Психологическое просвещение учителей
Психологическое просвещение - одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы в практической деятельности педагога-психолога. Оно направлено на повышение психологической культуры и развитие интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astahova_l.l._statya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Астахова Любовь Леонидовна
педагог-психолог
ГБОУ ЦПМСС «Бутово»
Давидюк Светлана Валерьевна
педагог-психолог
ГБОУ ЦПМСС «Бутово»
Психологическое просвещение учителей
(опыт работы ГБОУ ЦПМСС «Бутово» с педагогическими коллективами образовательных учреждений)
Психологическое просвещение - одна из традиционных, действенных и наиболее распространенных составляющих частей психопрофилактической работы - общего направления практической деятельности педагога-психолога. Оно направлено на повышение психологической культуры людей, с целью развития интереса к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в межличностных отношениях.
По мнению И.В. Дубровиной, психологическая культура складывается из двух компонентов - психологических знаний и общей культуры человека.
Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает 3 компонента:
- понимание и знание себя и других людей;
- адекватная самооценка и оценка других людей;
- саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений c другими людьми.
В соответствии с этим, повышение профессиональной психологической культуры учителей, на наш взгляд, включает:
- изучение индивидуальных психологических особенностей и их учёт в педагогической деятельности;
- осознание профессиональной роли и своей позиции во внутришкольном взаимодействии;
- формирование ценностного отношения ко всем участникам образовательного процесса;
- овладение психологическими технологиями, повышающими эффективность обучения;
- обеспечение социальной адаптации, эффективного взаимодействия, взаимопонимания и общения;
- обеспечение эффективности саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными:
- лекции и беседы,
- семинары и тренинги,
- оформление стендов и выставок научно-популярной литературой.
В ГБОУ ЦПМСС «Бутово» организованы различные способы и формы работы с педагогами и специалистами образования:
- Для педагогических коллективов образовательных учреждений – семинарские занятия цикла «Педагогические аспекты в работе учителя».
- Для молодых специалистов образования – клубные тематические встречи. Занятия проводятся еженедельно. Темы для обсуждения предлагаются самими молодыми педагогами.
- Для педагогов-психологов и социальных педагогов – «Педагогическая мастерская по освоению психологическими технологиями в образовании». Регулярность встреч – 2 раза в месяц. Тематика предлагается самими участниками мастерской и в её рамках идёт освоение определенных технологий и обмен опытом.
Работа с педагогами школ и ДОУ осуществляется по запросам администрации образовательного учреждения в соответствии с договорными обязательствами сторон. Разработана тематика занятий, соответствующая цели повышения профессиональной психологической культуры педагогов. Количество занятий уточняется с администрацией образовательного учреждения. Опыт нашей работы показал, что оптимальным является цикл из 16 занятий (не более 10 тем).
№№ | Тема занятия | Кол-во |
Учёт личностных и возрастных особенностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе | 2 | |
Обучение детей с учётом психофизиологии | 1 | |
Решение проблем поведения во время урока | 2 | |
Навыки конструктивного общения | 2 | |
Бесконфликтное образовательное пространство | 2 | |
Защита от психологического воздействия (давления, уничижения, манипуляции) | 2 | |
Профилактика эмоционального выгорания -стрессоустойчивость | 2 | |
Построение психологически комфортного образовательного пространства | 1 | |
Самосознание учителя | 1 | |
Профессиональное взаимодействие | 1 | |
Итого: | 16 |
Продолжительность занятия – 1,5 часа (2 академических часа). Частота занятий – 2 раза в месяц
Темы занятий можно использовать модульно в соответствии с актуальными запросами администрации школ и по мотивационной готовности аудитории.
Для эффективного освоения знаний все занятия имеют практико-ориентированное направление, теоретические знания «накладываются» на актуальные запросы педагогов. Это, в свою очередь, способствует заинтересованности в заявленной теме, повышает активность слушателей и мотивирует их к самостоятельному поиску недостающих психологических знаний.
Ниже приводится краткое описание семинарских занятий и разработки некоторых из них, предлагаемых для психологического просвещения педагогов.
Краткое описание семинарских занятий цикла
«Психологические аспекты в работе учителя»
1 занятие. Знакомство.
Цель: Выявление ожиданий от работы с группой психологов. Установление эмоционального контакта. Выявление актуальных потребностей участников группы. Адаптация участников к учебному процессу.
2 занятие. Индивидуальные психологические особенности.
Цель: Овладение навыками соционической диагностики. Учёт психологических особенностей для эффективного построения образовательного процесса.
3 занятие. Эмоциональная устойчивость.
Цель: Повышение психологической устойчивости, управление собственным эмоциональным состоянием. Формирование навыков эффективного реагирования.
4 занятие. Саморегуляция.
Цель: Формирование навыков саморегуляции и совладания с тревожными эмоциональными состояниями, обучение техникам быстрого реагирования на напряженные ситуации
5 занятие. Конструктивное взаимодействие.
Цель: Формирование партнерского отношения ко всем субъектам образования. Овладение навыками конструктивного взаимодействия.
6 занятие. Особенности восприятия.
Цель: Освоение навыков самоподачи, учёт особенностей восприятия в педагогическом пространстве.
7 занятие. Профессиональное самоопределение.
Цель: Формирование профессиональной, позитивной идентичности.
8 занятие. Ученик и Учитель.
Цель: Формирование навыков решения проблемных случаев в работе с детьми.
9 занятие. Конфликт.
Цель: Ознакомление с закономерностями протекания конфликтов, способы предупреждения и выхода из конфликтной ситуации
10 занятие. Завершение «Школа - единая команда»
Цель: Построение будущих перспектив развития школьного коллектива. Умение работать в команде. Выработка единого ресурса участников образовательного процесса.
Образцы планов занятий цикла «Психологические аспекты работы учителя».
1 занятие. Знакомство.
1. Приветствие, представление ведущих. Озвучивание темы семинара, целей и задач.
Вводная часть. Введение правил. Знакомство с тематическим планированием занятий. Обсуждение, корректировка, утверждение. Информирование участников о возможностях получения психологической помощи (телефоны, адреса).
Тема семинара «Психологические аспекты в работе учителя».
Важно выявить тот психологический аспект, который наиболее актуален для слушателей в данный момент.
Цель: Выявить актуальные потребности участников группы.
2. Задание «Закончи фразу»
- «От сегодняшней работы с психологом я жду…»
- «Работая с психологом, я для себя хотел бы узнать…»
3. Прояснение отношения учителя к школе и создание группового портрета
Задание: Ответьте на вопросы:
1. Что для вас самое главное в школе? (Цель) - розовый цвет
2. Что для вас самое трудное? (Проблема, преграда) - красный цвет
3. Самое интересное? (Мотивация – что движет) - розовый цвет
4. Самое неприятное? (Эмоциональное состояние) - синий цвет
Ответы записываются на отдельных листочках разного цвета и раскладывается по категориям, соответствующим разным сторонам учебной деятельности.
Анализ коллективных ответов, индивидуальные высказывания
4. Создание скульптуры «Школа моей мечты» (работа в малых группах)
5. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов.
«Для меня сегодня было важным…»
2 занятие. Саморегуляция.
Цель: Формирование навыков саморегуляции и совладание с тревожными эмоциональными состояниями, обучение техникам быстрого реагирования на напряженные ситуации.
1. Задание «Сенквэй» Цель: Актуализация представлений участников группы о заявленной теме занятия.
Предлагается написать ассоциации на слово «саморегуляция»: 3 существительных, 3 прилагательных, 3 глагола, 1 фразу.
Обсуждение в группах, написание группового «сенквэя» на данное понятие.
2. Интерактивная беседа и дискуссия «Саморегуляция – скорая помощь в стрессовых ситуациях». Выявление личных особенностей реагирования на стрессовые ситуации. Уточнение индивидуальных стрессовых реакций участников.
Техники саморегуляции – «скорая помощь» в стрессовых ситуациях.
Алгоритм действий:
1. Произвольное изменение параметров физиологических функций
2. Направление мыслей в оптимальное созидательное русло.
- Самомониторинг.
Выявление – задаём себе вопросы | Устранение – произвольные действия |
Какова в данный момент моя мимика? | Приём «внутренняя улыбка» |
Напряжены ли мышцы? Где ощущается напряжение? | Отпускание тела. |
Как я дышу? | Нормализация дыхания |
Какая у меня поза? | Регуляция позы |
Какие ощущения (телесные) я испытываю? | Поиск комфортных ощущений |
2. Психофизиологические техники.
- дыхательная релаксация
Произвольно меняем дыхание → меняем режим своей психической деятельности → новый уровень функционирования
Современная модификация медитативного дыхания:
- Делаем глубокий вдох (вначале немного выпячиваем живот, затем поднимаем грудь) не менее 2-х секунд.
- Задерживаем дыхание на 1-2 секунды.
- Выдыхаем медленно и плавно в течение не менее 3-х секунд (выдох должен быть длиннее вдоха).
- Затем снова глубокий вдох без паузы, т.е. повторяем цикл.
- Повторяем 2-3 цикла (предел – до 5 циклов). Выполняется в момент возбуждения, в состоянии напряженности, на пике переживания, при учащённом сердцебиении, для уменьшения усталости → даёт внутреннее равновесие.
- мышечная релаксация
Основные техники:
1. прогрессирующая мышечная релаксация → дать дополнительную нагрузку с последующим расслаблением.
2. метод «Ключ» → «отпускание тела», доверие ему.
- активизирующие техники – повышение общего тонуса организма
1.При помощи дыхания.
Например:
- глубокий вдох (не менее 3-х сек.), резкий, форсированный выдох со звуком «у» с затруднением (за счёт напряжения мышц языка и гортани) через нос (за один подход повторить 5-6 раз).
- лёжа на спине, колени согнуты, пятки на полу. Поднимаем резко корпус с вытянутыми вперёд руками: ладони вниз – 5 раз на вдох, ладони вверх – 5 раз на выдох.
- резкое дыхание через нос с одновременной работой рук согнутых в локте, кисти сжаты в кулак, перекрёстное движение перед грудью.
2.Динамические движения
Например:
- натяжение носков ног на себя
- похлопывание тела расслабленной кистью руки
- потягивание, зевота и т.п.
3.Массаж: - ушные раковины,
- «пиление» верхней части шеи
- пальсинг и т.п.
4.Символы, жесты: - потирание рук, - щелчок пальцами и т.п.
3. Когнитивные техники – переключение внимания с мышления на восприятие.
1. Торможение мыслей - заполняя сознание восприятием, мы тормозим процесс мышления и наоборот («безоценочное созерцание»). Объектом восприятия может быть дыхание. В течение 5-10 минут наблюдаем за следующими параметрами:
- движение грудной клетки;
- прохождение воздуха;
- звук дыхания и т.п.
2. Остановка мыслей – например, можно использовать следующие техники:
- сосредоточьтесь на потоке мыслей, осознайте его. Мысленно, довольно жестко скажите «стоп» и остановите поток мыслей.
- перенос фокуса внимания вовне, перечисление всего: «Я вижу…», «Я слышу…», «Я ощущаю…»
- перенос внимания на какой-либо объект и подробное описание его безоценочными высказываниями (можно не вслух)
3.Реализм мысли - оптимальное действие.
Мысленная подготовка к негативной ситуации = моделирование + проработка:
- Что именно меня пугает?
- Что может произойти в худшем случае?
3. Отработка различных техник саморегуляции (дыхательные техники, техники переключения внимания, децентрации, телесно-ориентированные техники, когнитивные техники и т.п.).
4. Упражнение Ключ – естественная саморегуляция организма.
5. Коллективная саморегуляция (соединение группового ресурса с индивидуальным).
В конце занятия необходимо создать ситуацию мотивации на 3 день.
6. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов, обмен чувствами, впечатлениями.
3 занятие. Эмоциональная устойчивость.
Цель: Повышение психологической устойчивости, управление собственным эмоциональным состоянием. Формирование навыков эффективного реагирования.
Упражнение 1. «Поделись эмоциональным состоянием».
Цель: обратить внимание участников на свои ощущения и чувства, «примерить» настроение других участников группы и тем самым снять напряжение («разогрев» для работы).
Упражнение 2. Дискуссия на тему занятия (Интерактивная беседа).
Цель: Дать представление участникам группы об эмоциональной устойчивости учителя, её значении для эффективности учебного процесса. Помочь участникам группы осознать и сформулировать для себя основные факторы, способствующие эмоциональной устойчивости.
По теме занятия (кратко). Эмоциональная устойчивость учителя – свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях. Эмоциональный фактор играет важную роль в обучении. Его наличие существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса. Выделяют три положительных эмоции (радость, интерес, удивление), социализация которых создаёт подлинное богатство эмоциональных переживаний, необходимых для развития личности ребёнка (Митина, 1994).
Участникам тренинга предлагается рассмотреть следующую схему:
Учител
Какие чувства переживает Какие чувства переживает
учитель на уроке? ученик на уроке?
Что мешает испытывать радость, интерес удивление на уроке?
Что помогает испытывать радость, интерес, удивление на уроке?
Обсуждение и анализ ответов, уточнение индивидуальной степени эмоциональной устойчивости учителя на уроке.
Упражнение 3. «Мой личный атом»
Цель: Помочь участникам группы осознать степень своей эмоциональной включенности в зависимости от значимости ситуации.
Упражнение 4 «Пошли за мной»
Цель: показать участникам неосознаваемый выбор переживания негативного опыта.
6. Подведение итогов занятия, обсуждение полученных результатов. «Для меня сегодня было важным…»
Использование семинарских занятий в интерактивной форме для просвещения педагогов позволяет повысить психологическую культуру педагогов образования. Именно в ходе дискуссий, диспутов, проектной деятельности, тренинга, деловых и ролевых игр создаются реальные условия для того, чтобы обучающиеся могли максимально предъявить свой собственный опыт, свою позицию, аргументировать те и или иные решения, сопоставить их с другими точками зрения. Именно в интерактивном обучении атмосфера взаимного уважения, личной психологической безопасности при высокой внутренней ответственности и на фоне групповой поддержки позволяет взрослому человеку максимально использовать свои ресурсы, одновременно вовлекая интеллектуальные ресурсы других членов группы в свой образовательный опыт.
Мы полагаем, что работа по просвещению учителей сегодня является важнейшей составляющей деятельности психолога образования.
Литература
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 2000.
- Митина Л.М Психология профессионального развития учителя. М.,1998.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие педагога и психолога в учебном процессе. — Ярославль, 2001.
- Семенова Е. Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов. М., 2002.