Создание безбарьерной среды. Выступление на городском семинаре по теме: "Развитие инклюзивного образования в Москве" 31.10 2013

Давидюк Светлана Валерьевна

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛЬ: психологическое сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС

 

Направления деятельности:

- обследование детей;

- изучение познавательной и личностной сферы ребенка с ОВЗ;

- участие  в разработке и составлении индивидуального образовательного плана и индивидуальных коррекционно-образовательных программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи и школы;

- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работой с учащимися школы;

- осуществление динамического психолого-педагогического изучения учащихся с ОВЗ;

- просветительская и экспертно-консультационная работа с родителями, учителями школы, а также всеми лицами, заинтересованными в процессе обучения, воспитания и последующей социализации детей с отклонениями в развитии.

           В процессе проведения данного семинара целесообразно  представить примерную форму индивидуального образовательного плана (ИОП) для учащихся с ОВЗ, соответствующую ФГОС и ознакомить участников семинара с тем, как создавать безбарьерную среду для детей с ОВЗ (на примере детей с двигательными нарушениями).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание безбарьерной среды Дети с двигательными нарушениями

Слайд 2

Особенности психофизического развития Могут быть ограничены поля зрения, снижена острота зрения, астигматизм Общая моторика: Нарушение общей моторики, влияет на темп не только психической, но и физической деятельности. Нарушение моторики и зрительно-моторной координации. Значительные трудности формирования графических навыков Речь: Нарушение внятности, разборчивости речи, темпа, просодики; нарушение звукопроизношения. Пространственные представления: Нарушение пространственного восприятия Трудности переноса информации с вертикальной на горизонтальную поверхность (с доски – в тетрадь, учебник). Связано с особенностями зрительно-пространственного восприятия. Нарушение пространственного анализа и синтеза. Не видит (не выделяет) элементы букв и их взаимное расположение. «Зеркалит» Мышление Часто уровень развития логического (абстрактного) мышления выше, чем уровень наглядных форм мышления. Низкий уровень сформированности практических навыков Характеристики деятельности Истощаемость, низкий темп деятельности

Слайд 3

Образовательные задачи – развивать умение ориентироваться в пространстве; формирование графических навыков Предметные ресурсы: Лифт, пандусы, дверные проемы, поручни, перила в соответствии с ростом; Мягкие формы для оборудования игровых зон; При необходимости – вертикализатор. Ноутбук со специальной клавиатурой (крупные клавиши разного цвета, функция задержки перед началом повтора); Специальные компьютерные программы; Насадки на карандаши и ручки; Закладки в книгах, зажимы, пройденные страницы заправлены в обложку; «Мягкие» карандаши, при обучении письму – только карандаши.

Слайд 4

Пространственные ресурсы Обеспечение свободного передвижения по классу: расстояние между партами, поручни; Место отдыха для ребенка – колясочника: на перемене бывает необходимо полежать на горизонтальной поверхности: кушетке, коврике; для детей, пользующихся памперсами нужна гигиеническая комната. Организация рабочего места: наклонная поверхность с фиксаторами-зажимами для тетради и учебника; жестко закрепленная на рабочей поверхности коробка или пенал с учебными принадлежностями, необходимыми именно на данном уроке. - Предметы должны быть легко доступны, лежать в один ряд; для детей с гиперкинезами фиксировать нерабочую руку на специальной рабочей поверхности, использовать утяжелители. при необходимости – маркировка руки ребенка : часы, компас, браслет, резинка. Единая маркировка рабочего пространства: верхний левый угол доски, тетради, парты и т.д.; выделение рабочей строки в тетради (альбоме); отметка в месте начала выполнения задания: начало строки для письма и чтения (при необходимости).

Слайд 5

Организационно-смысловые ресурсы Выбор рабочего листа с учетом особенностей зрительного восприятия ребенка; Изменение ширины рабочей строки (клетки). Использование специально разлинованных тетрадей (альбомных листов). Выделение специального и дополнительного времени для развития и закрепления навыков пространственной ориентации и переноса информации с вертикальной на горизонтальную поверхность.

Слайд 6

Социально-психологические ресурсы Определенное, ограниченное время для высказывания; Адекватные требования; Адекватное оценивание ( соответствии с прилагаемыми усилиями ).



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Примерная форма индивидуального образовательного плана (ИОП):

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:                        Возраст:                      Школа:

                                    Класс:

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Социальный педагог

Тьютор

Инструктор ЛФК и т.д.

Заключение и рекомендации ОПМПК

Описание состояния ребенка в психолого-педагогической терминологии

Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год)

Определяет стратегию деятельности школьной команды и родителей

Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т.п.)

Определяют приоритетные направления деятельности в рамках достижения цели с учетом запроса родителей

Режим пребывания ребенка в ОУ

Количество дней, количество уроков в день, начало и завершение учебного дня, кол-во часов индивидуальных/фронтальных занятий, итого учебных часов в неделю (с учетом требований СанПин и актуального состояния ребенка)

Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)

Потребности ребенка

Направления деятельности

Задачи на период

(возможные)

Ресурсы для решения и ответственный

Сроки выполне

ния

Построение комфортной  среды:

- изменения в  помещениях (классная комната; рекреация и т.д.)

- материалы для нормализации тонуса

- визуальная поддержка

- зонирование помещения: выделение зоны для творчества,     оборудование игровой зоны

- оборудование уголка для уединения (ширма, палатка)

- расстановка парт и т.д.

- мягкие модули, сухой бассейн;

- специальные игры и материалы (например, комплект Монтессори-материалов)

- создание сенсорно обогащенной среды;

- оборудование места (комнаты) для релаксации;

- оборудование места для подвижных игр и т.д.

- расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках и др.

Обеспечение

специализированным учебным оборудованием

- специализированное учебное место для ребенка с ДЦП;

- коммуникатор, планшет;

- ноутбук с обучающими программами и адаптированной  клавиатурой;

- оборудование класса интерактивной доской или другим оборудованием для презентации визуальных материалов и др.

Обеспечение  помещений школы, ЦПМСС специализированным

оборудованием и  приспособлениями

- лифт, подъемники, пандусы;

- специально оборудованные комнаты для гигиенических процедур;

- приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры и др.

Учебные пособия, дидактические материалы

УМК по опред. программе в соответствии с уровнем развития р-ка и спецификой посталвенных задач, отдельные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы

Создание «безбарьерной» среды

Потребности ребенка

Интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, потребность в общении, в принятии ребенка школьным коллективом; потребность в нормализации тонуса и др.

Направления деятельности

Задачи на период

(возможные)

Ресурсы для решения и ответственный

Сроки выполне

ния

Построение комфортной  среды:

- изменения в  помещениях (классная комната; рекреация и т.д.)

- материалы для нормализации тонуса

- визуальная поддержка

- зонирование помещения: выделение зоны для творчества,     оборудование игровой зоны

- оборудование уголка для уединения (ширма, палатка)

- расстановка парт и т.д.

- мягкие модули, сухой бассейн;

- специальные игры и материалы (например, комплект Монтессори-материалов)

- создание сенсорно обогащенной среды;

- оборудование места (комнаты) для релаксации;

- оборудование места для подвижных игр и т.д.

- расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках и др.

Обеспечение

специализированным учебным оборудованием

- специализированное учебное место для ребенка с ДЦП;

- коммуникатор, планшет;

- ноутбук с обучающими программами и адаптированной  клавиатурой;

- оборудование класса интерактивной доской или другим оборудованием для презентации визуальных материалов и др.

Обеспечение  помещений школы, ЦПМСС специализированным

оборудованием и  приспособлениями

- лифт, подъемники, пандусы;

- специально оборудованные комнаты для гигиенических процедур;

- приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры и др.

III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по решению ПМПк)

Необходимый специалист

Основное направление деятельности  

Конкретные задачи на период

Режим и формы работы

Показатели достижений

Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста)

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Социальный педагог

Тьютор и др.

IV Освоение образовательной программы:

Предмет

(образовательная область)

Требования стандарта: планируемые предметныерезультаты на  текущий период обучения

Конкретные задачи для ребенка на период

Формы организации УД (Фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.)

Показатели

Достижений

(в терминологии наличия компетентности)

Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности (от стандартных – тест, устный опрос, контрольная работа и т.д. до творческих  - портфолио, карта успеха, профиль умений и др.)

Математика

(в соответствии с календарно-тематическим планированием)

Чтение (в соответствии с календарно-тематическим планированием)

………

V. Формирование социальной компетентности:

Направления деятельности

(примерные)

Конкретные задачи на период

Ответственные

Формы деятельности

Показатели  достижений

Формы оценки достижений

Помощь ребенку в усвоении и соблюдении школьных правил

Освоить правила поведения в школе, осознать обязанности ученика. Развитие произвольной саморегуляции учебной деятельности. Научить составлять расписание уроков, режима дня, умения вести дневник, регулярно записывать домашние задания

Учитель, психолог

Учебная, коррекционно-развивающая, трудовая

В дневнике мало пробелов с незаполненными страницами. Умеет поднимать руку, не выкрикивает с места.

Выучен заданный учителем учебный материал полностью или частично), выполнены задания учителя( полностью или частично)

Формирование гигиенических навыков

Навыки сформированы

Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время)

Умение конструктивно общаться с учителем, сверстниками. Умение вести и вовремя заполнять дневник (записывать домашние задания), удерживаться в пространстве класса весь урок, уметь ждать, и слушать, когда отвечает другой ученик. Умение поднимать руку, а не выкрикивать с места

Учитель, психолог

Учебная, трудовая, коррекционно-развивающая

Не срывает урок, не отвлекает других учеников, конструктивно включен в учебный процесс

Положительные оценки, нет замечаний в дневнике по поведению. Положительные отзывыо ребенке специалистов. Наблюдение за ребенком

Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников

Умение начинать и оканчивать разговор, вести диалог, играть в коллективной игре с разв. сюжетом. Умение контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других.

Учитель, психолог

Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах на уроке

Свертники напрямую обращаются к ребенку и  включают его в свой круг. Ребенок не жалуется на конфликты с детьми, сам научился их разрешать

Опрос и беседа с мамой, ребенком,  учителем. Наблюдение за ребенком на перемене.

Формирование самостоятельности

Умение самому контролировать и проверять  учебные задания, дежурить в классе

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность

Умение понимать инструкцию, выделять и удерживать до конца цель деятельности, составлять программу действий ( с использованием наглядных алгоритмов деятельности, планов, умение проверять полученнный результат ( с поддержкой взрослого и самостоятельно)

Учитель, психолог

Учебная, трудовая, коррекционно-развивающая

Имеется готовый продукт деятельности

Положительные оценки