Групповая сплоченность. (Материал для Выступления)

Трипуть Мария Вячеславовна

В материале раскрываются теоретические и практические аспекты работы по групповому сплочению классных коллективов. Материал пригодится для работы классным руководителям, педагогам-психологам, социальным педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_seminara_shmo_grup.splochennost.docx28.93 КБ
Office presentation icon gruppovaya_splochenost.ppt261 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО ШМО классных руководителей

Тема выступления «Групповая сплоченность»

Примерно в возрасте 10 лет основной потребностью и ведущим типом деятельности становится общение. Причем класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Структура личных взаимоотношений в классе:  Социометрические статусы:

  1. «Звезды»  - 1(2) человека
  2. «Предпочитаемые»- 3(4) человека
  3. «Принятые»- 10 – 15 человек
  4. «Непринятые» - 1-3 человека
  5. «Пренебрегаемые»- 1(2) человека

Статус ученика характеризуется неустойчивостью. Отмечается что с возрастом возрастает дифференциация своего отношения к сверстникам, и соответственно эта неустойчивость еще более увеличивается. При чем говорят о большей неустойчивости неблагоприятного положения по сравнению с благоприятным.

Это свидетельствует о том что почти нет таких детей, которые хотя бы какими-то чертами не импонировали своим одноклассникам. Иначе говоря, у каждого ученика есть такие положительные черты, опираясь на которые педагог может добиться улучшения его положения в системе личных взаимоотношений.

Различные нарушения взаимоотношений детей со сверстниками не изживаются сами по себе по нехитрой обывательской формуле: сегодня поссорились – завтра помирятся. Для решения этой задачи необходимо  знать, не только в каком положении находится каждый ученик, но и причины, обусловливающие это положение.

Положение ученика зависит от:

  1. его личных качеств
  2. от общественного мнения, которое господствует в коллективе, от субкультуры класса.
  3. от отношения к нему учителя.

Понятие о групповой сплоченности.

Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Факторы, способствующие групповой сплоченности:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы;
  • достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному)
  •  атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия; - Индивидуальный подход к каждому ученику, внимание, поддерживающее общение, обращение к нему по имени а не по фамилии. общеклассное  обсуждение проблем класса или какого-либо ученика (разумеется не личных), совместный поиск их решения. Организация классного фотоальбома, выставки достижений и т.п. и его пополнение. Также книга жалоб и предложений. , дневник класса. И т.п.
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;  - совместная подготовка к мероприятиям, распределение обязанностей, ответственности. Проведение тематических классных часов, чаепитий, отмечание день рождений подведение итогов в конце недели, четверти, организация классных праздников. Задействование родителей в помощи детям. Организация выездов в интересующие и развлекающие ребят места (театры, музеи, галереи, цирк, зоопарк).
  • привлекательность Руководителя как образца, модели оптимально функционирующего участника; - создание и поддержание авторитета Кл. рук-ля
  • квалифицированная работа руководителя, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности; - проведение игр на сплочение на классных часах. Организация руководителем действующего самоуправления в классе (разные комитеты)
  • наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении; - Организация конкурсных вечеров, КВНов в параллелях и т.п.

Стадии развития сплоченности

Известно, что изменение сплоченности отражает специфику групповой динамики. Сплоченность определяется как степень, с которой члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе.

Так, на первой стадии развития группы сплоченности как таковой нет, члены коллектива не знакомы или только что познакомились друг с другом. Отсутствие сплоченности отражается в том, что в группе практически нет межличностного общения, цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение, не возникает чувства «мы». На этой стадии в школьном коллективе при возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу. Например, если ученик забыл ручку, он сообщает об этом учителю, педагог просит запасную ручку у кого-то из одноклассников и передает ее ученику.

На следующей стадии в учебном коллективе появляются подгруппы, завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. Как мы видим, на этом этапе формируется сплоченность, но она не распространяется на группу в целом, а лишь на отдельные ее составные элементы: пары, тройки. Такие подгруппы в школьном классе часто предопределены местом жительства: дети в школу и из школы добираются вместе, обсуждают какие-то темы, завязываются дружеские отношения. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.

На третьей стадии в группе актуализируется борьба за лидерство. В классе появляются нормы общения, члены коллектива самостоятельно решают возникающие трудности. Развитие группы на этом этапе может быть драматичным, если не один, а несколько лидеров претендуют на власть. В этом случае класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт. Но даже если лидер один, еще не вся группа объединяется вокруг него. Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.

И, наконец, на четвертой стадии развития группы отмечается самая высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи, высокой привлекательности группы для ее членов, развитой неформальной структуре. Цели группы интериоризованы школьниками, класс выступает как единое целое. Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.

Подходы работы ведущего

Можно выделить основные подходы работы ведущего, которые позволяют сконцентрироваться на цели тренинга (в соответствии с данными подходами осуществлялся подбор упражнений): контакт, коммуникация, кооперация.

Контакт позволяет сократить психологическую дистанцию между участниками группы, а также создать доверительную атмосферу в классе. Для реализации этого подхода включены упражнения, связанные с непосредственным физическим контактом (например: «Поздороваемся», «Построимся», «Рисунок на спине» и др.), что позволяет развивать отношения внутри класса. Так называемые «отверженные» в упражнениях на отработку контакта получают возможность включаться в общегрупповой процесс.

Коммуникация подразумевает развитие навыков партнерского общения, а также открытое обсуждение проблем группы (организованное и контролируемое ведущим). На осуществление подхода направлены следующие упражнения: «Паровозик», «Поменяйтесь местами», «Рисунок на спине», «Пазлы» и т. д. Помимо формирования навыков партнерского общения, упражнения позволяют развивать эмпатию.

Кооперация позволяет участникам группы получить навыки работы в команде, достижения групповых целей. Известно, что стремление к достижению общих значимых целей существенно повышает сплоченность группы. Для реализации подхода включены упражнения, направленные на групповое взаимодействие: «Кочки», «Пазлы», «Коллаж»» и др., в которых класс достигает успеха только тогда, когда вся группа работает над решением задачи. Упражнения стимулируют лидерские процессы в группе, развивают эмпатию.

Помимо перечисленных групп упражнений, в программу также включены упражнения на самопознание («Хорошие и плохие поступки», «Прекрасный сад» и подобные). Эти задания позволяют решить две задачи. Во-первых, участники заинтересованы в получении информации о себе, и упражнения, таким образом, сохраняют и поддерживают интерес к занятиям. Во-вторых, включение в программу упражнений на самопознание предполагает самораскрытие, а также получение информации об одноклассниках. «Узнавание» друг друга способствует росту сплоченности в группе за счет «открытия» в непринимаемых членах класса позитивных сторон, обнаружения общего с другими одноклассниками.

Важным условием успешности работы по программе является позиция ведущего - именно от его поведения, установок, реакции на происходящее зависит вектор направленности сплоченности. Тренером используются следующие особенности обратной связи в группе: поддержка позитивного поведения (эмпатии, сотрудничества) и спокойное, взвешенное отношение к негативным проявлениям (соперничество, оценки, выпады в чью-то сторону). Чаще всего это проявляется при рефлексии в конце упражнений и занятий в целом. При возникновении конфликтных ситуаций задача ведущего состоит в том, чтобы не решать проблему, а стимулировать группу самостоятельно найти самое эффективное решение. Такая же позиция сохраняется при выполнении классом заданий на групповое взаимодействие.

Стоит отметить также, что ведущему важно распределять свое внимание так, чтобы каждый участник тренинга получал его в равной степени. Поддержка особенно важна для тех подростков, которые испытывают трудности в общении с одноклассниками. В целом поведение ведущего должно выступать моделью партнерского общения, так как он является тем взрослым, который своим примером демонстрирует, как можно быть успешным в общении.

Практика:

  1. Разминка.

Упражнение «Передай рукопожатие»

Упражнение «Построимся»

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

2)

 «Рисунок на спине»

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

 

«Пазлы»

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. (Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.

Обсуждение в общем кругу. Каждая команда рассказывает, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания.

3) Завершающее упражнение

Спасибо!

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Голицынская СОШ №1 Коллектив. Групповая сплоченность и методы ее создания Педагог-психолог Трипуть М.В. Голицыно, 2009

Слайд 2

Структура класса: Социометрические статусы: «Звезды» (1(2) человека) «Предпочитаемые» ( 2-4 и человека) «Принятые» ( 10 – 15 человек) «Непринятые» (1-3 человека) «Пренебрегаемые» (1(2) человека)

Слайд 3

Положение ученика зависит от: его личных качеств от общественного мнения , которое господствует в коллективе, от субкультуры класса от отношения к нему учителя

Слайд 4

Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе , характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Слайд 5

Факторы, способствующие групповой сплоченности: Общие интересы, взгляды, ценности и ориентации; Атмосфера безопасности, доброжелательности, принятия; Активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников; Привлекательность кл. руководителя как образца, модели оптимально функционирующего члена класса; Квалифицированная работа руководителя, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности; Наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;

Слайд 6

Стадии развития сплоченности… I стадия: Сплоченности как таковой нет. Члены коллектива еще плохо знакомы. Цели перед группой ставятся извне и также извне контролируется их выполнение. При возникновении каких-то трудностей ученики обращаются за помощью не друг к другу, а к педагогу.

Слайд 7

II стадия Появляются подгруппы , завязываются неформальные отношения между отдельными учениками. На этой стадии появляется чувство «мы», но это чувство включает в себя только сформированные пары и тройки.

Слайд 8

III стадия Актуализируется борьба за лидерство . В классе появляются нормы общения , члены коллектива самостоятельно решают возникающие трудности. Класс может расколоться на «группы поддержки» лидеров, между ними чаще всего возникает конфликт . Чувство «мы» включает в себя не только ближайших друзей, но и отдельные группировки.

Слайд 9

IV стадия Высокая сплоченность, которая проявляется во взаимопомощи , высокой привлекательности группы для ее членов , развитой неформальной структуре . Цели группы интериоризованы школьниками, Класс выступает как единое целое . Ученики, говоря «мы», включают в это понятие весь класс, а не отдельную подгруппу.