ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Калейдоскоп путешествий
Система занятий в сенсорной комнате позволяет стимулировать сенсорное (познавательное) развитие ребенка, улучшить социальную адаптацию к детскому саду, к школе, к коллективу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_puteshestviy.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Актуальность. На успешность в освоении основной образовательной программы влияет не только состояние психофизиологических особенностей ребенка, сформированность познавательных психических процессов, но в значительной степени уровень сенсорного развития. От того насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать полученной информацией со стороны органов чувств, точно выразить ее в речи. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Немаловажную роль играет общее эмоциональное состояние ребенка (наличие повышенной тревожности, напряженности, агрессивности и т.д.). Неблагополучие в эмоциональной сфере может мешать социальной адаптации, способствовать невротизации, появлению психосоматических расстройств, нарушений поведения.
Таким образом, сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая.
Сенсорная комната - как специально оборудованное помещение представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, позволяет стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. Занятия в такой специально-оборудованной среде способствуют снятию напряжения, достижения расслабления и душевного равновесия у ребенка, что способствует лучшей социализации, адаптации. В отличие от традиционных методов психолого-педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.
Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основана на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия.
Целью занятий в сенсорной комнате является - стимулирование сенсорного (познавательного) развития детей, гармонизация эмоциональной сферы, улучшение социальной адаптации ребенка.
Задачи:
-снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
-активизация различных функций ц.н.с. за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
-стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия, кожно-кинестетической чувствительности и т.д.);
-развитие двигательных функций (координаций);
-создание положительного эмоционального фона, повышение познавательной мотивации.
Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия (различные тактильные поверхности, формы и т.д.). Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.
Следующим этапом развития детей являются занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора широко используется набор музыкальных альбомов для релаксации («Звуки моря», «Шум дождя», произведения классических композиторов и т.д.). Для развития зрительных ощущений используют разнообразные игры со светооптическими нитями, шариками воздуха в трубке, настенные панно «звездное небо» и т.д.
Таким образом, все пособия и панели используются многофункционально и направлены на развитие всех видов восприятия (как в отдельности, так и в целом).
В качестве дополнительных возможностей развития перцептивных способностей используется песочница (работа с песком), игры с водой (специально оборудованный прозрачный столик для воды).
Чтобы эффективно использовать сенсорную комнату, на первом этапе дети должны подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя в ней свободно. Знакомство с сенсорной комнатой начинается без включения сенсорных панелей, постепенно, дети привыкают к незнакомым материалам, ощущениям, поверхностям.
После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. На втором этапе педагог показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту. Для избежания однообразия и стимулирования воображения, образного мышления при проведении занятий, работа на предполагаемом оборудовании с ребенком включена в контекст какого-либо сказочного сюжета (к примеру, путешествие на другую планету, в сказочный лес и т.д.). Перед входом в комнату рекомендуется настроить ребенка, что он попадет сейчас в волшебную комнату, и чтобы волшебство не исчезло надо выполнять различные задания.
Каждое занятие длится в среднем 45 минут, во время которых детьми активно осваиваются новые ощущения, что стимулирует их познавательную деятельность, мотивацию, пробуждает интерес, подвижность и исследовательский подход. Состояние же расслабления является благоприятным фоном для психотерапевтической работы.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций — развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями. При работе с тревожными детьми нельзя осуществлять резкие переходы от одного стимула к другому. При работе с возбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.
Работа с детьми по данной методике направлена не только на решение проблем обучения и воспитания детей. Она предполагает выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, адекватной и безболезненной интеграции в социум.
Оборудование сенсорной комнаты условно делят на три функциональных блока:
Релаксационный блок: мягкие пуфики, маты напольные, настенные, сухой бассейн и т.д.
Активизирующий блок: оборудование со светооптическими эффектами (воздушно-пузырьковые колонны с мягким основанием, световой мерцающий ковер «Млечный путь», подвесной зеркальный шар, подвесные светооптические волокна «Солнечый домик» («Звездный дождь») и т.д.).
Общеоздоровительный блок: набор мячей (массажных, гимнастических), прибор для генерации запахов со звуками природы и ароматами, аппарат аэроионопрофилактики и т.д.
Структура занятия:
- Разминка (правила пребывания в комнате, знакомство с оборудованием, введение в сказочный сюжет (5 мин.)).
-Дыхательные упражнения (в зависимости от целей: активизирующего или расслабляющего характера – по методике И. Иде). (5-10 мин).
-Растяжки. Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара (5 минут).
- Основная часть. Развитие восприятия (различных модальностей), слухового и зрительного сосредоточения (внимания), памяти, образного мышления, двигательных координаций (10 -15 минут).
- Заключение. Релаксация. Для детей дошкольного возраста -использование техники направленного воображения («Отдых на море», «Отдых в волшебном лесу» и т.д.). Для детей младшего школьного возраста – использование методики релаксации в стиле аутогенной тренировки по Шульцу. 5-10 минут.
Количество занятий - 12. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Длительность занятия – от 30-45 минут. Количество детей на занятии- 1-2 человека. Контингент -дети дошкольного и младшего школьного возраста, направленные по итогам консультативного приема специалистами Центра (дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере – тревожные, агрессивные, импульсивные, замкнутые и т.д., дети с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, с задержками психического и речевого развития, страдающие психосоматическими заболеваниями, испытывающие сложности в адаптации, социализации).
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Название занятия | Количество часов | ||
Всего часов | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1 | Путешествие к морю | 45 мин | - | |
2 | Прогулка по волшебному лесу | 45 мин | - | |
3 | Путешествие на Луну | 45 мин | - | |
4 | Волшебный ручеек | 45 мин | - | |
5 | Таинственная пещера | 45 мин | - | |
6 | Радуга. Цветные истории. | 45 мин | - | |
7 | У водопада | 45 мин | - | |
8 | Сказочный день | 45 мин | - | |
9 | Эти волшебные звезды. | 45 мин | - | |
10 | Морские пейзажи | 45 мин | - | |
11 | Расскажи сказку | 45 минут | - | |
12 | Мы - путешественники | 45 минут | - | |
ВСЕГО: | 9 часов |
III. Основная часть
Занятие 1
Путешествие к морю:
Цели занятия:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- коррекция импульсивности, развитие произвольной сферы;
- развитие тактильного, слухового восприятия, зрительного и слухового внимания;
-развитие зрительной памяти, зрительного восприятия
- развитие двигательной сферы (крупная и мелкая моторика).
Оборудование: музыкальный набор «Шум прибоя», сухой бассейн, воздушно-пузырьковая колонна, калейдоскоп, песочница, ребристые дорожки.
Ход занятия:
- Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут.
- Дыхательные упражнения. В зависимости от состояния ребенка и целей работы с ним используется игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5-10 минут.
-Растяжки «Половинки» 5 минут
Игра «Подготовка к путешествию»
Данное упражнение полного цикла (в полном объеме) повторяют с детьми младшего дошкольного возраста 5–7 раз и с детьми среднего и старшего дошкольного возраста 7–10 раз.
Дыхание с успокаивающим эффектом не только оказывает расслабляющее, антистрессовое и отвлекающее действие, но и переключает внимание, помогает регулировать эмоции, формировать внутреннюю дисциплину.
Игра «Подготовка к путешествию» (успокаивающее дыхание). Дети садятся на ковер и вместе со взрослым начинают дышать по следующей формуле:
2 +2 (2); 2 +2 (2); 4 +4 (2); 4 +4 (2); 4 +4 (2); 4 +6 (2);
4 +6 (2); 4 +6 (2).
Или это же упражнение, но с активирующим эффектом.
Игра «Подготовка к путешествию» (повышение тонуса). Ребенок вместе со взрослым стоя выполняют вдох и выдох с поднятием рук. На вдох - руки медленно поднимаем вверх, выдох - медленно опускаем вниз. Дыхание происходит по следующей формуле:
2 (2) +2; 2 (2) +2; 4 (2) +4;
- (2) +4; 4 (2) +6; 4 (2) +7; 4 (2) +8.
Примечание: цифра перед скобками указывает время (в сек.) отведенное на вдох, цифра в скобках - время, отведенное на паузу, цифра с «+» - выдох (в сек.)
Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса мышц, умение регулировать, контролировать мышечное напряжение и расслабление.
Принять исходное положение — лежа. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх ⎯ низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.
- Основная часть.
Игра – путешествие: ходьба по ребристой дорожке (комплект красной и зеленой дорожки)- 5 минут.
Далее детям предлагается сесть на ковер спокойно прислушаться к шуму моря 3 минут. Звучит аудиозапись «Шум прибоя».
Игры с песком:
Игра «Раскопки» - найти и узнать спрятавшихся под слоем песка (под стеклом – изображения различных животных, насекомых, предметов), перечислить по памяти кто спрятался в песке.
Игры с калейдоскопом - составить интересный морской узор (4 минуты).
Через некоторое время детям предлагается понаблюдать за «волнами» (включается воздушно-пузырьковая колонна) 5 минут.
Далее детям предлагается «поплавать» в воображаемом море («Сухой бассейн») 5 минут:
Игра «Море шариков» - имитация плавания.
- Заключение. Релаксационное упражнение (лежа в бассейне, можно закрыть глаза, звучит музыкальное сопровождение «Шум прибоя»).
«Отдых на море»
- Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке... Вам тепло и приятно...Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу… Ваши руки отдыхают... Ваши ноги отдыхают. Дышим легко... ровно... глубоко...Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно...Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и... засыпаете. Дышим легко... ровно... глубоко...
Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали.
Хорошо вам отдыхать?
Но уже пора вставать!
Подтянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать!
Занятие 2
Прогулка в волшебном лесу:
Цели занятия:
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие тактильного, зрительного, слухового, обонятельного восприятия, зрительного и слухового внимания;
- развитие двигательной сферы (крупная и мелкая моторика).
Оборудование: музыкальный набор «Звуки леса», светооптическое волокно «Солнечный домик», аромонабор, набор тактильных поверхностей (животные), набор тактильных кругов.
Ход занятия:
- Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут.
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут.
- Растяжки «Половинки» 5 минут
2.Основная часть.
Игра – путешествие: ходьба по напольным сенсорным дорожкам (Круги) - 5 минут.
Звучит аудиозапись «Звуки леса» - детям предлагается сесть на ковер, спокойно прислушаться к звукам леса. Угадать звуки каких птиц, животных и т.д. они слышат. 5 минут
Игра «Волшебный мешочек» (игра «кто это?») - детям предлагается на ощупь определить (угадать) жителей волшебного леса -5 минут.
(В набор входят фигурки животных, которых ребенок должен на ощупь опознать). В случае затруднения – дается зрительная подсказка - перед ребенком выкладывается аналогичный набор. Возможные варианты игры: «Найди пару».
Игра «Узнай запах» - детям предлагается «покормить животных» -угадать запах того или иного фрукта, овоща и т.д. Варианты игры: «Найди пару», «Выложи последовательность». 5 минут
Далее детям предлагается представить, что неожиданно пошел дождь. Дети подходят к светооптическому оборудованию «Солнечный домик».
Игра «Под дождем» - дети ощупывают нити волокна, собирают в ладошку, наматывают на ручку и т.д. Затем дети встают под дождик (заходят внутрь). Включается свет в оборудовании («выглянуло солнышко») -5 минут.
3. Заключение. Релаксационное упражнение – лежа на ковре (диване) (можно закрыть глаза, звучит музыкальное сопровождение «Звуки леса»). 5 минут
Отдых в волшебном лесу
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые... У них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев. Дышим легко... ровно... глубоко... Вам хорошо и спокойно.
Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
Занятие 3
Путешествие на Луну
Цели занятия:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Развитие тактильного, зрительного восприятия, внимания, ориентировки в пространстве;
- развитие двигательной сферы (крупная и мелкая моторика);
-развитие познавательной мотивации.
Оборудование: потолочное панно «Звездное небо», «зеркальный шар» с проектором набор тактильных шариков с весами, сухой бассейн, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
- Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
- Растяжки «Половинки» 5 минут
- Основная часть.
Игра – путешествие: ходьба по ребристым горкам (голубые горки с разным тактильным покрытием) - 5 минут. Далее детям предлагается вспомнить форму Луны, как она видоизменяется на небе (от круглого шара, до полукруга и т.д.)
Игра «Волшебные шары» - набор тактильных шаров, отличающихся по гладкости-твердости, по тяжести-легкости. Детям предлагается ознакомиться с их физическими свойствами. Далее варианты игр: «Найди пару», «Равновесие» (с помощью специальной доски с отверстиями уравновесить на разных концах шарики). 10 минут
Далее детям включается оборудование «Зеркальный шар» с проектором, панно «Звездное небо» - дети наблюдают траекторию движения звезд, отмечают что справа - слева от Луны - 5 минут (игра «Путешествие к Луне»).
Далее детям предлагается перейти в «Сухой бассейн» - представить, что они летят на космическом корабле к звездам -5 минут.
3. Заключение. Релаксационное упражнение – лежа в «сухом бассейне» (можно закрыть глаза, звучит музыкальное сопровождение, допускается оставить включенным панно «Звездное небо»).
Как вариант релаксационного упражнения для детей можно предложить следующие формулы (задания в стиле аутогенной тренировки по Шульцу – то есть упражнений на достижение ощущения покоя в руках и ногах):
- Я смотрю на свое лицо (надо мысленно представить свое лицо).
- Мое лицо спокойное
- Мои глаза закрыты, они отдыхают.
- Мои щеки теплые, они отдыхают.
- Мое лицо отдыхает.
- Я смотрю на свои руки.
- Мои руки неподвижны, они отдыхают.
- Мои пальцы рук теплые, они отдыхают.
- Мои руки отдыхают.
- Я смотрю на свои ноги.
- Мои ноги неподвижны, они отдыхают.
- Я смотрю на свое тело.
- Мой живот теплый, он отдыхает.
- Моя спина теплая, она отдыхает.
- Мое тело отдыхает.
- Мое дыхание спокойное, ровное.
- Я отдыхаю.
- Мне удобно и спокойно.
- Я спокоен.
Занятие 4
Волшебный ручеек
Цели занятия:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-развитие тактильного, слухового восприятия, зрительного и слухового внимания;
- развитие координаций движений, вестибулярного аппарата;
-развитие мелкой и крупной моторики.
Оборудование: музыкальный набор «Шум ручья», светооптическое волокно «Солнечный домик», набор тактильных поверхностей, воздушно-пузырьковая колонна с рыбками
Ход занятия:
- Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
- Растяжки «Половинки» 5 минут
2.Основная часть.
Игра – путешествие: ходьба по полусферам («Кочки на болоте») 5 минут
Звучит аудиозапись «Шум ручья» - детям предлагается сесть на ковер, спокойно прислушаться к звукам. 5 минут
Далее дети подходят воздушно-пузырьковой колонне с рыбками.
Игра «Пузырьки» (следить за пузырями, прослеживая их путь снизу вверх, иногда помогая пальцем»), «Поймай рыбку» (следить за движениями рыбки).
Игра «Волшебный мешочек» - набор тактильных поверхностей («что находится на дне ручейка») – игра «Найди пару». 5 минут
Дети подходят к светооптическому оборудованию «Солнечный домик» (освещение выключено в приборе). Представляют, что волокна - это множество ручейков - игра «Большой ручеек» (сплести из нескольких волокон «большой ручей») -5 минут
- Заключение. Релаксационное упражнение – лежа на ковре, диване, мате (можно закрыть глаза, звучит музыкальное сопровождение «Шум ручья»).
Рыбки
- Представьте себе, что вы - разноцветные рыбки и плаваете в теплой воде, мягко шевелите плавниками и хвостиком. Вы плывете над самым дном моря и видите красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других разноцветных рыбок. Вам хорошо и спокойно. Вы решили отдохнуть и опускаетесь на мягкий теплый песок на дне. Вы спокойно отдыхаете, отдыхают ваши плавники и хвостик. Вам хорошо и приятно лежать на морском дне...
- Вы отдохнули и поднимаетесь на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка не покидает вас весь день!
Занятие 5
Таинственная пещера
Цели занятия:
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие тактильного, слухового и зрительного восприятия, зрительного и слухового внимания;
- развитие координаций движений, мелкой и крупной моторики.
Оборудование: светооптическое волокно «Солнечный домик», песочница, музыкальное сопровождение «Звуки леса», оборудование «Что это?» (квадратная рамка, затянутая зеленым сукном)
Ход занятия:
1.Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
- Растяжки «Половинки» 5 минут
- Основная часть.
Игра – путешествие: ходьба по тактильным дорожкам- 5 минут
Игра «Зеленая рамка» - ощупать под зеленым сукном «таинственные» предметы, которые лежат в пещере, назвать их (геометрические фигуры, фигурка человека, дерево и т.д.). 5 минут.
Далее игра «Раскопки» - игры в песочнице: рисование узоров по образцу, самостоятельно. 5 минут.
Далее дети подходят к светооптическому прибору «Солнечный домик». Предлагается зайти в «Пещеру» - включается прибор, а в комнате наоборот, - выключатся общий свет. Затем через некоторое время свет в «пещере» выключается, а общий свет включается. 10 минут
3.Заключение. Релаксационное упражнение – лежа на ковре, диване, мате (можно закрыть глаза, звучит музыкальное сопровождение «Шум леса). 5 минут
Отдых на поляне
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в лесу, около волшебной пещеры, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые... У них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев. Дышим легко... ровно... глубоко... Вам хорошо и спокойно.
Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
Занятие 6
Радуга. Цветные истории.
Цели занятия:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, зрительного и слухового внимания;
- развитие координаций движений, мелкой и крупной моторики.
Оборудование: светооптическое волокно «Солнечный домик», музыкальное сопровождение «звуки леса», набор цветных карточек, лампа из аромабара.
Ход занятия:
- Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
- Растяжки «Половинки» 5 минут
2.Основная часть.
Игра – путешествие: ходьба по ребристым дорожкам- 5 минут.
Сидя на ковре («лесной полянке») – обсуждение, когда появляется на небе радуга (после дождя).
Далее дети подходят к светооптическому прибору «Солнечный домик». Предлагается зайти внутрь - стать под «струйки дождя» - 5 минут. Игра «Под дождем».
Далее составляем волшебную историю (сказку) с помощью цветового опосредования. Используется комплект цветных разноцветных пластиковых карточек (цветной бумаги) 10 минут.
Игра «Расскажи историю (сказку) с помощью цвета». К примеру: «Наступило лето (желтый цвет). Распустились на деревьях листочки, выросла травка на полянке, расцвели красивые цветы (зеленый, красный и т.д.). Но однажды небо потемнело, началась гроза, пошел град (черный, коричневый и т.д.). Но вскоре дождь утих, и снова на небе засияло солнышко (желтый, голубой и т.д.). На дорожках образовались лужи (синий, голубой). Веселые воробьи плескались в лужах (коричневый) и т.д. Ребенок совместно с психологом выкладывает историю, затем глядя на карточки, последовательно воспроизводит рассказ
Игра «Хлопни-топни» - на смену цвета ребенок выполнять различные команды. (Используется лампа из набора аромабар). На красный цвет -топнуть. На зеленый, хлопнуть, синий – руки на пояс. На другие цвета -команд нет, ребенок пропускает их. 5 минут.
Как вариант этой же игры – на смену различной звуковой подачи - ребенок выполняет эти же движения (стоит спиной к психологу, а психолог заранее условленными музыкальными инструментами издает тот или иной звук – ребенок должен определить, что за звук, далее выполняя условленное действие). Или, как вариант, на громкий звук - топает, а на тихий - хлопает в ладоши.
- Заключение. Релаксационное упражнение – лежа на ковре, диване, мате (можно закрыть глаза, звучит музыкальное сопровождение «Шум леса»). 5 минут.
Радуга
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.
Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение. Вы видите красный и оранжевый цвет.
Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно.
Желтый цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь.
Зеленый цвет - это цвет травы, листьев. Вам хорошо и спокойно.
Голубой и синий - цвета неба и воды. Голубой - мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару.
Запомните ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги, - пусть настроение у вас сегодня будет таким же разноцветным, как радуга.
Занятие 7
Прогулка к водопаду
Цели занятия:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, зрительного и слухового внимания;
- развитие координаций движений, мелкой и крупной моторики.
Оборудование: светооптическое волокно «Солнечный домик», прозрачный столик, наполненный водой, музыкальное сопровождение «Звуки леса»
Ход занятия:
1.Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
- Растяжки «Половинки» 5 минут
2.Основная часть.
Игра – путешествие: ходьба по тактильным дорожкам- 5 минут.
Дети подходят светооптическому волокну «Солнечный домик» (без светового сопровождения). Звучит аудиозапись «Шум воды».
Игры «Большой ручей», «Заплетаем косу» - дети совместно с психологом наматывают волокно на пальчик, на несколько пальчиков, на руку. Далее дети плетут из них косичку, собирают в толстый жгут и т.д. 10 минут.
Игра «Пузырьки» - дети следят, сидя на ковре, за пузырьками воздуха в воздушно-пузырьковой колонне. 5 минут
Далее дети подходят к столику, наполненному водой
Игра «Поймай колечки» - на палочку надо надеть все колечки, которые лежат на «дне водопада». Или, как вариант, – найти на ощупь все стеклянные камушки, предметы, рассыпанные по дну столика (дну «водопада»). 5 минут
- Заключение. Релаксационное упражнение – лежа на ковре, диване, мате (можно закрыть глаза, звучит музыкальное сопровождение «Шум водопада»).
Водопад
- Лягте поудобнее. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.
Постойте немного под водопадом - пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.
Ваши страхи, беды смыла и унесла с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.
Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.
Занятие 8
Сказочный день
Цели занятия:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, зрительного и слухового внимания;
- развитие координаций движений, мелкой и крупной моторики.
Оборудование: «сухой» бассейн, панно потолочное «Звездное небо», «Звездный шар», набор тактильных поверхностей, музыкальное сопровождение «Шум прибоя»
Ход занятия:
- Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
- Растяжки «Половинки» 5 минут
2. Основная часть.
Игра – путешествие: ходьба по тактильным дорожкам - 5 минут.
Включается «звездное небо» и зеркальный шар. Дети рассматривают «звездное небо» и вспоминают свои любимые сказки. Представляют себя героями какой-либо сказки. 5 минут.
Упражнение «Расскажи сказку» - используется набор тактильных поверхностей. Взрослый рассказывает, а ребенок выкладывает предметы один за другим по ходу рассказа, ассоциируя эмоциональное описание героя. Или как вариант, составляет рассказ с помощью тактильных предметов на основе сопоставления их поверхностей (например, главный герой сказки колючий ежик - дети используют колючую поверхность, зайчик – мягкая, пушистая ткань и т.д.). Дети выкладывают дорожку из разных тактильных поверхностей. По сюжету сказки главный герой может, к примеру, плыть на лодке и кораблике, поэтому детям далее предлагается также, как главный герой сесть в волшебную лодку и поплыть в сказочное королевство. 10 минут.
Игры в «сухом» бассейне (имитация плавания) 5 минут.
3.Заключение. Релаксационное упражнение (можно выполнять, лежа в бассейне). Включается музыкальное сопровождение «Шум прибоя». 5 минут
Волшебный сон
Ложитесь поудобнее, закройте глаза. Начинается волшебный сон. Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают, засыпают... (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена...
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.(2 раза)
Дышится легко... ровно... глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Занятие 9
Эти волшебные звезды
Цели занятия:
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, зрительного и слухового внимания, зрительной памяти;
- развитие координаций движений, мелкой и крупной моторики.
Оборудование: «сухой» бассейн, панно потолочное «Звездное небо», «Звездный шар» с проектором, песочница, светооптическое волокно «Звездный домик», музыкальное сопровождение «Шум леса»
Ход занятия:
1.Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
-Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
- Растяжки 5 минут «Камень – звезда»
По сигналу ведущего «Камень!» дети руками обхватывают ноги, согнутые в коленях, голову опускают к коленям. По сигналу «Звезда!» ребенок свободно раскидывает руки и ноги (повторить 3-4 раза).
2. Основная часть.
Включается звездное небо. Дети рассматривают «звездное небо», «зеркальный шар».
Игра «Путешествие к звезде». Детям предлагают представить, что они - космонавты, летят в ракете к далекой звезде (зеркальный шар). У них есть командир, который ведет космический корабль. 5 минут
Далее переходят к песочнице (под стеклом помещается рисунок-схема - «Карта полета»).
Игры «Найди спрятанную карту»: надо раскопать карту полета к звездному небу, запомнить схему и затем без подсказки воспроизвести такой же путь и такие же объекты (треугольники, квадраты) на песке. Дети рисуют пальцем на песке, по памяти воспроизведя рисунок. 5 минут
Игра «Полет на звездолете» - дети подходят к светооптическому оборудованию, заходят внутрь, включается прибор (дети стоят под ним, перебирают волокна). Затем свет выключается в приборе (поездка завершилась). 5 минут
3.Заключение. Релаксационное упражнение. Звучит музыкальное сопровождение «Звуки леса», можно оставить включенным панно «Звездное небо»).
Звездная ночь
Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.
Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину руки и ноги... Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным...
Дышим легко... ровно... глубоко... (2 раза). Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышим легко... ровно... глубоко...
Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии... Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.
Занятие 10
Морские пейзажи
Цели занятия:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, зрительного и слухового внимания;
- развитие координаций движений, мелкой и крупной моторики;
- развитие воображения, творческих способностей.
Оборудование: воздушно-пузырьковая колонна, музыкальное сопровождение «Шум леса», прозрачный столик для игр с водой, сухой бассейн
Ход занятия:
- Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
2. Основная часть.
Далее переходят к пузырьковой колонне. Наблюдают за пузырьками воздуха- 5 минут.
Далее подходит к столику с водой. Игры в воде, на дне из подручных материалов выкладывает узор (стеклярус, раковинки и т.д.)
3.Заключение. Релаксационное упражнение (звуковое сопровождение «шум моря»). Сухой бассейн
«Отдых на море»
- Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке... Вам тепло и приятно...Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу… Ваши руки отдыхают... Ваши ноги отдыхают. Дышим легко... ровно... глубоко... Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно... Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и... засыпаете. Дышим легко... ровно... глубоко...
Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали.
Хорошо вам отдыхать?
Но уже пора вставать!
Подтянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать!
Занятие 11
Расскажи сказку
Цели занятия:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, зрительного и слухового внимания;
- развитие координаций движений, мелкой и крупной моторики;
- развитие воображения, творческих способностей.
Оборудование: музыкальное сопровождение «Шум леса», песочница, природные материалы (шишки, листья, веточки), фигурки из киндер-сюрпризов, сухой бассейн.
Ход занятия:
- Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
- Растяжки 5 минут «Камень – звезда»
По сигналу ведущего «Камень!» дети руками обхватывают ноги, согнутые в коленях, голову опускают к коленям. По сигналу «Звезда!» ребенок свободно раскидывает руки и ноги (повторить 3-4 раза).
2. Основная часть.
Дети вспоминают любимые сказки или сочиняют свою, в песочнице «выкладывают» сказку, используя природные материалы, игрушки мелкие.
3.Заключение. Релаксационное упражнение (звуковое сопровождение «шум моря»). Сухой бассейн.
«Отдых на море»
- Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке... Вам тепло и приятно...Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу… Ваши руки отдыхают... Ваши ноги отдыхают. Дышим легко... ровно... глубоко... Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно... Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и... засыпаете. Дышим легко... ровно... глубоко...
Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали.
Хорошо вам отдыхать?
Но уже пора вставать!
Подтянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать!
Занятие 12
Мы - путешественники
Цели занятия:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- развитие тактильного, зрительного, слухового восприятия, зрительного и слухового внимания;
- развитие координаций движений, мелкой и крупной моторики;
- развитие воображения, творческих способностей.
Оборудование: воздушно-пузырьковая колонна, музыкальное сопровождение «Шум леса», ножницы, цветная бумага, старые журналы, бусинки т.д.
Ход занятия:
- Разминка (правила нахождения в сенсорной комнате). Введение в тему. Знакомство с оборудованием -5 минут
- Дыхательные упражнения. Игра «Подготовка к путешествию» (с успокаивающим или активизирующим эффектом) 5 минут
- Растяжки 5 минут «Камень – звезда»
По сигналу ведущего «Камень!» дети руками обхватывают ноги, согнутые в коленях, голову опускают к коленям. По сигналу «Звезда!» ребенок свободно раскидывает руки и ноги (повторить 3-4 раза).
2. Основная часть.
Дети вспоминают наиболее запомнившиеся путешествия и вместе со взрослым выполняют в технике «Коллажа» - открытку. 20 минут
«Коллаж». Предлагается составить на память красивый рисунок для сенсорной комнаты с помощью техники коллажа (с использованием цветной бумаги, фотографии людей из журналов, предметов, бусинок и т.д.)
Далее переходят к пузырьковой колонне. Наблюдают за пузырьками воздуха- 5 минут.
3.Заключение. Релаксационное упражнение (звуковое сопровождение «шум моря»)
«Отдых на море»
- Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке... Вам тепло и приятно...Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам - по всему телу… Ваши руки отдыхают... Ваши ноги отдыхают. Дышим легко... ровно... глубоко... Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легкой свежестью. Вам тепло и приятно... Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и... засыпаете. Дышим легко... ровно... глубоко...
Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали.
Хорошо вам отдыхать?
Но уже пора вставать!
Подтянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать!
IV. Критерии оценки результативности работы по программе.
По окончании данной программы с детьми проводится итоговое диагностическое обследование, выявляющее общее психоэмоциональное состояние ребенка к концу занятий. Методики САН, проективные (рисунок человека, несуществующего животного, методика Люшер, опросники Филиппса, Смас и т.д.). Собирается обратная связь от родителей, анализируются данные наблюдения за ребенком на протяжении занятии.
V. Условия проведения программы:
Занятия с психологом в сенсорной комнате проводятся один – два раза в неделю. Количество детей 1-2. Продолжительность занятия от 30 минут до часа (45 минут). Количество занятий -10. Допустимо проводить повторные занятия.
Оборудование:
Для занятий необходима оборудованная сенсорная, хорошо проветриваемая комната, с ковровым покрытием.
VI. Список литературы
- Кальмова С.Е., Орлова Л.Ф., Яворовская Т.В. Сенсорная комната -волшебный мир здоровья: учебно-методичское пособие. - Спб.: 2006.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. - 2011
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. -2008.
Приложение
Оборудование и образцы игр, использованных в программе
Наименование оборудования | Назначение | Виды и формы работы |
Сухой бассейн | Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Оказывает расслабляющее воздействие Развитие: -кинестетической и тактильной чувствительности; - образа тела; - пространственных восприятий и представлений; -координации движений; -Коррекция уровня тревожности, агрессивности. | -Игра «Море шариков». (имитация плавания). -Упражнения на релаксацию (сеансы психофизической разгрузки). |
Напольные сенсорные (тактильные) и балансировочные дорожки (см. Каталог к оборудованию Дусима -программа «Вижу, слышу ощущаю»). | Развитие: -тактильного восприятия, вестибулярного аппарата, координации движений; -речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи; -произвольного внимания. -профилактика плоскостопия. | -Игры-путешествия. -Игра «С кочки на кочку» -Упражнение «Держи равновесие!». |
-Тактильные мешочки «волшебные мешочки» (наборы: различные поверхности, геометрические фигуры, фигурки животных) | -развития тактильного, зрительного восприятия, внимания, памяти анализаторов. -развитие мелкой моторики, воображения, речи. | -Игра «Найди и назови». -Игра «Найди пару». -Упражнение «Что это?». |
Аквалампа (световое и вибрационное воздействие) | Развитие: • зрительного восприятия; • тактильного восприятия; • цветовосприятия. Активизация внимания. Релаксация в процессе идеомоторных движений и представления образов. | Сказкотерапия. Цветотерапия Игры «хлопни-топни». . |
Зеркальный шар и проектор направленного света (проецирование специальных светоэффектов) | Развитие: - зрительного восприятия, - ориентировки в пространстве - воображения Создание психологического комфорта. Снижение уровня тревожности. -Релаксация: воздействие зрительных образов. | -Светотерапия, - сказкотерапия. -упражнения по релаксации. -Игра «Путешествие к звезде». |
Музыкальный центр и набор аудиокассет | Обогащение восприятия и воображения. Создание психологического комфорта. Релаксация: воздействие слуховых образов. Снижение нервно-психи-ческого и эмоционального напряжения. Активизация двигательной активности. Формирование навыков саморегуляции. | Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации. |
Ароманабор | Развитие обоняния. Формирование умения дифференцировать запахи. Стабилизация психического состояния. Релаксация. | Игра: «Узнай запах» «Найди пару», «Выложи последовательность» |
Набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов | Развитие: -познавательных процессов; -мелкой моторики. -стимуляция тактильных ощущений. Стимулирующее и расслабляющее воздействие. | Комплекс заданий и игр на определение:
Игры «Найди пару», «Равновесие» |
Светооптическое волокно «Солнечный домик» | Обогащение сенсорного опыта, развитие зрительного и кинестетического анализатора, зрительно-моторных координаций, мелкой моторики Изменяющиеся цвета обладают успокаивающим эффектом и в то же время активизируют познавательный опыт детей, концентрируют внимание. | Игры «Под дождем» «Большой ручей», «Заплетаем косы» |
Воздушно-пузырьковые колонны (2 шт) +зеркала настенные | Развитие зрительного восприятия, формирование фиксации взора, концентрации внимания, оказывает скорее активизирующее воздействие. | Игры «Пузырьки», «Поймай рыбку» |
Потолочные панно «Звездное небо» | Развитие зрительного внимания, восприятия, оказывает скорее расслабляющий эффект | Упражнения на релаксацию, игры «Путешествие к звездам» |
Песочница | Обогащение сенсорного опыта, мягкое релаксирующее воздействие, развитие тактильных ощущений, зрительного внимания, восприятия | Игры с песком Игра «Раскопки» |
Прозрачный столик для игр с водой | Обогащение сенсорного опыта, мягкое релаксирующее воздействие, развитие тактильных ощущений, зрительного внимания, восприятия | Игры «Поймай колечки», «Определи на ощупь» |
Ионизатор воздуха | Аэронопрофилактика, общий оздоровительный эффект, очистка от пыли и микроорганизмов | Используется вне занятий |
Массажные и гимнастические мячики | Расслабляющее воздействие, развитие тактильных ощущений |
|
Калейдоскоп | Развитие зрительного восприятия, внимания стимуляция воображения, развитие познавательной активности | Составление узоров |