Методический материал для занятий по групповой сплоченности. "Эмоциональная аналогия коллективов"

Трипуть Мария Вячеславовна

"Эмоциональная аналогия коллективов"- интересный творческий материал для занятий по групповому сплочению. Будет полезен на первом занятии при формировании мотивации к тренингу,  а так же и на последнем при подведении итогов. Пригодится в работе школьных психологов, классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnaya_analogiya_kollektivov.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Метод эмоционально-символической аналогии

Из книги А.Н. Лутошкина «Как вести за собой»

Пусть дети сами сравнят уровень своего коллектива с заданными образцами символам. Придут к выводам о том, что надо сделать, чтобы класс успешно развивался ко направлению к идеалу.

«Песчаная россыпь»

Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер посильнее – разнесет песчинки в разные стороны, пока кто-нибудь не соберет их опять в кучу. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, не интересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу на встречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг  которых могли бы сплотиться ребята. И потому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточно усилий и умений. Когда в группе еще нет коллектива, ей особенно нужен хороший мастер, который смог бы повести за собой. Но этому вожаку нужна поддержка. Если его не поддерживают окружающие, ему трудно проявить себя. А самим ребятам без подсказки действовать трудно: у них еще нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти другому на помощь. Нет еще у таких ребят и настоящей дисциплины. Скрепляют их в основном требования старших.

«Мерцающий маяк»

В штормящем море и начинающему и опытному мореходам маяк приносит уверенность – курс выбран правильно. Нужно только быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие, вспышки. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные «смотрители» маяка, те, кто поддерживает его горение, - организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиняться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус»

Алый парус – символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех, все – за одного». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» - знающие и надежные организаторы, верные товарищи. К ним идут за советом, за помощью и они бескорыстно оказывают ее. Здесь нет пассажиров, все – члены экипажа. Вместе радуются удачам, огорчаются, когда кому-нибудь плохо. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, не скажешь, что здесь готовы в любую минуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Стремление к этому есть, но и его еще надо подтвердить делами. Случается, что буря и несчастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.

«Горящий факел»

Настоящий коллектив - тот, который не удовлетворен собственным благополучием, и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, бескорыстно стремиться принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собою «горящий факел», освещающий дорогу другим. Горящий материал для этого огня – дружба, взаимопонимание, ответственность, каждого не только за себя, но и за весь коллектив и дела всего общества.