Создание безбарьерной среды. Выступление на городском семинаре по теме: "Развитие инклюзивного образования в Москве" 31.10 2013
РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕЛЬ: психологическое сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
Направления деятельности:
- обследование детей;
- изучение познавательной и личностной сферы ребенка с ОВЗ;
- участие в разработке и составлении индивидуального образовательного плана и индивидуальных коррекционно-образовательных программ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи и школы;
- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работой с учащимися школы;
- осуществление динамического психолого-педагогического изучения учащихся с ОВЗ;
- просветительская и экспертно-консультационная работа с родителями, учителями школы, а также всеми лицами, заинтересованными в процессе обучения, воспитания и последующей социализации детей с отклонениями в развитии.
В процессе проведения данного семинара целесообразно представить примерную форму индивидуального образовательного плана (ИОП) для учащихся с ОВЗ, соответствующую ФГОС и ознакомить участников семинара с тем, как создавать безбарьерную среду для детей с ОВЗ (на примере детей с двигательными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание безбарьерной среды | 354.5 КБ |
Примерная форма индивидуального образовательного плана (ИОП) | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности психофизического развития Могут быть ограничены поля зрения, снижена острота зрения, астигматизм Общая моторика: Нарушение общей моторики, влияет на темп не только психической, но и физической деятельности. Нарушение моторики и зрительно-моторной координации. Значительные трудности формирования графических навыков Речь: Нарушение внятности, разборчивости речи, темпа, просодики; нарушение звукопроизношения. Пространственные представления: Нарушение пространственного восприятия Трудности переноса информации с вертикальной на горизонтальную поверхность (с доски – в тетрадь, учебник). Связано с особенностями зрительно-пространственного восприятия. Нарушение пространственного анализа и синтеза. Не видит (не выделяет) элементы букв и их взаимное расположение. «Зеркалит» Мышление Часто уровень развития логического (абстрактного) мышления выше, чем уровень наглядных форм мышления. Низкий уровень сформированности практических навыков Характеристики деятельности Истощаемость, низкий темп деятельности
Образовательные задачи – развивать умение ориентироваться в пространстве; формирование графических навыков Предметные ресурсы: Лифт, пандусы, дверные проемы, поручни, перила в соответствии с ростом; Мягкие формы для оборудования игровых зон; При необходимости – вертикализатор. Ноутбук со специальной клавиатурой (крупные клавиши разного цвета, функция задержки перед началом повтора); Специальные компьютерные программы; Насадки на карандаши и ручки; Закладки в книгах, зажимы, пройденные страницы заправлены в обложку; «Мягкие» карандаши, при обучении письму – только карандаши.
Пространственные ресурсы Обеспечение свободного передвижения по классу: расстояние между партами, поручни; Место отдыха для ребенка – колясочника: на перемене бывает необходимо полежать на горизонтальной поверхности: кушетке, коврике; для детей, пользующихся памперсами нужна гигиеническая комната. Организация рабочего места: наклонная поверхность с фиксаторами-зажимами для тетради и учебника; жестко закрепленная на рабочей поверхности коробка или пенал с учебными принадлежностями, необходимыми именно на данном уроке. - Предметы должны быть легко доступны, лежать в один ряд; для детей с гиперкинезами фиксировать нерабочую руку на специальной рабочей поверхности, использовать утяжелители. при необходимости – маркировка руки ребенка : часы, компас, браслет, резинка. Единая маркировка рабочего пространства: верхний левый угол доски, тетради, парты и т.д.; выделение рабочей строки в тетради (альбоме); отметка в месте начала выполнения задания: начало строки для письма и чтения (при необходимости).
Организационно-смысловые ресурсы Выбор рабочего листа с учетом особенностей зрительного восприятия ребенка; Изменение ширины рабочей строки (клетки). Использование специально разлинованных тетрадей (альбомных листов). Выделение специального и дополнительного времени для развития и закрепления навыков пространственной ориентации и переноса информации с вертикальной на горизонтальную поверхность.
Социально-психологические ресурсы Определенное, ограниченное время для высказывания; Адекватные требования; Адекватное оценивание ( соответствии с прилагаемыми усилиями ).
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Примерная форма индивидуального образовательного плана (ИОП):
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка: Возраст: Школа: Класс: | |
Ф.И.О. родителей: | |
Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя): | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед Учитель-дефектолог Педагог-психолог Социальный педагог Тьютор Инструктор ЛФК и т.д. | |
Заключение и рекомендации ОПМПК | Описание состояния ребенка в психолого-педагогической терминологии Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) | Определяет стратегию деятельности школьной команды и родителей |
Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т.п.) | Определяют приоритетные направления деятельности в рамках достижения цели с учетом запроса родителей |
Режим пребывания ребенка в ОУ | Количество дней, количество уроков в день, начало и завершение учебного дня, кол-во часов индивидуальных/фронтальных занятий, итого учебных часов в неделю (с учетом требований СанПин и актуального состояния ребенка) |
Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
Потребности ребенка | |||
Направления деятельности | Задачи на период (возможные) | Ресурсы для решения и ответственный | Сроки выполне ния |
Построение комфортной среды: - изменения в помещениях (классная комната; рекреация и т.д.) - материалы для нормализации тонуса - визуальная поддержка | - зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны - оборудование уголка для уединения (ширма, палатка) - расстановка парт и т.д. - мягкие модули, сухой бассейн; - специальные игры и материалы (например, комплект Монтессори-материалов) - создание сенсорно обогащенной среды; - оборудование места (комнаты) для релаксации; - оборудование места для подвижных игр и т.д. - расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках и др. | ||
Обеспечение специализированным учебным оборудованием | - специализированное учебное место для ребенка с ДЦП; - коммуникатор, планшет; - ноутбук с обучающими программами и адаптированной клавиатурой; - оборудование класса интерактивной доской или другим оборудованием для презентации визуальных материалов и др. | ||
Обеспечение помещений школы, ЦПМСС специализированным оборудованием и приспособлениями | - лифт, подъемники, пандусы; - специально оборудованные комнаты для гигиенических процедур; - приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры и др. | ||
Учебные пособия, дидактические материалы | УМК по опред. программе в соответствии с уровнем развития р-ка и спецификой посталвенных задач, отдельные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы |
Создание «безбарьерной» среды
Потребности ребенка | Интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, потребность в общении, в принятии ребенка школьным коллективом; потребность в нормализации тонуса и др. | ||
Направления деятельности | Задачи на период (возможные) | Ресурсы для решения и ответственный | Сроки выполне ния |
Построение комфортной среды: - изменения в помещениях (классная комната; рекреация и т.д.) - материалы для нормализации тонуса - визуальная поддержка | - зонирование помещения: выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны - оборудование уголка для уединения (ширма, палатка) - расстановка парт и т.д. - мягкие модули, сухой бассейн; - специальные игры и материалы (например, комплект Монтессори-материалов) - создание сенсорно обогащенной среды; - оборудование места (комнаты) для релаксации; - оборудование места для подвижных игр и т.д. - расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках и др. | ||
Обеспечение специализированным учебным оборудованием | - специализированное учебное место для ребенка с ДЦП; - коммуникатор, планшет; - ноутбук с обучающими программами и адаптированной клавиатурой; - оборудование класса интерактивной доской или другим оборудованием для презентации визуальных материалов и др. | ||
Обеспечение помещений школы, ЦПМСС специализированным оборудованием и приспособлениями | - лифт, подъемники, пандусы; - специально оборудованные комнаты для гигиенических процедур; - приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры и др. | ||
III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по решению ПМПк)
Необходимый специалист | Основное направление деятельности | Конкретные задачи на период | Режим и формы работы | Показатели достижений | Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста) |
Педагог-психолог | |||||
Учитель-дефектолог | |||||
Учитель-логопед | |||||
Социальный педагог | |||||
Тьютор и др. |
IV Освоение образовательной программы:
Предмет (образовательная область) | Требования стандарта: планируемые предметныерезультаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Формы организации УД (Фронтальные, подгрупповые, индивид. занятия и т.д.) | Показатели Достижений (в терминологии наличия компетентности) | Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности (от стандартных – тест, устный опрос, контрольная работа и т.д. до творческих - портфолио, карта успеха, профиль умений и др.) |
Математика (в соответствии с календарно-тематическим планированием) | |||||
Чтение (в соответствии с календарно-тематическим планированием) | |||||
……… |
V. Формирование социальной компетентности:
Направления деятельности (примерные) | Конкретные задачи на период | Ответственные | Формы деятельности | Показатели достижений | Формы оценки достижений |
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении школьных правил | Освоить правила поведения в школе, осознать обязанности ученика. Развитие произвольной саморегуляции учебной деятельности. Научить составлять расписание уроков, режима дня, умения вести дневник, регулярно записывать домашние задания | Учитель, психолог | Учебная, коррекционно-развивающая, трудовая | В дневнике мало пробелов с незаполненными страницами. Умеет поднимать руку, не выкрикивает с места. | Выучен заданный учителем учебный материал полностью или частично), выполнены задания учителя( полностью или частично) |
Формирование гигиенических навыков | Навыки сформированы | ||||
Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время) | Умение конструктивно общаться с учителем, сверстниками. Умение вести и вовремя заполнять дневник (записывать домашние задания), удерживаться в пространстве класса весь урок, уметь ждать, и слушать, когда отвечает другой ученик. Умение поднимать руку, а не выкрикивать с места | Учитель, психолог | Учебная, трудовая, коррекционно-развивающая | Не срывает урок, не отвлекает других учеников, конструктивно включен в учебный процесс | Положительные оценки, нет замечаний в дневнике по поведению. Положительные отзывыо ребенке специалистов. Наблюдение за ребенком |
Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников | Умение начинать и оканчивать разговор, вести диалог, играть в коллективной игре с разв. сюжетом. Умение контролировать свои эмоции и распознавать эмоции других. | Учитель, психолог | Групповые игровые, групповые учебные, работа в парах на уроке | Свертники напрямую обращаются к ребенку и включают его в свой круг. Ребенок не жалуется на конфликты с детьми, сам научился их разрешать | Опрос и беседа с мамой, ребенком, учителем. Наблюдение за ребенком на перемене. |
Формирование самостоятельности | Умение самому контролировать и проверять учебные задания, дежурить в классе | ||||
Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность | Умение понимать инструкцию, выделять и удерживать до конца цель деятельности, составлять программу действий ( с использованием наглядных алгоритмов деятельности, планов, умение проверять полученнный результат ( с поддержкой взрослого и самостоятельно) | Учитель, психолог | Учебная, трудовая, коррекционно-развивающая | Имеется готовый продукт деятельности | Положительные оценки |
… |