Тренинговое занятие для родителей "Я и ребенок"

Трипуть Мария Вячеславовна

Занятие разработано в рамках семинара для родителей "Воспитание ребенка в неполной семье". Занятие содержит упражнения по эффективному взаимодействию родителей с детьми, а также упражнения диагностического характера и упражнения на поиск ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_trenning.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре для родителей «Воспитание ребенка в неполной семье».

Родительский тренинг «Я и ребенок».

(сост.  Трипуть М.В.)

Цель: Обучить родителей способам эффективного общения с детьми.

Задачи: 1. Продемонстрировать и научить применять техники эффективного слушания, перефразирования, Я-высказывания.

2. Снять эмоциональное напряжение у родителей имеющих трудности во взаимоотношениях с детьми.

3. Научить видеть положительные стороны в семейной ситуации и находить ресурсы развития.

Ход тренинга:

  1. Приветствие. Упражнение «Передай рукопожатие»
  2. Разминка: Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто….» ( у кого есть сын, кто работает, кто учиться, у кого дети ходят на кружки и секции, кто умеет готовить борщ, у кого есть свой секрет (рецепт счастья).)

Основная часть:

  1.  Упражнения, направленные на развитие навыков эффективного взаимодействия, установления и улучшения контакта, оптимальной передачи и получения информации.

Родители делятся на пары, в которых один из них будет играть роль «родителя», другой – «ребенка», затем они меняются ролями.

а) Упражнение на закрепление навыка «активного слушания».

Ход упражнения:

- «Ребенок» рассказывает о себе (любая история, впечатление и т.п). Задача «родителя» просто воспринимать, получать информацию способствовать раскрытию «ребенка». (по 2 мин на каждую роль)

- Затем ответить на вопросы: Какие чувства испытывал ваш «ребенок»? Как вы думаете, какой основной смысл хотел передать вам «ребенок»? обсуждение ответов с рассказчиками.

- Далее обсуждение в кругу: какие чувства вы испытывали когда были в роли «родителя»? На что обращали больше внимания? какие чувства испытывали, когда были в роли «ребенка»? В какие моменты вам хотелось говорить больше, продолжать раскрывать тему разговора? Были какие-либо дополнительные мысли в голове помимо основной темы разговора? Как вам казалось, понимает ли ваш «родитель» то, о чем вы ему рассказывали?

- Подведение основного итога о роли «активного слушания» (дополнительной информации от собеседника в виде мимики, жестов, высказываний, контакта глаз, уточнения и т.д) в ходе беседы.

б) Упражнение: разыгрывание в парах сценки «ссора с ребенком, нравоучение, выяснение отношений». Закрепление техник «Я-сообщение», «Отражение эмоций», «Перефразирование (выяснение смысла)»

Ход упражнения:

- Участники разыгрывают  в парах естественную сценку из жизни. (по 2 мин на каждую роль)

- Обсуждение в кругу эмоций и впечатлений.(2 мин)

- Предоставление психологом информации о коммуникативных техниках: «Я-сообщения», «Отражение эмоций», «Перефразирование» («Правильно ли я поняла….»)

- Закрепление этих техник в парах – разыгрывание похожих сценок, но с использованием «родителем» перечисленных выше техник.(по 2 мин на каждую роль)

- Обсуждение итогов в кругу.

  1. Упражнение «Рисунок семьи в виде геометрических фигур».

Инструкция: 1. «Представьте, пожалуйста, на листе бумаги вашу семью в виде геометрических фигур»; 2. «А теперь стрелками разных цветов обозначьте поддержку и агрессию». 3. Посмотрите на каждого из членов своей семьи и представьте, каково ему находиться в его позиции? Какие чувства он может испытывать?

  1. Упражнение «Образ ребенка»

Инструкция: « На листе бумаги 1, 2-мя или 3-мя (несколькими) словами охарактеризуйте своего ребенка.

- по желанию обсуждение в кругу.

- подвести к выводу: не стоит смотреть на ребенка с одной стороны (выполняет он, или не выполняет наши требования), стараться видеть ребенка с разных сторон, его глазами, оценивать исходя из его личных достижений, а не в сравнении с «Маринкиным Петей» или « Сашкиной Таней».

  1. Упражнение «Ресурсное интервью»:

Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, письменно на следующие вопросы, поскольку это интервью является ресурсным, то старайтесь не зацикливаться на возможной неудовлетворенности, а найти и выделить для себя положительные качества и стороны в каждом вопросе, может это не всегда окажется чем-то материальным, а например и духовным.»:

  1. Какие формы социальной поддержки есть у Вашей семьи?
  2. Какие интересы есть у вашей семьи и как вы их реализуете? Найдите какой-либо общий интерес, который бы мог вас объединять.
  3. Какие достижения есть у членов вашей семьи? И Общее семейное достижение? Как его можно назвать 1 словом?
  4. При попадании в кризисные и проблемные ситуации как семья находит выход из этой ситуации?
  5. Как используете этот опыт, опыт выхода из проблемной ситуации?

Листочки с ответами остаются на руках у родителей. Они могут к ним обращаться в трудных ситуациях как за поддержкой, что-то может захочется еще туда добавить.

7) Обсуждение занятия в кругу. Завершение тренинга. Прощание.