Исследование организационной культуры
В декабре 2011 года мы провели исследование организационной культуры образовательного учреждения на базе ГБОУ ЦПМСС «Бутово».
Категория участников: педагоги-психологи, учителя-логопеды.
Всего участников 10 человек.
Цель исследования: выявить отношение и готовность сотрудников образовательного учреждения к принятию и внедрению инноваций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davidyuk_svetlana_valerevna_statya.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Давидюк Светлана Валерьевна
Педагог-психолог
ГБОУ ЦПМСС «Бутово»
Исследование организационной культуры ГБОУ ЦПМСС «Бутово»
Любая инновация, осуществляемая в практике образования, представляет собой развивающуюся динамическую систему особым образом связанных компонентов. В её развитии выделяются стадии формирования инновационной идеи, целеполагания, разработки проекта инновации, опытного внедрения, тиражирования и диффузии нового опыта, рутинизации.
Эффективность инновации отражает её результат и позволяет делать вывод об её успешности и интегрированности в систему работы образовательного учреждения.
Инновация в образовании - это специфическая форма управления развитием образования, позволяющая системно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса в целом. В результате трансформируется и сама культура управления, поскольку инновационный способ развития предъявляет к ней особые требования.
Важнейшими характеристиками организационной культуры, лежащими в основе и жизнедеятельности и успеха образовательного учреждения, требующими серьезного и глубокого изучения, являются ценности и моральный дух организации. Большое значение среди этих ценностей имеет отношение сотрудников организации к работе.
Характер инновационной деятельности педагога/психолога зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств у специалиста, определяющих его направленность на развитие собственной психолого-педагогической деятельности и деятельности всего коллектива ОУ, а также его способности выявлять актуальные проблемы подопечных, находить и реализовать эффективные способы их решения.
В декабре 2011 года мы провели исследование организационной культуры ОУ на базе ГБОУ ЦПМСС «Бутово».
Категория участников: педагоги-психологи, учителя-логопеды.
Всего участников 10 человек.
Цель исследования: выявить отношение и готовность сотрудников образовательного учреждения к принятию и внедрению инноваций.
Нами были использованы следующие диагностические методики:
Карта оценки и самооценки способностей специалиста к инновационной деятельности (методика В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой) (Приложение 1).
Данная методика показывает уровень готовности специалистов к инновационной деятельности.
Методика содержит 30 вопросов и 4 шкалы:
1) мотивационно-творческая направленность личности;
2) креативность;
3) оценка профессиональных способностей к осуществлению инновационной деятельности;
4) индивидуальные особенности личности.
По каждой шкале подсчитывается средний балл.
После проведения методики и подсчета количества баллов составляется ось координат, показывающая развитие у специалиста способности к инновационной деятельности. Анализ полученных данных показывает степень сформированности у специалиста каждого компонента в отдельности.
По результатам исследования и суммирования общего балла по каждой шкале нами была составлена диаграмма. (Гистограмма 1).
Гистограмма 1.
Карта оценки и самооценки способностей специалиста к инновационной деятельности (методика В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой)
(средний показатель)
Показатели, отраженные на гистограмме свидетельствуют о высоких результатах тестирования. Средний общий балл по опроснику составил 4,18.
Следующая диагностическая методика - опросник «Экспресс-диагностика организационной культуры» дает всестороннюю картину сложившейся в организации культуры. (Приложение 2).
Опросник содержит 29 вопросов и 4 шкалы:
1) работа;
2) коммуникации;
3) управление;
4) мотивация и мораль.
После обработки результатов опроса, общая сумма полученных баллов по индексу «ОК» составила 252 балла, что определяется как высокий показатель индекса.
Первая составляющая готовности педагога/психолога к инновационной деятельности – наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека.
В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей.
Участие в инновационной деятельности может восприниматься:
- как способ получения дополнительного заработка;
- как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;
- как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;
- как выполнение своего профессионального долга;
- как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.
Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности педагога/психолога к инновационной деятельности с точки зрения его направленности.
Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности.
Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.
Направленность педагога/психолога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов – необходимое условие приобретения инновационной деятельностью смысла ценности и цели, а не средства для реализации каких-то других мотивов.
Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи.
Вторая составляющая рассматриваемой готовности – комплекс знаний о современных требованиях к результатам образовательной деятельности, инновационных моделях и технологиях образования, иначе, о том, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность педагога/психолога к проблемам определяется, прежде всего, тем, как он понимает цели образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы педагог/психолог видеть не будет.
Общий уровень готовности специалиста к инновационной деятельности является функцией от:
- уровня мотивационной готовности;
- уровня компетентности в инновационном образовании;
- уровня компетентности в педагогической инноватике.
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод: обеспечению позитивного роста и развития образовательного учреждения в целом способствует создание эффективной ступенчатой системы управления инновационными изменениями и развитая организационная культура, готовность к инновационной деятельности, под которой понимается совокупность качеств сотрудника, определяющих его направленность на развитие собственной деятельности и деятельности всего коллектива ОУ, а также его способности выявлять актуальные проблемы подопечных, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Литература
- Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). – Ростов н/Д: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
- Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. - 136 с.
- Инновации в российском образовании: высшее профессиональное образование. 2000. Часть 1,2.- М.: Изд-во МГУП.,2000. - 160 с.
- Инновационный менеджмент: учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин. - М.: Юнити-Дана, 2003. -343с.
- Корпоративная культура: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Т.А. Лапина. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 96 с.
- Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-471с.
- Сластёнин В.А., Подымова Л.С. «Педагогика: инновационная деятельность», М., 1997.
- http://www.iheas.edu.ru/Ross_otdel/severo_zapad/dokl_prez_2007.htm
Модернизация российского образования на современном этапе.
Роль МАН ВШ и АН ВШ РФ в ее реализации" (доклад президента МАН ВШ, профессора В.Е. Шукшунова).
- http://www.in-exp.ru/ Инновации и эксперимент в образовании
Приложение 1.
Карта педагогической оценки способностей педагога
к инновационной деятельности
(В.А. Сластенин, Л.С. Подымова)
Ф.И.О. ______________________________________________________________________
Оцените, пожалуйста, свою готовность к инновационной деятельности
по 5-бальной шкале по каждому показателю
№ | I. Мотивационно-творческая направленность личности | Баллы | Средний балл |
1 | Любознательность, творческий интерес. | ||
2 | Стремление к творческим достижениям. | ||
3 | Стремление к лидерству. | ||
4 | Стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны администрации. | ||
5 | Личная значимость творческой деятельности. | ||
6 | Стремление к самосовершенствованию. | ||
II. Креативность педагога/психолога | |||
7 | Продуцирование большего числа решений: вариативность педагогической деятельности. | ||
8 | Независимость суждений (не стесняется выражать свое мнение). | ||
9 | Фантазия, воображение (интеллектуальная легкость в обращении с идеями). | ||
10 | Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления. | ||
11 | Стремление к риску. | ||
12 | Чувствительность к проблемам в педагогической деятельности. | ||
13 | Критичность мышления, способность к оценочным суждениям. | ||
14 | Способность к самоанализу, рефлексии. | ||
III. Оценка профессиональных способностей педагога/психолога к осуществлению инновационной деятельности | |||
15 | Способность личности к овладению методологией творческой деятельности. | ||
16 | Владение методами педагогического исследования. | ||
17 | Способность к созданию авторской концепции, технологии деятельности. | ||
18 | Способность к планированию экспериментальной работы. | ||
19 | Способность к организации педагогического эксперимента в ОУ. | ||
20 | Способность к коррекции, перестройке деятельности. | ||
21 | Способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других педагогов. | ||
22 | Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности. | ||
23 | Способность творчески разрешать конфликты. | ||
IV. Индивидуальные особенности личности педагога/психолога | |||
24 | Темп творческой деятельности. | ||
25 | Работоспособность личности в творческой деятельности. | ||
26 | Решительность, уверенность в себе. | ||
27 | Ответственность. | ||
28 | Убеждение в социальной значимости творческой деятельности. | ||
29 | Честность, правдивость | ||
30 | Способность к самоорганизации. |
Данная методика показывает уровень готовности специалистов к инновационной деятельности. После проведения методики и подсчета количества баллов составляется ось координат, показывающая развитие у педагога/психолога способности к инновационной деятельности. Анализ полученных данных показывает степень сформированности у педагога каждого компонента в отдельности.
Приложение 2.
Опросник. Экспресс-диагностика организационной культуры
Опросник дает всестороннюю картину сложившейся в организации культуры.
Ф.И.О. ____________________________ Дата заполнения_______________
ИНСТРУКЦИЯ: прочитайте каждое утверждение. Если утверждение полностью совпадает с Вашим мнением, обведите в кружок цифру 10 - это 10 баллов, если оно категорически противоречит Вашим установкам, обведите в кружок цифру 0 - это 0 баллов и т. д.
Утверждения / Баллы
1. На нашей организации вновь принятым сотрудникам предоставляется возможность овладеть специальностью. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
2. У нас имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий сотрудгников. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
3. Наша деятельность четко и детально организована. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
4. Система заработной платы у нас не вызывает нареканий сотрудников.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
5. Все, кто желает, у нас приобретают новые специальности.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
6. На нашем предприятии налажена система коммуникаций.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
7. У нас принимаются своевременные эффективные решения.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
8. Рвение и инициатива у нас поощряется. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
9. В наших подразделениях налажена разумная система выдвижения на новые должности. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
10. У нас культивируются разнообразные формы и методы коммуникаций (деловые контакты, собрания, информационные распечатки и т.д.).
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
11. Наши сотрудники участвуют в принятии решений. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
12. Мы поддерживаем хорошие взаимоотношения друг с другом.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
13. Рабочие места у нас обустроены. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
14. У нас нет перебоев в получении внутрорганизационной информации.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
15. У нас организована профессиональная (продуманная) оценка деятельности сотрудников. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
16. Взаимоотношения сотрудников с руководством достойны высокой оценки. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
17. Все, что нужно для работы, у нас всегда под рукой. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
18. У нас поощряется двусторонняя коммуникация. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
19. Дисциплинарные меры у нас применяются как исключение.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
20. У нас проявляется внимание к индивидуальным различиям сотрудников.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
21. Работа нам нравится. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
22. В нашей организации поощряется непосредственное обращение специалистов к руководству. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
23. Конфликтные ситуации у нас разрешаются с учетом всех реальностей обстановки. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
24. Рвение к труду у нас всячески поощряется. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
25. Трудовая нагрузка у нас оптимальная. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
26. У нас практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
27. В наших подразделениях господствует кооперация и взаимоуважение между сотрудниками. 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
28. Наша организация постоянно нацелена на нововведения.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
29. Наши сотрудники испытывают гордость за свою организацию.
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Подсчет баллов
1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.
2. Посчитайте средний балл по секциям:
Работа - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.
Коммуникации - 2, 6, 10, 14, 18, 22.
Управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28.
Мотивация и мораль - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.
Интерпретация
Индекс «ОК» определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов - 290, наименьшее - 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК».
261 - 290 - очень высокий;
175 - 260 – высокий;
115 - 174 – средний;
ниже 115 - имеющий тенденцию к деградации;
Узкие места «ОК» определяются по средним величинам секций. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:
9-10 – великолепное;
6-8 - мажорное
4-5 - заметное уныние
1-3 - упадочное
1. Показатель ниже 4 баллов по какому-то пункту свидетельствует о неблагополучном положении дел на этом направлении трудовой деятельности и в межличностном общении работников. Своевременно принятые меры могут воспрепятствовать сползанию организации в кризисное состояние. Таким образом, работу по оздоровлению организации следует начинать с анализа дел, отраженных в конкретных суждениях.
2. Второй шаг деятельности по принятию оздоровительных мер - это анализ и соответствующее реагирование на показатели четырех секций: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. Целеустремленная деятельность в направлениях повышения балльных показателей по секциям может способствовать поднятию индекса «ОК» в целом.
3. Степень влияния культуры на деятельность организации оценивается по трем факторам: по направленности, широте охвата и силе влияния на персонал. Данные тестирования дают возможность оценить первый фактор в прямом виде: общий показатель свыше 175 баллов свидетельствует о положительной направленности организационной культуры; два других фактора можно оценить на основе показателей секциям.