонаж не вернётся к хозяину. Выкладывание в центр, обсуждение.

 Вывод: Ведь ты его придумал, ты его и можешь изменить!

Упражнение 2.

Цель: развитие координации движений, чередование темпа и громкости речи, межполушарного взаимодействия, снятие напряжения.

Дети за ведущим проговаривают построчно, выразительно текст, сопровождая его движениями, соответствующими происходящим событиям. Возможна импровизация со стороны участников, с соблюдением движений в такт произносимому тексту.

Мы охотимся на льва.

Не боимся мы его.

У нас длинное ружьё

И подзорная труба.

Ой! А что это?

А это – поле: топ-топ-топ.

Ой! А что это?

А это – болото: чав-чав-чав.

Ой! А что это?

А это – море: буль-буль-буль.

Ой! А что это?

А это – тропинка: шур-шур-шур.

Под ней не проползти.

Над ней не пролететь.

Её не обойти, а дорожка напрямик.

Вышли на полянку.

Кто это здесь лежит? Давайте его потрогаем. (дети «трогают» воображаемого льва.) Да это же лев! Ой, мамочки! Испугались его и побежали домой.

По тропинке: шур-шур-шур.

По морю: буль-буль-буль.

По болоту: чав-чав-чав.

По полю: топ-топ-топ.

Прибежали домой.

Дверь закрыли.

Ух! ( на выдохе) Устали.

Игра 2. «Рисование ладошками».

Цель: снижение мышечного напряжения и психоэмоционального  напряжения.

Описание:  ведущий сообщает детям, что сейчас они будут ладошками рисовать картины на спине друг друга. Нужно разбиться по парам, где все рассаживаются так,  чтобы один ребёнок – «художник» - мог рисовать на спине другого и при этом видеть ведущего, который будет показывать, как рисовать. Ребёнок, на спине которого «рисуют», закрывает глаза.

Когда все готовы, ведущий медленно читает текст и одновременно демонстрирует детям движения, как рисовать на спине.

 «Море, море, море….

(дети медленно поглаживают верхнюю часть спины партнёра по направлению от позвоночника в стороны, и делают это одновременно двумя руками).

« Рыбы, рыбы, рыбы….»

(Быстрые и лёгкие прикосновения пальцев в том же направлении).

«Горы, горы, горы…..»

(медленные прикосновения всей ладонью).

«Небо, небо, небо….

(снова поглаживания).

Затем участники пар меняются ролями.

Обсуждение  игры.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

  Упражнение 1. «Цветик-семицветик».

Цель: учимся  рефлексии настроения с помощью цвета.

Ведущий предлагает участникам определить своё настроение через выбор лепестка определённого цвета. Каждый участник обозначает и  присоединяет  лепесток к общему. Беседа и обсуждение.

Д/З : Нарисовать 2 зонтика: под одним снятся  добрые сны, под вторым недобрые.

 Занятие № 7. «МЫ РАДУЕМСЯ,  КОГДА….».

Цель:

- организация актуализации рефлексии определённого эмоционального состояния, опыта ребёнка.

 - освоение психогимнастических приёмов (тренировка невербального взаимодействия, через выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний).

 - обучение распознаванию и произвольному проявлению чувств.

- повышение уверенности в себе.

- развитие образа «Я»,  познания самого себя для формирования адекватной самооценки.

Материал.  Рисунки детей, цветные карандаши, листы А4 бумаги, заготовка разноцветных лепестков для упражнения  «Цветик-Семицветик», (Приложения № 22).

Ход занятия:

Ведение в занятие.

Ритуал приветствия. Проверка и обсуждение домашнего задания. Рефлексия прошедшего занятия.

Упражнение 1. Нарисовать то, что радует меня.

 Обзор рисунков.

 Когда мы улыбаемся, когда мы радуемся?

Основная часть:

 Беседа 1. (по рассказу)

«Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами? Надеюсь, вы сумеете помочь мне в этом. Начну я, а вы продолжите…

Жила – была Улыбка.  Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады её видеть у себя в доме. Её наперебой приглашали в гости, старались угостить, подружиться с ней. Улыбка помогала людям в делах, охотно ходила в гости, старалась никого не обидеть – ни старенького, ни маленького. Но однажды…  В городке, где жила Улыбка, появился очень странный человек. Он был всем недоволен – сердился по каждому поводу: сахар ему был не сладким, солнце – не ярким, а дети  - не послушными. Он сердился на всех, всегда – днём и ночью, в хорошую погоду и в ненастье. Когда он встретился с Улыбкой, ему стало ….». Ведущий предлагает продолжить историю каждому ребёнку, как он захочет….

Вывод 1.

В улыбке  - сила человека, его смелость. Улыбка показывает, что человек может стать другом, готов познакомиться с тобой, вместе играть.

Упражнение 2. « Другие люди тоже испытывают чувство радости»: 

Цель: рефлексия материала по занятию.

 Для мамы радость – это _____________________________________________

для папы  радость – это _____________________________________________

для моего  друга радость – это _______________________________________

для моей подруги радость – это _______________________________________

 для меня радость – это _______ ___________________________________

5. Игра «Раздувайся, пузырь».

Цель: развитие чувства сплочённости, внимания.

Инструкция:  Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на один (как в дудочку). После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов. Все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: «раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!».

Получается большой круг. Ведущий говорит: «Хлоп!» - пузырь лопается, все сбегаются к центру (пузырь сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузыри).

Беседа 2. (По рассказу «Относительность радости»).

 Бывает  так, что один и тот же ребёнок в одно  время может совершать плохие поступки, а в другое – замечательные. Например:  ребёнок вертелся и не слушал на уроке учителя, а дома помог маме или младшему брату. То же самое бывает и с чувствами – они могут помогать человеку, а  в другой ситуации способны и помешать ему.  Послушайте-ка одну историю:

«Относительность радости».

«В одном городе жила семья: папа, мама, и двое детей – Саша и Маша. Дети любили, когда родители им что-нибудь покупали, и очень этому радовались. И родители старались порадовать детей, часто покупали им сладости и игрушки: много кукол для Маши, гоночные машины, видеоприставки – Саше.  И вот наступил день, когда комната  ребят заполнилась игрушками настолько, что в ней стало трудно передвигаться. «Вот вам последние игрушки, - сказал папа, - Теперь у вас всё есть, играйте и радуйтесь». Рассмотрев новые игрушки, детям стало скучно. «С кем бы поиграть?» - подумали они и побежали на улицу. Маша увидела знакомых девочек и позвала их к себе играть. «Извини, нам некогда.  Мы нашли маленького щеночка и идём его кормить».  Лёша подошёл к мальчикам, но ребята торопились: «Мы сейчас змеев запускать будем, только что сделали».

Саша и Маша прошли по всему двору, но все дети были заняты своими делами и играми.

Неожиданно приехала Бабушка. Пригласила ребят к себе в деревню, но игрушки брать с собой не разрешила. Но и без них там было ой как весело! Маша полюбила поливать огород, бегать по земле босыми ногами. Саша помогал деду чинить загон для козочек.

Когда человек может сделать что-то своими руками – это большая радость!»

Обсуждение рассказа.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

 Упражнение 1. «Цветик-семицветик».

Цель: учимся  рефлексии настроения с помощью цвета.

Ведущий предлагает участникам определить своё настроение через выбор лепестка определённого цвета. Каждый участник обозначает и  присоединяет  лепесток к общему. Беседа и обсуждение.

Д\З:   Принести рисунок на тему: «Для нашей семьи радость – это….».

 Занятие № 8. « НАШИ  ЧУВСТВА  И  НАСТРОЕНИЯ БЕЗ  СЛОВ».

(языки общения)

Цель:

 - правильное понимание детьми эмоционально-выразительных движений, через освоение понятий «мимика», «жесты».

 - развитие способности получать информацию, улавливать чужое  эмоциональное состояние, анализируя походку людей, телодвижения.

- повышение уверенности в себе

- развитие образа «Я»,  познания самого себя для формирования адекватной самооценки.

Материал: Приложения № 23-25, заготовка разноцветных лепестков для упражнения  «Цветик-Семицветик», Приложения № 26 (для домашнего задания).

Ход занятия:

 Ведение в занятие.

Ритуал приветствия. Проверка и обсуждение домашнего задания. Рефлексия прошедшего занятия.

Разминка:

Упражнение.1.

Участники садятся спиной друг к другу. В таком положении рассказывает каждый о том, как начался сегодня день для него, в каком настроении он проснулся, что интересного произошло до занятия.

Затем участники разворачиваются и садятся в круг, начинается обсуждение упражнения:

                           - было ли вам удобно?

                          - хотелось ли что-то изменить в этом упражнении?

                         - что помогало вам выполнять задание?

                         - а что затрудняло совместную работу?

 Вывод: выражение лица без слов рассказывает нам о чувствах и настроении человека. Этот язык называется мимикой.

Основная часть:

Упражнение 2. (В группе). См. Приложения № 23. Участники получают задание  на карточках   определить  по лицам детей и ответить на вопросы ведущего:

         -  что происходит с ребятами в каждой ситуации?

         - почему у ребят такие выражения лиц?

         -  что могло случиться?

                                   

  1. Игра «Тающий снеговик».

Цель: снижение мышечного напряжения и психоэмоционального  напряжения.

Дети встают на расстоянии друг от друга. Затем представляют, что они снеговики (либо ведущий просит показать тех, кто знает, как выглядят снеговики). Нужно замереть, застыть. «Выглянуло солнце, и снеговики начинают постепенно таять. Постепенно расслабляются мышцы. Солнце печёт всё ярче и ярче… и вот уже совсем трудно стоять снеговику (дети опускаются на корточки, на колени и ложатся на пол). Снеговик растаял».

Упражнение можно повторить ещё один или два раза. Затем взрослый говорит: «А теперь вы уже дети. Встряхните ноги и кисти рук».

Обсуждение:  - легко или трудно было выполнять это задание?

 Упражнение 3. (Обсуждение в группе). См. приложения № 24.

Дети обсуждают  задание.   По позам людей нужно  догадаться, что происходит в каждой ситуации:

«Как вы думаете, какое эмоциональное состояние у этих                         человечков?»

Про жесты и пантомиму.

                   

Упражнение 4. См. Приложения № 25.

Цель: анализ чужого эмоционального состояния с использованием невербальных средств общения.

 Дети рассаживаются в круг и получают  в устной форме или  на карточках задания, которые нужно изобразить без слов, через мимику и жесты:

1. «молчи!»(палец к губам)

2. «Ай-яй, яй, нехорошо!»(указательным пальцем)

3. «Иди сюда!»(подманивающим движением пальца)

4. «Нет!»»

5. «Я рада тебя видеть!»(обе руки в разные стороны)

6. « Мне очень жаль, я сожалею»(сложенные ладошки)

7. «Не хочу тебя слышать!»(закрываем уши)

8. «Спасибо!»(кивок головы)

9. «Класс!»

10. «Подумай головой!»

11. «Позвони мне!».

12. «Тихо! Я говорю по телефону».

Обсуждение упражнения.

 Заключительная часть. Рефлексия занятия.

  Упражнение.1. «Цветик-семицветик».

Цель: учимся  рефлексии настроения с помощью цвета.

Ведущий предлагает участникам определить своё настроение через выбор лепестка определённого цвета. Каждый участник обозначает и  присоединяет  лепесток к общему. Беседа и обсуждение.

Д\З: 1. См. Приложения № 26.

2. Нарисовать на одной части листа что лучше делать ОДНОМУ, на другой части листа что можно делать только ВМЕСТЕ.

Занятие №9. «МЫ  ДРУЖИм ».

Цель:

 - развитие умения договариваться.

 - обучение принимать во внимание чувства другого  человека.

- повышение уверенности в себе.

- развитие образа «Я»,  познания самого себя для формирования адекватной самооценки.

 - формирования коммуникативной уверенности.

Материал:  Заготовка разноцветных лепестков для упражнения  «Цветик-Семицветик». (Приложения № 27). 

Ход занятия:

Ведение в занятие.

Ритуал приветствия. Проверка и обсуждение домашнего задания. Рефлексия прошедшего занятия.

Разминка:

Игра 1. «Сиамские близнецы» (2). Предварительно ведущий спрашивает у детей   и даёт пояснения о сиамских близнецах.  

Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности; умению договариваться, помощи друг другу.

Дети становятся плечом друг к другу, одной рукой обнимают друг друга за пояс, соприкасающиеся ноги можно связать верёвочкой. Образуется «существо» с 3-мя ногами, 2-мя головами, 2-мя руками и одно туловище.

Дети должны придумать имя. Игра заключается в выполнении команд ведущего: встать, сесть, попрыгать, лечь, повернуться, встать,…

Возможен вариант начала:

 «На одном маленьком острове жили самые обыкновенные люди, которые ели, пили, гуляли, играли (выполнение детьми соответствующих действий). Но однажды прилетела злая колдунья и превратила всех жителей в сиамских близнецов. Поначалу им было очень трудно, ведь они привыкли  всё делать самостоятельно. Но постепенно они привыкли и к этому, и стали ходить, сидеть, ложиться спать (и т.д.), как сиамские близнецы».

Обсуждение:

 - что было легко?

 - что было сложно?

Вывод: иногда причиной конфликта  - может быть не понимание  людьми чувств  друг друга.

Основная часть:

Беседа:  - У кого есть друзья?  А как можно познакомиться и начать дружить?

С незнакомыми ребятами можно завязать дружбу:

 -  угостить конфетами или принести мяч, мыльные пузыри, цветной мел. Но! Покупать дружбу подарками и сладостями не надо!

 - рассказать о себе  и своих увлечениях. Можно принести что-то из своих коллекций, книгу, фото и т.д. Среди ребят обязательно найдётся кто-то с похожими интересами.

 - если тебе нравится кто-то из ребят, но ты не знаешь, как завязать разговор – спроси его о чём-нибудь, в чём он хорошо разбирается и чем увлечён.

 - или скажи что-нибудь хорошее, похвали. Только не надо подлизываться – скажи на самом деле, что тебе понравилось.

 - когда завязалось новое знакомство, поддержи его. Запомни, как зовут нового знакомого, расспроси его, чем он увлекается, где живёт, во что любит играть. Предложи обменяться телефонами.

 - не стесняйся показать, что человек тебе интересен, но не навязывайся. И не расстраивайся, если ничего не выйдет. Значит, это ещё не твой настоящий друг. Встреча впереди!

 А было ли так, что с вами не хотели дружить?

 - А знаете ли вы детей (в школе, в дет.саду), с которыми не хотят дружить.

Давайте подумаем, почему с ними не хотят дружить?

 - ябеды (жалуются постоянно взрослым)

 - жадины (есть что-то вкусное или интересное, другие тоже хотят)

 - злюки (злится, дерётся, ругается)

 - воображалы (считают себя самым умным).

Обсуждение ситуаций.

Ситуация №1.

«Миша пришёл в школу нарядный и радостный  - у него сегодня день рождения. При входе в класс он нечаянно задел локтём Васю. Вася же так рассердился, что толкнул Мишу на пол. Миша упал, ударился и порвал свою рубашку».

Ситуация №2.

«Сегодня не задали уроков, и Даша  решила помочь маме: после школы забежать в магазин и купить хлеба на деньги, которые она копила на игру. «Вот мама обрадуется», - мечтала она. Правда, в магазине рядом с домом не было хлеба, и ей пришлось пойти в дальний, поэтому, когда Даша подошла к своему дому, мама уже стояла у дверей с ремнём в руках. «Ты где же это, негодница, пропадал? Марш домой! Вот придёт отец, он тебе добавит!» -кричала мама. И Даша  горько заплакала».

Детям предлагается найти ошибки в понимании друг друга, подумать, как лучше бы было поступить, придумать хорошее окончание к этим историям.

Игра    «Попугай», либо «Море волнуется раз,…., морская фигура замри..!

Упражнение 1. см. Приложения № 27.

Цель: вспомнить пройденный материал.

Каждый участник получает лист с утверждениями и рисует.

«Нарисуй, с каким выражением лица ты:

Обращаешься к другу - 0

Встречаешь маму - 0

Идёшь в детский сад/школу - 0

Смотришь цирковое представление - 0

Идёшь к зубному врачу - 0

Трогаешь скользкое мыло -0

Слушаешь раскаты грома -0

Встречаешь гостей -0

Получаешь новую игрушку -0

Гладишь кошку -0

Поздравляешь друга с днём рождения – 0».

Обсуждение упражнения.

Упражнение 2.

Цель: обучение понимания в конфликтных ситуациях чувства другого человека.

«Когда ребёнок упал и разбил коленку, он чувствует…., его мама чувствует….»

«Когда ребёнок получил плохую оценку, он чувствует…., его мама чувствует…, учительница чувствует…».

«Когда ребята не хотят с малышом играть, он чувствует…»

«Когда девочка  не хочет ложиться спать, она чувствует….»

«Когда ребёнок перебивает взрослого, он чувствует…., взрослый чувствует…»

«Когда ребёнок остаётся дома один, он чувствует….»

«Когда ребята дразнят малыша, он чувствует….»

«Когда ребёнку запрещают играть в компьютер, он чувствует…, его мама чувствует…».

Обсуждение.

Игра   «Ха-ха-ха».

Цель: помочь детям получить заряд положительных эмоций.

Все стоят в кругу. Каждый участник соединяет кисти рук в замок, смотрит на ведущего и повторяет с ним движения и слова. Ведущий (сначала взрослый, позднее кто-то из детей) показывает и делает следующее:

  - 5 раз прикасается к левому плечу, при каждом прикосновении произнося «ха».

 - 5 раз прикасается к правому плечу, при каждом прикосновении произнося «хо».

 - 5 раз прикасается  к левому колену, при каждом прикосновении произнося «хи».

 - 5 раз прикасается к правому колену, при каждом прикосновении произнося «хе».

Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе и по 4 раза. Затем темп ещё ускоряется, а число прикосновений последовательно уменьшается до 3-х раз, до 2-х и до 1 раза. Последний раунд снова проходит медленно. Произнося последнее «хе», взрослый предлагает детям выплеснуть всю усталость, всю обиду, всю злость, которые накопились у них в теле.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

  Упражнение 1. «Цветик-семицветик».

Цель: учимся  рефлексии настроения с помощью цвета.

Ведущий предлагает участникам определить своё настроение через выбор лепестка определённого цвета. Каждый участник обозначает и  присоединяет  лепесток к общему. Беседа и обсуждение.

Д\З. Нарисовать своего друга, если нет, то  сказочного героя, с которым ты бы хотел дружить.

Занятие №10. «ВИЗИТКА НАШИХ  НАСТРОЕНИЙ».

Цель:  

 - способствовать осознанию детьми своих разных качеств.

- развитие умения договариваться.

 - обучение принимать во внимание чувства другого  человека.

- повышение уверенности в себе.

- развитие образа «Я»,  познания самого себя для формирования адекватной самооценки.

 - формирования коммуникативной уверенности.

Материал: разноцветные платки (для игры), заготовка для каждого участника к упражнению «Визитка моих чувств», разные по цвету и размеру круги, клей, карандаши, большой лист белой бумаги для коллажа.

Ход занятия:

Ведение в занятие.

Ритуал приветствия. Проверка и обсуждение домашнего задания(какие качества и поступки героя мне нравятся). Рефлексия прошедшего занятия.

Упражнение 1. «Визитка моих чувств».

Цель: закрепление пройденного материала, через образ. Предоставить возможность выражения себя , своих разных чувств.

Детям раздаются разноцветные части цветка (ромашка) и предлагается составить из лепестков цветок, в середине пишется имя. На лепестках дети продолжают фразы:

 1 «Я грущу, когда…»

 2 «Мне интересно, когда….»

 3 «Мне страшно, когда…..»

 4 «Я радуюсь, когда….»

5 «Я удивляюсь, когда…»

6 «Я злюсь, когда….»

7 «Мне стыдно, когда….».

Обсуждение упражнения.

Игра  «Танец волшебных лепестков».

Цель: учить детей неагрессивным способам взаимодействия.

Взрослый собирает все платки в одну руку и говорит детям, что это большой волшебный цветок, который цвёл всё лето. Но вот наступила осень, лепестки разлетелись по ветру. С этими словами взрослый раздаёт каждому ребёнку по платку, можно включить негромкую музыку и предложить детям пофантазировать, как летали волшебные лепестки: вверх, вниз, в стороны. Дети могут подбрасывать платки и ловить их, передвигаться с платками по комнате, кружиться и т.п. Перед окончанием музыки взрослый говорит детям, что ветер стихает и лепестки ложатся на землю. Дети садятся на стулья (на пол), опускают платки, расслабляют мышцы тела и замирают.

Упражнение 2. (Коллаж)

Цель: содействовать развитию понимания других людей и самих себя.

Детям предлагается придумать вселенную с различными  планетами. Взрослый раскладывает на столе вырезанные из бумаги круги разного размера – планеты – просит детей придумать им названия и представить себе людей, которые будут на этих планетах жить. Каждый из детей является хозяином одной планеты. Он определяет характер её обитателей, основные конфликты на планете и т.п. Когда все дети «прибывают» на его планету, он играет роль местных жителей, которые вступают в контакт с гостями, либо конфликтуют с ними.

Обсуждение упражнения.

Заключительная часть. Рефлексия занятия.

4. Критерии оценки результативности работы по программе

   Перед участием и по окончании данной программы с детьми проводится итоговое диагностическое обследование. Используемые задания и методики: «Волшебная страна чувств» (проективная методика), СОМОР.

5. Условия для реализации программы

Для проведения занятий необходима просторная комната,  желательно ковер,  бумага формата А4, простые и цветные карандаши.

Список литературы

  1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б.  Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003.
  2. «Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ Перспектива. Вып.2/Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ Перспектива, 2000. -112 с.  
  3. Лютова-Робертс Е., Монина Г. Игры для задиристых детей, издательство «Речь», 2011.  
  4. Овчарова Р.В.  Практическая психология в начальной  школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Пилипко Н.В.  Приглашение  в мир общения: Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч.1.- М.: УЦ «Перспектива», 1999. - 112 с.
  6. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2011. – 176 с.: ил. – (Психологическая работа с детьми).
  7. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского  психолога /Серия Психологический практикум. Ростов н/Д: Феникс,  2004. - 320 с.
  8. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256 с. (Библиотека практического психолога).

Стр.