Проект программы по развитию креативности у подростков

Трипуть Мария Вячеславовна

Проект программы содержит конспект тренинговых занятий по развитию креативности у подростков (12 занятий). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_programmy_po_razvitiyu_kreativnosti_u_podrostkov.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Кафедра общей и педагогической психологии

Практико-ориентированный проект

по курсу «Современные тенденции применения методик в работе педагога-психолога»

тема: «Программа занятий по развитию креативности у подростков»

выполнил:

педагог-психолог МОУ Голицынская СОШ № 1

г.Одинцово Московской области

Трипуть М.В.

проверил:

старший преподаватель О.А. Ашихмина

Москва 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа разработана в рамках психологического сопровождения учебного процесса и предназначена для развития и стимуляции креативного мышления у старших подростков, принимающих участие в школьной команде КВН. Она составлена на основании запроса педагога-организатора, проводящего репетиции с ребятами.

Основной целью программы является развитие креативности у членов команды, а также создание у них групповой сплоченности.

Задачи программы:

  1. Активизировать творческое мышление: гибкость, беглость мыслей, разработанность идей.
  2. Расширить кругозор подростков по теме креативность, творчество, творческое мышление.
  3. Научить их видеть заданную ситуацию с нескольких сторон.
  4. Расширить у ребят диапазон паттернов поведения и общения.
  5. Научить применять креативное мышление в повседневной жизни.
  6. Научить более спонтанно проявлять себя на репетициях.
  7. Развить у ребят «командный дух», умение действовать сообща, прислушиваться к себе и окружающим в совместной деятельности.

Креативность — это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, и на 95% формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности начиная с учебной.

Креативность проявляется в успешном осуществлении трех фаз — умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт. А так же, главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности.

Таким образом, настоящая программа базируется на социально-педагогическом детерменизме и деятельностном подходе в развитии креативности.

Групповая развивающая работа с подростками по этой программе построена в форме тренинга, так как тренинг – это одна из наиболее активных форм обучения, воспитания и развития. Занятия в данной форме позволяют каждому участнику проявить свои индивидуальные качества, работать как в группе, так и самостоятельно, проявлять творчество, реализовать потребности в самораскрытии и самоуважении.

Так как есть дополнительная задача по групповому сплочению, в программу будут включены упражнения не только развивающие креативность школьников, но и упражнения на командообразование. Также в проведение занятий будут включены информационные «раздатки» для подростков, в которых будет рассказываться о креативности как о личностном качестве, как о форме мышления, о способах и рекомендациях к его развитию, и также о некоторых интересных особенностях творческого мышления. Подобного рода информация и обсуждение, особенностей творческого мышления подготовит ребят к более серьезному восприятию проблемы, поможет в будущем возвращаться к этим заметкам, как к уже знакомым точкам отсчета, проверяя правильность научной точки зрения своим опытом.

Структура занятий выглядит следующим образом: 1. Приветствие 2. разминка, 3. Основная часть: 2 упражнения на развитие креативности 4. упражнение на групповую сплоченность 5. Рефлексия (обмен чувствами, эмоциями и мнениями) в кругу 6. прощание. Последнее занятие планируется провести в качестве 1 итоговой игры или выполнения какого-либо – группового/индивидуального итогового проекта.

Осуществлять программу планируется по схеме формирующего эксперимента: Ох1  Х  Ох2 ,  где Ох1(2) – диагностика уровня развития креативности у подростков до и после проведения тренинга, а Х – само формирующее воздействие (тренинг по развитию креативности).

Обработку полученных результатов планируется проводить с помощью Т-критерия Вилкоксона, позволяющего оценить достоверность сдвига показателя (в данном случае уровня развития креативности) на 1 малой выборке.

Программа состоит из 5 разделов: Пояснительная записка (в ней дано описание самой программы, методологии на основе которой разработана программа, цели и задачи программы, а также описаны структура и формы проведения занятий); тематический план (с указанием тем занятий и времени отводимом на них); далее - основное содержание программы (здесь описаны ход проведения занятий и предлагаемые упражнения); завершает структуру программы библиография и приложение, где даны необходимые материалы для диагностики и проведения занятий.

Диагностику уровня развития креативности в начале и в конце тренинга планируется проводить при помощи теста Торренса и его альтернативного варианта.

В группу посещающую тренинг входят подростки 9, 10 и 11 классов, принимающие участие в школьной команде КВН (15 человек).

Занятия планируется проводить 2 раза в неделю по возможности перед репетициями команды.

Условие проведения: для многих упражнений необходимо просторное свободное помещение.

Программа рассчитана на 12 занятий по 1-1,5 часу. Всего 14 часов.

Предполагаемый результат: повышение уровня креативности у подростков, расширение диапазона проявления себя, спонтанности, гибкости и лабильности мышления, а также укрепление чувства «мы» в команде.

Данный результат будет использован педагогом-организатором для повышения продуктивности репетиций и достижения большего успеха школьной команды КВН на выступлениях и соревнованиях.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Программа занятий по развитию креативности у подростков»

14 час.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1.

Занятие №1. Знакомство. (с группой, тренингом, групповыми правилами)

1

2.

Занятие №2. «Разминка креативности».

1

3.

Занятие №3. «Взгляд с другой стороны»

1,5

4.

Занятие №4. «Вот, так ситуация».

1

5.

Занятие №5. Ассоциативное мышление

1

6.

Занятие №6 . «Творим своими руками»

1,5

7.

Занятие №7. «Креативность в движениях»

1

8

Занятие №8. Музыкальное восприятие

1

9

Занятие №9. Словесное творчество

1,5

10.

Занятие № 10. Словесное творчество (продолжение)

1

11.

Занятие №11. «Скульпторы и Пантомимы»

1

12.

Занятие №12. Итоговое. «КВН креативности»

1,5

Итого:

14


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятия по развитию креативности у подростков.

Занятие №1.

«Знакомство».

1. Приветствие ведущим участников тренинга, приглашение к началу занятий.

Каждое занятие будет начинаться с приветствия в круге и поочередного ответа всех участников на вопрос: «Какого цвета мое настроение сейчас?»

Ознакомление ребят с целью тренинга.

Упражнение 1: «Что в имени тебе моем?» (стр. 7 [5])

Цель: упражнение на знакомство группы, содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной, образной.

Материалы: ватман, фломастеры.

Время: в зависимости от кол-ва участников.

Упражнение 2. «Необычное имя» (стр.36 [6])

Цель: знакомство, изготовление бейджиков.

Материал: карточки для бейджиков, фломастеры.

Время: 5 мин.

Представление ведущим правил тренинговой группы и обсуждение их с ребятами:

- Доверительный стиль общения

- Конфиденциальность

- Персонификация высказывания (от собственного имени)

- Недопустимость оценок в адрес другого

- Уважение к говорящему, активное слушание, или правило 1 голоса (когда 1 говорит – другие слушают)

- Активное участие во всех упражнениях

- Добровольность участия.

2. Основная часть:

Упражнение 3. «Человек-цифра» (стр. 12 [5])

Цель: развить способности к визуализации образа, содействовать переходу от обычной форме мышления к необычной.

Ресурсы: просторное помещение или открытая площадка.

Время: 7 - 15 мин.

Упражнение 4. «Чудо-стул» (стр.10 [5])

Цель: стимуляция творческой работы группы, с помощью театральной игры, импровизации; поощрение непринужденности; развить способности по визуализации образа; содействовать от обычной формы мышления к необычной.

Материалы: стул

Время:10 – 20 мин.

3. Упражнения на сплочение коллектива

Упражнение 5 «Что дальше?» (стр.82 [4])

Цель: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении; ввести в коллективное понимание группы готовность говорить об эмоциях и чувствах.

Материалы: легкий мячик из резины, или теннисный мячик.

Время: 20 мин.

4. Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие№2.

«Разминка креативности»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «10 сек». (стр.9 [4])

Цель: снизить тревожность участников; помочь участникам лучше узнать друг друга; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Ресурсы: свободное помещение.

Время: 5-15 мин.

2. Упражнение 2 «Добраться до клада»(стр.21 [5])

Цель: раздвинуть границы креативности путем погружения в игру для снятия страха

Перед неизвестным, перед поставленной проблемой; создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решению проблемы.

Материалы: не требуется.

Время: 10-20 мин.

Упражнение 3. «Ширма превращения» (стр.35[5])

Цель: мобилизовать творческие возможности участников; побудить участников тренинга к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображения; развить путем упражнения спонтанность участников тренинга.

             Материалы: ширма или переносная кулиса, желательно - размером не менее полутора-двух метров в ширину и высотой около 2-х метров.

              Время: до 20 мин.

         

Упражение 4. «Волшебный обруч» (стр.17 [4])

        Цель: к концу игры участники должны ощутить себя более сплоченной группой; определить лидеров группы и выявить господствующие в команде настроения; проверить эффективность группового взаимодействия на основе договора между участниками.

        Материалы: большой пластмассовый обруч деаметром около метра.

Время: 10 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №3

«Взгляд с другой стороны»

        

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Стаканчик» (стр.38 [4]) 

        Цель: снять напряжение; облегчить вхождение в групповой тренинг; поддержать открытое выражение положительных эмоций; способствовать развитию не стандартного творческого мышления участников.

        Материалы: Стул для каждого из участников и несколько разовый пластиковых стаканчиков.

        Время: до 10 мин.

        

Упражнение 2. «Рефрейминг» (стр.17 [5])

        Цель: освоить на практике методику рефрейминга, позволяющего отказаться от прошлого опыта и увидеть предмет исследования по новому, в многообразии признаков; продемонстрировать в ходе игры различия, присущие подходам различных людей к одной и той же проблеме, рассмотреть существующие методы и подходы ее разрешения.

        Материалы: Листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цвет. ткани, парики, и др.театральные атрибуты. + информационная раздатка «Рефрейминг».

        Время: 60- 90 мин.

        

Упражнение 3. «Путаница» (стр.88[4])

        Цель: освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

        Материалы: не требуется.

        Время: 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №4.

«Вот так ситуация!»

        

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Передай рукопожатие»

        Цель: способствовать созданию благоприятной и дображелательной атмосфере группе.

Инструкция участникам: «По кругу передайте рукопожатие и улыбнитесь друг другу».

        

Упражнение 2. «Ситуации» 

        Цель: Тренировать подвижность мышления  как фактор криативного поведения; стимулировать не стандартный подход к решению проблемы.

        Материалы: не требуется.

        Время: 15 мин.

        

Упражнение 3. «Проблемы, проблемы» (стр.47[5])

        Цель: Развить у участников тренинга спонтанное и органическую реакцию на событие; стимулировать не стандартный подход к решению проблемы.

        Материалы: не требуется.

        Время: 15-20 мин.

        

Упражнение:4. «Пишущая машинка» 

        Цель: Развитие внимания членов группы друг к другу, сосредоточения всех участников на одной коллективной цели; создание групповой сплоченности.

        Материалы: листы ф.А4 с буквами использующимися в предложении на всех участников группы и предложения записанное на доске.

        Время: 15 мин.

        Ход упражнения: На доске пишется какое либо сложное предложение со знаками препинания. Всем участникам группы раздаются карточки с используемыми буквами в предложении, по 1-2 карточке участнику (в зависимости от кол-ва участников и букв). Далее группе необходимо «напечатать» предложение, называя каждому свою букву. Пробелы между словами и знаки препинания обозначаются всей группой одновременно, путем притопа: пробел – 2 притопа, запятая – 1 притоп.»

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

 

Занятие № 5.

«Ассоциативное мышление»

        

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Если нравиться тебе, то делай так..»

        Цель: разогрев группы перед началом занятия; создание атмосферы принятия в группе.

        Материалы: не требуются.

        Время:10 мин.

        Ход упражнения: Каждому участнику необходимо придумать и продемонстрировать какое либо движение со словами «Если нравиться тебе, то делай так…». А группе необходимо запомнить и повторить показанное движение. И так по кругу все участники группы. Затем всей группе одновременно нужно восстановить всю цепочку движений по памяти».

Упражнение 2. « Ассоциации» (стр.77[5])

        Цель: через постановку творческой  задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

        Материалы: не требуются.

        Время:30 мин.

        

Упражнение 3. «Игра в цвета» (стр.25[5]).

        Цель: тренировать подвижность мышления как фактор креативного поведения;

Побудить участников  к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

        Материалы: не требуется.

        Время: 15 мин.

        Упражнение 4. «Считалка»

        Цель: Создание доверительной атмосферы в группе и эффекта группового сплочения.
        
Материалы: не требуется

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Группе с закрытыми глазами необходимо поочередно называя числа (не договариваясь о последовательности) сосчитать по порядку до 20. Если два человека называют число одновременно игра начинается сначала».

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №6

«Творим своими руками»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1.  «Подарок»

        Цель: разогрев группы стимулирование творческого мышления, развитие способов не вербального общения.        

Материалы: не требуется

Время: 10 мин.

Инструкция: « Сидя в кругу, подарите своему соседу слева воображаемый подарок, пользоваться словами при описании подарка нельзя, а только мимикой и жестами. Соседу необходимо угадать, что за подарок ему подарили, и поблагодарить за него. И т.д. по кругу».

Упражнение 2.  «Патентное бюро» (стр. 31 [5])

        Цель: мобилизовать творческие возможности участников; развить спонтанность участников тренинга; участников  к активному проивлению криативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения.

Материалы: (из расчета на каждую подгруппу): одно сырое яйцо, 4 трубочки для коктейля, 10 деревянных палочек для эскимо, 10 аптечных резинок,2 шарика из пенопласта или для настольного тенниса (пластиковые),3 воздушных шарика, 2 деревянных карандаша, катушка ниток, 4 метллические скрепки, клей ПВА, ножницы, клейкая лента, коробок со спичками.

Кроме того, цветная бумага, листы ватмана, фломастеры, гуашь, ножницы и прочие оформительские  материалы для этапа рекламы.

Время: 60 мин.

Упражнение 3.  «Шарик»

Цель: создание групповой сплоченности, побуждение группы действовать сообща.

Материалы: теннисный шарик, пластиковая крышка диаметром 10-12 см, с привязанными к ней нитками по количеству участников тренинга.

Инструкция: «Необходимо всем участникам вместе держа за нитки подставку с шариком поднять ее от пола на высоту прямого угла вытянутых рук и пронести по комнате в направлении двери, не уронив при этом мячик. Если мячик упал – упражнение начинается сначала».

Время:15 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 7.

«Креативность в движениях»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Одно из 3-х» (стр.106[5])

Цель: тренировать подвижность мышления и адекватную самооценку; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Ресурсы: свободное помещение.

Время: 15-20 мин.

Упражнение 2. «Флеш» (стр.49[5])

Цель: мобилизовать творческие возможности участников; развить спонтанность участников тренинга; участников  к активному проявлению креативных качеств: гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности и воображения; развить спонтанность участников тренинга.

Материалы: не требуется

Время: 15-20 мин.

Упражнение 3. «А что это вы тут делаете? » (стр.52[5])

Цель: содействию от обычной формы мышления к необычно; развить  готовность отказаться от прошлого опыта полученного при решение сходных задач.

Материалы: не требуется

Время: 20 мин.

Упражнение 4. «Упрямая сороконожка » (стр.12[4])

Цель: проверить на опыте эффективность партнерства в условиях коммуникации и в ее отсутствии, влияние договора на достижение групповой цели; выявить лидерские возможности игроков; побудить командные эмоции взаимоподдержки ответственности и сплоченности.

Материалы: просторное помещение.

Время: 10 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №8

«Музыкальное восприятие»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Броуновское движение»

Цель: Разогрев группы.

Материалы: просторное помещение

Время: 5 мин.

Ход упражнения: Участники тренинга начинают двигаться по комнате в хаотичном порядке. По хлопку они объединяются в малые группы (по 2,3, и тд. человек, в зависимости от называемой тренером цифры), а затем продолжают движение дальше. Желательно последнее число назвать равное количеству участников, тогда упражнение несет дополнительный эффект группового сплочения.

Упражнение 2. «Звуки музыки » (стр.59[5])

Цель: Развить способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Материалы: магнитофон, запись музыкального произведения  без слов, бумага, краски, фломастеры, карандаши, резинки, пластилин.

Время: 60 мин.

Ход упражнения: Упражнение состоит из 5 взаимодополняющих этапов с различными способами восприятия - ассоциативного мышления и выражения возникающих ассоциаций и чувств.

Упражнение 3. «Контакт » (стр.78[4])

Цель: Создать в группе эмоциональной свободы открытости и дружелюбия: преодолеть тревожность участников группы, интеграция группы за счет постоянной включенной в совместную деятельность.

Ресурсы: свободное пространство

Время: 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 9

«Словесное творчество»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Эстафета движений » (стр.32[4])

Цель: Снять напряжение участников тренинга, способствовать возникновению партнерских отношений; поощрять эффективное использование языка тела в коммуникации, способствовать физическому раскрепощению.

Материалы: свободное пространство.

Время: 10 мин.

Упражнение 2. «Мозговой штурм »  (стр.40[5])

Цель: Генерировать максимальное количество идей на заданную тему; развить способность видеть проблему в многообразии подходов.

Материалы: Доска или листы ватмана, фломастеры для записи.

Время: 30 мин.

Упражнение 3. «Акулы пера »  (стр.100[5])

Цель: Обеспецить новый опыт анализа ситуации возникающей из сочетания новых понятий, образов, идей;

Материалы: Масса самых различных предметов, различных по виду, употреблению, размерам, новизне.

Время: 30 мин.

Упражнение 4. «Переправа » (стр.25[4])

Цель: Интеграция группы за счет постоянной включенности в совместную деятельность. Создание условий взаимопомощи и партнерства и позитивного эмоционального единства группы

Материалы: Стулья для каждого участника.

Время: 10 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 10.

«Словесное творчество (продолжение)»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. «Построение спектрограмм » 

Цель: Разогрев группы.

Материалы: не требуется.

Время: 10 мин.

Ход упражнения: Участникам группы необходимо распределиться на воображаемой шкале (0 -100) в зависимости от степени выраженности у них каких-либо качеств (любовь к шоколаду, зиме, школе, каникулам и т.д.). Тренер интервьюирует подростков, занимающих крайние позиции.

Упражнение 2. «Словесная эстафета »  (стр.73[5])

Цель: раздвинуть границы креативности путем погружения в игру импровизацию; научиться связывать воедино новое и старое.

Материалы: не требуется

Время: 15 мин.

Упражнение 3. «В кругу проблем » (стр.84[4])

Цель: Обратить внимание игроков друг на друга; способствовать интеграции группы совершенствовать коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.

Материалы: 5 стульев.

Время: 30 мин.

Упражнение 4. «Три движения » (стр.66[5])

Цель: развивать логику мышления и действия в игровой ситуации; раздвижения границ креативности.

Материалы: не требуется

Время: 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие №11

«Скульпторы и Пантомимы»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. Разминка

Цель: разогрев группы.

Материалы: карточки с заданием по количеству участников.

Время: 5 мин.

Ход упражнения: Участники группы получают карточки, где каждому предлагается, входя поочередно в кабинет, произносить фразу, которую может составить группа (все произносят одно и тоже), как:

- робот,

- влюбленный,

- директор школы,

- младенец и т.д.

Упражнение 2. «Скульптура чувств» (стр.68[5])

Цель: тренировать подвижность мышления; побудить проявления криативных качств.

Материалы: не требуется

Время: 15-20 мин.

Упражнение 3. «Крокодил »

Цель: расширить диапазон проявления себя участниками засчет использования мимики, жестов и пантомимы; стимулировать креативное мышление участников, способствовать спонтанности поведения.

Материалы: заранее приготовленные карточки с названиями профессий.

Время: 15 мин.

Инструкция: «Используя невербальные способы коммуникации изобразить написанную на бумажке профессию, остальные члены группы угадывают».

 

Упражнение 4. «Фотография группы »  (стр.103[4])

Цель: Через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие всех участников группы; активизировать ассоциативное мышление.

Материалы: не требуется

Время: 20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание.

Занятие № 12. (Итоговое)

 «КВН Креативности»

1.Приветствие

«Какого цвета твое настроение сейчас?»

Упражнение 1. Разминка

Цель: Разогрев группы.

Инструкция: Каждый участникпо кругу не вербально изображает какое-либо дело, которое ему приходиться выполнять чаще всего. Другие участники угадывают, что изображается.

Время: 10 мин.

Упражнение 2. «На творческой волне » (стр.43[5])

Цель: Развить способность к соединению противоположных идей; тренироваться смотреть на задачу глазами друзей; создать проблемную и не директивную среду, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы.

Материалы: ручки, фломастеры, карандаши, листы бристоля, лоскуты цвет. ткани, обрывки веревки, сухие ветки деревьев, и любой иной реквизит.

Время: 70 мин.

Ход упражнения: КВН состоит из 9 творческих заданий – соревнований. На каждое из которых отводиться около 10-20 мин.

Завершение тренинга. Обмен в кругу эмоциями, чувствами, впечатлениями, пожеланиями.

Прощание. Подведение итогов тренинга.


Библиография

  1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение подростков в школе. Методические рекомендации по организации групповой работы. -  М., 2000. – 68 с.
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования.//Вопросы психологии. – 2007. - №4. – С16-24.
  3. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. – М.,2003. – 304 с.
  4. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М., 2005. – 128 с.
  5. Кипнис М. Тренинг креативности. – М.,2005. – 128 с.
  6. Психокоррекционная работа со старшиклассниками. Тренинги, авт.-сост. О.Н.Рудякова. – Волгоград, 2008. – 99 с.
  7. статья « Современные концепции обучения»

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Методики для диагностики творческого мышления

           

Ф. И. О. .____________________Дата .___________________

Возраст        Класс        Пол __________

Вырази свои идеи

с помощью рисунков!

Тебе предстоит выполнить три увлекательных задания. Тебе по-требуются воображение и творческие способности для того, чтобы придумать новые идеи и выразить их с помощью рисунков, изобра-жений. При выполнении каждого задания попробуй придумать что-то интересное и необычное, чего бы не смог придумать никто другой, кроме тебя. Постарайся дополнить и развить свои идеи так, чтобы у тебя получились интересные рассказы-картинки. Ты сможешь хоро-шо справиться с этими заданиями. Но главное, что ты получишь при этом настоящее удовольствие.

Время выполнения заданий будет ограничено, поэтому старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появятся вопро-сы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку, и ведущий к тебе подойдет.

2

СОЗДАНИЕ РИСУНКА

Возьми цветную фигуру. Придумай любое изображение, частью которого могла бы стать эта фигура. Ты можешь нарисовать любой предмет или целый рассказ.

Приклей эту фигуру на листе в любом месте — там, где тебе больше нравится. А затем дорисуй ее карандашами или фломастерами так, чтобы получилась задуманная тобой картинка. Рисовать можно и внутри, и за пределами наклеенной фигуры.

Постарайся придумать такую картинку, которую никто другой придумать не сможет. Дополни ее разными деталями так, чтобы получилась как можно более интересная и увлекательная история.

Когда ты закончишь свой рисунок, придумай к нему название и запиши его внизу страницы. Постарайся, чтобы название было интересным, необычным и помогало понять то, что ты нарисовал.

На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя возникли вопросы, задай их сейчас.

Начинай работать над рисунком. Сделай его не похожим на другие, пусть он расскажет увлекательную и необычную историю.

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ФИГУРЫ

На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя могут получиться интересные предметы или истории.

Старайся нарисовать такие картинки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Делай каждую картинку подробной и интересной, добавляя к ней разные детали.

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу.

На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя возникли вопросы, задай их сейчас.

Начинай работать над рисунками.

ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ЛИНИИ

На этих трех страницах изображены пары прямых линий. Нарисуй как можно больше предметов или историй, используя эти линии.

Прямые линии должны быть основной частью того, что ты хочешь нарисовать. К каждой паре линий с помощью карандашей или фломастеров добавь другие линии так, чтобы получились законченные изображения. Можно рисовать между линиями, над линиями — везде, где ты захочешь.

Старайся придумать такие рисунки, которые бы не смог придумать никто, кроме тебя. Нарисуй как можно больше различных картинок, вырази все идеи, которые у тебя появятся.

Придумай интересное название для каждого рисунка и напиши его снизу.

На выполнение задания отводится 10 минут. Старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя возникли вопросы, задай их сейчас.

Начинай работать над рисунками.

7

                     ТЕСТ ТОРРЕНСА           

            Образная батарея

БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф.И.О.______________________Дата____________________

Возраст        Класс_______________Пол__________

Таблица 1.        Суммирование первичных результатов. Стандартные баллы

субтеста

Беглость

 Оригинальность

    

Разработанность

Название

Замыкание

ОК

баллы

бонусы

1.

Образная креативность

2.

3.

Сумма баллов

Т-баллы

Расчет стандартных баллов:

Таблица 2.       Таблица перевода сырых баллов в обобщенные сырые баллы по фактору «Разработанность».

№ субтеста

1

2

3

4

5

6

1.

0-5

6-12

13-19

20-26

27-33

>34

2.

0-8

9-17

18-28

29-39

40-50

>51

3.

0-7

8-16

17-27

28-37

38-47

>48

Графическое представление результатов


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Предлагаемые темы для информационных «раздаток»:

  1. Что такое креативность, креативное и творческое мышление?
  2. Сравнение творческого и логического мышления.
  3. Рефрейминг.
  4. Цветовые ассоциации и предпочтения и характер человека.
  5. Рекомендации по развитию креативного мышления.
  6. Правое и левое полушарие.
  7. Влияние метафоры в понимании событий, предметов, явлений. Интересные притчи и метафоры в литературе.
  8. Использование невербальной коммуникации.
  9. Рекомендации по проведению презентации и самопрезентации.

И т.п.