Детско-родительские отношения как фактор социализации личности ребенка
Summary. The interaction of the child with the parents is important and the first experience of its interaction with the environment and the world. This experience is attached and forms certain patterns of behavior with other people that are passed on from generation to generation.
Keywords: personality, socialize, interaction.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Детско-родительские отношения | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско-родительские отношения как фактор социализации личности ребенка
Иванисова О.Ю. педагог-психолог
Морева Ю.В. педагог-психолог
Стрелкина Л.И. социальный педагог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей №9»,
г. Белгород, Россия
Summary. The interaction of the child with the parents is important and the first experience of its interaction with the environment and the world. This experience is attached and forms certain patterns of behavior with other people that are passed on from generation to generation.
Keywords: personality, socialize, interaction.
Феномен детско-родительских отношений является сложным социально-психологическим явлением, которое следует рассматривать в различных контекстах. Отношения между родителями и детьми являются производными от всей системы внутрисемейных связей и важным условием социализации ребёнка. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Детско-родительские отношения − двухполюсные, где на каждом из полюсов, как родителя, так и ребенка, определяется генезис и развитие общения и сотрудничества ребенка и родителей, хотя, безусловно, роли обоих участников претерпевают значительные изменения на каждой из возрастных ступеней развития.
Активность ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений и детерминации их особенностей, достаточно велика уже на ранних возрастных стадиях и кардинально возрастает в подростковом возрасте.
Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений, внес А.С.Макаренко, отмечая, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
Содержание понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе однозначно не определено. Оно представляется как подструктура семейных отношений, включающая в себя взаимосвязанные, но неравнозначные отношения: родителей к ребёнку − родительское отношение; и отношение ребёнка к родителям. Во-вторых, эти отношения понимают как взаимоотношение, взаимовлияние, активное взаимодействие родителя и ребёнка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений.
Рассмотрим три основных компонента родительского отношения к ребёнку.
Эмоциональный компонент, включающий в себя все чувства, которые родитель испытывает по отношению к ребёнку, и эмоции, отражающие оценку ими своей родительской позиции.
Когнитивный компонент, определяющий знания, представления родителя о своём ребёнке и о себе, как о носителе социальной роли родителя.
Поведенческий компонент заключается в реализации определённого способа взаимодействия с ребёнком [1, с.112].
Для рассмотрения психологических особенностей родительского отношения часто используются понятия «стиль семейного воспитания».
Стиль семейного воспитания - это отношение родителей к ребёнку, особенности контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания [2, с.32].
В психологии рассматривается несколько классификаций стилей семейного воспитания. Причём, эти стили родительского поведения далеко не всегда осознанны самими родителями. Они характеризуются разной степенью принятия ребёнка и уровнем контроля.
Установлено, что на выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: генетические особенности ребёнка и родителей, и их совместимость; традиции, на которых воспитывались сами родители; научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребёнка, их образовательный уровень; нравственные устои семьи [3, с.70].
По мнению Р.В.Овчаровой, стиль взаимодействия родителей и ребенка является наиболее очевидным, доступным для внешнего наблюдения. Он является своеобразной квинтэссенцией основных структурных компонентов родительства − ценностных ориентации супругов, родительских установок и ожиданий, родительского отношения, родительских чувств, родительских позиций, родительской ответственности.
Стиль родительского отношения, ведущий к гармоничному развитию ребенка, формируется благодаря таким чертам личности как стремление к самоактуализации, эмпатия, искренность и доброжелательность в отношениях, способность брать на себя ответственность, склонность к рефлексии и т.п. В отличие от этого, повышенная тревожность, склонность к самообвинению, сниженная самооценка, экстернальный контроль, безответственность и тому подобные черты являются основой для формирования стиля семейного воспитания, способствующего дисгармоничному развитию личности ребенка.
Библиографический список
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис. … канд. псих. наук. – М., 1986. – 206 с.
- Овчарова Р.В. Психология родительства. – М.: ACADEMIA, 2005. - 363 с.
- Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя.// Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 1