Дети и деньги. Детское воровство.
Родители и педагоги часто спрашивают совет педагога-психолога по проблеме: Стоит ли давать детям "карманные" деньги? Сколько и когда начинать? Как предупредить детское воровство? Стоит ли наказывать ребенка за это? Данная публикация открывает тему для общественного обсуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_deti_i_dengi.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети и деньги. Детское воровство.
психолог ГОУ ЦПМСС «Бутово», кандидат психологических наук Спирёва Е.Н.
педагог-психолог Давидюк С.В.
Воровство у детей - очень распространенная проблема среди детей.
Мотивы воровства имеют некоторые особенности у детей разного возраста (дошкольников, подростков…). Чаще всего причины появления этих мотивов имеют основания- нарушение межличностных отношений, прежде всего взаимоотношения в семье, внутриличностные проблемы (личностная незрелость, неумение контролировать импульсивное поведение – «полевое поведение», неразвитость прогностической функции (не может помыслить себя в будущем – а что будет потом?), неразвитость социальных нормативов).
Мотивы воровства:
-сделать благо себе (желание владеть чем-либо)
-сделать посредством украденного приятное другим (близким)и тем заслужить их хорошее отношение
-«за компанию» - воровство совершается совместно с группой на для обогащения, но на основе желания быть принятым группой, соответствовать ее нормам, завоевать дружбу
-желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи
-желание отомстить кому-либо
К сожалению воровство характерно и для детей не только из неблагоприятных семей (пьянство, рукоприкладство и т.д.), но из благополучных семей, где наблюдается нарушение межличностных отношений: непоследовательность в воспитании, «двойная мораль» - действия родителей расходятся с делом, вседозволенность, воспитание в стиле «кумир семьи», подмена общения материальным обеспечением, тотальный контроль за поведением и действиями ребенка (дети тогда занимают оборонительную позицию, которая может быть в виде пассивного протеста – уходят в «подполье», лгут и т.д., так и в виде активного протеста. Нужно отметить, что воровство и ложь очень тесно связаны между собой.
Необходимо отметить, что воровство совершенное единожды, еще не указывает на склонность ребенка или подростка к такому асоциальному поведению, как воровство. Если в воровстве ребенок замечен неоднократно, то тогда можно констатировать, что воровство в данном случае представляет собой устойчивый способ поведения.
Профилактика воровства:
Необходимо отметить, во-первых, что ребенок может совершить воровство спонтанно или заранее его продумывать и подготавливать.
Меры предупреждения воровства:
- Не провоцировать ребенка, не оставлять его одного рядом, с чужой вещью, которая уже известно ему понравилась.
- Не проявлять тревожное ожидание относительно того, что ребенок может совершить воровство. Главное – не транслировать тревогу, не «наказывать заранее».
- Спокойно отвечать на вопросы ребенку о воровстве, предположения его о том, что может произойти, если он возьмет чужую вещь. Необходимо наказывать не за намерения, фантазии, но четко объяснить нежелательность поступка и его последствия.
- Не остро, эмоционально, но четко реагировать на любые стремления ребенка взять что-то (это относится и к случайно найденным на улице, в автобусе и т.д. вещам.) Ребенок может сказать, что «это никому не нужно», на это лучше ответить, «что если это понадобилось тебе, оно может понадобится и другому, во-вторых, если она на улице потеряна, то ее лучше возвратить, оставить там же, чтобы хозяин, возвратившись, смог найти ее». Если ребенок скажет, что ее тогда возьмет другой человек, тогда ответить, что тогда другой человек, а не он, поступит плохо, нечестно. Подобные действия (взять на улице потерянную вещь) к сведению родителей, являются «предворовством».
- Запрещение воровства должно сочетаться с некоторой компенсацией (т.е. альтернативой). Ребенку нужно сказать, что брать без спросу нельзя (устанавливается четкий запрет), а можно, к примеру эту вещь понравившуюся просто посмотреть, попросить потрогать, поиграть и т.д. (т.е. предлагается альтернатива).
Таким образом, когда ребенок «тянется» к чужой вещи, необходимо четко, но мягко запретить это, предлагая для этого социально-приемлемый выход, объясняя, что можно попросить поиграть, поменяться на время и т д.
- После запрета на «покушение» на чужую вещь через некоторое время, когда ребенок успокоится, чтобы это не явилось «покупкой» послушания и основой формирования у ребенка навыка манипулирования родителями угрозой украсть чужое, желательно осуществить «вещественную компенсацию» - купить ему понравившийся предмет.
- Наличие карманных денег у ребенка является своеобразной «прививкой» от воровства. Так причины мелкого воровства дома бывают часто поверхностными: ребенку хочется то ли сладости купить, то ли какую-то мелкую игрушку, а карманных денег ему не дают.
Карманные деньги необходимо выдавать в один и тот же день недели, независимо от поведения, успеваемости ребенка в течение недели, деньги ребенку лучше, чтобы давал один и тот же член семьи. Чем старше ребенок, тем сумма возрастает, но деньги даются реже. Так если 7-летнему деньги можно давать 1 раз в неделю (к примеру 50 рублей), то ребенку более старшего возраста можно давать деньги один раз в 2 недели, но сумму больше и т.д. Если деньги истратил (что особенно часто бывает на первых порах), то аванс лучше на выдавать. Безусловно, на первых порах ребенку со «своими» деньгами следует помогать.
Что делать, если ребенок своровал.
Если ребенок совершил воровство (уже установленный факт), дать негативную оценку проступку ребенка (помнить, что оценивать нужно не личность ребенка, а его конкретный проступок). При этом очень важна именно первая оценка на проступок ребенка. Если изначально это было проговорено нечетко, то в последующем при повторных проступках, родительские слова будут восприниматься ребенком как обычные нотации. Можно начать с фразы, что «мне неприятно, что ты сделал и т.д». Важно так подбирать слова, чтобы ребенок понял, что родители его любят (продолжают любить), но они крайне негативно относятся к тому, что он совершил.
Постараться не «разбирать» проступок ребенка в присутствии большого числа людей (всех родственников, или соседей, у которых ребенок украл что-то), поговорить с ребенком отдельно от «потерпевшего».
Необходимо установить запрет на воровство, в эмоциональной форме объяснить, что это плохо и это не разрешается не только взрослым, но и детям. Указать на возможность наказания и на социальное неодобрение (например узнают в классе ), описать переживания потерпевшего, который лишился этой вещи.
Принудить ребенка вернуть украденное или отдать что-то взамен, если вернуть вещь уже невозможно. Т.е. наиболее эффективный способ коррекции воровства – «прямое»поведенческое требование устранить последствия совершенного воровства: украл- сам же вернул обратно.
Постараться не наказывать ребенка. Если ребенок любит родителей, то их отрицательная оценка его проступка уже считается для него как наказание. Если отношения с родителями были уже плохими, то наказание за проступок только усугубит отношения.
Выяснить характер отношений ребенка с другими детьми (принимают его дети. или отвергают). Это необходимо, чтобы прояснить и, следовательно, устранить возможные причины воровства.
Показать неотвратимость наказания в виде возвращения украденного и негативных оценок окружающих, потери репутации. Нельзя читать при этом нравоучения (типа «как тебе не стыдно»). Не стремится вызвать у ребенка чувства вины, не разрушать психологической защиты ребенка. Не надо заставлять ребенка, чтобы он обещал, что он не будет больше воровать, так как маленький ребенок-дошкольник, может автоматически повторить за взрослым что угодно, не вкладывая в это какой-то смысл. Необходимо чтобы ребенок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (покупка дружбы украденным) не приводит к желаемым результатам.
Памятка педагогам:
1. Негативно оценить проступок ученика (желательно не в присутствии класса)
2. Установить некоторое наказание (не связанное с «общественным презрением» ), например, символически за проступок отработать в кабинете труда. При этом не следует требовать, чтобы ребенок сообщил все родителям и те возместили ущерб, так как в этом случае ребенок получит скорей всего просто дополнительные негативные оценки (а иногда, к сожалению, и физическое наказание). Необходимо отметить, что педагог как значимое лицо уже негативно оценил проступок ребенка. Возместят ущерб скорее всего родители, а ребенок не будет принимать участие (деньги дадут родители, а не ребенок) в устранении последствий своего проступка. Необходимо, чтобы ребенок сам почувствовал, что ответственность за совершенное лежит на нем – ответственность всегда связана с необходимостью устранить последствия (по принципу: совершил проступок-сам исправляет ситуацию, устраняет последствия проступка).
Итак:
Если ребенок ворует. Что зависит от родителей, от семьи?. Можно ответить коротко: ВСЕ.
-Первая линия защиты ребенка и его честности – это категоричность семейных понятий: «можно» и «нельзя», - прежде всего для самих взрослых.
-Вторая: осознайте ваш собственный уровень внимания к вашему ребенку. Ребенок вне внимания - это угроза его психике и поведению.
-Воровство и ложь – одна из попыток ребенка вернуть к себе внимание взрослых
-Не упускайте из виду даже мелочи в поведении и настроении ребенка; не пропускайте мимо его жалобы: за нелепой жалобой может крыться конфликт, не разрешив который, вы можете потерять ребенка.
-Дайте почувствовать ребенку, что вы его «щит и крепость», что он дорого вам.
-Если ребенок из детдома – ваше доброжелательное желание помочь ему может принести результат довольно быстро. Воровство детдомовца – это чаще всего функциональное расстройство поведения.
-Во всех случаях – запретите обвинять его, высмеивать и наказывать ребенка. Серьезное, озабоченное объяснение, что такие поступки повредят ему самому, дадут ему понять, что вы- за него, но Вы против его плохих поступков.
И еще: не надо пугаться рецидивов и отчаиваться…
-Дайте понятие о правовой ответственности, о Законе. Подросткам объясните соответствующие статьи Гражданского кодекса.
-Если причин для воровства нет, а оно продолжается, обратитесь за консультацией к врачам-специалистам: неврологам, психоневрологам.
-С детьми младшего возраста- с пяти до восьми лет- следует играть в игры, снимающие загадочность с этого предмета- денег: «в магазин», «в банк», «в обменный пункт» и т.д.
-Начиная с 7-8 лет ребенку следует давать небольшие суммы на карманные расходы. При этом помогать ему ориентироваться, на что лучше их потратить.