Организация психолого-педагогического сопровождения одаренного школьника: от диагностики до результата.
Направление работы лицея – создание условий для оптимального развития детей с признаками одаренности, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии способностей.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация психолого-педагогического сопровождения одаренного школьника | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одаренность : 1) как психофизическое свойство личности; 2) как психогенетическое качество; 3) как высокий уровень развития интеллекта или умственных способностей; 4) как совокупность мышления и когнитивных функций ;
5) как результат взаимодействия когнитивной одаренности (интеллектуальной, творческой, социальной, музыкальной и др.), некогнитивных личностных особенностей (мотивации, интересов, Я-концепции , эмоционального статуса) и социального (семейный и школьный климат, критические события жизни) окружения; 6) как совокупность умственных способностей и личностных особенностей.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Направление работы лицея – создание условий для оптимального развития детей с признаками одаренности, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии способностей.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема. Программа психологического сопровождения детей с признаками одаренности в лицее включает в себя несколько направлений .
Диагностическое направление . Его целью является идентификация детей с признаками одаренности, изучение индивидуальных особенностей школьников. Методы: различные варианты метода наблюдения за детьми; экспертное оценивание детей учителями, родителями, воспитателями; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.; проведение психодиагностических исследований, а именно: систематическое использование методик: Тесты: Д. Векслера, ГИТ, КОТ, тест Айзенка на уровень интеллекта IQ ;
- тест креативности Торренса в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.; «Необычное использование» тест Гилфорда . Итоги: А) получение информации о каждом ребенке; Б) создание информационной базы данных детей с признаками одаренности; В) аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Консультационное направление. Целью это направления является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с обучающимися, педагогами и родителями по итогам исследований; обновление информационной базы данных детей с признаками одаренности; психолого-педагогические семинары; родительские собрания.
Итоги: создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению одаренных обучающихся; выработку педагогами и родителями стиля эффективного общения с одаренным ребенком, адекватной оценки его поступков, понимание его поведенческих проявлений.
Развивающее и коррекционное направление работы. Главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми направлены на: формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость;
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; развитие коммуникативных навыков; снижение уровня тревожности; формирование адекватной самооценки; обучение методам релаксации и визуализации.
Итоги: Повышается способность одаренного ребенка адаптироваться к собственной одаренности, адекватно принять ее и максимально использовать для собственного развития
Психолого-педагогическое просвещение . Его целью является расширение их представления о природе и проявлениях одаренности, особенностях обучения и воспитания одаренных детей и т. д. Формы психологическое просвещение: заседания МО учителей-предметников, педагогический совет, психологические семинары.
Итоги: Повышение психологической культуры участников учебно-воспитательного процесса и мотивации деятельности по развитию одаренности у школьников.
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх Спасибо за внимание