Тренинговое занятие для родителей "Я и ребенок"
Занятие разработано в рамках семинара для родителей "Воспитание ребенка в неполной семье". Занятие содержит упражнения по эффективному взаимодействию родителей с детьми, а также упражнения диагностического характера и упражнения на поиск ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_trenning.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре для родителей «Воспитание ребенка в неполной семье».
Родительский тренинг «Я и ребенок».
(сост. Трипуть М.В.)
Цель: Обучить родителей способам эффективного общения с детьми.
Задачи: 1. Продемонстрировать и научить применять техники эффективного слушания, перефразирования, Я-высказывания.
2. Снять эмоциональное напряжение у родителей имеющих трудности во взаимоотношениях с детьми.
3. Научить видеть положительные стороны в семейной ситуации и находить ресурсы развития.
Ход тренинга:
- Приветствие. Упражнение «Передай рукопожатие»
- Разминка: Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто….» ( у кого есть сын, кто работает, кто учиться, у кого дети ходят на кружки и секции, кто умеет готовить борщ, у кого есть свой секрет (рецепт счастья).)
Основная часть:
- Упражнения, направленные на развитие навыков эффективного взаимодействия, установления и улучшения контакта, оптимальной передачи и получения информации.
Родители делятся на пары, в которых один из них будет играть роль «родителя», другой – «ребенка», затем они меняются ролями.
а) Упражнение на закрепление навыка «активного слушания».
Ход упражнения:
- «Ребенок» рассказывает о себе (любая история, впечатление и т.п). Задача «родителя» просто воспринимать, получать информацию способствовать раскрытию «ребенка». (по 2 мин на каждую роль)
- Затем ответить на вопросы: Какие чувства испытывал ваш «ребенок»? Как вы думаете, какой основной смысл хотел передать вам «ребенок»? обсуждение ответов с рассказчиками.
- Далее обсуждение в кругу: какие чувства вы испытывали когда были в роли «родителя»? На что обращали больше внимания? какие чувства испытывали, когда были в роли «ребенка»? В какие моменты вам хотелось говорить больше, продолжать раскрывать тему разговора? Были какие-либо дополнительные мысли в голове помимо основной темы разговора? Как вам казалось, понимает ли ваш «родитель» то, о чем вы ему рассказывали?
- Подведение основного итога о роли «активного слушания» (дополнительной информации от собеседника в виде мимики, жестов, высказываний, контакта глаз, уточнения и т.д) в ходе беседы.
б) Упражнение: разыгрывание в парах сценки «ссора с ребенком, нравоучение, выяснение отношений». Закрепление техник «Я-сообщение», «Отражение эмоций», «Перефразирование (выяснение смысла)»
Ход упражнения:
- Участники разыгрывают в парах естественную сценку из жизни. (по 2 мин на каждую роль)
- Обсуждение в кругу эмоций и впечатлений.(2 мин)
- Предоставление психологом информации о коммуникативных техниках: «Я-сообщения», «Отражение эмоций», «Перефразирование» («Правильно ли я поняла….»)
- Закрепление этих техник в парах – разыгрывание похожих сценок, но с использованием «родителем» перечисленных выше техник.(по 2 мин на каждую роль)
- Обсуждение итогов в кругу.
- Упражнение «Рисунок семьи в виде геометрических фигур».
Инструкция: 1. «Представьте, пожалуйста, на листе бумаги вашу семью в виде геометрических фигур»; 2. «А теперь стрелками разных цветов обозначьте поддержку и агрессию». 3. Посмотрите на каждого из членов своей семьи и представьте, каково ему находиться в его позиции? Какие чувства он может испытывать?
- Упражнение «Образ ребенка»
Инструкция: « На листе бумаги 1, 2-мя или 3-мя (несколькими) словами охарактеризуйте своего ребенка.
- по желанию обсуждение в кругу.
- подвести к выводу: не стоит смотреть на ребенка с одной стороны (выполняет он, или не выполняет наши требования), стараться видеть ребенка с разных сторон, его глазами, оценивать исходя из его личных достижений, а не в сравнении с «Маринкиным Петей» или « Сашкиной Таней».
- Упражнение «Ресурсное интервью»:
Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, письменно на следующие вопросы, поскольку это интервью является ресурсным, то старайтесь не зацикливаться на возможной неудовлетворенности, а найти и выделить для себя положительные качества и стороны в каждом вопросе, может это не всегда окажется чем-то материальным, а например и духовным.»:
- Какие формы социальной поддержки есть у Вашей семьи?
- Какие интересы есть у вашей семьи и как вы их реализуете? Найдите какой-либо общий интерес, который бы мог вас объединять.
- Какие достижения есть у членов вашей семьи? И Общее семейное достижение? Как его можно назвать 1 словом?
- При попадании в кризисные и проблемные ситуации как семья находит выход из этой ситуации?
- Как используете этот опыт, опыт выхода из проблемной ситуации?
Листочки с ответами остаются на руках у родителей. Они могут к ним обращаться в трудных ситуациях как за поддержкой, что-то может захочется еще туда добавить.
7) Обсуждение занятия в кругу. Завершение тренинга. Прощание.