Классный час:"Толерантность: жить в мире с другими"
Эпиграф:
СЛАЙД 2 Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо.
К.Г. Паустовский
СЛАЙД 3 Цель и задачи занятия:
ü Сформировать у обучающихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).
ü Формировать у обучающихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
ü Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
ü Формировать у обучающихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
ü Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме.
ü Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
ü Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Возраст участников: 12-14 лет.
Продолжительность занятия: 40-45 минут
Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование и др.
Форма проведения: классный час с тренинговыми элементами
Материалы для проведения занятия:
бумага, бланк для теста, ручка, карандаши, карточки красного, зелёного цвета, жетоны разного цвета, дерево толерантности, дерево с высказываниями знаменитых людей о толерантности, мячик, корзинка или (коробочка)
Место проведения: актовый зал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tolerantnost_k_seminaru_.docx | 308.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Толерантность: жить в мире с другими.
Эпиграф:
СЛАЙД 2 Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо.
К.Г. Паустовский
СЛАЙД 3 Цель и задачи занятия:
- Сформировать у обучающихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества).
- Формировать у обучающихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.
- Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
- Формировать у обучающихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- Формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме.
- Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
- Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Возраст участников: 12-14 лет.
Продолжительность занятия: 40-45 минут
Формы работы: игровые упражнения, дискуссии, рисование и др.
Форма проведения: классный час с тренинговыми элементами
Материалы для проведения занятия:
бумага, бланк для теста, ручка, карандаши, карточки красного, зелёного цвета, жетоны разного цвета, дерево толерантности, дерево с высказываниями знаменитых людей о толерантности, мячик, корзинка или (коробочка)
Место проведения: актовый зал
Структурный план:
Занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение.
Ход занятия:
- Вводная часть.
- Приветствие.
- Напоминание правил общения на занятии.
- Название темы и задачи.
- Разминка: приемы аттракции. Необходимо поприветствовать друг друга, при этом улыбаться, сказать комплимент и прикоснуться к партнеру.
2. Основная часть (рабочая).
- О толерантности
- Притча: «Благодарность»
- Основные черты толерантной и интолерантной личности
- Игра: "Моя рука - волшебная".
- Дерево толерантности: обсуждение домашнего задания: «Нарисовать эмблему толерантности».
- Дискуссия о проявлениях нетерпимости.
- Притча : «Виноград»
- Эксперсс-диагностика. Тест: Оценка толерантности
- Буквенный анализ слова толерантность.
- Закрепление: Упражнение «Синквейн "Толерантность"».
3. Завершение. Рефлексия
- Игра «Корзинка»
- Пожелания психолога
- Ритуал прощания
Приветствие.
Добрый день, дорогие гости и ребята. Я думаю, всем знакомо слово толерантность, так как звучит оно не впервые. Смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Сегодня я для нас выбрала тему: «Толерантность: жить в мире с другими»
СЛАЙД 4 Прежде, чем начать наше занятие, я бы хотела предложить выработать этические правила групповой работы, которые способствовали бы созданию комфортной и безопасной обстановки в группе, и придерживаться их на протяжении всего тренинга.
- Принцип принятия мнения других.
- Не перебивать и выслушивать друг друга.
- Доброжелательная, открытая атмосфера.
- Здесь и сейчас
- Уважение к своим правам и правам других людей.
- Уважать собеседника
Все согласны с такими принципами? Спасибо.
СЛАЙД 5 Начнём с разминки.
Разминка. Звучит музыка. Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Наполните воздухом легкие до отказа и улыбнитесь на выдохе. Хорошо! А теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнера из людей, сидящих рядом, и улыбнитесь друг другу, скажите несколько приятных слов.
-Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку?
-А что ощутили, когда улыбались вам?
(Ребята делятся своими впечатлениями).
Психолог. Запомните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей. Улыбайтесь чаще и если увидите лицо без улыбки, улыбнитесь сами.
СЛАЙД 6 (читает Жабоева Лаура)
А теперь немного о толерантности. Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил французский политический и государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел в 1797-1799 Талейран Шарль. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
СЛАЙД 7-8 - Ребята, как вы думаете, что же такое толерантность?
(ответы детей)
Толерантность - терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми
СЛАЙД 9 ( дом. зад. - детям нужно было найти пословицы и поговорки на родном и русском языках о толерантности)
У ВАС БЫЛО ДОМ. ЗАДАНИЕ:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друг познается в беде.
- Сам себя губит, кто других не любит.
- Всякий человек в деле познается.
- Где хотенье, там уменье.
- Одна пчела меду не натаскает.
- Один в поле не воин.
- Один за всех и все за одного.
- Где лад, там и клад.
- В согласном стаде и волк не страшен.
- Терпение дает умение.
- Согласье крепче каменных стен.
- Терпение и труд все перетрут.
- Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
- Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.
- И готово, да бестолково.
- Языком говори, а рукам воли не давай.
- Научись терпеть в малом, вытерпишь в большом.
- Не рой яму другому – сам упадешь.
С дом. заданием справились, молодцы!
-Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (ответы детей)
СЛАЙД 10 (психолог)
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 ( СТА ВОСЬМИ ДЕСЯТИ ПЯТЬЮ) государствами ЮНЕСКО, включая Россию).
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
СЛАЙД 11 Ежегодно 16 ноября отмечается Международный день толерантности.
СЛАЙД 12 Упражнение «Дерево толерантности» (на столах для каждого участника лежат листы в виде березовых листьев)
Напишите на листочках, лежащих перед вами, качества толерантного человека и прикрепите их на наше дерево, озвучив, почему выбраны именно они.
(после упражнения)
ПСИХОЛОГ: Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас мы живем, и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самим собой, пред другими. Человек не может жить один. Так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.
Обсуждение: Все ли из названных качеств вы могли бы отнести к себе? Всегда ли нам удается быть такими, как мы сейчас определили?
СЛАЙД 13 (психолог)
А сейчас я предлагаю послушать притчу: «Благодарность»
Умирал в одном селении человек, известный своей скупостью. И некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом.
Но однажды на пороге его дома появился путник, лицо которого светилось мудростью и любовью.
- Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя, - сказал он хозяину хижины.
Тот взглянул на гостя с удивлением:
- Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен.
Но путник продолжал:
- Много лет назад я попросил у тебя денег взаймы. Ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть свою жизнь. Я научился работать, рассчитывать свои силы, обрел уверенность в себе. И теперь я богат, счастлив и свободен – благодаря тебе.
СЛАЙД 14 Дискуссия-обсуждение притчи
Обсуждаются вопросы:
- О чем эта притча?
- Что дает общение с людьми, непохожими на нас, даже если они для нас «Чужие»?
СЛАЙД 15 - Как проявляется в наши дни интолерантность людей по отношению друг другу?
Давайте попробуем написать основные черты толерантной и интолерантной личности.
Основные черты личности | |
Толерантная и личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других | непонимание |
доброжелательность | игнорирование |
желание что-нибудь делать вместе | эгоизм |
понятие и принятие | нетерпимость |
чуткость, снисходительность | пренебрежение, раздражительность |
доверие, гуманизм | равнодушие, цинизм |
любознательность | агрессивность |
Вывод: Быть толерантным, значит:
- Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
- Принимать людей таковыми, каковы они есть.
- Уважать чувства и интересы других людей.
- Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.
Молодцы!
Резюме ведущего: Если бы в мире не было людей, непохожих на нас, «чужих», мы лишились бы огромного пласта жизненного опыта, который позволяет нам успешнее развиваться, ставить перед собой цели и добиваться их.
СЛАЙД 16 А сейчас, я предлагаю вам игру, она называется "Моя рука - волшебная".
На листе формата А4 обведите фломастером свою руку. На пальчиках напишите свои лучшие качества, а на ладонь поместите запись плохих качеств, которые вам хочется исправить.
В ответ на ваши волшебные руки вместо обсуждения просто хочу прочесть притчу «Всё в руках твоих!»
Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:
- Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:
- Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:
-Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит:-Все в руках твоих!
СЛАЙД 17
А теперь давайте проведем буквенный анализ слова толерантность:
- Т - терпение.
- О - ответственность.
- Л - любовь, любезность.
- Е – единство, единомыслие.
- Р - равенство, развитие, радость.
- А - альтруизм (нравственная солидарность с другими человеческими существами.
- Н -независимость, надежность, нравственность.
- Т - товарищество.
- Н - неравнодушие, нетребовательность, невзыскательность.
- О- оптимизм, общение.
- С- справедливость, свобода, снисходительность, счастье, сотрудничество, солидарность, сострадание.
- Т - терпимость.
- Ь - чуткость.
С этим тоже справились. Молодцы! СЛАЙД 18 Упражнение «Синквейн "Толерантность"».
Задача упражнения: способность обобщить информацию после определенной вдумчивой рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза полученной информации. Происходит от французского слова "5". Таким образом, синквейн – это 5 строк: 1 – тема существительное, 2 – два прилагательных, которые подходит к теме существительного, 3 – три глагола по теме, 4 – осмысленная фраза на данную тему, 5 – резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).
Делимся на 2-3 группы и пишем синквейны и читаем их.
Молодцы!
Далее предлагаю следующее:
СЛАЙД 19 Разделиться участникам на небольшие группы (по 3-4 человека).
Каждой группе несколько листов бумаги и карандаши. Ведущий вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и сообщает им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют это слово. Цель группы - догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. И так работаем с каждым участником.
Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме.
После завершения попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова: было ли трудно угадывать? а рисовать? какие слова удались легче, какие - труднее? почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному?
СЛАЙД 20 Притча: « Виноград» (можно подготовить ребёнка)
Виноград
Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить.
Перс сказал:
— Давайте купим ангур!
— Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, — возразил араб.
Но тут вмешался турок:
— К чему спорить? — сказал он. — Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!
Грек тоже выразил своё несогласие:
— Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил! — заявил он.
Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И всё потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все они говорят об одном и том же и что слова «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают «виноград», который все они хотели купить, но каждый думал об этом на своём языке.
СЛАЙД 21
- Эксперсс-диагностика.
- Тест: Оценка толерантности.
- Инструкция: Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных свойств толерантности. Подсчитайте общую сумму баллов.
Внимание к другим; | 1 2 3 4 5 |
снисходительность (или прощение); | 1 2 3 4 5 |
терпение; | 1 2 3 4 5 |
доверие; | 1 2 3 4 5 |
альтруизм; | 1 2 3 4 5 |
умение владеть собой; | 1 2 3 4 5 |
доброжелательность; | 1 2 3 4 5 |
умение не осуждать других; | 1 2 3 4 5 |
эмпатия; | 1 2 3 4 5 |
умение слушать. | 1 2 3 4 5 |
СЛАЙД 22-23 Я сейчас хотела бы вспомнить слова Н. А. Островский - автора книги "Как закалялась сталь. " Жизнь –это самое дорогое, что есть у человека. Она даётся один раз и пройти её надо так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"
-Если мы с вами будем счастливы, то нам обязательно захочется сделать счастливым еще кого-то. И я очень надеюсь, что наш класс, наша школа с гордостью сможет говорить о себе «МЫ – ПЛАНЕТА ТОЛЕРАНТНОСТИ»
СЛАЙД 24 Рефлексия занятия
Игра «Корзинка».
А теперь ребята, проведём рефлексию занятия в форме игры, давайте напишем с Вами то, какие эмоции Вы получили от сегодняшнего занятия.
Давайте мы с Вами положим в корзинку те ценности, которые Вы возьмёте с собой во взрослую жизнь.
Каждый участник кладёт в корзину записки со словами:
- Я возьму с собой хорошее настроение;
- Я возьму знания и т. п.
Может быть, некоторые из вас впервые познакомились с понятием "толерантность" или оно было вам знакомо раньше? ……….
Поднимите красные карточки те, кто из вас считает, что данная тема актуальна и требует продолжения разговора на данную тему? Какие нюансы проблемы вы хотели бы обсудить в дальнейшем?
Зеленые карточки, кто считает, что не нужно обсуждать эту тему, она не актуальна.
СЛАЙД 25 Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на жизнь, обычаи, и важно научиться не только высказывать собственное мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их мнений, религий, убеждений, традиций.
СЛАЙД 26 Сейчас для Вас почитает стихотворение Мамсурова Милана «Хрупкий мир».
(Ребёнок читает стихотворение)
Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны
Русские и украинцы, башкиры и татары
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить!!!
- Сегодня на психологическом часе мы узнали о толерантности, говорили о том, какие мы разные:
Я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
СЛАЙД 27 – фото класса «Мы все такие разные, но вместе нам хорошо»
СЛАЙД 28 - 39 Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Планеты Толерантности
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наш классный час помог вам разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности.
В заключении хочу прочесть стихотворение и мои вам пожелания.
Учись прощать… Молись за обижающих
Зло побеждай лучом добра, Иди без колебаний в стан прощающих Пока горит Голгофская звезда. Учись прощать, когда душа обижена, И сердце, словно чаша горьких слез, И, кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспомни, как прощал Христос. Учись прощать, прощать не только словом, Но всей душой, всей сущностью своей, Прощение рождается любовью В творении молитвенных ночей. Учись прощать. В прощении радость скрыта. Великодушье лечит, как бальзам. Кровь за всех пролита. Учись прощать, чтоб ты прощен был сам.
СЛАЙД 40
- Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
- Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, научитесь прощать.
- Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
- Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ: Мячик по кругу: сказать пожелания друг другу.
- Счастья Вам всем, мира, радости и терпения!
- В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
- До свидания! До новых встреч!
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.п. Новая Балкария»
«Приходите в гости к нам»
Сценарий литературно-музыкальной композиции объединения АЮЛИ на районный семинар старших вожатых
Составитель: учитель музыки
Атмурзаева З.М.
2015-2016 гг
- Эксперсс-диагностика.
- Тест: Оценка толерантности.
- Инструкция: Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных свойств толерантности. Подсчитайте общую сумму баллов.
Внимание к другим; | 1 2 3 4 5 |
снисходительность (или прощение); | 1 2 3 4 5 |
терпение; | 1 2 3 4 5 |
доверие; | 1 2 3 4 5 |
альтруизм; | 1 2 3 4 5 |
умение владеть собой; | 1 2 3 4 5 |
доброжелательность; | 1 2 3 4 5 |
умение не осуждать других; | 1 2 3 4 5 |
эмпатия; | 1 2 3 4 5 |
умение слушать. | 1 2 3 4 5 |
- Эксперсс-диагностика.
- Тест: Оценка толерантности.
- Инструкция: Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных свойств толерантности. Подсчитайте общую сумму баллов.
Внимание к другим; | 1 2 3 4 5 |
снисходительность (или прощение); | 1 2 3 4 5 |
терпение; | 1 2 3 4 5 |
доверие; | 1 2 3 4 5 |
альтруизм; | 1 2 3 4 5 |
умение владеть собой; | 1 2 3 4 5 |
доброжелательность; | 1 2 3 4 5 |
умение не осуждать других; | 1 2 3 4 5 |
эмпатия; | 1 2 3 4 5 |
умение слушать. | 1 2 3 4 5 |