Детский аутизм
Материал презентации посвящен проблеме детского аутизма, с рассмотрением причин. признаков и симптомов, диагностированию и лечению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детский аутизм определяются аутистической отгороженностью детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием (асинхронностью развития) психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности . В 1867 г. Henry Maudsley впервые описал данное расстройство. В 1943г. Leo Kanner в труде « Аутистические расстройства аффективного общения» дал отчетливое описание этого синдрома, назвав его «инфантильным аутизмом». Детский аутизм начинается в возрасте до 3 лет, постепенно прогрессируя, приводит больного к тяжелым психическим проявлениям в виде нарушения свойств личности и интеллектуальной недостаточности . Основные понятия и определения
Причины аутизма у детей Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически. Большинство ученых считает, что аутизм детский – наследственное заболевание. Однако дети-аутисты рождаются в абсолютно благополучных семьях. Ученые выяснили, что чаще всего аутизм поражает первенцев. Не исключают, что причиной данного заболевания является вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка) матери во время беременности. Она способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка, что в дальнейшем приводит к детскому аутизму .
Признаки и симптомы аутизма Аутизм у детей является загадочным заболеванием, при котором у каждого пациента имеются свои симптомы. Однако каждому больному аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого заболевания. Признаки и симптомы детского аутизма зависят от возраста: ранний аутизм (у детей до двух лет ); детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет); подростковый аутизм (у тинейджеров от одиннадцати до восемнадцати лет ); аутизм взрослых.
Протекание детского аутизма Синдром детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3—5 лет. В большинстве случаев к этому времени определяются окончательная задержка в развитии инстинктивной жизни, моторики, особенно тонкой, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аутистическое поведение в целом. После достижения ребенком 5—6 лет проявления синдрома Каннера , частично компенсируясь, сглаживаются, но это менее всего касается нарушений умственного развития. У детей нередко формируется выраженный олигофреноподобный дефект с аутистическими формами поведения. Иногда на фоне основных проявлений синдрома Каннера возникают неврозоподобные , аффективные, кататонические или полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз .
Признаки и симптомы аутизма в возрасте от 2 до 11 лет
Признаки и симптомы аутизма в возрасте старше 11 лет
Родительская диагностика аутизма Как распознать аутизм? Поможет тест на аутизм для маленьких детей под названием CHAT. Чтобы выявить патологию, нужно отвечать да или нет на следующие вопросы: Нравится ли ему, когда его держат на руках или укачивают? Есть ли интерес к другим детям? Нравится ли играть с вами? Имитирует ли ребенок действия в игре? Ребенок указывает на предметы собственным указательным пальцем? Приносит ли ребенок игрушку, чтобы показать родителям, хоть иногда? Смотрит ли он в глаза незнакомым? Если ему сказать «Смотри» или назвать предмет и указать на него пальцем, он будет смотреть на палец или на предмет? Если спросить ребенка, где находится предмет, покажет ли он его пальцем?
Врачебная диагностика Диагноз ставит комиссия в государственной психиатрической клинике в составе таких врачей: детский психиатр, детский невролог, педиатр, детский психолог, логопед . Диагностика основывается на наблюдении вышеуказанных специалистов за ребенком, проведении ими некоторых тестовых шкал. Тесты на аутизм называются: Шкала оценки неадекватного поведения, Шкала Коннорса , Опросник для диагностики аутизма. Также при подозрении на аутизм проводится такое обследование: ЭЭГ, МРТ головного мозга, допплерография сосудов головы и шеи, при необходимости ребенку нужно проконсультироваться у смежных специалистов: генетика, гастроэнтеролога . Данное обследование не показывает , есть аутизм у ребенка или нет, но исключает вероятность того, что симптомы, которые у него проявляются, не возникли в результате какой-либо другой причины (например, опухоли мозга).
Степени тяжести аутизма 1 степень – легкая. Дети могут общаться, но в необычной обстановке легко теряются. Движения неловкие и медленные; ребенок не жестикулирует, его речь амимична . Иногда таким малышам ставят диагноз «Задержка психического развития »; 2 степень. Дети не создают впечатление замкнутых или отрешенных. Они много говорят, но при этом ни к кому не обращаются. Особенно они любят повествовать о сфере своих интересов, которую изучили досконально; 3 степень. В привычной обстановке ребенок нормально себя ведет, но при посещении новых мест у него случается приступ паники или самоагрессии . Такой больной путает местоимения, отвечает бесполезными штампами; 4 степень – самая тяжелая. Дети не реагируют на обращение, не смотрят в глаза, практически не говорят. Если им комфортно, они часами сидят, глядя перед собой, дискомфорт проявляется в криках и плаче.
Группы детей-аутистов по классификации О.С.Никольская 1 группа - дети с наиболее тяжелыми нарушениями, которым коммуникативная речь в принципе не доступна. Ребенок манипулирует отдельными звуками, носящими чисто аффективный характер и не служащими целями контакта, отмечается много аутоэхолалий . Продуцировать отдельные слова эти дети могут лишь в аффективных ситуациях. 2 группа - дети , у которых речевое развитие менее затруднено. Первые слова могут появится в нормальное время, элементарная фраза складывается к трем-четырем годам, но дальнейшего ее усложнения не происходит. Словарь представляет собой бедный набор от дельных слов-штампов. Характерны не только аутоэхолалий , но и эхолалии на уровне отдельных слов и простых фраз. 3 группа - дети , обладающие достаточно большим словарным запасом, рано усвоенной фразовой речью и способностью к сложным речевым оборотам, которые, тем не менее, затрудняются в свободном оперировании речью и пользуются стереотипным набором фраз.
Лечение аутизма у детей Лечение аутизма у детей – это долгий, трудный, сложный процесс, истощающий и психологически, и физически. Родители таких детей должны приготовиться к тому, что борьба с болезнью будет долгой и необязательно успешной. Лекарственные препараты при лечении детского аутизма бесполезны. Однако они могут купировать сопутствующую симптоматику. Социальная адаптация и психиатрия – главные способы лечения аутизма. Правила , которые необходимо выполнять при лечении ребенка, больного аутизмом: Лечение ребенка должно происходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, на улице. Родителям придется не только водить ребенка к психологу, но и самим посещать его, так как заниматься с ребенком-аутистом – задача не из легких и сильно сказывается на психике самих родителей. Нужно выбрать опытного и высококвалифицированного психиатра, который сможет заниматься ребенком длительное время, так частая смена врачей приводит к ухудшению состояния ребенка.
Лечение аутизма у детей В лечении ребенка-аутиста главным является повторение. Каждый день нужно повторять одни и те же навыки, чтобы ребенок смог научиться их делать. Даже после того, как ребенок запомнит что-то, нужно будет периодически к этому возвращаться. Родителям нужно отдыхать от лечения ребенка, так как это очень тяжело психологически – очень много заниматься с ребенком и не всегда видеть улучшения. Поэтому хотя бы раз в год родители должны уезжать на отдых. У ребенка должен быть точный распорядок дня. Родители ребенка должны познакомиться с родителями других детей-аутистов . Общение с ними поможет легче относиться к заболеванию своего ребенка. Существуют группы, в которых такие родители делятся опытом, радуются успехам детей. Нужно научиться владеть вниманием ребенка, для чего требуется по несколько раз обращаться к нему по имени и никогда не повышать на него голос. Нельзя изменять обстановку, к которой привык ребенок.
Спасибо за внимание