Психологические составляющие готовности ребёнка к обучению в школе

Грунтова Нелли Андреевна

Готовность к школе складывается из нескольких составляющих:

1.     ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  ГОТОВНОСТЬ:

Многие родители считают, что это умение считать, читать, писать… это не так. НО! Определённые навыки должны быть.

  • Это знания ребёнка;
  • Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию – т. е. развитые психические процессы (внимание – произвольное – сознательное внимание, непроизвольное, мышление, память, воображение, восприятие, крупная и мелкая моторика).

 

2.     СОЦИАЛЬНАЯ  ГОТОВНОСТЬ:

  • Это настрой ребёнка на работу и сотрудничество с другими людьми (учителя, родители), принявшими на себя роль учителей – наставников;
  • Ребёнок должен принимать авторитет взрослых;
  • Конструктивно реагировать на замечания;
  • Умение взаимодействовать со сверстниками, строить с ними отношения.
  • Для формирования соц. готовности ребёнок должен взаимодействовать со средой. Даже учить ребёнка нужно, например, что сказать в том или ином случае.

 

3.     ВОЛЕВАЯ  ГОТОВНОСТЬ:

Нужна для адаптации.

  • Умение слушать, вникать, здесь важна произвольность;
  • Способность ребёнка выполнять задания не по душе, а потому что надо, сюда же входит и усидчивость;
  • Для формирования произвольности давайте ребёнку посильные домашние поручения, с просьбой повторить, что услышал ребёнок.

 

4.     МОТИВАЦИОННАЯ  ГОТОВНОСТЬ:

  • Желание учиться;
  • Понимание ребёнком ПОЧЕМУ он идёт в школу?! Это тоже легко проверить. Спросите своего ребёнка, почему он хочет в школу (если хочет), потому что новые вещи наденет, или для того, чтобы новые знания получать? Правильный ответ – новые знания, значит, у ребёнка сформирована мотивационная готовность.
  • Развить мотивацию к учёбе можно: разговоры о школе (делая акцент на новые зун), сказки о школе, игра в школу… и т. д.

 

5.     ФИЗИЧЕСКАЯ  ГОТОВНОСТЬ:

  • Самая тяжёлая нагрузка в школе;
  • Выседеть 40 минут, это нелегко для первоклассника;
  • Ослабленный, вялый ребёнок трудно адаптируется, ему нужно помогать.